Проповедь в Неделю четвертую Великого поста

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Новостной сюжет телеканала «Мир» о визите президента на Рогожское
  • Визит президента России Владимира Путина в Рогожский духовный центр
  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.

Мы прошли уже четыре недели Великого поста — это большая его часть. Может быть, кто-то чувствует усталость, телесную или душевную слабость, поэтому Святая Церковь ныне напоминает нам, что путь Великого Поста — это трудное восхождение к Богу в Царство Небесное. И как любое восхождение, путь поста — это подвиг, это подъем с одной ступени на другую. Невозможно сразу запрыгнуть на вершину горы, а надо подниматься по ее склону, шаг за шагом, с камня на камень. Так и от грехов наших невозможно сразу избавиться, а нужно, постоянно преодолевая себя, побеждать одну за другой страсти, и тогда мы сможем с Божией помощью взойти на вершину добродетелей.

Сегодняшнее воскресное Евангелие от Марка повествует нам о том, как Господь исцелил отрока, одержимого нечистым духом. Однажды пришел к Господу некий человек и поделился своим большим горем. Он сказал Исусу: «Учитель! Я привел к Тебе своего сына, одержимого нечистым духом, он часто бьется о землю, пускает пену изо рта, скрежещет зубами. Я обращался к твоим ученикам за помощью, но они не смогли исцелить его». Как только Исус услышал о том, что бес мучает отрока, Он возмутился духом, то есть весьма огорчился, потому что для Него было прискорбно, что сей отрок по причине маловерия близких отдан на мучение бесам. Исус сказал: О род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И как только привели отрока, то дух нечистый сотряс его, он упал на землю и валялся, испуская пену. Исус спросил отца, сколько лет с ним это происходит? На что отец ответил: «С детства. Злой дух многократно бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если можешь помочь нам, то смилуйся над нами, помоги». Господь, видимо, задал вопрос о продолжительности болезни не случайно, но, желая привести отца к вере и молитве, ибо этот человек был далек от веры, так как столько лет не молил Господа о спасении сына. Милосердый Господь видит маловерие отца и в том, что отец отрока сказал Ему: «Если можешь помочь», тем выразив недоверие Божественной силе Христа. Господь нашел необходимым прежде сына исцелить отца от недуга неверия. Он сказал отцу: Если можешь веровать, то все возможно верующему. На что отец со слезами воскликнул: Верую, Господи, помоги моему неверию!, то есть «дай мне силу верить, помоги веровать глубже и крепче!»

В ответ на эту слезную просьбу Господь повелел: Дух немой и глухой! Повелеваю тебе — изыди из него и больше не входи в него! И злой дух со страшным воплем вышел, а юноша упал будто замертво. Собравшиеся люди стали говорить, что он умер, тогда Исус Христос за руку воздвиг юношу и отдал его здоровым отцу.

Святой Григорий Палама в проповеди на сегодняшнее Евангелие пишет: «…Будучи Владыкой и Хранителем душ, Господь имел заботу об исцелении посредством веры. Отец же отрока, как только услышал, что за его верою последует исцеление его сына, со слезами сказал: Верую, Господи, помоги моему неверию. Видите ли прекрасное преуспеяние сего человека? — он не только уверовал в возможность исцеления отрока, но и в то, что, если Господь захочет, Он может превозмочь и его неверие».

Замечательные слова, лучше сказать молитву: Верую, Господи, помоги моему неверию — произнес со слезами отец отрока, уверовав в Спасителя. Его слезы есть свидетельство того, что молитва, обращенная к Богу, исходила из самого сердца. Произнеся верую, отец как будто испугался своих слов — какая же моя вера, если у меня такой отрок? Но сразу как бы раскаялся в своем маловерии, сказав: Господи, помоги моему неверию. Тут в одной фразе заключается и покаяние, и обращение к Господу в вере.

Обратим внимание на поведение отца, который обратился сначала не к Спасителю, а к Его ученикам. Очевидно, по своему смирению он счел себя недостойным идти непосредственно к Учителю, беспокоить Его, и, только когда апостолы не смогли помочь, он дерзнул обратиться к самому Христу.

Господь спросил отца: «Давно ли эта болезнь у отрока?» Дети часто страдают по вине родителей, и те, глядя на своих детей, терзаются от их несчастий или болезней. Очевидно, то, что произошло с мальчиком, случилось по вине родителей. В чем согрешили его родители? В Евангелии это не открыто, но Господь дал понять: отец страдал не зря, это ему нужно было, чтобы, сопереживая страданиям сына, он приобрел замечательное качество души — смирение, а через смирение — веру. Отец от всей души хотел веровать, но его веры было, видимо, недостаточно для исцеления отрока, и он с надеждой обратился к Господу, чтобы Он укрепил его. И Господь по его смиреной молитве дал ему веру, и сразу по этой вере исцелился сын.

