Главная » Митрополит » Проповеди » Проповеди на триодные праздники и воскресные евангельские чтения » Проповедь в Неделю четвертую Великого поста на память св. Иоанна Лествичника

Проповедь в Неделю четвертую Великого поста на память св. Иоанна Лествичника

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья

    Словами утешения и ободрения
    Святая Церковь подкрепляет тех из нас, братие, кто твердо и радостно несет
    бремя поста, приносящего душе спокойствие и сознание исполненного христианского
    долга. Скончавши половину святаго поста и взирая на Честный и Животворящий
    Крест Господень, укрепляющий наши слабые силы, потщимся и прочее время поста
    скончать без всякого порока.

    Когда человек начинает
    какое-либо дело, а в особенности богоугодное, то встречает трудности,
    огорчения, опасности, но когда труд приближается к благополучному концу, то обретает
    радость и довольство душевное от исполненного благого дела. Так воин,
    отправляясь на брань, переживает душевные муки, страхи, смущения, мрачные предположения,
    но когда благополучно возвращается живой и здоровый на свою родину, к своим
    близким, да если еще и с наградою, то забывает понесенные труды и невзгоды,
    опасности и лишения, и вспоминает прошедшее с чувством исполненного долга. Так
    и мы, братие и сестры, понесем многие труды поста и воздержания, потщимся до
    конца совершить сей спасительный путь. С молитвой обратимся к Господу об
    укреплении наших сил и даровании помощи, чтобы встретить радостно светлое
    Христово Воскресение, когда мы в духовном веселье забудем все тяготы
    великопостных трудов. Дай Бог подойти нам к Святой Пасхе в радости совершенного
    подвига, который мы намечали в начале Поста, стараясь постоянно молиться,
    строго поститься, надеясь освободиться от того греха, что нас держит в духовной
    темнице.

    Великую радость обещает
    нам святой Иоанн Златоуст, говорящий в своем пасхальном слове: постившиеся и не
    постившиеся, трудившиеся и ленивые — все приидите, потому что Господь равно
    приемлет всех, одним Он отдает долг, другим — подает дар Своей любви. И поэтому,
    как бы мы ни устали, пройдем эти последние недели Поста с бодростью и
    терпением, пойдем шаг за шагом к свету Воскресения, дабы и нам просветиться
    светом Божественного бытия.

    Сегодня мы совершаем
    память преподобного Иоанна Лествичника. Церковь обязана этому святому тем, что
    он оставил для всех христиан великое духовное сокровище — книгу «Лествица,
    возводящая на небо», руководство к восхождению от земли на небо, из глубины
    греха до вершины любви Божией и соединения с Господом. «Лествица» состоит из
    тридцати глав — ступеней, ведущих в Царство Божие, и воистину есть лестница спасения.
    Прп. Иоанн зовет нас на этот путь: «Идите и не оборачивайтесь назад; если
    упадете, поднимайтесь и продолжайте путь». Содержание «Лествицы» глубоко, образно, полно спасительной силы. Он пишет
    о посте: «Как откормленная птица не может лететь к небу, так и человек, который
    служит плоти, не может спастись».

    В начале восхождения по «лествице»
    святой Иоанн нам говорит: «Не за то, братия, будем мы осуждены, что не совершали
    чудес, но за то, что не плакали о грехах своих». Вот где начинается наше
    спасение. Вспомним, о чем мы последний раз плакали в нашей жизни? Не об утратах
    ли, не об оскорблениях ли, которые приносят нам окружающие, не о болезнях ли
    наших, не о том ли многообразном горе, которое встречается нам в жизни. Но все
    эти слезы не соединяют нас с Богом. Единственное несчастье нашей жизни,
    достойное слез, — это грех, к которому мы порой нечутки, забываем его легко,
    мало о нем скорбим. Грех убивает наши отношения с людьми и Богом. Разрывая наши
    отношения любви, веры, дружбы, грех отделяет нас от праведников, перед которыми
    нам стыдно, он отделяет нас от тех, которые были сообщниками и свидетелями
    наших грехов, потому что они живое и мучительное напоминание о нашем преступлении.
    Вокруг грешника образуется кольцо отчуждения — от Бога, от праведников, которым
    грех наш мерзок и от грешников, с которыми мы грешили. Это кольцо можно
    разомкнуть только слезами покаяния. Вот почему в самую сердцевину нашего
    спасения святой Иоанн Лествичник ставит призыв о том, чтобы мы плакали о своих
    грехах. Но, чтобы плакать, нужно ужаснуться о содеянном, о том, что мы могли
    так поступить; нам нужно воззвать к Господу, прося исцеления, очищения, милости
    и прощения. И осознание невыносимости того, что мы оскорбили Господа и этим
    удалены от Него, сознание совершённого нашего духовного преступления — убийства
    грехом своей души — могут исторгнуть из наших глаз очищающие слезы, и тогда мы
    сможем сказать: «Каюсь, Господи, прости!» и в этих слезах омоемся от грехов
    своих.

