Проповедь в неделю о самаряныне

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья

    Возлюбленные о Христе братие и сестры, Христос Воскресе!

    Это пасхальное приветствие напоминает нам, что в недели, проходящие от Пасхи Христовой до Вознесения, мы продолжаем праздновать воскресение из мертвых Господа нашего Исуса Христа. Это самое продолжительное празднование свидетельствует о превосходстве Праздника праздников и Торжества торжеств — Пасхи Христовой — над всеми остальными праздниками. Воскресение Христово — это единственный праздник, который мы празднуем столько дней, так как им упразднилась всякая власть сил зла и истребилась смерть, ибо тленное облеклось в нетление и смертное облеклось в безсмертие.

    Перед наступлением Пасхи мы в посте и молитве, покаянии и подвигах добродетели проводим четыредесятницу Великого поста. Приближающийся праздник Пятидесятницы является преддверием райского ликования и спасения, возможного восшествия от земли на небо, будущего воскресения человеческого рода и последующего вхождения достойных в Царствие Небесное и вечного пребывания с Богом.

    В минувший праздник Преполовения Пятидесятницы мы слышали за Божественной службой, как Христос Спаситель, войдя в Иерусалимский храм в празднование выхода евреев из пустыни, учил народ, взывая к нему: «Аще кто жаждет, да придет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 38).

    Господь призывает к Себе всех жаждущих. Речь идет, конечно, не о телесной жажде или голоде, которые невозможно утолить. Сколько ни ешь, сколько ни пей, на другой день опять захочется и есть, и пить, не говоря уже о получении искусственно придуманных удовольствий. Чем более человек пытается удовлетворить страсти, тем более в нем они усиливаются. Ищущие в жизни одних лишь удовольствий не могут прийти в такое состояние, чтобы сказать себе: «Довольно, больше мне ничего не нужно». Хотя бы кто завладел всеми богатствами и испытал все удовольствия — он не может удовлетвориться, а только испытывает уныние и скуку среди роскоши и изобилия. Это говорит о том, что мы не можем достичь предела телесных благ. Но не таковы блага духовные — «душа же наша чает Господа» (Пс. 32). Как чистый источник способен освежить и утолить жажду, так в жизни духовной благодатная вода Святаго Духа напояет нашу душу, принося ей удовлетворение духовных чувств. Мало того, источник духовной воды, текущей в жизнь вечную, открывается в обновленном человеке, то есть соделывает его проповедником Слова Божия, причастником жизни вечной. Господь говорит о праведниках: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38).

    Апостол Иоанн Богослов в Откровении описывает чистую реку жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и древа Жизни, питающего своими плодами праведников. «Праведники, — говорит святой псалмопевец Давыд, — будут яко древо сажденно при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое. И лист его не отпадет, и вся, елико аще творит, успеет» (Пс. 1).

    Возлюбленные братие! Только Господь может напоить наши души радостью блаженства и покоя, ибо Он Сам говорит: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз покою вы» (Мф. 11, 18).

    Найти этот живоносный Источник — Исуса Христа дело нетрудное, так как Он весь мир наполняет Собой. Он близок к каждому из нас и ищет наших душ и сердец. Сам Он говорит через пророка: «Я Бог вблизи, а не издали» (Иер. 23). Да, Он нередко касается наших душ, мало того, Он стоит у самого сердца нашего и стучит в него, чтобы мы отворили Ему с верой и любовью, глубоко осознав себя грешниками, которых Господь пришел спасти. Он видит благое расположение наше к приятию благодати — Его живой воды, Его словес и тотчас входит в душу, услаждая и напояя ее тишиной, покоем и миром. «Се стою при дверех и толку, аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мной» (Апок. 3, 20), — говорит Господь тем, кто идет к Нему навстречу в сердечной молитве, вере и любви.

    В сегодняшнем Евангелии дан пример того, как от встречи с Господом родился новый духовный человек. Мы слышали, как Господь наш Исус Христос по пути из Иерусалима в Галилею проходил через Самарию и остановился у колодца, который праотец Иаков дал своему сыну Иосифу. Самаряне жили во вражде и презрении к иудеям, которые, в свою очередь, считали их хуже язычников и не общались с ними. Господь пришел на эту землю, чтобы Своим Словом и учением о спасении разрушить вражду и даровать мир.

