Проповедь в неделю о расслабленном

Поиск

Предстоящие события

В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, как Исус Христос исцелил расслабленного у Овчей купели. Это чудо было совершено во время праздника Пасхи в Иерусалиме, когда в этот город собиралось множество народа со всей Иудеи. В Иерусалиме была Овчая купель, которая находилась рядом с храмом и называлась так, потому что в ней омывали овец, приносимых в жертву. Эта купель имела название Вифезда, что значит «дом милосердия». При купели было устроено пять галерей — притворов, в которых, как сказано в Евангелии, лежало множество больных, слепых, хромых, сухих. Вода Овчей купели имела чудодейственную силу — Ангел Господень один раз в год сходил в купель, возмущал воду, и первый окунувшийся в эту воду выздоравливал от любого недуга. Здесь находился расслабленный, недвижимый по причине своей болезни, которая продолжалась уже тридцать восемь лет. Этот больной не мог сам приблизиться к купели, но много лет надеялся, что сила Божия поможет ему, что Бог его не оставит.

Милосердный Господь, видя лежащего, «разумев, яко многа лета уже имяше недуг, глаголя ему: хощеши ли цел быти?» Вопрос Спасителя: «Хочешь ли выздороветь?» — был последним испытанием, которым Он хотел показать долготерпение и кротость расслабленного. В ответе больного страдальца: «Да, Господи, человека не имею, который по возмущении воды помог бы окунуться мне в купель» — мы не слышим жалоб и ропота, упреков и досады, весьма естественных у больных. Ответ его заключает терпение и кротость, в нем нет ни тени ропота на жестокость и безсердечие окружающих.

Да, за эти годы не нашлось ни одного человека, который помог бы ему опуститься в исцеляющие воды купели, но Христос, оценив меру терпения этого человека, в величии Своего всемогущества одним словом исцеляет расслабленного. Слова Христа: «Восстани, возьми одр твой и ходи» — имели исцеляющую силу. Тотчас по всемогущему Его Слову расслабленный почувствовал себя здоровым и сильным и, взяв свою постель, пошел. Врач душ Христос говорит этому человеку, встретив его в Церкви: «Се здрав бысть, к тому не согрешай, да не горше ти что будет!» Следовательно, причина его болезни и расслабления заключалась в содеянном грехе.

По нашему внутреннему духовному состоянию, расслабленный — это почти каждый из нас. Воля наша повреждена грехом. Души наши расслабленны недугом греха, и потому, как и этот расслабленный, мы нуждаемся в исцелении и благодатной помощи Божией.

Как евангельский расслабленный, мы порой безсильны волею в борьбе с грехом, безчувственны сердцем, не можем собрать силы, чтобы в молитве обратиться к Богу. Мы знаем, что Господь нам уготовал Царство Небесное и вечное блаженство, но в стремлении туда бываем одержимы какой-то духовной расслабленностью. Грехи нас одолевают, в борьбе с ними бывают и падения, но едва встаем, как снова падаем, от этого может прийти отчаяние и мысль о том, что победить грех невозможно. Но Господь убеждает нас, исцелив расслабленного, что, если мы чувствуем в себе грех, если боремся с ним, значит мы еще духовно живы! Господь видит наши усилия победить грех, даже если при этом мы не достигаем скорых результатов. Он видит наши слабые попытки борьбы с грехом, видит, что мы подчас не имеем человека, который помог бы нам своим добрым примером и мудрым советом. Господь, видя и наше желание исцелиться, приходит и говорит: «Встань и ходи!»

Греховное повреждение души нашей более опасно, чем всевозможные телесные болезни. Господь постоянно ставит в тесную зависимость болезнь и грех. Грех — причина болезни души. И, исцеляя болезнь, Господь, прежде всего изымает из души больного грех. «Прощаются тебе грехи твои», — говорит Господь расслабленному в Капернауме. «Смотри, не греши, чтобы не заболеть еще хуже», — говорит Он расслабленному при Овчей купели.

