Главная » Митрополит » Проповеди » Проповеди на триодные праздники и воскресные евангельские чтения » Проповедь в Неделю четвертую Великого поста на память св. Иоанна Лествичника

Проповедь в Неделю четвертую Великого поста на память св. Иоанна Лествичника

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

Словами утешения и ободрения
Святая Церковь подкрепляет тех из нас, братие, кто твердо и радостно несет
бремя поста, приносящего душе спокойствие и сознание исполненного христианского
долга. Скончавши половину святаго поста и взирая на Честный и Животворящий
Крест Господень, укрепляющий наши слабые силы, потщимся и прочее время поста
скончать без всякого порока.

Когда человек начинает
какое-либо дело, а в особенности богоугодное, то встречает трудности,
огорчения, опасности, но когда труд приближается к благополучному концу, то обретает
радость и довольство душевное от исполненного благого дела. Так воин,
отправляясь на брань, переживает душевные муки, страхи, смущения, мрачные предположения,
но когда благополучно возвращается живой и здоровый на свою родину, к своим
близким, да если еще и с наградою, то забывает понесенные труды и невзгоды,
опасности и лишения, и вспоминает прошедшее с чувством исполненного долга. Так
и мы, братие и сестры, понесем многие труды поста и воздержания, потщимся до
конца совершить сей спасительный путь. С молитвой обратимся к Господу об
укреплении наших сил и даровании помощи, чтобы встретить радостно светлое
Христово Воскресение, когда мы в духовном веселье забудем все тяготы
великопостных трудов. Дай Бог подойти нам к Святой Пасхе в радости совершенного
подвига, который мы намечали в начале Поста, стараясь постоянно молиться,
строго поститься, надеясь освободиться от того греха, что нас держит в духовной
темнице.

Великую радость обещает
нам святой Иоанн Златоуст, говорящий в своем пасхальном слове: постившиеся и не
постившиеся, трудившиеся и ленивые — все приидите, потому что Господь равно
приемлет всех, одним Он отдает долг, другим — подает дар Своей любви. И поэтому,
как бы мы ни устали, пройдем эти последние недели Поста с бодростью и
терпением, пойдем шаг за шагом к свету Воскресения, дабы и нам просветиться
светом Божественного бытия.

Сегодня мы совершаем
память преподобного Иоанна Лествичника. Церковь обязана этому святому тем, что
он оставил для всех христиан великое духовное сокровище — книгу «Лествица,
возводящая на небо», руководство к восхождению от земли на небо, из глубины
греха до вершины любви Божией и соединения с Господом. «Лествица» состоит из
тридцати глав — ступеней, ведущих в Царство Божие, и воистину есть лестница спасения.
Прп. Иоанн зовет нас на этот путь: «Идите и не оборачивайтесь назад; если
упадете, поднимайтесь и продолжайте путь». Содержание «Лествицы» глубоко, образно, полно спасительной силы. Он пишет
о посте: «Как откормленная птица не может лететь к небу, так и человек, который
служит плоти, не может спастись».

В начале восхождения по «лествице»
святой Иоанн нам говорит: «Не за то, братия, будем мы осуждены, что не совершали
чудес, но за то, что не плакали о грехах своих». Вот где начинается наше
спасение. Вспомним, о чем мы последний раз плакали в нашей жизни? Не об утратах
ли, не об оскорблениях ли, которые приносят нам окружающие, не о болезнях ли
наших, не о том ли многообразном горе, которое встречается нам в жизни. Но все
эти слезы не соединяют нас с Богом. Единственное несчастье нашей жизни,
достойное слез, — это грех, к которому мы порой нечутки, забываем его легко,
мало о нем скорбим. Грех убивает наши отношения с людьми и Богом. Разрывая наши
отношения любви, веры, дружбы, грех отделяет нас от праведников, перед которыми
нам стыдно, он отделяет нас от тех, которые были сообщниками и свидетелями
наших грехов, потому что они живое и мучительное напоминание о нашем преступлении.
Вокруг грешника образуется кольцо отчуждения — от Бога, от праведников, которым
грех наш мерзок и от грешников, с которыми мы грешили. Это кольцо можно
разомкнуть только слезами покаяния. Вот почему в самую сердцевину нашего
спасения святой Иоанн Лествичник ставит призыв о том, чтобы мы плакали о своих
грехах. Но, чтобы плакать, нужно ужаснуться о содеянном, о том, что мы могли
так поступить; нам нужно воззвать к Господу, прося исцеления, очищения, милости
и прощения. И осознание невыносимости того, что мы оскорбили Господа и этим
удалены от Него, сознание совершённого нашего духовного преступления — убийства
грехом своей души — могут исторгнуть из наших глаз очищающие слезы, и тогда мы
сможем сказать: «Каюсь, Господи, прости!» и в этих слезах омоемся от грехов
своих.