    «Исус утрудился от пути», — говорит евангелист. Был час шестой, то есть по-нашему полдень. Усталость и зной понудили Господа сесть у колодца, как странника, потому что ученики Его пошли в город, чтобы купить еды. И когда Он одиноко сидел при источнике, сюда пришла женщина самарянская набрать воды. Господь же, терпя жажду как Человек, обратил Свой взор к самарянке и как Бог увидел ее сердце и жаждущую спасения душу. И потому, что Он Сам жаждет жаждущих спасения, как это написано в Евангелии, Он начинает Свою речь, чтобы открыть Себя: «Даждь Мне воду пити», — говорит Он самарянке. Она же, будучи рассудительной, видит по одежде и облику, что перед ней иудей, который не должен с ней общаться, тем более просить пить. Женщина удивлена этому и говорит: «Как же ты, иудей, просишь у меня пить — у жены-самарянки?» Господь же начинает открывать Себя, говоря ей: «Если бы ты ведала дар Божий и знала, Кто говорит с тобой — ты бы сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

    Но самарянка в своей простоте, еще не осознавая величия живой воды от Господа, говорит Ему в недоумении: «Каким образом Ты можешь дать мне воду, которую обещаешь, когда не имеешь сосуда, чтобы ее набрать, да и колодец глубок». Исус в ответ на это говорит, что может дать ей источник воды, текущей в жизнь вечную, имея в виду Свое спасительное учение, оживляющее людские души. И самарянка, сердцем уразумев, Кто перед ней, подала глас души, жаждущей веры, но еще неуверенно и с сомнением сказала: «Господи, даждь ми сию воду, чтобы мне больше не испытывать жажды и не приходить сюда с кувшином». И Господь, желая открыть Себя еще более и испытать самарянку, повелевает ей пригласить мужа. Она же, не скрывая свое положение и желая получить безценный дар, сказала: «Не имам мужа», — на что Господь ей говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Разумеется, Господь хвалит самарянку не за прошлую порочную жизнь, но за то, что она в душе была способна правдиво и искренно осудить свои сокровенные прегрешения, правдиво оценив свою жизнь. Вот потому Он и говорит: «Ты правду сказала». Самарянка имела правду в своем сердце и была способна без лжи взглянуть на собственную жизнь, и за это Христос открыл ей Себя.

    Бог может спасти каждого из нас, при условии, если мы не лжем перед собой и не лжем перед Ним. Он может спасти грешников, которыми мы являемся, но Он не будет спасать того мнимого праведника, которым мы стараемся подчас представить себя.

    Дальше разговор с Господом изменился, и женщина поняла, что Пришелец говорит о воде живого чистого учения, об откровении Божией правды, о путях жизни. Она поняла, что перед ней Человек, который может говорить не о земном, а о чем-то более глубоком, более основательном, и воскликнула: «Господи, вижу, что ты пророк». Пророку открыто больше, чем другим, и если представилась возможность говорить с пророком, то спрашивают о самом главном. О чем же спрашивает самарянка? Она говорит Ему: «Наши отцы поклонялись на этой горе, а вы говорите, что в Иерусалиме надо поклоняться Богу — где же правда?» Этот вопрос обнаружил, что женщина помнит о своих корнях, о своих праотцах, от кого что унаследовано. И она, забыв жажду и цель своего прихода, хочет найти ответ на главный вопрос в жизни — о том, где и как нужно служить Богу.

    Господь на это открывает ей весть о приближении новых времен, когда все «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Он говорит о том новом времени, когда поклонение Богу не будет ограничено каким-либо одним местом, а станет повсеместным. Почитание Бога явится в стремлении угождать Ему не одним лишь внешним образом и принесением жертв, а чистосердечным устремлением к Нему в покаянии и благодарении, желанием познать и любить Бога, непритворно и нелицемерно исполнять Его заповеди.

