Проповедь в Неделю пятую Великого поста

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.
  • Приглашение на торжества, посвещенные Неделе свв. Жен-Мироносиц
  • Интервью митрополита Корнилия для телеканала Царьград

Приближаются дни, когда Святая Церковь воспоминает спасительные страдания Господа нашего Исуса Христа, и поэтому в нынешнее воскресение читалось Евангелие, в котором Господь предсказывает ученикам будущие Свои страдания: Вот мы восходим в Иеросалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убиют Его, и в третий день воскреснет (Мк. 10, 33).

Господь рассказывает ученикам о Своих будущих испытаниях, описывает подробности Своего унижения, мучений и смерти. Он добровольно готов испить эту горькую чашу страданий за мир, проявив безмерную любовь и долготерпение ради нашего спасения. Вся земная жизнь Господа Нашего Исуса Христа, с младенчества до крестной смерти и Воскресения, есть чудное, любвеобильное служение спасению рода человеческого. Как Он Сам сказал: Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но да послужит и даст душу Свою за избавление многих (Мк. 10, 45).

Господь пострадал за наши грехи, пострадал потому, что иначе не могло совершиться наше спасение; пострадал для того, чтобы мы познали путь спасения, к которому мы всеми силами должны стремиться. Он, безгрешный, принял добровольно на Себя наши грехи, то есть принял за нас всю ответственность и наказание, которое нам бы следовало претерпеть как грешникам. Се агнец Божий, вземляи грехи мира (Ин. 1, 29), — говорит Евангелие, а апостол о Спасителе добавляет: Он предан за прегрешения наша (Рим. 4, 25).

Мысль о том, что Сын Божий пострадал именно за каждого из нас, за наши грехи, наполняет сердце благодарностью и состраданием к Божественному Страдальцу и ненавистью к грехам, если мы понимаем, что наши грехи, которые мы часто не замечаем и забываем, стоили Сыну Божьему крови и смерти.

Вот приближаются дни страданий нашего Спасителя — дни, в которые совершилась последняя жертва Его за грехи мира, завершившаяся на Кресте, на котором Он воскликнул: Свершилось! Его пречистое Тело и честная Кровь подают нам очищение и обновление, оживотворяют наши души, служат нашему спасению.

Почему же необходимо было Сыну Божию пострадать за наши грехи? Не мог ли Всемогущий и Премудрый Бог вместо страданий и смерти Своего Единородного Сына найти иной способ к нашему спасению? Мог ли Милосердный и Человеколюбивый Бог просто простить нас и помиловать или спасти нас одним учением, заповедями, страхом будущих мук, обещанием рая, но при этом не принося Крестной жертвы Сына?

На это отвечает святой Афанасий Великий, говоря: «Надобно смотреть на то, что для людей полезно, а не на то, что Богу возможно; конечно, мог бы Бог спасти человека и одним словом Своим; но тогда видна была бы одна сила Божия, а человек сам по себе остался бы прежним, и при новых искушениях ко греху он, как знакомый уже с грехом, снова грешил бы, и Богу снова всякий раз следовало бы прощать его, и так в бесконечность».

В самом деле, что это было бы за спасение, когда Сам Бог соблюдал бы Свои законы, а человек оставался бы неочищенным от греха? Нет, за наши грехи Спаситель должен был пройти крестным путем, послужившим нам образцом спасения, и принести Себя в жертву, чтобы очистить и излечить нашу душу и совесть, больную грехом, удалившуюся от Бога. Об этом говорит апостол: Кровь Христова, иже Духом Святым Себе принесе непорочна Богу, не очистит ли совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу и истинну (Евр. зач. 321).

Поэтому только кровь Исуса Христа как кровь Непорочной Жертвы могла примирить нас с Богом. Так было сделано, и поэтому сказано апостолом: Един есть Бог, и един ходатай Богу и человеком — человек Христос Исус, давыи Себе избавление за всех (1 Тим. 2, 5).

Выше приведенные слова святого Афанасия Великого: «Надобно смотреть на то, что для людей полезно, а не на то, что Богу возможно» — очень созвучны сегодняшнему Евангелию, в котором повествуется о том, как Христос восходил в Иеросалим на распятие, но ученики Его Иаков и Иоанн, дети Зеведеевы, подумали, что Он идет воцариться, то есть стать царем Иудейским. И вот они, проявляя честолюбие, посылают свою мать к Господу с просьбой о сопричастности воцарению, а потом сами приступают к Нему, говоря: хотим мы, чтобы в то время, когда Ты будешь Царем Израильским, сесть нам одному возле Тебя по правую, а другому по левую руку, дабы и мы могли быть участниками Твоего Царствия — Даждь нам, да един одесную Тебе, а един ошуюю Тебе сядева во славе Твоей (Мк. 10, 37).

