Главная » Митрополит » Проповеди » Проповеди на триодные праздники и воскресные евангельские чтения » Проповедь в неделю святых отец Первого Вселенского Собора

Проповедь в неделю святых отец Первого Вселенского Собора

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья

    Сегодня память святых отец Первого Вселенского Собора. Перед праздником Святой Троицы Церковь прославляет тех, кто утвердил истинное учение о Божестве Сына Божия и Бога Отца. Первый Вселенский Собор был созван святым равноапостольным царем Константином в Никее в 325 году против ложного учения Ария. Арианская ересь родилась, как все ложные учения, от гордого ума. Арий стал учить, что лишь Бог Отец — Бог истинный, а Сын сотворен Богом Отцом и только подобен Ему.

    В сегодняшнем апостоле сказано пастырям Церкви: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой».

    В истории Святой Церкви мы видим — во все времена приходилось оберегать Христовых овец от тех волков, которые привносили ложь в учение о Боге.

    Святые отцы на Первом Вселенском Соборе, тщательно рассмотрев Божественное писание и апостольские предания, увидели, что во многих местах говорится о единосущности Бога Отца и Бога Сына.

    Сегодня мы слышали в Евангелии слова молитвы Исуса Христа к Богу Отцу. Казалось бы, если обращение в молитве, то значит тот, кто обращается, зависим и неравен тому, к кому обращается. Но вспомним, какими словами молился Исус перед воскрешением Лазаря: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня» (Ин. 11, 41). То есть Христос прежде просьбы уже благодарил Отца, показывая, что все, о чем Он собирается просить, уже совершилось. И в сегодняшней молитве Он также говорит: «Отче! Прославь Сына Твоего, и Сын Твой прославит Тебя». А затем говорит: «Я прославил Тебя на земле, и ныне прославь Меня Ты, Отче». То есть прославление Отца — условие прославления Сына и наоборот. И когда Господь молится о людях, Он говорит: «Они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое», — то есть Отец Сам открыл все людям. Но тут же видим, что знание об Отце люди получили только от Сына: «Я открыл имя Твое человекам, слова, которые Ты дал Мне, Я передал им» (Ин. 17, 6).

    Именно Сын дает людям жизнь вечную и молит за них Отца, хотя они принадлежат и Сыну. Во всем Евангелии нет противоречий, поскольку там логика не земная, а Божественная, небесная, которую мы иногда понимаем не сразу.

    Христос принял человеческое естество, но при этом остался совершенным Богом, между Ним и Отцом нет границ, нет разделения во времени и зависимости между просьбой в молитве и выполнением ее. У лиц Святой Троицы одна воля. Христос с жертвенным послушанием говорит Отцу: «И все Мое Твое, и Твое Мое», — потому что Они единосущны и неразделимы.

    На Первом Вселенском Соборе, где собрались святые отцы из всех стран тогдашнего христианского мира, утвержден был догмат о единосущности Сына Божия с Богом Отцом. Слово «единосущный» породило много жарких споров, в которых это понятие утвердилось, потому что только лишь Сын Божий, единородный и единосущный Отцу, восприявший человеческую природу, мог уврачевать и очистить ее от греха, вознести ее на небеса, принести Себя в жертву за весь мир, взяв на Себя наши грехи, открыть путь в Царство Небесное к вечной и блаженной жизни.

    Еретики через свое нечестивое учение хотели отнять у христиан силу и славу, утешение и очищение, чем был и есть для всех верующих — Господь Исус Христос. Сегодня мы утверждены святыми отцами, что Христос — Истинный Бог, Отец будущаго века, творящий безчисленные чудеса, всемогущий над ангелами и злыми духами, владеющий небом и землей, жизнью и смертью, могущий из грешников через покаяние сотворить праведников благодатию Святаго Духа, укрепляющий подвижников и мучеников, наставляющий и вдохновляющий Своих учеников, которые стали из слабых могучими и могли уверенно сказать: «Вся могу в укрепляющем мя Исусе Христе» (Флп. 4, 13).

    Драгоценное наследие Православия, незыблемо утвержденное в богодухновенных определениях на семи Вселенских Соборах, даровало православным твердое ограждение и опору, торжество над ересями и расколами.

    История Вселенских Соборов поучительна для нас тем, что она свидетельствует о великой ревности в деле охранения истин веры и преданий церковных от произвольного измышления. Мы помним и глубоко чтим ревнителей древнего благочестия, сохранявших в послераскольную историю Русской Православной Церкви целостность и чистоту православия, мужественно противившихся сильным мира сего, которые впали в ересь. Приверженцами истины Христовой было посрамлено равнодушие и безразличие в соблюдении преданий и обрядов. И ныне ревнители не по разуму и гордые обличители, с затаенной целью подорвать доверие к Церкви, стремятся отвлечь от единомыслия в вере и разрушить союз христианской любви. Будем блюсти себя от лжеучителей и раздорников, поминая завет апостола: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, утверждайтесь» (1 Кор. 16, 13).