Святой Иоанн призывает к
разумной умеренности и постепенности в восхождении к верхней ступени
нравственного совершенствования. Борьба с пороками и грехами увенчивается
успехом, когда в ней бывает постепенный переход от меньшего к большему, в
зависимости от наших духовных и телесных сил. После длинного пути «лествицы»,
проходимого со смирением и целомудрием, после труда обуздания невоздержанного
языка, после поста и молитв — человек восходит на последнюю ступень — высоту
любви. Любовь благостная, прощающая и мирная встречает подвижника в Небесной Обители.

«Лествица», эта мудрая
христианская книга, должна быть нашей настольной, к которой мы можем обращаться
во всей жизни, используя ее к своему спасению. Епископ Михаил Семенов в
проповеди «В четвертую неделю святой Четыредесятницы» пишет: «Братья!.. Мы
стоим с вами у лестницы, ведущей к небу. И пост — тоже такая лестница. И вся
жизнь — лестница. И посмотрите, как различно отношение к этой «лестнице» у
христиан.

Вот одни — смотрят вверх
по лестнице. «Как высоко, — говорят они, — туда никогда не дойдешь». И спокойно
остаются в пыли земли. Не начинают поста, не начинают подвиги жизни…

Вот другие: они идут по
лестнице, но они так обременены тяжким грузом забот, любви к миру, исканием
богатства, чести и так далее, что не в силах идти. Тяжкий груз тянет их к
земле, и они обрываются на одной из первых ступенек.

Вот третья группа: эти
дошли до половины пути и остановились… «Довольно… Мы не святые: не можем идти
до вершины. Достаточно и того — что нами сделано». Это — люди мертвые. Кто
останавливается на пути ко спасению, тот сын погибели: он ни холоден, ни горяч,
и изблюет его Господь от уст Своих (Апок. 3,16).

Есть еще люди, которые
поднимаются высоко, но падают с близких к концу лестницы ступеней. Это те, кто идет
с великой ревностью к Богу, но без благостного смирения. На высоте у них
кружится голова. Они не связаны с Господом Христом смиреной любовью, как
веревкой, которой путники снеговых гор связываются со своим проводником; они
идут вверх лестницы ногами гордости и превозношения. И падают с высоты
достигнутого в темную пропасть… О если бы мы осилили лестницу святаго Иоанна
своим трудом и молитвой! И взошли бы в чертог Господа, во славу Воскресения Его!»

Жизнеописание святого
Иоанна Лествиничника коротко, но оно в малом вмещает многое. Вот как протекала
его жизнь: с юных лет он возлюбил Господа, и, хотя имел большие дарования и
ученость, оставил мир и удалился в иноческую обитель на Синае. Двадцать лет в
трудах и смирении он пребывал в монастыре в послушании у опытного наставника,
отсекая свой разум и свою волю. Когда наставник отошел ко Господу, то святой
Иоанн, желая большего духовного совершенства, уходит из монастыря и предается
безмолвию в уединенном месте. За сорок лет, проведенных в строгом воздержании и
подвижничестве, в непрестанной, слезной молитве и богомыслии, он сподобился
особых дарований от Бога: прозорливости и чудотворения. Потом, когда необходимо
было в монастыре избрать настоятеля, братья единодушно обратились к святому
Иоанну с просьбой стать игуменом.