Христос отвечает Своим ученикам и сродникам Иакову и Иоанну: Не ведаете, что просите, то есть сами не знаете, чего хотите. Они просили того, чего не следует просить, ибо Исус Христос пришел служить людям в деле спасения: Царство Мое несть от мира сего (Ин. 18, 36). Они просили у Того, Кто восходит в Иерусалим, чтобы умереть, а не воцариться, быть распятым на Кресте, а не восседать на престоле, чтобы увенчаться терновым, а не царским венцом: тут не слава и честь, а страдания и унижения: И поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его (Мк. 10, 33).

Апостолы, которые не так давно сказали: Се, мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом (Мф. 19, 27), теперь ищут почести и чинов, просят Того, Кого народ безуспешно хотел сделать своим Царем, Кого в скором времени осудят на смерть.

Мы видим, что Христос не воздает почестей за родство и дружбу, но только по достоинству, и в Царствии Его будет тот, кто потрудится, кто пострадает, кто пройдет Его крестным путем.

Мы прибегаем к Богу, надеясь, что Он может сделать нам необходимое, ибо велии Господь наш, и велия крепость Его (Пс. 146). Как Всемудрый, Он ведает, что нам нужно — Знает бо Отец ваш, их же требуете (Мф. 6, 8), как Всеблагий, Он хочет сделать для нас все необходимое ко спасению, и в этом щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102). И тем не менее, некоторые обращаются часто не к тем путям, которые ведут нас к Богу. Так, заболев, они могут обратиться за излечением к так называемым целителям, то есть экстрасенсам и ворожеям, вместо того чтобы с верой обратиться к Богу, Который по Своему всемогуществу и больных исцеляет, и мертвых воскрешает; а о ворожбе и чародействе апостол сказал: Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающее и прельщаеми (2 Тим. 3, 13). Поэтому нам, христианам, в бедах и болезнях подобает, не вступая на путь дьяволова волшебства, обращаться к Богу с молитвой, надеждой и верой — Уповай на Него, и Той сотворит (Пс. 36), ибо Он всемогущ, всемудр и всеблаг.

Но, обратившись к Господу, о чем Его умолять? На это отвечает Иоанн Златоуст: «Проси о том, что для тебя, просящего, полезно и для Него, подающего, приличествует», то есть проси вещи полезные для спасения души и приличные для Бога. Но трудность заключается в том, что мы порой не знаем, как говорит апостол Павел, что нам полезно и о чем нужно просить у Бога: О чесом бо помолимся, яко же подобает; не вемы (Рим. 8, 26).

Апостол говорит: Все мне можно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Этим он нам внушает не все считать полезным из того, что кажется нашему ограниченному разуму таковым. Мы должны молиться, чтобы Бог посылал нам благодать Святаго Духа, наставляя нас, о чем действительно прилично молиться, Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей (Пс. 142), — просит Господа псалмопевец Давыд. О том, что Бог дает такое дарование молящимся, говорит апостол: Сам Дух ходатайствует о нас воздыханием неизглаголанным (Рим. 8, 26).

Причина того, что мы не знаем точно, что нам полезно, заключается в том, что человеческая воля по природе неустойчива и легко изменяется: сейчас хочет одного, потом другого. Воля наша бывает развращена и слепа; иногда на плохое смотрит как на хорошее, часто не отличает полезного от вредного, добродетели от греха. В тропарях покаянных, читаемых нами по кафизмах, есть такие слова: Мене же непорочна сотворил еси, и аз, свою волю взем, осквернился весь. Дал еси, Господи, волю человеку, мне же не давай. Человек есть естеством, а нравом и скотины хуждьше… Даждь ми Твоей воли повинутися, да очищусь от грехов.

Желания и вкусы у нас различны и прихотливы, многое мы желаем сделать по-своему; сколько голов, столько и умов. И если бы Бог захотел исполнять желания каждого из нас, то мир превратился бы в хаос. Бог создал человека позже всех Своих творений, и человек, видя уже созданное, должен удовлетвориться тем, что Бог сотворил все добро зело (Быт 1,31), и не требовать от Бога исполнения своих желаний.

