Главная » Митрополит » Проповеди » Проповеди на триодные праздники и воскресные евангельские чтения » Проповедь в неделю двадцать восьмую по Пятидесятнице

Проповедь в неделю двадцать восьмую по Пятидесятнице

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.
  • Приглашение на торжества, посвещенные Неделе свв. Жен-Мироносиц
  • Интервью митрополита Корнилия для телеканала Царьград

Братья и сестры! Все мы
призваны через Крещение в Царство Небесное, все обязались исполнять заповеди
Христа, уставы святой Церкви — но все ли мы добросовестно исполняем заповеди,
усердно трудимся для того, чтобы идти в Царство Христово? Большинство из нас
привязаны к греховному миру и богатству, к удовольствиям, оказывают внимание
тем, от кого можно получить ответное воздаяние. В Евангелии есть повествование,
как однажды Господь наш Исус Христос был приглашен на вечерю, то есть на пир,
куда богатый хозяин пригласил только своих друзей, родственников и богатых
соседей. Господь стал наставлять хозяина пира, что надо приглашать нищих и
убогих, слепых и хромых, которым нечем воздать за угощение, то есть учил
смотреть на трапезу как на доброе дело милосердия, имеющее нравственную цену, учил,
что за это последует воздаяние от Бога в будущей жизни, в день праведного Суда.
Смысл этого наставления таков, как и в нагорной проповеди: Если любите любящих вас, какая вам польза? (Лк. 6, 32).

Затем Господь рассказал
притчу о званных на пир, которая читалась сегодня за Божественной литургией. Человек
некий однажды устроил пир и звал многих гостей. Когда настало время пира, то он
послал раба своего объявить званным: уже все готово, идите на пир. Но, к
удивлению, многие из званных начали отказываться под разными предлогами. Один
сказал: «Купил имение с землей и мне нужно пойти посмотреть купленное, не могу прийти,
прости меня». Другой сказал: «Я купил пять пар волов, иду испытать их, прошу
тебя иметь меня отреченным», то есть отказавшимся. Третий сказал: «Я женился и
потому не могу прийти». И возвратившийся раб рассказал это все своему
господину, на что хозяин пира весьма разгневался и сказал рабу своему: «Пойди
по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих и бедных, слепых и хромых».
Слуга исполнил приказание и сказал господину: «Исполнено все, что ты велел, и
есть еще место». И сказал господин рабу: «Пойди на дороги и проселки,
находящиеся вне города, и убеди встречных прийти на пир, чтобы наполнился дом
мой». И добавил: «Говорю вам, что ни один из тех званных, но отказавшихся мужей
не удостоится вкусить моей вечери; ибо много званных, но мало избранных».

Что означает эта притча?

Человек, сотворивший
великий пир, есть Господь, Отец наш Небесный, Который сравнивается с человеком
как Человеколюбец. Вечеря, которую приуготовил нам Господь, есть благодатное
Царство Божие, а также Церковь Божия на земле, которая приуготовляет верующих к
великой вечере в Царстве славы, то есть Царстве Небесном. Слуги, которых
посылает Господь, — это ангелы, пророки, апостолы, учителя церкви, пастыри,
проповедники Слова Божия. Также под слугой Господа подразумевается Божественное
учение, которое ведет нас ко спасению. Приготовление к этому пиру подразумевает
духовные таинства — покаяние и отпущение грехов и все, что нужно для нашего
спасения.

Господь наш Исус Христос
Своей крестной смертью приуготовил нам пир веры, вечности и любви. Он взамен
ничего от нас не требует, кроме того, чтобы мы пришли к Нему, то есть уверовали
в Евангелие, жили по Его заповедям и наставлению в живой вере, совершая добрые
дела, живя в самоотвержении и добровольном несении Креста. Совершающие с
терпением, кротостью и смирением духовную брань с дьяволом, отрекшиеся от
греховных прелестей мира, лежащего во зле, подобны делателям, которые целый
день трудятся на жаре и зное, ожидая себе покоя и воздаяния за свои труды. Таковым
Господь приуготовил великие благодеяния на небесах, где мы соединимся с Богом,
увидим Его лицом к лицу. Великая радость была у учеников Христа при созерцании
на горе Фавор лишь малой доли Его величия, только тени небесной славы, когда
они воскликнули в священном восторге: Господи!
Добро есть нам зде быти: сотворим зде три сени
(Мф. 27, 4). Если такая
великая радость была в словах апостола Петра при ощущении им только близости Небесного
Царства, то какова же будет наша радость на небе в райских селениях, куда зовет
нас Господь: Приидите, благословении Отца
Моего, наследуйте уготованное вам Царствие!
(Мф. 25, 34).

