Проповедь в неделю двадцать первую по Пятидесятнице

Поиск

Предстоящие события

Перед Вознесением Господа нашего Исуса Христа на небо Он дал апостолам заповедь идти на проповедь, дабы обратить весь род человеческий в христианскую веру: Шедше, научите вси языцы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Несказанно трудное дело поручил Господь Своим двенадцати ученикам, которых Он избрал не из числа премудрых и знатных, а из рыбаков — простых и малообразованных людей. Но благодатию Святаго Духа им дано было постичь Божественное учение и самим стать учителями других, пойти во все концы земли и победить неукротимое жестокосердие иудеев, мудрование эллинов, грубую силу римлян.

Какое же оружие дал Своим ученикам Христос, посылая их в мир на такую великую битву? Он хотел, чтобы апостолы не брали с собой ни меча, ни копия, и даже ни сумы и ни жезла; Он повелел им взять с собой Святое Евангелие и с ним пройти всюду: Шедше в мир весь, проповедайте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). И их проповедь услышал весь мир, воздвиглась Церковь Христова, и воссияла вера во Христа. Наследники апостолов — учителя Церкви и пастыри — распространили Слово Божие во все концы земли: Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5).

Таким образом, единственным оружием, которым было побеждено в мире нечестие и распространено богопознание, было Слово Божие. Всемогущее Слово, Которое было рождено от Отца Премудрости, сотворило все: небо и землю, видимое и невидимое. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1, 1). Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6), — так воспевает пророк Давыд. Слово Божие есть жизнь, спасение и воскресение для тех, кто с верой принимает его, как говорит Христос: Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин. 5, 25). Итак, мы видим, что Слово Божие есть жизнь и сила, Слово Божие живо и действенно (Евр. 4, 12).

Отверзу в притчах уста моя, — говорит Господь через пророка (Пс. 77). Простые примеры притч приводит Исус Христос для того, чтобы в простоте изложить сокровенную премудрость. Притчи — это сокровищница разума, источник познания истины. Послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы, — говорится в Библии о притче (Притч. 1, 5). Притча недоступное делает доступным, сложное — простым, тайное — явным. Размышляющий в законе Вышняго, премудрости всех древних взыщет, и в пророчествиях научатися будет. Сокровенная притчей взыщет и в гадании притчей поживет, — говорит премудрый Сирах (Сир. 39). Вся история человечества подобна притче, которая показывает промысел Божий о нашем спасении. Евангельские притчи дают нам наставление о вечной жизни, душевное здравие, укрепление и исправление ума. Притчи научают нас высокой нравственности, смирению, милосердию и другим добродетелям.

Невнимательность же к евангельскому слову может быть нам в осуждение, если, услышав притчу, мы отвергнем холодным умом ее мудрость и наставление и не принесем доброго плода, как говорит Господь: Имеющий уши слышати да слышит и Блюдите, како слышите (Мф. 23, 3). Мы слышим слова Евангелия слухом, но доходит ли это слово до нашего сердца? И если доходит, то, коснувшись его, оживляет ли нас, приносит ли какой плод, и будем ли мы жить по этому Божественному Слову? Ведь знание не само по себе хорошо, а когда оно применяется на деле, приносит полезный плод его. Не слышателие бо, — говорится, — но творцы закона оправдаются (Рим. 2, 13). Сегодняшняя евангельская притча говорит нам о различных действиях Божественного Слова на сердца людей.

Вышел сеятель сеять семя свое. Когда он сеял, иное семя пало при дороге и было потоптано, и налетели птицы и поклевали его; иное упало на места каменистые, где немного было земли, тотчас взошло и взошедшее засохло, потому что не имело влаги и не глубоко пустило корни; иное упало между терниями, и выросли сорняки и заглушили добрые всходы; иное упало на добрую землю и принесло обильные плоды. (Лк. 8, 5-8).

Господь пояснил значение сей притчи «О сеятеле»: семя есть Слово Божие; сеятель — Сам Исус Христос и те, кто проповедует Слово Божие; земля — сердце человеческое, доброе сердце — добрая земля, а злое, нечистое — бесплодная земля.