Апостол Павел говорит определенно: «Оброк греха — смерть». И в другом месте разъясняет, что люди растлили душу свою, запачкали ее грязью, как свою одежду, недостойно, «не рассуждая себе», касаются Чаши Святаго Причастия, и от этого среди них «много недужных и спят довольни», то есть многие умирают (1 Кор. 11, 30).

Учение о связи греха с болезнью раскрыто с первых страниц Библии. Следствием греха Адама стали болезнь и смерть. Еве была определена Богом как наказание за грех преступления заповеди Божией — болезнь чадорождения.

Грех — это яд, который действует болезненно на тело наше, иногда медленно, иногда быстро, но всегда разрушительно. Об этом свидетельствует Слово Божие. «Многи раны грешному» (Пс. 37), «несть мира в костех моих от лица грех моих» (Пс. 37), «мужие крови и льсти не преполовят дней своих» (Пс. 54). От последствий греха и дети иногда рождаются со склонностью ко греху родительскому, а иногда — прямо с болезнями родителей. «Как ты забыл закон Бога твоего, так Я забуду детей твоих» (Осия 4, 6), — вещает пророк. Страшные слова говорит Господь согрешающим родителям: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода» (Втор. 5, 9). Но будем помнить, что Господь долготерпелив и многомилостив и по Его слову «род праведных благословится и семя их наследит землю» (Ис. 3, 2).

Епископ Михаил Семенов в проповеди «Болезнь и грех» пишет: «Источник тела у нас духовный. Все физические болезни происходят от повреждения этого творящего начала. Пока оно здорово, все физические порчи мгновенно заделываются, все заразы парализуются. Душа здоровая предостерегает и защищает свое тело. Но стоит ей поколебаться в своей связи с Богом, устать, омрачиться, ослабнуть — тотчас, как в плохо защищенную крепость, врываются разрушительные силы. Мы можем убедиться, что сознательное изменение своего душевного состояния могло бы избавить многих от таких болезней, перед которыми бессильны мирские врачи».

Господь свидетельствует в Евангелии — где Он и живое касание к Нему через молитву и веру, там нет болезни, там хромые ходят, слепые видят, прокаженные очищаются. «Прощаются тебе грехи», — говорит Господь расслабленному. Этими словами Он показал, что необходимым условием исцеления тела является возвращение к своему источнику — к жизни с Богом. Но мало еще изгнать бесов греха из души, то есть покаянием обличить грех. Бесы вернутся, говорит Господь, если храмина души, в которой они жили, остается только подметенной, но не занятой. То есть мало для победы над грехом только разрыва с ним, нужно еще постоянно работать, чтобы заселить душу благими чувствами и делами, сообщить ей стремление жить по заповедям Божиим, возрастать в духе, творить дела добра и любви к Богу и ближним, которые бы вытеснили из души себялюбие и привязанность ко греху, не давали бы места для возвращения бесов, то есть греховных настроений. Господь исцелил расслабленного, потому что тот осудил и победил живший в нем грех. И вот этот «одр» — исцеленное тело — расслабленный устремляет в храм, где встречается с Господом. Вспомним, как исцеленная от недуга горячки теща апостола Петра поднялась и стала служить Господу. Служил Господу и исцеленный Эней в городе Лиде, и добродетельная женщина по имени Тавифа из Иоппии, которая стала служить Господу и людям своим рукоделием и многою милостынею по ее воскрешении, как об этом повествуется в Апостоле, читаемом сегодня за божественной литургией.

Господь посылает нам порой болезнь как средство, через которое душа очищается и созревает для того, чтобы увидеть Христа как Спасителя и Бога. Когда апостолы спрашивали Учителя, за что страдает слепорожденный, за свой грех или грех родителей, Он им сказал: «Чтобы явились на нем дела Божии» (Ин. 9, 3), чтобы исцеленный прославил Христа, исцелившего его. Епископ Михаил Семенов пишет: «В болезни раковина родит жемчужину. Болезнь, точно гроза для души, очищает воздух, создает особую мягкость и чуткость духа и помогает узреть Царство Божие. Итак, нужно бороться с недугом, источник которого в грехе и от которого многие «спят довольни», и бороться нужно исцелением от грехов, и тогда сама болезнь тела будет зовом к оздоровлению духа и очищающей душу баней».

