Проповедь в неделю двенадцатую по Пятидесятнице

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья

    Важный вопрос, братия и сестры, раскрывает нам Господь в нынешнем Евангелии — вопрос касается того, какими путями достигнуть нам жизни вечной? Смерть неизбежна, все умрем и телом обратимся в прах, в землю, из которой созданы, а души наши безсмертные, созданные по образу и подобию Божию, предстанут на суд к Богу; ибо «человекам положено умереть, а потом суд» (Евр; 9,27) — говорит апостол. Сначала над душой каждого человека будет суд частный, на котором решится участь наших душ до воскресения всех мертвых и последнего Страшного суда над всем миром. Потому, ввиду неизбежности смерти весьма важно нам найти ответ на вопрос — что нам надлежит делать в жизни сей, чтобы наследовать жизнь вечную? Но, зная о неизбежности смерти, как часто мы, погрузившись в житейские заботы, забываем о жизни вечной, не думаем о том, что мы сотворены Богом именно для вечной жизни, которая никогда не кончается. Души праведников по смерти будет восхищены на небеса к престолу Божию, куда была вознесена Божия Матерь, где пребывают святые апостолы, мученики, преподобные и все святые, где они встретят своих благочестивых близких и сродников по плоти. Так что, весьма важно нам позаботиться в этой краткой жизни о том, как бы вернее достигнуть этой вечной небесной жизни.

    В сегодняшнем Евангелии мы слышим размышления о препятствиях на пути к вечной жизни. Некий юноша спросил у Господа: «Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?», то есть что мне делать доброе, чтобы спастись. «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» — сказал ему Господь, то есть Господь указал ему на заповеди, Богом данные людям через Моисея: «И если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, а именно: — не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и матерь и возлюби ближнего своего, как самого себя». Господь указал юноше на заповеди о любви к ближнему, минуя первую заповедь, относительно любви к Самому Богу, конечно потому, что на любви к ближнему основывается и любовь к Богу: «Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Иоан; 4,20).

    Юноша, упоминаемый в Евангелии, по-видимому, был не далек от Царства Небесного. «Я все заповеди, — говорит он Христу — сохранил от юности моей, никого не убил, не прелюбодействовал, не крал, не лжесвидетельствовал, чтил отца и матерь; чего еще не достает мне?» Господь сказал этому внешне благочестивому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мной». Но расстаться с богатством юноше было очень тяжело, так как оно всецело завладело его сердцем, и «слышав юноша слово, отъиде скорбя; бе бо имея стяжания многа» (Мф 19,22), то есть удалился от Господа, предпочитая свое богатство следованию за Ним.

    Отойти от Господа Исуса Христа, Который есть путь, истина и жизнь, это значит отойти не только от совершенства, но и от Царствия Небесного, и от вечной жизни. Очевидно, вечная жизнь не была для богатого юноши целью жизни; целью, ради которой он готов был бы отказаться от богатства в жизни временной.

    Вот, братия, как тяжело богатому наследовать жизнь вечную. По словам Спасителя «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф; 19,24). Очень неразумно поступают те, кто всем сердцем привязываются к богатству, и забывая о небесном, думают только о том, как бы приумножить свое земное богатство. Они надеются на свое богатство, а о том и не думают, что, может быть, не доживут до завтрашнего дня. Богатые нередко наживают свое имение злыми делами, нечестным путем. Они богатеют, прибегая к хитрости, лукавству, обману, притеснению ближних, недаром народная мудрость гласит: «От трудов праведных не построишь палат каменных». Да и те, кто увеличивает свое богатство честным путем, как упоминаемый в нынешнем Евангелии юноша, часто заботятся не о добрых делах и Царствии Небесном, а об украшении себя нарядами, о развлечениях, о приобретении собственности, о насыщении своего чрева. Есть, конечно, добрые и благочестивые богатые люди, которые помогают бедным, заботятся о сиротах, строят и укрепляют храмы Божии, но много ли сегодня таких? Большинство богачей, подобно Евангельскому юноше, настолько прилепляются к земному стяжанию, что оказываются не в силах исполнить заповеди Христовы и удаляются от Господа, предпочитая свои сокровища жизни вечной. Юноша всем сердцем привязался к богатству, а значит не любил искренне ни Бога, ни ближнего; ибо Господь говорит, да и жизненный опыт подтверждает, что невозможно работать Богу и богатству, как невозможно служить двум господам. Но что трудно и невозможно для людей, то возможно и удобно для Бога, ибо Бог может и богача сделать милостивым и добродетельным, если он не будет противиться воле Божией.

    Юноша похвалился, что он сохраняет и исполняет все заповеди, но, возможно, он не осознал их глубокий смысл. От их понимания и исполнения зависит жизнь вечная: «Яко сотворивый та человек, жив будет в них» (Рим; 10,5). Юноша отошел от Господа, потому что в его душе жили самоуверенность и легкомыслие, движимый которыми он говорил о себе, что сохранил все заповеди. Очевидно, он хотел показать, какой он хороший и что не имеет недостатков. Он действительно верил, что выполнил все доброе, что повелел ему Господь и исполнил все заповеди в полной мере.

    Зададим себе вопрос — можем ли мы ответить Господу с чистой совестью: «Все сохранил я от юности моей»? Соблюдаем ли мы хотя бы те десять заповедей, которые даны были человечеству как основа нравственного выживания? Ныне мы видим умножение беззакония, увеличение преступности и пороков. Если бы каждый человек научился исполнять ветхозаветные заповеди Господа, то прекратились бы убийства и воровство, люди начились бы почитать отцов и матерей, с уважением относиться к старикам, и тогда можно было бы говорить о духовном исцелении общества. А пока эти десять ветхозаветных заповедей являются для нас судом, поскольку мы не научились исполнять эти элементарные нравственные нормы, заповеданные нам Богом.

