Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

Братие и сестры, мы сегодня совершаем память святаго апостола Фомы. Евангелие, прочитанное за Божественной литургией, повествует нам о важном и назидательном событии. Вечером, в день Воскресения Христова, когда двери дома, в котором собрались Его ученики, были заперты из-за опасения расправы от иудеев, вдруг появился Исус Христос и, ставши посреди учеников, сказал им: Мир вам! Сказав это, Он показал им руки, ноги и ребра Свои. Ученики весьма обрадовались, увидев Господа. Но, когда они затем возвестили об этом апостолу Фоме, он ответил им: Если я не увижу Его ран и не вложу перста моего в них, то не поверю в Его Воскресение. Спустя восемь дней ученики опять собрались вместе, и Фома теперь был с ними, тогда к ним явился Исус Христос дверем затворенным, приветствуя их словами: Мир вам! — и обратился к апостолу Фоме: Виждь руце Мои, и принеси руку твою и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен. Апостол Фома, убедившись в Воскресении Спасителя, воскликнул: Господь мой и Бог мой! — на что Исус Христос сказал ему: Ты поверил, когда увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 19).

Многозначительны первые слова, произнесенные Спасителем во время первой по Воскресении встречи с учениками: Мир вам! Это удивительное приветствие Христа помогает нам понять, что мир между Его учениками, да и всеми людьми, по замыслу Божию, есть высшая духовная ценность, что не может быть полноты счастья, радости и благополучия без мира и любви. Это пожелание мира крайне необходимо для нашего времени, когда умножаются раздоры и конфликты, когда мир нарушается насилием и войнами.

Апостол Фома усомнился в Воскресении Христа, когда другие ученики Ему об этом рассказали. Кто же был апостол Фома и почему он усомнился? В Евангелии об апостоле Фоме повествуется первый раз, когда Христос сообщает Своим ученикам, что Ему надлежит вернуться в Иудею, чтобы воскресить Своего друга Лазаря. Ученики старались уговорить Учителя остаться из-за опасности быть убитым, и только апостол Фома сказал: Пойдем и мы умрем с Ним (Ин. 11, 16). Апостол Фома по любви и верности Христу был готов умереть с Ним, разделить Его судьбу. Такие слова услышишь не часто, они не забываются ни людьми, ни Богом.

Господь явился апостолу Фоме, потому что Фома, еще не зная о победе Христа над смертью, готов был умереть вместе с Ним.

И вот апостол Фома, проявивший такую верность Учителю, что готов был разделить с Ним смерть, не верит рассказу учеников, что они видели воскресшего Христа. Почему? Не потому ли, что, до того как Дух Святой сошел на апостолов, укрепив их веру, они оставались теми же робкими, колеблющимися людьми. Как мог поверить Фома, что воскрес Христос, когда свидетели Воскресения прятались от иудеев за закрытой дверью. Апостолу Фоме, чтобы принять весть о Воскресении, о том, что действительно Бог победил смерть, нужна была большая достоверность, чем просто радостные слова, потому что этой вестью весь мир должен преобразиться из временной жизни в вечную. И когда Спаситель предстал перед ним в силе и сиянии славы, но с телом распятого Христа, свидетельствующим о страдании и бесконечной любви Божией, то Фома уверовал, поклонился Ему и произнес торжествующее свидетельство своей веры: Господь мой и Бог мой!

И хотя Господь укорил затем апостола Фому, сказав: Ты поверил, потому что увидел Меня, но слышал ли апостол Фома этот укор, переживал ли из-за него, когда он был поглощен радостью снова видеть своего Господа и Бога? Теперь, думается, не только укоры готов он был терпеть, но и любые страдания, чтобы только доказать свою веру и любовь ко Спасителю Исусу.

Твердость своей веры апостол Фома, как и другие апостолы, затем явил всему миру. Могут ли сегодня поверить нам те, кому мы, верующие в Воскресение Христово, говорим о Его Воскресении, кому объявляем, что Он воскрес, что Он победил смерть? Как они могут нам поверить, если мы порой, подобно Его ученикам, пребывавшим за затворенными дверьми, можем только радоваться вести о Воскресении, оставаясь при этом теми же несовершенными, неизменившимися людьми, боящимися смерти и страданий? Епископ Михаил Семенов пишет: «Всегда ли наша жизнь говорит о вере в Воскресшего? Легла ли эта вера печатью на наши дела? Делает ли нас светлыми среди темного мира, и дела наши светятся ли перед людьми так, чтобы они за нас славили Отца Небесного?»