    Святой Иоанн призывает к
    разумной умеренности и постепенности в восхождении к верхней ступени
    нравственного совершенствования. Борьба с пороками и грехами увенчивается
    успехом, когда в ней бывает постепенный переход от меньшего к большему, в
    зависимости от наших духовных и телесных сил. После длинного пути «лествицы»,
    проходимого со смирением и целомудрием, после труда обуздания невоздержанного
    языка, после поста и молитв — человек восходит на последнюю ступень — высоту
    любви. Любовь благостная, прощающая и мирная встречает подвижника в Небесной Обители.

    «Лествица», эта мудрая
    христианская книга, должна быть нашей настольной, к которой мы можем обращаться
    во всей жизни, используя ее к своему спасению. Епископ Михаил Семенов в
    проповеди «В четвертую неделю святой Четыредесятницы» пишет: «Братья!.. Мы
    стоим с вами у лестницы, ведущей к небу. И пост — тоже такая лестница. И вся
    жизнь — лестница. И посмотрите, как различно отношение к этой «лестнице» у
    христиан.

    Вот одни — смотрят вверх
    по лестнице. «Как высоко, — говорят они, — туда никогда не дойдешь». И спокойно
    остаются в пыли земли. Не начинают поста, не начинают подвиги жизни…

    Вот другие: они идут по
    лестнице, но они так обременены тяжким грузом забот, любви к миру, исканием
    богатства, чести и так далее, что не в силах идти. Тяжкий груз тянет их к
    земле, и они обрываются на одной из первых ступенек.

    Вот третья группа: эти
    дошли до половины пути и остановились… «Довольно… Мы не святые: не можем идти
    до вершины. Достаточно и того — что нами сделано». Это — люди мертвые. Кто
    останавливается на пути ко спасению, тот сын погибели: он ни холоден, ни горяч,
    и изблюет его Господь от уст Своих (Апок. 3,16).

    Есть еще люди, которые
    поднимаются высоко, но падают с близких к концу лестницы ступеней. Это те, кто идет
    с великой ревностью к Богу, но без благостного смирения. На высоте у них
    кружится голова. Они не связаны с Господом Христом смиреной любовью, как
    веревкой, которой путники снеговых гор связываются со своим проводником; они
    идут вверх лестницы ногами гордости и превозношения. И падают с высоты
    достигнутого в темную пропасть… О если бы мы осилили лестницу святаго Иоанна
    своим трудом и молитвой! И взошли бы в чертог Господа, во славу Воскресения Его!»

    Жизнеописание святого
    Иоанна Лествиничника коротко, но оно в малом вмещает многое. Вот как протекала
    его жизнь: с юных лет он возлюбил Господа, и, хотя имел большие дарования и
    ученость, оставил мир и удалился в иноческую обитель на Синае. Двадцать лет в
    трудах и смирении он пребывал в монастыре в послушании у опытного наставника,
    отсекая свой разум и свою волю. Когда наставник отошел ко Господу, то святой
    Иоанн, желая большего духовного совершенства, уходит из монастыря и предается
    безмолвию в уединенном месте. За сорок лет, проведенных в строгом воздержании и
    подвижничестве, в непрестанной, слезной молитве и богомыслии, он сподобился
    особых дарований от Бога: прозорливости и чудотворения. Потом, когда необходимо
    было в монастыре избрать настоятеля, братья единодушно обратились к святому
    Иоанну с просьбой стать игуменом.

    Как новый Моисей он сошел
    с горы уединения и богосозерцания и за четыре года, проведенных в монастыре,
    даровал братии свою святую «Лествицу», как богописанную скрижаль Моисея. Вот и
    все течение жизни святого. Можно заметить, что святой Иоанн восходил к
    совершенству следующими добродетелями: оставлением мира, послушанием воле
    наставника, а затем безмолвием, сделавшим его достойным особых Божиих
    дарований. Эти степени восхождения к духовному совершенству общие для всех
    святых. Те же степени добродетели ко спасению надобно пройти и всем нам, если
    мы желаем не только казаться христианами, но и быть ими на самом деле, если
    желаем спасения.