Да, мир, лежащий во зле, порой обещает нам при
жизни роскошный пир и земные наслаждения, но он обманывает нас — хотя и зовет к
богатствам, но тленным; к радостям, но не постоянным, порой смешанным со
слезами; к сладостям и телесным вожделениям, но отягченным болезнями и
душевными мучениями. Православные христиане, не прилепляйтесь к земному
лукавому пиру, ибо сказано, что можно приобрести весь мир и при этом потерять
душу — что в этом проку?

Господь Бог посредством
закона и пророков приглашал иудейский народ вступить в Царство Божие. Затем
послал Своего Сына Исуса Христа с вестью о том, что приблизилось Царствие
Небесное: Идите, ибо уже все готово (Лк.
14, 17). Но вожди богоизбранного иудейского народа — первосвященники, книжники
и фарисеи отвергли Мессию Христа, этим отказались от Божественного приглашения
в Царство Божие, оставшись вне его.

Спаситель равно
проповедовал Евангелие и простому народу, и фарисеям, но, поскольку последние
отреклись, то вместо них были призваны на пир вечности из простого народа язычники,
мытари и грешники. Как утверждает святой Евфимий, «те, кто отреклись, были
книжники и фарисеи, все знатного и почетного рода и состояния: сии же, которые
вместо их введены, есть простые, худородные и презренные». Это были, прежде
всего, апостолы из простых рыбарей, вышедшие на проповедь, понесшие учение
Христово во все концы мира и победившие грешный мир.

Ученики Христа после
Пятидесятницы, когда они укрепились благодатию Святаго Духа, вышли с призывом
на Божественный пир к тем из иудеев, которые затем уверовали в Исуса Христа, но
на пиру оказалось еще много места. И были призваны все, кого коснулась
благодать Божия, преобразив их сердца, и они заняли в Небесной вечере те места,
которые были уготованы иудеям.

Оказалось много званных, но мало избранных. Этими
грозными словами заканчивается сегодняшнее Евангелие. Господь, Который сотворил
мир, чтобы поделиться с нами Божественной радостью, порой встречает в этом мире
холодный отказ. Он призывает на Свой пир вечности всех, но мы должны пожелать
прибыть на него. Мы должны во время нашей земной жизни занять место в ряду
приглашенных на этот Божественный пир. Господь зовет нас на брачный пир, где, по
словам блаженного Феофилакта, Жених — Христос, а невеста — всякая душа христианская;
это таинство соединения Спасителя с человеческой природой, когда Христос зовет
нас: Приимите и ядите; се есть Тело Мое… Се
есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая
(Мк. 14, 22). И наш отказ прийти на
этот призыв есть нерадение о своем спасений. Господь призывает всех людей ко
спасению обещанием вечной радости или угрозой вечного мучения, но, чтобы стать
избранными, мы должны быть готовы душею, должны иметь волю и веру. Не хотят
идти на пир вечности те, кто имеет развратную волю и закостенелое в грехе
сердце, те, кто возлюбил тьму паче света. К таким обращается пророк: Сынове человечестии, доколе тяжкосердии,
вскую любите суетная?
(Пс. 4, 3).

Господь зовет на радость
брачного пира всех нас как самых близких Своих; мы, христиане, призваны
Господом на вечерю велию через Святое
Крещение и Причащение Тела и Крови Христовой. Нам остается только откликнуться
на призыв Его бесконечной жертвенной любви, добрыми делами и исполнением
заповедей проявить живую веру, терпение и мужество в несении своего креста. И
какая обида Устроителю пира, когда мы, неблагодарные, под разными предлогами
начинаем отрицаться, может быть, не на словах, но своими делами и маловерием,
своим нераскаянием и коснением в грехах, своей привязанностью к тленным земным
благам и ублажением многострастной плоти. А ведь без покаяния, без исправления
сердца и греховной жизни невозможно войти на вечерю Божию. Ибо покаяние очищает
душу и совесть, одевает их как бы в светлую брачную одежду, в которой только можно
быть на вечере. Сказано будет всякому нераскаявшемуся: Как ты вошел сюда, не имея брачной одежды (то есть чистоты душевной)? И,
связав руки и ноги, выбросят его вон, во тьму кромешную
(Мф. 22, 12).