    И самарянка сразу говорит Ему на это: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос. Когда Он придет, то возвестит нам все». Этим восклицанием своего упования она обнаружила свое сокровенное ожидание грядущего Спасителя мира. И когда Господь заговорил с ней о новых временах, самарянка сразу связала эти благие обетования ожидаемого Спасителя с образом Того, с Кем говорила.

    Господь прямо сказал ей: «Женщина, имей Мне веру, грядет час, ни в горе сей, ни в Иерусалиме поклонитеся Отцу», — Он ясно предвозвещает перемену закона. И видя, что самарянка недалека от веры и от того, чтобы поклоняться в духе и истине, открывает ей, что Он и есть Спаситель, сказав: «Это Я, Который говорю с тобой».

    Самарянка, поскольку душа ее была уже готова к вере в Мессию, которого она в надежде ожидала, тотчас уверовала в Него, как бы возвещая Господу: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей» (Пс. 56). Она давно ожидала Его как Солнца в нощи, и сама она имела светоносное имя Фотиния (Светлая). Господь, приводя ее ко спасению, предсказывает, что она будет из таковых, которых Бог приемлет, и говорит ей: «Веру Ми имей, ибо таковых ищет Отец, поклоняющихся Ему». Фотиния впоследствии воссияла как солнце, и свою светлую жизнь она закончила блаженной мученической кончиной.

     И вот, едва услышав, что пришел к ней Спаситель, она, ничего более не говоря, в счастливом восторге сразу оставила все и быстро пошла в город, чтобы сказать людям: «Пойдите посмотрите Человека, Который сказал мне все, что сотворила, не Он ли Христос?»

    Пришедшие в это время из города ученики удивились, что Христос беседует с самарянкой, ибо это осуждалось иудейскими правилами, говорившими: «Никто не должен на дороге разговаривать с женщиной». Однако ученики из уважения к Учителю не выразили Ему своего удивления, а только предложили принесенную ими еду. Но радость от обращения и просвещения заблудшей души значила для Господа несоизмеримо больше, нежели утоление естественного голода. Он сказал ученикам, что истинная пища для Него — исполнение дела спасения людей, возложенного на Него Богом Отцом. Затем, воззрев на идущих к Нему самарянских жителей, Господь сказал ученикам, что идущие к Нему самаряне подобны ниве, созревшей для жатвы. Христос посылает апостолов собирать духовную жатву, которая была возделана и засеяна не ими, а другими — ветхозаветными пророками. Многие самаряне уверовали в Него по Его живоносному слову, когда по их приглашению Он прибыл в их город. «Господь не возгнушался теми, которых иудеи до такой степени считали мерзкими, что даже и пить от них не желали бы принять, — пишет святой Григорий Палама, — но какой это великий дар и какова великая благодать, что настолько их сделал любимыми, что не только захотел принять даемое ими, но и сделать их участниками Своих Божественных дарований!»

    Поклонение «в духе и истине», конечно, не исключает внешней, обрядовой стороны богопочитания, но ставит духовное, внутреннее почитание Бога выше телесного, внешнего. Христос заботится, чтобы всех приобщить к «живой воде» Его учения, всех призывает ко спасению, говорит о том, что пришел спасти не каких-то избранных людей, а всех, и в первую очередь кающихся грешников. Нам, старообрядцам, в наследство достался источник чистой спасительной православной веры. Однако принадлежность к истинному православию накладывает на нас дополнительные обязанности проповеди и неукоснительного исполнения заповедей.

    Подражая Христу, мы должны приводить людей к той «живой воде», которую дал Спаситель жаждущим истины. Всем приходящим в наши храмы мы должны оказывать доброжелательность и приветливость, а не пренебрежение и излишнюю строгость, конечно, следя за соблюдением ими церковных порядков и правил.

    Беседа Христа с самарянкой — замечательный пример обращения в веру. Нам надо учиться у Христа так говорить о вере, чтобы тот, кто ее не имеет, после встречи с нами обратился, подобно самарянке, и побежал рассказывать о встрече с истиной.