    Итак, остановимся на этих заповедях и проникнем глубже в их смысл.

    Первая заповедь, о которой напоминает Христос юноше — «Не убий». К сожалению, убийства сегодня становятся обычным явлением, особенно, если иметь ввиду во множестве совершаемые убийства плода во чреве матери. Также под убийством можно разуметь многое, что может убить человека: обида, раздражение, вражда, гнев, ссора, ибо апостолом сказано: «Всяк ненавидяи брата своего — человекоубийца» (1Иоан; 3,15). Скупость и безразличие, проявляемые к бедным, непосильный труд, к которому мы иногда принуждаем подчиненных, или когда сами непомерно трудимся, расстраивая свое здоровье, вредные привычки, страсти и пороки, которые губят наши души — все это является грехом и нарушением заповеди «Не убий».

    Далее Господь говорит: «Не прелюбодействуй». Как мутные волны потопа ныне разврат и блуд потопляют души наших близких, в особенности, молодежи. Грех может совершаться не только делом, но и мыслию, нечистым взглядом, вожделением, блудным мечтанием и воображением — всё это ведет к прелюбодеянию. Также способствуют греху пресыщение в еде, пьянство, которое рождает блуд, нескромные разговоры и жесты, чтение соблазнительных книг и журналов, развратные фильмы и картины. По слову Спасителя, одно воззрение с вожделением — есть уже прелюбодейство (Мф; 5,28). Так что, надо стараться всегда пребывать в чистоте помыслов и чувств, чтобы не нарушать эту заповедь.

    Далее говорится: «Не кради». Сегодня воровство и взяточничество процветает в нашей стране, воруют высокопоставленные чины и рядовые граждане. Воровство ныне — это российский грех и стыд. Под воровством подразумевается не только кража чужой собственности, но и тунеядство, взятие разорительных процентов с целью наживы, скупка краденого. Тот, кто не подает бедным милостыню, имея достаток, тоже крадет у бедных, так как Господь дает избыток для помощи бедным, и если богатый не подает милостыню, то похищает собственность ближних, утаивая дар Божий.

    Далее говорится: «Не лжесвидетельствуй» или не клевещи на ближнего, ибо от клеветы и осуждения, люди весьма сильно страдают, лишаются доброго имени, бывают гонимы, а иногда сами себя лишают жизни. Господь наш Исус Христос, приняв крестную смерть, пострадал от клеветы и лжесвидетельства иудеев. Страшное зло — клевета! И святой царь Давыд молит Бога об избавлении его от клеветы: «Избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя» (Пс; 118), а апостол нам внушает: «Отложите лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему» (Еф; 4,25).

    «Почитай отца и мать», — далее говорит Господь. За почтение к родителям Господь обещает благополучие и долголетие в этой жизни  и блаженство в будущей. Казалось бы нет ничего естественнее, чем почитать родителей, давших нам жизнь и воспитавших нас, а, между тем, в наше время дети иногда тяготятся своими больными или престарелыми родителями, разговаривают с ними грубо и непочтительно, вместо проявления любви и заботы о них.

    «Люби ближнего своего как самого себя», — говорит заповедь, то есть желай ему того же, чего и себе желаешь, поступай с ним также, как желаешь, чтобы поступали с тобой, делай для него только доброе и полезное также, как и для себя делаешь; ибо мы дети одного Отца — Бога, искуплены кровию Сына Его, чада одной матери — Церкви, и чаем пребывать в одном общем Царстве Небесном.

    Вот какие заповеди повелел Господь исполнить юноше, чтобы войти в жизнь вечную. Но юноша отошел от Господа, так как был богат, и не мог сразу сбросить с себя бремя этого богатства. Юноша отошел от Христа, но это еще не значит, что он погиб для вечности. Господь по своей милости может исправить его пути ко спасению,  не случайно сегодняшнее Евангелие заканчивается словами: «От человек се невозможно,  от Бога же вся возможна» (Мф. 19, 26).

    Христос говорит: как трудно богатому войти в Царство Божие. Почему? Потому что в Царстве этом нет ничего, кроме любви. Это Царство определяется заповедью блаженства: «Блажени нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Духовная бедность заключается в сознании того, что у нас нет ничего своего, поскольку мы живем только милостию Божией, Его дарами. Он дал нам жизнь, ум, таланты, любовь — все это вне нашей власти. Нет у нас ничего, что бы мы могли назвать своим, потому что мы живем только Божией любовью и любовью ближних. Царство Божие, к которому мы стремимся, это и есть Царство взаимной любви, где радость в том, чтобы дарить любовь от всего сердца.

    Мы можем ошибаться, слушая сегодняшнее Евангелие и думая: «Ведь это ко мне не относится — разве я богат?» Если вдуматься, то все мы богаты и держимся как за свою собственность — за ум, здоровье, свою жизнь и за все, что мы считаем своим.

    Только тогда мы можем войти в Царство Божие, Царство торжествующей любви, когда сможем сказать: «Ничто не мое — всё, чем я одарен, мне не принадлежит». В Евангелии юноша, который выполнил все заповеди Божии и считал себя праведным и чистым перед законом — отделен от Господа тем, что присваивал себе эти добродетели, как право быть спасенным. Его собственность и самоуверенность в своей праведности стала для него идолом, который отделил его от самой жизни и любви Божией.

    Научимся, братие и сестры, всем сердцем любить Господа и ближних,  ничего не почитая своим, и жить, радуясь и принося благодарение Богу о Его безчисленных дарах, и тогда вся наша жизнь будет подготовкой к жизни вечной в Царствии Божии.