Много званных на пир,
мало же избранных. Избранными будут те, кто искренне отзывается на евангельскую
проповедь, то есть истинные христиане. Те, кто стремится читать и слушать Слово
Божие, охотно и с любовью усваивает его и воплощает в своих делах; кто
стремится к общению с Христом в молитве и во святых Церковных Таинствах. Те,
кто видит в своих ближних братьев о Христе и стремится, в чем только можно,
помогать им; это те, кто не позволяет себе не только дурных поступков, но и
даже греховных мыслей, кто держит себя вдалеке от соблазнительных обществ,
общаясь только с людьми богобоязненными: С
преподобным преподобен будеши,
как говорит пророк Давыд. Словом, избранными
станут те, кто старается во всем жить по закону Христову и если в чем-то и согрешит,
то затем искренне, чистосердечно кается и потому постепенно улучшается, изменяется
к совершенству, благообразию и благочестию.

Счастливы избравшие
тесный путь в Царство Небесное! Может, они живут порой в бедности и безызвестности,
может, их не замечают даже близкие или обижают их, вынуждая проливать слезы,
может быть, их поносят и презирают; но Господь видит их терпение, хранит и
любит их, ибо они усердно исполняют Его заповеди, то есть свое земное предназначение.
Таким Господь посылает безболезненную, мирную, непостыдную кончину и по смерти
подает им добрый ответ на Своем суде и вечную блаженную жизнь.

Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, — зовет нас Исус Христос, чтобы
соединить нашу жизнь с Ним, отдавшим из-за любви к нам Свою жизнь. Также мы слышим
пасхальный призыв к вечности святителя Иоанна Златоуста: «Придите, все
постившиеся и не постившиеся, трудившиеся и ленивые, грешные и праведные —
войдите в радость Господа». Радость и утешение дает Господь нам, недостойным,
не по заслугам нашим, а по милосердию Своему. На призыв на пир веры и
Божественной любви мы часто отвечаем отказом, считая, что Господь слишком рано
пришел с призывом, когда наше лицо повернуто не к Богу, а к земле, как у
скорченной, связанной сатаной
женщины, которая смотрела только в землю и не видела ни неба, ни лица Господа,
стоящего рядом. Мало избранных для Царства Божия не потому, что Бог строго
выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя, а потому, что
мало кто находит Бога достойным того, чтобы ради Него поступиться заботами о
телесном, о земном, о суетном, о мирском!

Нынешнее Евангелие
говорит нам, что ни один из отказавшихся от приглашения не вкусит Его вечери.
Приложим эти Слова Евангелия к себе и обратим внимание на то, что побудило
званных на пир ответить отказом, в то время когда уже было все готово для пира.
Один ответил: я купил клочок земли, надо его увидеть, им овладеть. Но земля
однажды берет обратно все, что она сама дала и что Господь дал: Вся от земли, и вся в землю паки пойдеши,
— и тогда купленное поле делается могильным клочком земли. Но ради этого мы
сказали Богу: «Нет! Не Тебя, Господи, мы избрали, а землю, в которой мы хотим
укорениться до конца».

Указывает Господь и
другую причину отказа от Царствия Небесного. Это приобретение пяти пар волов,
которых надо испытать. Под пятью парами волов в толковании святых отец
подразумевается пять чувств, данных нам Господом. Часто ради работы и
творчества мы забываем о душе. Мы хотим оставить на земле своими трудами
глубокий след, хотя вряд ли что-нибудь останется от них через одно-другое десятилетие
после нашей смерти! Мы можем заслужить похвалу и награды от людей, но при этом
лишиться Царства Божественной Любви и Его наград.