    Поразмыслим о самарянке, имевшей такую душу, которая хотя и была еще во мраке неправой веры и неправедной жизни, но едва ее коснулся луч Христова света, как весь мрак тут же рассеялся, и она, до сих пор чужая по вере, стала ближе ко Христу по духу, чем те, которые казались своими. Когда самарянка услышала благую Евангельскую весть о Спасителе, то сразу же, забыв про водонос и про дом, побежала, чтобы увлечь за собой самарян, говоря им: «Придите и видите», — то есть последуйте за мною, я покажу вам пришедшаго с небес в мир Спасителя.

    Порыв самарянки к Господу учит нас предпочитать земной потребности ту пользу и «благую часть», которую в Евангелии избрала Мария, слушавшая Господа, получая богатство неистощимое — чистую радость и вечную истину. Епископ Михаил Семенов в проповеди «Живая вода» пишет: «Около нас всегда вблизи живой колодец — святое Евангелие. Отчего мы предпочитаем пить из всяких колодцев, иногда грязных, иногда отравленных, и так редко приходим к «ключу воды живой». В каждом ли доме есть Евангелие? В каждом ли доме Его читают? И если читают, то с той ли жаждой научения, как слушала Господа грешная самарянка? Чаще погружайтесь в эту святую Вифезду, и душа будет бодрой и сильной. И развеется жизненная мгла, и светел станет путь к Богу. К чтению Слова Божия нужно приступать с благоговением, молитвою, чтобы Оно оживотворяло душу.

    Христос принес в мир Новый Завет. Завет — это завещание. Здесь Он, искупивший нас кровию Своею, завещал нам великое сокровище спасения; указал, как найти великий клад — Царство Божие.

    Подумаем, как бы мы слушали родственника, завещающего нам богатство? С трепетом и жадностью. Если бы нам оставили план места, где зарыто сокровище, мы бы изучали его день и ночь. А в Евангелии указано место драгоценной жемчужины — огромного и вечного богатства, которого и тля не тлит, и татие не крадут. И завещание это, этот план путей к сокровищу нам бывает лень прочитать. Пусть Слово Божие и не сразу оказывает на нас святое действие. Берите его в руки часто. И когда-нибудь откроются ваши глаза, и вы увидите: вот источник воды живой. И он исцеляет от болезни и скорби».

    Чтение святаго Евангелия — лучшее лекарство для души, дающее ей мир и покой, лучшее средство духовного врачевания. Душа наша, сотворенная Божественным дыханием, ищет благ духовных, она стремится к своему Создателю, желая в Нем обрести покой и радость. «Ты, Господи, так создал наши души, — говорит святой Василий Великий, — что они ни в чем, кроме Тебя Единого, не могут найти для себя успокоения. Настоящая наша жизнь — в Боге. Отчуждение и удаление от Бога есть зло, самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света». Только Господь и жизнь по Его учению может нам дать счастье и блаженство. Вот истинная вода, которую испивши, будешь вполне доволен и не захочешь ничего более.

    Спросите человека, который живет только для Бога, о состоянии его души. Он непременно вам скажет, что вполне доволен своим положением, хотя ни богатство, ни почести, ни похвала людская не услаждают его. Он счастлив и в бедности, и в тяжелом труде, так как несет их как назначенные Богом — без зависти и ропота. Праведник все творит с молитвой на устах и в сердце, спокойно ложится он на свое скромное ложе после трудов праведных, встает он утром, с чистой совестью, с веселым лицем, радуясь о Господе при всех своих лишениях и скорбях, считая себя счастливейшим человеком. И если вы хотите обрести подобный покой души своей, обратитесь к источнику живой воды — к божественному и спасительному учению Христа. Апостол пишет: «Приступим убо с дерзновением к Престолу благодати, да приимем милость, благодать и помощь» (Евр. 4, 16).

    Живоносная и спасительная вода благодати Святаго Духа изливается на всех верующих в Исуса Христа через слово Божие и спасительные таинства. Эта благодать возрождает человека, совершенствует, врачует духовные и телесные немощи, укрепляет на подвиги благочестия и добродетели, помогает преодолевать тяжкие испытания на пути ко спасению, в молитве утоляет жажду нашей безсмертной души.

