Проповедь в неделю одиннадцатую по Пятидесятнице

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья

    Главное в нашей жизни — это дело спасения души. Как же человек может спастись? В Евангелии сказано: Человеку это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Все в руках Божиих, но и мы должны сделать  для своего спасения все от нас зависящее. В сегодняшнем Евангелии мы находим такой простой совет для нашего спасения: прости  — и тебе будет прощено. И когда будет прощено — тебе будет открыта дорога к вечной жизни.

    В нынешнем Евангелии мы слышали произнесенную некогда божественным учителем Исусом Христом притчу о прощении должника царем. Притча эта уподобляет Царство Небесное или праведный суд над людьми — царю, который вздумал сосчитаться со своими рабами и нашел между ними одного должника, который должен был десять тысяч талантов, то есть, по тем временам, огромную неоплатную сумму. Царь стал строго требовать возврата денег, с угрозою продать даже его жену и детей для уплаты долга. Должник же, не имея, чем уплатить, стал просить снисхождения и милости царя: потерпи, сказал он господину, и я все тебе отдам. Царь, умилосердившись над рабом своим, отпустил его и простил ему долг. Такая щедрая милость должна была бы сделать раба милосердным, но этот лукавый человек поступил иначе. Идя от своего благодетеля-царя, он встретил своего должника, который должен был ему сто динариев, то есть в миллион раз менее, чем тот долг, который был ему прощен. Он грубо схватил своего товарища и стал его душить, требуя немедленной уплаты долга. Несчастный должник пал на колени и умолял его простить долг, говоря: потерпи, и все отдам тебе. Но неумолим был заимодавец, он не захотел простить долг и посадил должника в темницу, пока тот не отдаст долга. Все это видели слуги господина и, возмущенные таким поступком раба, недавно помилованного на их глазах, рассказали обо всем своему господину. Тогда царь снова призвал раба и уже со всей строгостью сказал: «Злой раб! Весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать должника твоего, как и я помиловал тебя?» И приказал посадить его в темницу до полной уплаты долга, то есть, по сути, навсегда.

    И заканчивает Господь притчу так: и Отец Мой Небесный не отпустит вам согрешений ваших, если вы от всего сердца не простите проступков своих ближних. Последними словами и объясняет Господь значение притчи — в ней мы видим беcконечное милосердие Божие к человеку и жестокое отношение человека к своему собрату.

    В притче под царем, требующим уплаты долга с рабов своих, очевидно, подразумевается Господь наш, Отец Небесный, а под неоплатными должниками — все мы, грешники, должники перед Богом по своим безчисленным грехам и безмерным беззакониям. Когда мы грешим, мы поступаем вопреки закону Господню, то есть совершаем преступления, поэтому оказываемся должниками перед Богом. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? — воспеваем мы в храме. И подлинно, если бы праведный Судия Бог не имел  любви и бесконечного милосердия к нам, грешным, давно бы мы погибли от Его гнева. Но тако возлюбил Бог мир; яко и Сына Своего Единородного дал есть (Ин. 3, 15) за грехи мира.

    Дела наши часто греховны, и только кровь Спасителя, пролитая на Кресте, спасает нас, если мы будем каяться в грехах. «Что ни ступил, то согрешил», — говорят в народе. Мы грешим постоянно, если не делом, то словом или желанием греха, если не желанием, то мыслью о грехе. И, когда мы в покаянии обращаемся к Господу, как утопающий апостол Петр: «Господи, помилуй, спаси меня, погибаю!» — то верим, что услышит многомилостивый Господь наши покаянные молитвы и сменит гнев на милость.

    Но мы будем достойны Божия милосердия тогда только, когда сами будем милосердны к другим. В молитве Господней «Отче наш», с которой мы должны обращаться каждодневно к Отцу Небесному, мы говорим: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим — значит, сначала мы обязуемся прощать грехи ненавидящим и обидящим нас, а потом уже можем надеяться на прощение своих грехов, так как долги наши означают грехи наши и обиды, причиненные ближним.

    В притче о прощении должника царем ясно и четко выражено, какое отношение мы должны иметь друг к другу и к Богу. От Него мы всегда ожидаем и прощения, и милости, и любви, и земных даров, и даров духовных; но когда к нам люди обращаются с той же надеждой и тоской о любви, о сострадании, о снисхождении, о терпении к их грехам и недостаткам, то мы оказываемся строгими, непреклонными, немилосердными судиями. И сегодняшняя притча говорит нам, что если мы хотим, чтобы Бог всегда, при всех обстоятельствах жизни, относился к нам, как этот милосердный царь относился к своему должнику, то мы должны научиться подобно ему относиться к тем людям, которые вокруг нас и которых мы считаем своими должниками. Нам чаще кажется, что перед нами виноваты окружающие, а на самом деле они бывают виноваты в столь малом: оказали мало внимания, сказали резкое слово, прошли мимо нашего горя, не сумев найти доброго и теплого слова. Но по отношению к Богу мы грешим более тяжко, так как часто безразличны к Его заповедям или считаем Его нашим должником, ропщем на Бога в своем сердце. Мы ожидаем от Бога, что перед нами по Его милосердию откроются врата Царства Небесного, вечной жизни, и эти же врата мы запираем перед лицом другого человека, осуждая грехи его.