    Христос в Своей молитве просит Отца о даровании благ не для всех, а лишь для тех, кого дал Ему Отец. Почему же Господь молится не о всем мире? Он пришел в мир спасти каждого человека. Мы сейчас живем в то время, когда благая весть Евангелия проповедана по всей земле, почти везде слышится слово Божие, на все языки переведено Священное Писание. Везде слышен голос Христов, но не все отзываются на него. Человек по своему существу принадлежит двум мирам — небесному и земному. Душа человеческая, предназначенная к жизни небесной, имеющая источник жизни своей в Боге, всеми силами устремляется к Нему, как растение к свету. Посему сказано справедливо — душа наша по природе христианка, поскольку Творец, вдохнувший в человека душу живую по образу Своему, положил для нас неизменный закон общения и единения с Собой. После греховного отпадения от Бога и лишения райского безсмертия наши несчастья и падения могут быть прекращены только с восстановлением нарушенного грехом союза с Богом — Источником жизни и блаженства. И посему христианину важна и значима жизнь души, ее нравственное развитие и преуготовление для вечной жизни в духовном мире Царства Божия. Наша земная жизнь с ее несчастьями, болезнями, лишениями есть лишь переходное состояние к жизни вечной, и поэтому нам не подобает страшиться земных тягот, а должно страшиться греха, который, как хищник, лишает духовного общения с Творцом, ввергает в смерть вечную и адскую муку. Царство Небесное — это Царство любви, совершенства, правды и красоты. Поэтому только тот человек, который употребил жизнь для спасения, чтобы через Божественное Слово обратить свою душу к совершенству, любви и смирению, становится участником Божественной жизни, начинает видеть Творца. Вот о ком молится Исус Христос. О тех, которые одного с Ним духа, о тех, которых дал Ему Отец, чтобы привести их ко спасению.

    В силу нашей греховности мы не можем воспринимать слово Евангелия во всей полноте. Мы должны так настроить нашу душу, чтобы все мирское ушло, и тогда может начаться жизнь духовная. Чтобы душу свою подготовить для Царства Небесного, нужно довести ее до Божественного совершенства, как призывает нас Господь: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!» Этого совершенства мы можем достичь только через Церковь, через молитву, покаяние и причащение.

    Всю свою жизнь надо настроить в созвучие с заповедями Божиими. Но если мы живем по законам греха, то в душе нашей звучат мирские греховные созвучия, заглушающие небесную песнь. Когда все струны нашей души настроены по Божественным заповедям, то в нас отзывается Божественная песнь. Поэтому тот, кто настроил этот Божественный инструмент — свою безсмертную душу, вложенную в нас Богом, — только тот входит в Царство Божие, вступает в хор, звучащий на небесах, становится участником Божественного пения, начинает слышать Творца — Создателя этой неземной песни.

    Поэтому, чтобы свою душу подготовить к Царствию Божию, нужно отдалиться от мира с его грехами и страстями, чтобы ничто мирское ею не владело. Это не значит быть в полной изоляции от мира. Нет, достаточно войти в клеть своего сердца, преодолевая страсти и пороки, тем обрести в душе тишину, мир и покой. Вот поэтому Христос говорит Отцу: «Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне». Если мы будем пребывать в постоянном духовном труде, делая каждый прожитый день шагом к Богу, исполнением Его заповедей, тогда получим «совершенную радость» познания Бога и соединения с Ним, созерцания Его красоты и совершенства. Познать Творца можно только через Его Сына — Исуса Христа, живого Бога, победившего мир.

    Братие и сестры, сегодня мы с благоговением и благодарностью обращаемся к подвигу святых отец, которые перед лицом лжи на Сына Божия провозгласили веру в то, что Он — живой Бог, очистивший нас от греха, освятивший наши души и тела, соединивший человека с Творцом.

    Наши благочестивые предки во времена гонений на Церковь, будь то первые века христианства или послераскольные испытания, несмотря на все трудности, отстояли веру в чистоте, сохранили наше драгоценное глубокое уставное богослужение.

    Апостол говорит, что мы должны прославлять Бога и в душах, и в телесах, что придет время, когда Сын Божий, покорившийся Отцу, все покорит, все Ему предаст, и будет Бог «всяческая во всем». Нам надлежит трудиться над тем, чтобы эти слова сбылись, чтобы Святой Дух осенил нас, чтобы в душе зазвучала песнь небес, зовущая к созиданию Царства Божия, которое внутри нас, а через это вселение в обитель вечного блаженства.