Справедливо сказал святой Иоанн Златоуст: «Не зная многого из полезного нам, мы просим бесполезного». Так, кто-то просит у Бога здоровья, но, может быть, с течением времени от этого умножатся и его грехи. Просят богатства, но, может быть, оно послужит причиной погибели. Просят славы, но, чем больше возвысимся, тем можем ниже и больнее упасть. Итак, желание наше часто ошибочно, и только воля Божия неуклонно стремится к добру и к нашему спасению. Нам остается только подчиниться Его воле, желать того, что хочет Бог, и говорить в своих молитвах: Отче наш… да будет воля Твоя, или молиться, как святой Петр Студийский, обращаясь к Богородице: Не попущай, Пресвятая, воли моей совершатися, неподобна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего. Предав себя в руки Божии в болезнях, скорбях, нуждах и лишениях, мы отдадим себя всемудрому и всеблагому Отцу, Который знает, что нам полезно и необходимо. Он знает, что для нас лучше в этом мире: быть больным или здоровым, богатым или бедным, мудрым или неученым, возвыситься до великих почестей или оставаться в неприметном, скромном положении, иметь детей или быть бездетным, быть всеми любимым или ненавидимым, жить долго или умереть скоро… Мы порой не знаем, что для нас полезно, но это знает Бог, и поэтому, доверимся Ему, сказав: Не яко же аз хощу, но яко же Ты…да будет воля Твоя. Итак, во всех своих нуждах будем обращаться только к Богу, просить только то, что Ему угодно, и, следовательно, нам полезно, в противном случае к нам будут обращены слова Христа: Не вестася, чесо просита.

Будем же молиться о том, чтобы совершалось угодное Богу, но произносить молитву эту будем с великим трепетом и страхом, поскольку мы находимся в грехах. Послушаем, что говорит Бог устами пророка Исаии: Егда простираете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас; и аще умножите моления, не услышу вас, ибо руки ваша исполнены крове (Ис. 1,15). Пророк говорит о нашей греховной нечистоте, о крови плотских осквернении. Об этом говорит и сам Бог: Измыйтеся и чисти будете (Ис. 1, 16).

Очищение наше происходит в исповеди, покаянии, плаче о грехах. И если возопием на исповеди священнику, а через него Богу — согрешил, прольем слезы,  то этим мы будем очищены, омыты, прощены. Об этом обновлении говорит святой Иоанн Златоуст: «О великое человеколюбие, о безмерная благость! Бог совершенно оправдывает грешника после того, как он исповедует свои грехи и даст обещание на будущее время». Только не следует терять это время, откладывая исповедь, особенно теперь, когда мы приближаемся к концу Великого поста, когда мы вместе с Христом восходим в Иерусалим, когда подходим к святым дням страданий Христовых. И если мы очистимся и омоемся от грехов в покаянии, то Бог несомненно дарует нам прощение и все блага Небесного Царства, как это произошло в жизни преподобной Марии Египетской, память которой мы сегодня почитаем.

В ряду великопостных седмиц Святая Церковь совершает ныне память преподобной Марии Египетской. Православная Церковь воздает ей особую честь, почитая имя ее несколько раз в году. Только недавно, в минувшую среду, совершалась служба «Мариино стояние», на которой читалось ее житие, а также и покаянный канон св. Андрея Критского. Канон этот есть покаянный плач души, в нем мы видим назидательную историю человеческого претыкания о камень грехов и соблазнов, о борьбе со страстями, слышим отчаянный человеческий зов к Богу о помощи и ответный дар Его силы и любви. Покаянный канон призывает нас найти силы вырваться из плена страстей и соблазнов, и превратить свою жизнь в благодарение Богу. Мы должны помнить, как говорит апостол Павел, что всё нам возможно в укрепляющем нас Господе Исусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. Но не в той ленивой, беспомощной, бесплодной немощи, а в другой немощи, которая рождается, когда мы стремимся всеми силами души творить добрые дела, жить по заповедям Евангелия, восходить по Лествице добродетелей. Но, не надеясь на свои слабые силы, зная свое малодушие, лень и уныние, мы должны отдавать себя послушливо и кротко в руки Божии, исполняя только Его волю, надеясь, что только Его силой совершится то, о чем мы мечтаем, идя ко спасению. И тогда сила Господня подкрепляет нашу немощь, как ветер наполняет поникший слабый парус, и приводит нас, как корабль к пристани, в Царствие Небесное. Да, всё возможно в укрепляющем нас Господе, и сила Божия в немощи совершается.

О святой Марии Египетской можно кратко сказать, что она, жительница Александрии, вела с юных лет порочную жизнь, полную страстей, соблазнов и погибели. Не осознавая своей греховности, оттого что в ее жизни не было ничего общего с чистотой и любовью Божией, она дерзновенно захотела войти в храм Божий, чтобы поклониться живоносному Кресту Господню. Но когда она приблизилась к вратам храма, то какая-то неведомая ей сила остановила ее и отбросила назад. И так повторилось несколько раз. И тут в ней заговорила совесть, она пришла в ужас, почувствовав всю свою греховность, и, узрев в притворе храма икону Богоматери, с горькими слезами покаяния упала перед Ней, прося заступления, помощи и милосердия, обещая отныне изменить свою греховную жизнь и посвятить ее покаянию и молитве Богородице и Ее Божественному Сыну. Она умоляла Пресвятую Деву быть ее Поручницей и Наставницей ко спасению. И произошло чудо, как воспевается в псалме: услыша Господь глас плача моего (Пс. 6) — Мария была допущена в храм и поклонилась святыне. Причастившись на следующий день Святых Тайн, она навсегда оставила мир и ушла в пустыню. Там она пребыла 47 лет до конца своей жизни, в неописуемом подвиге совершенного одиночества, терпя тяжелые страдания — голод, жажду, наготу, зной и холод, но самыми тяжкими испытаними для нее были бесовские искушения и терзания от помыслов — воспоминание о страстях греховной жизни. В пустыне она питалась только скудными растениями и при этом молилась и каялась дни и ночи, обливаясь слезами, молилась под палящим зноем и на мертвящем холоде, не имея ни жилья, ни одежды. Ее страстная молитва к Богу достигла такой силы, что она во время молитвы возносилась от земли на воздух. Удалившись от мира и истощив свою плоть, она превратила свою жизнь в подобие жизни бесплотного существа, живущего только духом Божиим, который ожил в ней через покаяние.