    В Евангелии сказано: Какой мерой вы будете мерить, такой и вам возмерится (Мф. 7, 2), а в заповедях блаженства говорится: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Как все это кажется просто, а, вместе с тем, как это оказывается трудно… И как часто сердце наше холодно молчит. Если близкий нам человек поступает плохо, то мы думаем — он плохой, не понимая, что этот человек хотел бы быть лучше, хочет, чтобы каждое его слово и дело было чистым, а сил не хватает, сковывают волю старые греховные привычки, давление окружающей среды, ложный стыд и еще многое, что мешает поступать хорошо. Но мы можем ему помочь, посмотрев на него, как на него смотрит Бог — с жалостью и состраданием, как смотрят на тяжело больного. Надо пожалеть человека, повернуться к нему всей душой, понимая, что его душа осквернена, изуродована грехом, кознями дьявольскими, и в то же время помня, что душа его — частица Божией милости и надо любить его как брата… И если мы так будем относиться к человеку, то несомненно увидим, как он меняется к лучшему оттого, что в него поверили. Правда, за это иногда приходится испытывать боль сердца и души, но какая радость бывает, когда мы видим хотя бы одного спасенного нашим состраданием и любовью грешника, которому Господь милосердием и прощением грехов открыл врата вечной жизни.

    Будем же, братие и сестры, прощать обиды своим врагам, подобно тому, как Бог прощает нам наши безчисленные грехи. К этому побуждает нас слово Божие и сам Исус Христос, предавший Себя на смерть для искупления наших грехов: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14). Итак, братие, вот условие и мера для получения нами от Бога прощения грехов наших, предписываемые Самим Искупителем наших грехов: простим виновному перед нами собрату — простится и нам; не простим — не простится и нам; простим мало — мало простится и нам; простим много — еще больше простится и нам; простим все — все простится и нам. Какою мерой мерите, такой и вам возмерится (Мф. 7, 2).

    К этому побуждают нас и святые отцы Церкви. «Если тебя сильно оскорбили, то чем больше ты простишь, тем больше и сам получишь прощения», — уверяет нас святой Иоанн Златоуст. В этом убеждают нас и примеры из жизни святых. Некогда святому Иоанну Милостивому стал говорить грубые и бранные слова нищий, которому показалось, что ему дали слишком малую милостыню. Грубияна и ругателя окружающие хотели унять побоями, но незлобивый Иоанн остановил их такими словами: «Оставьте его в покое, как мне не перенести одного оскорбления от брата моего, когда я сам в продолжении шестидесяти лет непрестанно оскорбляю греховными делами Господа Исуса Христа?»

     Господь говорит нам: Милости хочу, а не жертвы. Он, многомилостивый, хочет от нас милости и терпения к нашим ближним. Мы, христиане, получающие от Бога благодать и небесную помощь, должны воспитывать в себе дух кротости и смирения, дух терпения и милосердия. А чтобы иметь такое расположение духа, нам надо постоянно помнить свои великие немощи и грехи, а также и безконечное к нам милосердие Божие, которое в покаянии нашем прощает наши многие и тяжкие грехи. Чувство благодарности к Богу за Его безчисленные к нам милости обязывает нас быть снисходительными и милостивыми к другим людям, поскольку они имеют одинаковые с нами немощи и страсти. Приятна Богу только жертва любви и милосердия, принесенная после примирения с теми, с кем не имели мира. Ненавидящим и обидящим мы должны от всего сердца платить добром: Аще алчет враг твой, накорми его, аще жаждет, напои его (Рим. 12, 20).

    Любовь к ближним и прощение может нас приблизить к Богу. Правда, нам трудно во враге видеть брата, но для этого нужно иметь силу воли, просить помощи у Бога в этой одной из величайших добродетелей, поскольку ни одна добродетель не дается легко.

    Примечательно, что Бог призывает прощать обиды ближним от сердец ваших, то есть от всего сердца, ибо многие прощают только языком, а в сердце оставляют злобу. Блаженный Августин говорит: «Не говори языком прощаю, а сердцем иное, ибо знает Бог, как говоришь. Глас твой человек слышит, а совесть твою — Бог зрит. Если говоришь оставляю — оставь; лучше не кричи устами, а оставь сердцем, нежели, ласкательствуя языком, злобу питать в сердце». Сам Страшный суд будет нам судом, выявляющим наше немилосердие — Суд без милости не сотворшим милости (Иак. 2, 13).

    Весьма важно нам, христианам, заботиться об изгнании гнева на ближнего своего и о примирении с нанесшими нам обиды. Ибо даже молитва, милостыня, пост не смогут спасти  нас в день Страшного суда, если мы будем помнить и хранить в душе зло на ближнего своего.  Употребим всю силу свей души на примирение с врагами своими, зная, что тем самым мы примиримся с Богом, любящим мир и уверяющим нас: Аще отпустите человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14) Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если тебе несносно и тяжело любить того, который тебя опечалил, то гораздо более несносно есть геенскими мучениями во веки мучиться. Что легче есть — прощать обиды ближнему, нежели мучиться в аду?»

    Итак, возлюбленные братие и сестры, постараемся примириться со всеми, дабы тем восстановить нам мир с Богом, не будем мстить за себя обидчикам, дабы и Бог нам не мстил; забудем зло, которое нам сделали ближние, дабы и Отец наш Небесный простил наши грехи; сделаем то, что Христос нам повелел — простим ближних, и Он исполнит обещанное — оставит нам долги наши.