    Когда мы молимся, Господь видит не только наше внешнее, наружное поклонение Ему, но и знает наше духовного состояние. Возношение ума и сердца к Богу в молитве, вникание в каждое ее слово, углубленное размышление над всем, что относится к богопочитанию — такое состояние души сопричастно Духу Господню. Если же мы сами не внемлем тому, что уста наши произносят на молитве, то как можем надеяться, что Бог внемлет такой рассеянной молитве. «Как же ты хочешь, чтобы Бог тебя услышал, — говорит блаженный Августин, — когда ты сам не слышишь, что пред Ним говоришь!»

    Сам Господь осуждает холодную и рассеянную молитву: «Приближаются Мне людие сии, усты своими чтут мя, сердце же их далече отстоит от Мене. Всуе же чтут Мя» (Мф. 15, 8). Фарисеи заключили свою веру в одну религиозную обрядность, обращая внимание на одно наружное почитание Бога. Современные сектанты и протестанты учат поклоняться Богу только духом, отвергая обряды Церкви, ее богослужение и через это лишаясь спасительной благодати таинств.

    Господь учит через апостола: «Прославите Бога в телесах ваших» (1 Кор. 6, 20), — то есть молиться Богу необходимо всем существом нашим, чтобы слова и действия нашей молитвы были выражением чувств нашего сердца.

    Мы, братие и сестры, называем себя христианами, то есть истинными поклонниками Христа, но не погрешаем ли в своем поклонении, когда порой поспешно и небрежно изображаем на себе крестное знамение, неблагоговейно совершаем поклоны. Наша усердная душевная молитва всегда невольно выражается внешне в различных благоговейных знаках.

     Если мы молимся без усердия и внимания, в душе не питаем чувства благоговения и при этом мыслим иное, то есть телом находясь в храме, а духом блуждая по мирским заботам, то, очевидно, это не есть поклонение Богу в духе, потому что наша душа не участвует в таком поклонении.

    Со времени пришествия Христа на землю поистине реки благодати изливаются на человечество. Силою благодати Святаго Духа мытари становились апостолами, Савлы — Павлами, чувственники и блудники — великими подвижниками. Исполнившись дарами Святаго Духа, сребролюбивые Закхеи раздавали свои имения бедным, разбойники входили в рай, грешники становились великими праведниками. Силою Божией благодати и ныне слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, бесы прогоняются, чудотворные иконы и мощи святых изливают спасительные источники даров Божиих.

    Без этой благодати мы не можем достигнуть спасения, победить грех, очистить и успокоить душу, «Без мене не можете творити ничесоже», — учит Христос (Ин. 15, 5). Эта небесная живая вода Святаго Духа истинно утоляет жажду нашей безсмертной души, когда пребывает в ней, просвещает ум, дает веру и познание Бога, вливает в наше сердце истинную любовь к Нему и к ближним, вселяет крепкую надежду и устремление к небесным чертогам, где мы найдем вечное успокоение и блаженство.

    Исус Христос в беседе с самарянкой учит, как мы должны поклоняться и молиться Богу. «Бог есть дух, — говорит Он, — и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24).

    Кланяться Богу, вознося сердце свое горе, устраняя житейские заботы, думая только о Божественном, о спасительном, о душеполезном, можно не только в храмах, но и везде и всегда, все делая во славу Божию, всегда помня о Боге, о Его вездесущем Духе.

    Будем же и мы, братие и сестры, «истиннии поклонницы, поклоняющиеся Отцу духом и истиною» на всяком месте, молясь Ему всем существом своим, и телом и духом, чтобы слова и действия молитвы нашей выражали преклонение пред Богом сердцем и смиренной и сокрушенной душой, преданной Его воле.

    Пусть же в нас никогда не утихает духовная жажда насытиться словами Божественной премудрости, чтобы душа наша стала подобной спелому зерну, готовому при первом прикосновении Господа отделиться от земного колоса и войти в небесную Господню житницу.