Чему мы можем научиться от жизни преподобной? Мария Египетская показала нам образ великого покаяния и терпения в борьбе со страстями, образ молитвы и надежды на помощь Божию. Тяжки были грехи Марии, но велики были и ее подвиги очищения в посте и молитве. В своем покаянии она была последовательна до конца, подвигом победила грех в себе с помощью Божией, она исправила свою жизнь, выполнив обещание, данное Богородице.

Нам также надо научиться мужественно и последовательно выправлять жизнь по заповедям Божиим. Как часто мы не можем сохранить твердой нашу веру, не имеем покаянной сердечной молитвы и упования на волю Божию. Когда мы не достигаем желаемого совершенства, мы подчас малодушно виним в этом обстоятельства и всех вокруг. И вместо того чтобы вступить в борьбу со своими греховными привычками, пробиваться к Богу с тоской и надеждой, мы проявляем духовную слабость и немощь, подчиняясь духу времени, оправдывая себя тем, что сегодня невозможны такие подвиги, которые совершила Мария Египетская и другие святые.

Да, сегодня трудно уйти из мира, удалиться в пустыню, это не всем возможно и не всем обязательно. Но мы можем истощать свою плоть способом понятным и подручным, то есть умерить пищу, больше трудиться, поменьше развлекаться и спать, чаще молиться днем и ночью. Этим мы будем истощать свою греховную плоть, умертвлять страсти. А чтобы удалиться от мира, живя в мире, как назидает нас святой Андрей Критский в своем каноне, обратим душу свою в пустыню, бросив обычаи мира, сверяя по Евангелию всякую мысль и всякий шаг, отрекаясь от мирских привязанностей, и тогда среди обычаев мира мы станем жить как в пустыне, отгородившись от него стеной поста и молитвы.

Мария Египетская была блудницей, но блуд, который преодолела она, заключается не только в телесном грехе и осквернении своей плоти. Блуд состоит и в том, что человек заблуждается, отходит от Бога, уклоняется от прямого пути к Нему. Блуд в широком смысле, как об этом толкует Священное Писание — это идолопоклонство, привязанность к видимому миру, неверие или маловерие. Блуд заключается и в том, что мы отдаем свою душу, сердце и волю не самому главному — то есть чистой и святой любви к Богу и людям, а распыляем свою волю, направляя ее во все стороны, служа мирским идолам и своим плотским желаниям. В этом блуде разделяется цельность нашей личности, мельчает наша душа, которая призвана всею мыслию, всем существом любить своего ближнего и единого Бога.

Разве мы не подвержены этой болезни блуда, когда порой колеблется наша воля, ум разделен, мысли разбегаются, молитва бесплодна? Как часто наша жизнь подобна морским волнам, которые ударяются об утесы, взлетают и вновь вотще опадают в морскую пучину, ничего не достигнув.

И если мы находимся в таком состоянии, то нас должен охватывать трепет и ужас, как это случилось с Марией Египетской. Нам нужно обратиться за помощью к Богу, прося у Него милости и прощения.

Может, не по нашим силам такие подвиги покаяния, которые явила Мария Египетская, мы можем только удивляться великой стойкости преподобной в течение 47 лет жизни в пустыне. Но если бы нам не 47 лет жизни, а хотя бы 40 дней четыредесятницы и 7 дней страстной седмицы проводить каждодневно, как должно, в покаянии и молитве! Это было бы для нас великое благо и залог будущих побед.

Будем же и мы, как преподобная Мария Египетская, шаг за шагом удаляться от блуда и других грехов, направляя всю свою волю к Богу, побеждая с Его помощью свою немощь. А когда, может быть, начнем ослабевать в борьбе со страстями, будем просить преподобную Марию, имеющую дерзновение ходатайствовать о нас, грешных, пред престолом Божиим: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас! И пусть пример силы ее духа явится для нас образцом покаяния, укрепит нас на пути спасения!