Христос дарует нам возможность исцеления. Вифезда постоянно жива в Церкви. В ней, не как в Овчей купели, не только раз в году ангел подает исцеление одному человеку, который первым войдет в купель. В Церкви каждый день мы можем входить в целительные воды, и на всех хватит силы Животворящего Источника. И все-таки мы видим, что много недужных и «спят довольни». Отчего же сегодня исцеляются не многие? Есть слепые, хромые, прокаженные душой, которые не очищаются. Причина в том, что мы в большей части не осознаем своей болезни и потому не желаем исцеления, хотя совесть наша открывает греховные недуги и зовет к исцелению. Но мы порой закрываем наши уши, чтобы не слышать голоса Божия, не стремимся быть исцеленными. Господь говорит: «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, не уразумеют сердцем и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 15). Грешники, не желающие исправления, как бы говорят: «Господи, уйди от нас, подожди, не исцеляй. Дай нам пожить в болезни греха нашего, потому что грех нам сладок». Сладок подобно тому, как свинье приятна грязь. Они отвергают помощь Спасителя, потому что Его исцеление заставит их изменить жизнь, нарушить греховный навык, который им привычен и мил, как свиное стадо жителям гергесинским. Мы часто отворачиваемся от Исцелителя, не осознаем своей болезни, говоря: «Мы не хуже других» или «Все так живут». И вот — нет исцеления, не касается недужных рука Господня, и оттого «многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11, 30).

А кроме того, оскудела взаимопомощь людей. Многие расслабленные грехом могут сказать: «Человека не имам», — потому что не находят тех, кто бы помог исцелиться, сказав животворное слово, поддержал бы в немощи, призвал к покаянию. Сколько рядом людей, сознающих, что они больны духом неверия и отчаяния, желающих исцелиться, но нет рядом человека, который бы подал им руку помощи, привел к животворящим водам покаяния и исцеления. Где те друзья расслабленного, которые готовы для исцеления друга «разобрать крышу», чтобы принести его, больного духом и телом, к стопам Господа. Сколько вокруг нас людей, парализованных волей, сердцем, душой, которым мы могли бы помочь ожить, встать, пойти — а нам лень, некогда в нашей забывчивости и косности, нам есть дело только до самих себя.

Как много теперь расслабленных, усталых душой, которые потеряли спасительный путь и любовь. А Вифезда рядом — это Храм, где живая вода молитвы, Слово Божие, возможность покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст советует христианам в дни праздников перед литургией поджидать ленивых христиан у дверей их домов, чтобы возбудить в них «голод и жажду» слышания слова Божия, помешать идти на зрелища вместо храма. Это и есть забота о душе ближнего, оживляющая живой водой Слова Божия мертвые души. Ныне оскудели сострадание, жалость и милосердие. В одном доме живут иногда сотни людей, но соседи равнодушны друг к другу и не хотят знать, что делается за стеной. А там, может быть, человек мучается в тоске, унынии и одиночестве. А ведь первые общины христиан жили христианской любовью, единой душой и сердцем, «друг друга тяготы носили», чем привлекали к себе других.

Поставим перед собой вопросы — что же нам делать, чтобы исцелились вокруг нас люди, чтобы загорелись их души любовью ко Господу, чтобы люди вокруг нас услышали благую весть о воскресшем и животворящем Спасителе? В чем наша немощь? Чем парализована наша душа? Как нам отделаться от этого паралича, от этого греховного оцепенения?

Братие и сестры! Соберем все свои духовные силы, чтобы с помощью Христа в купели Его заветов, в покаянии, с помощью любящих нас благочестивых людей ожить, утверждаясь в вере, поучаясь на всякий день словом Божиим, стараясь исполнять Его заповеди: чаще молиться и посещать храм, прибегая ко Христу Спасителю с усердием и просьбой о помощи, исповедуя Ему свою немощь и в тоже время горячее желание духовного исцеления. И милосердный Господь обязательно подаст нам руку помощи и Божественною силою воздвигнет нас, как некогда расслабленного, из глубины греховной немощи, исцелит и спасет души наши.