То, что Спаситель промыслительно задумал, исполнилось — за грехи свои, за маловерие, отец был наказан болезнью сына, это испытание он перенес без ропота, со смирением, значит, наказание пошло ему на пользу, он обрел здоровье сына и веру. Слово «наказание» имеет значение и «учеба», то есть болезнь сына научила отца смирению. Мы видим, отец обрел веру, значит промыслительное наказание болезнью уже стало не нужно, ибо отец всему, что нужно, был научен.

Иногда, желая помочь несчастью близких, мы недоумеваем, что же нам делать, к чему прибегнуть? А нужно прибегнуть к молитве, возопить к Богу, чтобы Он укрепил в нас веру, которая, по слову Евангелия, может и горы передвигать. Надо стараться молиться с терпением и вниманием, с глубочайшим смирением, для того чтобы наша молитва была услышана. Ведь если наше молитвенное прошение не исполняется, это не потому, что Господь не хочет его исполнить. Молитва наша бывает бесплодна по нашему маловерию или недостатку смирения, а, когда у нас будут вера и смирение в достаточной степени, именно в той, которую ждет от нас Господь, тогда молитва наша будет исполнена. Этому учит нас сегодняшнее Евангелие.

 И не только этому. Когда ученики после исцеления отрока спросили Господа: «Почему же мы не могли его исцелить?» — Господь сказал: Сей род изгоняется только молитвой и постом. Господь нас учит, что всякое бесовское искушение изгоняется молитвою и постом, то есть воздержанием. Но как может молиться с пользой для себя человек, находящийся под действием злого духа, будучи им одержим? Столь страшный злой бес, о котором говорится в Евангелии, вселяется особенно в молодых, это бес разнузданности, который бросает то в огонь — таковым являются беспорядочные и безумные блудные страсти, то погружает их в воду — обжорство и попойки. В людях такого рода обитает сей глухой и немой бес, поскольку они не хотят говорить и слушать о божественных предметах — покаянии и смирении. Когда одержимый дьявольским внушением не может сам себя излечить, ему должен помочь здоровый и верующий человек, совершая ради него то, что болящий сделал бы, имея свободный ум. Для этого необходимо изгнать из своей души бесов блуда, гнева, ненависти, надменности, то есть победить свои страсти, очиститься внутренне через молитву и пост, сделаться бездейственным на зло, обрести свободный ум, помня изречение: Врач, исцели самого себя (Лк. 4, 23) — и прося помощи Господа в исцелении. И тогда мы будем иметь веру, способную дерзновенно просить у Господа исцеления близких, одержимых действием злых духов.

Господь наш Исус Христос для того пришел в мир, чтобы разрушить дела дьявола, освободить нас от работы вражией, то есть от его власти. После крестной победы Исуса Христа злые духи уже не так нагло вторгаются в нашу жизнь. Мы знаем, что дьявол был побежден Христом, но не уничтожен, не изгнан из мира, и мы, следовательно, не можем считать себя совершенно огражденными от его влияния. Враг рода человеческого иногда по нашей беспечности прокрадывается тайком и действует на наш ум и душу тайными внушениями. Вместе с чувственными страстями и похотями он поселяется в наши сердца и укореняется в них.

Каждый из нас бывает искушаем бесами: нас искушают бесы сомнения, уныния, отчаяния, объедения, пьянства, блуда, злобы, жадности… Бесы хотят погубить нашу душу, как того отрока, которого они бросали то в огонь, то в воду. А мы часто, вместо того чтобы бороться с этими бесами, поддаемся им, а злые мысли и склонности, которые они нам внушают, мы считаем нашими собственными. Поэтому каждый из нас нуждается в освобождении от этих вражиих сил. Как их изгнать? Только молитвой и постом, покаянием и воздержанием от греха. Человек самостоятельно, своими силами победить грех не в состоянии. Только с помощью Господа мы сможем избавиться от бесов, когда всю свою волю, все свои силы употребим на то, чтобы не грешить, и обратимся к Богу, взывая от всего сердца со слезами: «Господи! Помоги, избавь меня от этого греха!»

Возьмем, например, грех раздражительности. Каждый из нас в той или иной степени одержим этим бесом. Как же добиться исцеления? Нужно непрестанно просить Бога о том, чтобы Он помог нам потерпеть, смириться, чтобы помог нам увидеть что-то доброе в том человеке, который нас чем-то раздражает, а те черты его характера, которые нам неприятны, были бы нам не так заметны. Надо просить Господа послать терпение, когда мы противимся раздражению, не поддаваться на бесовскую хитрость и провокацию, потому что в гневе бес хочет завладеть нашей душой. И если мы будем постоянно с молитвой и смирением сопротивляться раздражению и злобе, то этот бес от нас непременно отступит.