И потому мы, верующие в Воскресение Христово, должны стать народом избранным, обновленным, то есть теми новыми людьми, которые веруют в жизнь вечную. Приобщившись к победе Христа над смертью, мы должны жить торжеством этой победы, вечной жизнью воскресшего Христа. Тогда мы не будем бояться страданий и даже смерти, не будем бояться ничего на свете, потому что нашей жизни не может у нас отнять никто. И потому другие увидят в нас людей, живущих вечностью, научившихся жертвенно любить, даже если это стоит страданий и смерти, научившихся верить, надеяться и побеждать, как это сделал в любви и победе над смертью Господь наш и Бог наш!

Господь обещает нам блаженство, если мы, не видя Его, будем веровать, если поймем, что вопрос веры и неверия — это вопрос жизни и смерти. Ведь радость встретить Христа, уверовать без доказательств — это и есть залог счастливого блаженства встречи с Ним в Царстве Небесном. Поэтому блажен апостол Фома, увидевший и уверовавший; блаженны и все не видевшие, но уверовавшие и живущие в непоколебимой надежде на встречу с Господом.

Истинная, пламенная и твердая вера нелегко достижима; она одновременно и дар Бога, и подвиг человека. Вера есть ключ к Царству Божию, о ней говорит апостол: Еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему (Мк. 9, 23). Живая, сердечная и крепкая вера исполняет сердца христиан радостью и, вместе с тем, дает великое дерзновение в обращении к Богу в молитве.

Но на пути к вере у человека, который ищет истину, может возникнуть сомнение, недоверие к чужому свидетельству, желание во всем убедиться на своем опыте. Таким искренне ищущим истину, но сомневающимся, колеблющимся в вере в Воскресшего Христа был апостол Фома до встречи с Господом по Воскресении, так как это чудо по своей необычайности превышало силу человеческого разума. Такое сомневающееся неверие нельзя назвать злонамеренным, преступным, однако нам надо стараться избегать его как духовного несовершенства.

Но есть неверие озлобленное, преднамеренное. Этим неверием страдают люди, не хотящие или не могущие поверить в Бога, хотя вера подчас явно и настойчиво стучится в их души. Они требуют очевидных научных доказательств веры, но, получив их, не вразумляются. Эти люди могут быть представителями науки, мечтающими своими изысканиями преобразовать и осчастливить человечество, при этом отвергнув истину Божиего Откровения и Его бытия. Такими умственно гордыми и самолюбиво упорными в неверии показали себя десять академиков России, подписавшие открытое письмо президенту России, предупреждая его об опасности сближения власти и Церкви. Подобным неверием страдали первосвященники и книжники во времена Исуса Христа — известно, до какой печальной участи довели эти слепые вожди иудейский народ. И в настоящее время упорные отрицатели Бога, которые при  этом считают себя образованными и просвещенными, ведут к разрушению нравственности и гибели отечества.

Но есть еще неверие легкомысленное. Это неверие тех, кто не пытается приложить труды, чтобы постигнуть и осмыслить истину. Они поддаются влиянию людей неверующих, не имеют твердых убеждений, легко увлекаются ложными проповедниками и всякого рода лжеучениями. Это неверие, которое особенно свойственно молодежи, возможно устранять через доброе христианское воспитание в семье и в церкви.

Постараемся, братие и сестры, и мы отвращаться всякого неверия как рода душевного недуга и преступления, вразумлять и укреплять в вере наших близких, в особенности детей, обращая их на путь истинныи, показывая им личный пример искренней и твердой веры, без колебаний и сомнений. Повторяя евангельские слова: Верую, Господи, помоги моему неверию, будем молить Господа укрепить нас на пути к истине, как Он укрепил апостолов, простив им грехи сомнения и маловерия, после чего они свидетельствовали, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян. 10, 43), ибо за их живую и деятельную веру Господь удостоит нас благодатного Своего общения и вечного спасения в Царстве Божием.

Братие и сестры, хотя мы и не видим Спасителя телесными очами, но станем взирать на Него очами веры, исполняя Его святые заповеди. И будем надеяться, что в награду за нашу веру щедрый и многомилостивый Господь введет нас в райские обители, где не будет ни печали, ни воздыхания, но жизнь и радость вечная в единстве с воскресшим Господом нашим Исусом Христом!