Обратим внимание, братие: Господь не сказал, что Он вышел пахать словесные нивы, боронить землю или вырывать дикую и сорную траву, то есть приготовлять наши сердца и души. Господь ждет от нас, что мы сами будем приуготовлять нашу душу к принятию Слова. Поэтому пророк Иоанн Предотеча нас призывает: Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Мф. 3, 3). Приготовление наше начинается с покаяния, исповеди, с воздержания от злых дел. Тем же, кто не желает приготовить себя таким образом к сеянию и принесению плодов, Господь угрожает судом: Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Мф. 3, 10). Эти слова есть приговор тем, кто, живет во грехе, не кается и не приносит добрых плодов. Таковые будут исторгнуты из здешней и будущей жизни и отошлются в неугасимую геенну огненную.

Те слушатели Слова Божия, которые слушают его одними телесными ушами, без сердечного внимания, уподоблены Господом земле придорожной. Обычно земля при пути утоптанна и тверда, и рассыпанные семена не прорастают. Это суть слушающие, к которым потом приходит диявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Почему похищает и уносит, ведь эти семена и без того лежат на мертвой земле? Дьявол знает, что душа может ожить, прийти в себя, и семя тогда может прорасти. Но дьявол истинную веру искажает, засоряет семена, примешивая к ним ложь, которую привносит через еретиков и различных сектантов. Так и Самого Исуса Христа дьявол пытался соблазнить вырванным из контекста Библии словом. Когда из пустыни он вознес Исуса на крышу храма и сказал: «Бросься отсюда вниз», ибо написано: Ангелом Своим заповесть о Тебе сохранити Тя, на руках возмут Тя, да некогда преткнеши о камень ноги Твоея. И если бы вместо Господа был человек, имеющий в душе терния гордыни, жаждущий лести и похвал, то он мог бы соблазниться и броситься вниз. Господь же ответил искусителю: Не искушай Господа Бога Твоего (Мф. 4, 7). Поэтому и мы будем скоры на слышание, — говорит апостол — а главное на исполнение (Иак. 1, 19).

 Далее Господь говорит о семени, посеянном на камне. Каменистой почве уподоблены души людей, которые увлекаются проповедью Евангелия, иногда даже искренно и чистосердечно, находят удовольствие в слушании его, но они не в силах изменить свой образ жизни, отстать от своих излюбленных, вошедших в привычку грехов, вести борьбу с искушениями, претерпеть какие-либо скорби и лишения — в борьбе с искушениями они соблазняются, падают духом и изменяют своей вере и евангельским заповедям.

Сердце, затвердевшее и ожесточившееся в греховной привычке, неспособно питать корень семени, которое засыхает; и сказано: Сии корене не имут. Сердца таких людей не согреты любовью к Богу; как льдом, они окованы самолюбием и гордынею. И хотя такие люди могут говорить о добродетели, но Слово Божие не может углубиться в их сердца и принести добрый плод, и Слово в душе самолюбивого увядает, как только требуется жертва истины, правды и добродетели. И в первые века христианства, и после раскола XVII века — нетвердые в вере и в любви ко Христу и истине, подвергаясь тяжким гонениям и страданиям за имя Христово, иногда отпадали от веры. Но наши благочестивые предки-старообрядцы в твердой вере принесли и умножили плоды благочестия Святой Руси. В нынешнее время, когда нет явных гонений за веру, мучений за имя Христово, распространившиеся ложные ценности, греховные обычаи, предрассудки, легкомыслие, соблазнительные развлечения и удовольствия удаляют и соблазняют многих христиан от узкого пути следования за Исусом Христом и исполнения Его заповедей. Братие и сестры! Будем помнить, что, решившись искать Царствия Божия, мы должны не возвращаться вспять, а до конца быть верными Господу Исусу.

И, наконец, препятствие плодоношению Слова Божия — терния суеты и житейских сластей. И другое семя паде посреде терния, и возрасте терние и подави е. Это бывает от печали и богатства. Но не насущные житейские нужды называются печалями и осуждаются Спасителем, и не богатство является причиной бесплодности Слова Божия. То и другое не препятствуют ни слушанию, ни хранению и исполнению слова Господня. А препятствует только суетная привязанность к земному и временному, которая наполняет и опутывает, как тернии, наше сердце, подавляя в нем действия Слова Божия, заглушает в нем всякое доброе чувство, не оставляя времени и возможности для удовлетворения духовных нужд. Еще более опасные терния — это наши страстные влечения, которые Спаситель называет сластьми житейскими. Корень их находится в глубине нашей «падательной» природы, в глубине греховного сердца человеческого: Закон в удех моих, противу воюющь закону ума моего и пленяющь мя законом греховным, — говорит апостол Павел (Рим. 7, 23).