И к третьим посылает
Господь, и те Ему отвечают: «В мою жизнь вошла земная любовь, я женился, не
хочу отрываться от этой любви. Оставь меня, Господи, дай насладиться земной
любовью, а когда она закончится, тогда прими и меня в чертоги Твоей любви».

Подумаем о Хозяине пира,
Который видит, что у нас нет желания и времени откликнуться на Его зов любви.
Он говорит: Приидите ко Мне, а мы
порой отвечаем на Его любовь: «Вот придет время старости, отдыха, пенсии, тогда
успеем. Надо сначала исчерпать землю, на которой живем, земную любовь, которая нам
кажется такой великой и представляется нам вечной». Но когда мы непременно
окажемся в вечности лицом лицу с Господом, то может статься, что земная забота
и любовь и плотская привязанность предстанут нам узкой тюремной клеткой. И ради
всего этого мы сказали Богу нет! Не
захотели поступиться клочком земли, часом труда, мгновением земной любви.

Господь нам говорит: ищите
прежде всего Царства Божия, спасения душевного — обещает, что тогда все прочее
приложится. Это обещание не человеческое, которое порой обманчиво, а неложное
обещание Божие. Но мы часто не доверяем Богу, стараемся принимать все заботы о
мирском на себя, жить по дурной пословице «на Бога надейся, а сам не плошай». Марфо, Марфо печешися и молвиши о мнозех, едино
же есть на потребу,
— говорит Господь о спасении души (Лк. 10, 41). И как часто плоды наших
незаконных и неблагословленных Богом трудов гибнут на глазах, расточаются бесследно.
Беззаконная заботливость о земном, не знающая меры, отнимает у нас время и силы
для совершения богоугодных дел, и в старости для Бога остаются лишь жалкие
остатки ума, телесных и душевных сил и способностей. Мы, христиане, должны жить
в твердом уповании на Того, Кто дает пищу птицам небесным, и не мучить себя
чрезмерными заботами о земном, довольствоваться малым и необходимым, питаться
от трудов своих и уделять из них часть нуждающимся. А путь к Царству Небесному
узкий, идущие по нему станут избранными. Широкий путь, по которому многие идут
к погибели, — это привязанность сердца к земному, жажда наживы и славы. Нам
надо следовать примеру не толпы любителей мирских утех, а тех немногих,
искавших и нашедших Царствие Божие и правду Его.

Пир Царства Небесного велик
присутствием на нем Бога, величайшего и высочайшего Хозяина вечери. И если
земные пиры порой так ублажают и увеселяют человека, то подумаем, как должен
увеселить и усладить небесный пир. «О Боже, — говорит блаженный Августин, —
если столь великие блага Ты нам представляешь в темнице (то есть на земле), то
что уже представишь нам в чертогах Небесных?» Там, на Вечной Вечере, мы получим
совершенное просвещение души, постижение глубин и Таин Божиих, получим чистоту
сердца, совершенство всех чувств, услышим сладчайшее ангельское пение, узрим
сияние светлости Божества, которое вечно будет нас радовать. А мы порой
подменяем радость истинную радостью временной, ложной, которая бывает от греховных
привязанностей, наполняющих душу тоской и унынием.

Не медли, христианин,
спеши в готовности занять место на пиру вечности в доме Отца своего, пока не
окончилась твоя жизнь, посвяти оставшееся время заботе о Царстве Божием, чтобы
потом не было больно и обидно оттого, что ты столько мучился и все оказалось
напрасным. Нам необходимо понять, что если мы в конце нашей жизни окажемся не
на Божественном пиру, то непременно заключимся там, где плач и скрежет зубом, — а третьего не дано!

Непреложно слово Божие,
увещевающее нас: Не любите мира, ни яже в
мире
(1 Ин. 2, 15), горняя мудрствуйте,
а не земная
(Кол. 3, 2). Оставим утехи и блага мира сего и на небесах получим
несравненно лучшие и большие блага, их же
око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша
(1 Кор. 2,
9).

Братие и сестры! Будем
идти к Божественной вечере Христа в молитве и в покаянии, причащаясь Христовых Таин,
с верой и надеждой, что Господь, зная наше недостоинство, простит нас, как мы прощали
своих ближних, и в ответ на Его любовь отзовемся нашей любовью, дабы войти в
блаженный пир веры и вечности, где все любимы Богом!