    Но можно подумать, что
    жизнь монаха-пустынника и мирянина несопоставима, и мы хотели бы подражать жизни
    святых, но находимся в других обстоятельствах. Действительно, тех степеней духовного
    восхождения, которые проходил святой Иоанн, в том же виде мы пройти не можем.
    Но мы, братие и сестры, можем пройти их так, как они могут быть пройдены в
    миру, то есть в другой форме, но в том же духе и силе. Сам святой Иоанн писал:
    «Как могут подражать миряне инокам? Все доброе, что только можете делать, —
    делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, не лгите, ни перед кем не
    возноситеся, не оставляйте Церковь, подавайте нуждающимся, будьте довольны тем,
    что у вас есть, удаляйтесь от зла». Бог хочет спасти всех: монахов и мирян;
    мудрых и неразумных; юных и старых; немощных и здоровых; то есть всех нас,
    грешников. Все мы можем сделаться подражателями святого Иоанна Лествичника,
    окрепнув в добрых делах, в молитве и благочестивом размышлении, в трудах
    доброделания.

    Святой Иоанн отрекся от
    мира и удалился в Синайскую обитель. Мы же с вами, братие, ревнующе о своем
    спасении, должны оставить греховное и страстное житие, ибо мир — это и есть
    образ греховной жизни. Кто оставляет грехи и стремится жить свято, тот
    совершает то же, что и оставляющий мир инок, то есть становится иным для мира.
    В посте и искреннем покаянии, в плаче о своих грехах как о единственном
    несчастье, достойном наших слез, вступим на духовную «лествицу», возводящую на
    небо. Чтобы вступить на лестницу, надо обязательно оторваться от земли. Так и
    нам нужно сделать первый шаг, то есть оторваться от своих страстей и пороков и устремиться
    к деланию добродетелей. Святой пророк Давыд наставляет нас: Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33).

    Действительно, мало
    только уклониться от злых дел и греховной жизни, нужно обязательно сотворить
    плоды покаяния, то есть, покаявшись, начать изменение своей жизни, идя из
    глубины греха к совершенству, к соединению с Божией добродетелью.

    Святой Иоанн нес труд
    послушания под руководством старца. В жизни христианина в миру послушание
    должно состоять в исполнении заповедей Божиих, которыми определяется жизнь
    каждого из нас. Спасительно послушание Святой Церкви, когда от юности до
    старости мы действуем не по своей воле, а по Божиему повелению. Святой Иоанн
    имел наставника, а наши наставники — пастыри Церкви. Если мы будем просить их
    советов и исполнять их, то этим мы исполним не свою волю и даже не волю священника,
    а наставление Евангелия и святой Божией Церкви.

    По примеру святого Иоанна
    Лествичника будем и мы стараться пребывать в безмолвии, в удалении от всех развлечений,
    чаще пребывать в уединении, с целью устранения мысленного развлечения. Удаление
    от всех людей в миру невозможно, но внутреннее уединение в наших силах. Его
    возможно достигнуть, всячески заботясь о том, чтобы как можно чаще входить во
    внутреннюю клеть своей души и там наедине предаваться Богу. Дома ли вы, в пути,
    на работе или в храме, обращайте мысленный взор со вниманием в свое сердце, не
    отрывайте око ума от лицезрения Божия.

    Но, пока страсти и
    греховные привычки гнездятся в сердце, нельзя обрести безмолвие. И только после
    длительного труда по исполнению заповедей Божиих и доброделания рождается в
    душе тишина и единение с Богом, в нее входит покой, который погружает в такое
    безмолвие, что можно не заметить, как идет время. Бывает, что в конце службы,
    несмотря на внешний труд, людям в храме жаль оставлять молитву, которая дает
    блаженную, сердечную теплоту и благое настроение.

    Каждый из нас, братие и
    сестры, может сделаться совершенным подражателем подвигов святаго Иоанна Лествичника
    — если будем утеснять плоть, не ослабевать и не лениться, уклоняться от зла и
    творить благо. Очистив сердце от страстей, сможем в полноте любви и духовной
    радости узреть Бога, ибо сказано в заповедях блаженства — чистые сердцем Бога узрят. Мужественно и бодро пойдем по духовной
    лестнице Великого поста, чтобы, укрепляясь от силы в силу, с помощью Божией на
    вершине этого восхождения достигнуть того совершенства, к которому призывает и обязывает
    нас Господь, говоря: Будите убо
    совершени, яко же Отец ваш Небесныи совершен есть
    (Мф. 5, 48).