Еще пример. Если человек мало молится и редко ходит в церковь, то им обладает бес лени и маловерия. Как этого беса победить? Одним только способом: настало воскресенье — все силы души направить на то, чтобы идти в храм. А если бесы мешают этому, устраивая какие-то препятствия, нужно себя постоянно понуждать, нужно обязательно противиться бесам и возопить со слезами: «Господи, помоги моему неверию, помоги мне это преодолеть», — только тогда бесы нас покинут. А если подвига и противления бесам не будет, то человек так бесноватым и умрет, и бесы его увлекут в преисподнюю.

Чтобы пост был для нас спасительным и изгонял из сердец наших дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия, Господь заповедует, чтобы душа наша в молитве возносилась к Богу. «Молитва, — пишет преподобный Иоанн Лествичник, — есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же она есть утверждение мира, примирение с Богом, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело ангелов, пища души, просвещение ума». Господь заповедует нам непрестанно молиться всей душой, а не механически — только языком и устами, ибо о такой молитве Господь сказал: Приближаются ко Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далеко отстоит от Меня, а потому напрасно чтут Меня (Мф. 15, 8). Как может Господь услышать нашу молитву, когда, молясь, мы не думаем о Нем, а разговариваем с Ним, как бы отвернувшись. Пусть наша сердечная и умная молитва, укрепляя нашу веру, будет горячей и непрестанной. Идем ли мы, едим ли, работаем, отдыхаем ли — все творим с молитвой, в страхе Божием, во славу Его, призывая Его святое имя. Чистым умом и смиренным сердцем будем молиться Вседержителю и Человеколюбцу Богу, да избавит нас от всякого беснования, от огня блудных страстей, от попоек, от всего, что оскверняет сердца и души. В особенности это касается современной молодежи, часто подверженной бесовским искушениям.

А если вера наша будет ослабевать, не надо отчаиваться, но, обратившись к Богу, воззовем: Верую, Господи, помоги моему неверию! В деле нашего спасения Господь так устроил, чтобы всегда помогать нам в борьбе с одолевающим нас грехом. Искушение, попускаемое Богом, никогда не бывает сильнее воли и силы человека, оно точно такое, какое мы можем победить. Нам надо стараться не идти на поводу у своих страстей, которые возбуждаются бесами, а учиться преодолевать их с терпением и смирением. Но часто бывает так, что человек во время искушения вроде бы просит: «Господи, помоги, я не могу больше бороться», а сам в тоже время тянется ко греху — это есть лукавство, которое осуждает Господь, и надо его побеждать.

Сегодня мы чтим память преподобного Иоанна Лествичника, который учит нас постепенно восходить от греха к добродетели. В истории церкви мы видим немало примеров святых, которые не были книжными людьми, проводили свою жизнь в уединении, спасая душу постом, молитвой и богоугодными делами. Этим они очистили свои сердца от скверны греховной и сделались способными к принятию света истины: Блажени чистии сердцем, — говорит Спаситель, — яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Без этой сердечной простоты и чистоты любая ученость в догматах веры остается бесполезной и бесплодной. Господь видит чистоту нашего сердца, человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце (1 Цар. 16, 7), и если сердце наше преисполнено нечистых и лукавых мыслей, то Бог от него отворачивается. Господь любит чистых сердцем и нищих духом, в награду таковым обещая Царство Небесное. Святой Григорий Палама пишет: «Нищими Господь называет живущих в нужде и убожестве, но не просто всех людей такого рода. Он ублажает именно тех людей, которые нищи духом, то есть тех, которые по внутреннему и сердечному смирению и благому произволению таким образом распорядились всем внешним, что проводят жизнь в убожестве».

В конце сегодняшнего Евангелия мы слышали, как Господь учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убиют Его, и по убиении в третий день воскреснет. Но ученики не разумели сих слов и спросить Его боялись. Почему эти слова входят в рассказ об исцелении отрока? Этим, думается, евангелист Марк напоминает нам, как опасен и труден духовный путь, полный страданий и борьбы, путь, на котором необходимо преодолеть себя, чтобы делать не то, что хочется, а то, что Бог велит; это тот путь, на котором требуется мужество и твердость духа. Поэтому Господь так премудро завершает сие Евангелие словами о крестном страдании.

Будем просить Господа, чтобы на нашем крестном пути очищения и спасения в наших сердцах обитали мир, молитва и сокрушение о грехах. И может быть, братие и сестры, милосердый Отец наш Небесный подаст нам смирение, веру и любовь, которые будут возрастать в нашем терпении и приведут нас ко спасению, ибо Господь сказал: Претерпевыи до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).