Плоды этих терний есть дела плотские, о которых апостол говорит, что творящие их Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 20). Расслабляющие себя чревоугодием и излишеством в винопитии и развлечениях напрасно принимают Небесное семя — Слово учения, потому что они не смогут явиться плодоносной нивой для Бога. Святой Григорий Палама пишет: «Мы знаем, что, когда бывает много влаги на полях, они не в силах принести плода. Так же и сердцу, погруженному в удовольствие и опьянение, в блуд и нечистоту, невозможно принести плода, достойного Бога. Пусть каждый, кто по причине страстной и любящей удовольствия жизни вскормил терния и сорняки греха, путем покаяния вырвет их с корнем и тем самым приготовит себя к восприятию спасительного семени, и, приняв его, возрастит и принесет плод — вечную жизнь».

Итак, очевидно, что для обильного плодоношения Слова Божия требуется не только благоговейно слушать и принимать его, но еще необходимо подготавливать и очищать собственное сердце, чтобы оно было способно взращивать плоды святости и правды. В притче Господь говорит: Другое же семя паде на благую землю, и прорасло и принесло плод сторицею. А иже на доброй земле, сии суть, иже с добрым сердцем и благим, слышавшие слово держат и плод творят в терпении.

Есть люди, у которых сердце глубокое, которое было вспахано глубоко — страданием и состраданием, милосердием и любовью, горем и лишениями. В таком сердце семя Слова Божьего приживается, как на доброй земле, оно пускает глубокие корни, которые, как влагой, оживляются опытом добродетельной жизни этого человека, прорастает и приносит плод.

Не надо думать, что у добрых людей диавол не старается похитить сокровище Слова Божия, посеянное в их сердцах, и не хотел бы охладить их сердца самолюбием, заглушить тернием суеты и плотских похотей. Те, о которых Господь говорит как о доброй земле, стараются углубить в своем сердце евангельское слово, прикладывая усилия для сокрушения сердечного окаменения страхом смерти и суда Божия, увлажняют посеянное слово слезами сокрушения о своих грехах. Они с вниманием и молитвой благоговейно размышляют о Слове Божии, покаянием, огнем любви к Богу и пламенным желанием вечной жизни в Царствии Небеснем попаляют в себе нечистые терния страстных желаний и увлечения мирской суетой.

Господь требует от слушателей Слова внимания: Имеяи уши слышати да слышит. Но сколько сегодня христиан, которые слышат Слово Божие, но не внимают ему, не исполняют его и не исправляются. Нам надо опасаться, чтобы за презрение слова Божия не постиг нас тот страшный душевный голод, который умерщвляет не тела, но души, о котором говорит пророк Амос: И послю глад на землю, не глад хлеба, не жажду воды, но глад слышания слова Господня (Амос. 8, 11).

Подумаем о словах Христовых: Блюдите, како слышите! — задумаемся, как мы слышим: не напрасно ли сеется семя, не в суд ли нам и осуждение — или в жизнь вечную? Подумаем, что представляет собой наша душа? Куда падает зерно слова Христова? В терние суеты житейской, которое заглушает его и убивает? На камень, где оно возрастает и умирает от греховного зноя и сердечной сухости? Или при дороге, откуда уносит его ветер маловерия и беспечности и где оно будет разграблено хищником, врагом нашего спасения. Или же упадет семя в доброе сердце? А если наше сердце не плодоносно, то поставим перед собой вопрос: как же нам камень маловерия раздробить, как оживить иссохшую, палимую грехом душу, как отогреть охладевшее себялюбием сердце?

Жизнь наша на земле коротка, времени посева и принесения плодов мало. Пройдет наша жизнь, и предстанем мы на пороге судных врат, и тогда страшно будет явиться ни с чем. Земледельца, не потрудившегося во время возделать землю, ждет голод, ведь без труда нет жатвы. Всякого беспечного христианина, мало сделавшего доброго и не потрудившегося во спасение своей души, ждет горькая участь. Убоимся страшных последствий лености и беспечности. Будем в терпении трудиться и учиться, каяться и молиться, чтобы за кратковременные дни нашей жизни принести плод сторицею, пожать нам жизнь вечную и наследовать райское блаженство по обетованию Господа, Который говорит: Блажени слышащие слово Божие и храняще е (Лк. 11, 28).