Как новый Моисей он сошел
с горы уединения и богосозерцания и за четыре года, проведенных в монастыре,
даровал братии свою святую «Лествицу», как богописанную скрижаль Моисея. Вот и
все течение жизни святого. Можно заметить, что святой Иоанн восходил к
совершенству следующими добродетелями: оставлением мира, послушанием воле
наставника, а затем безмолвием, сделавшим его достойным особых Божиих
дарований. Эти степени восхождения к духовному совершенству общие для всех
святых. Те же степени добродетели ко спасению надобно пройти и всем нам, если
мы желаем не только казаться христианами, но и быть ими на самом деле, если
желаем спасения.

Но можно подумать, что
жизнь монаха-пустынника и мирянина несопоставима, и мы хотели бы подражать жизни
святых, но находимся в других обстоятельствах. Действительно, тех степеней духовного
восхождения, которые проходил святой Иоанн, в том же виде мы пройти не можем.
Но мы, братие и сестры, можем пройти их так, как они могут быть пройдены в
миру, то есть в другой форме, но в том же духе и силе. Сам святой Иоанн писал:
«Как могут подражать миряне инокам? Все доброе, что только можете делать, —
делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, не лгите, ни перед кем не
возноситеся, не оставляйте Церковь, подавайте нуждающимся, будьте довольны тем,
что у вас есть, удаляйтесь от зла». Бог хочет спасти всех: монахов и мирян;
мудрых и неразумных; юных и старых; немощных и здоровых; то есть всех нас,
грешников. Все мы можем сделаться подражателями святого Иоанна Лествичника,
окрепнув в добрых делах, в молитве и благочестивом размышлении, в трудах
доброделания.

Святой Иоанн отрекся от
мира и удалился в Синайскую обитель. Мы же с вами, братие, ревнующе о своем
спасении, должны оставить греховное и страстное житие, ибо мир — это и есть
образ греховной жизни. Кто оставляет грехи и стремится жить свято, тот
совершает то же, что и оставляющий мир инок, то есть становится иным для мира.
В посте и искреннем покаянии, в плаче о своих грехах как о единственном
несчастье, достойном наших слез, вступим на духовную «лествицу», возводящую на
небо. Чтобы вступить на лестницу, надо обязательно оторваться от земли. Так и
нам нужно сделать первый шаг, то есть оторваться от своих страстей и пороков и устремиться
к деланию добродетелей. Святой пророк Давыд наставляет нас: Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33).

Действительно, мало
только уклониться от злых дел и греховной жизни, нужно обязательно сотворить
плоды покаяния, то есть, покаявшись, начать изменение своей жизни, идя из
глубины греха к совершенству, к соединению с Божией добродетелью.

Святой Иоанн нес труд
послушания под руководством старца. В жизни христианина в миру послушание
должно состоять в исполнении заповедей Божиих, которыми определяется жизнь
каждого из нас. Спасительно послушание Святой Церкви, когда от юности до
старости мы действуем не по своей воле, а по Божиему повелению. Святой Иоанн
имел наставника, а наши наставники — пастыри Церкви. Если мы будем просить их
советов и исполнять их, то этим мы исполним не свою волю и даже не волю священника,
а наставление Евангелия и святой Божией Церкви.

По примеру святого Иоанна
Лествичника будем и мы стараться пребывать в безмолвии, в удалении от всех развлечений,
чаще пребывать в уединении, с целью устранения мысленного развлечения. Удаление
от всех людей в миру невозможно, но внутреннее уединение в наших силах. Его
возможно достигнуть, всячески заботясь о том, чтобы как можно чаще входить во
внутреннюю клеть своей души и там наедине предаваться Богу. Дома ли вы, в пути,
на работе или в храме, обращайте мысленный взор со вниманием в свое сердце, не
отрывайте око ума от лицезрения Божия.

Но, пока страсти и
греховные привычки гнездятся в сердце, нельзя обрести безмолвие. И только после
длительного труда по исполнению заповедей Божиих и доброделания рождается в
душе тишина и единение с Богом, в нее входит покой, который погружает в такое
безмолвие, что можно не заметить, как идет время. Бывает, что в конце службы,
несмотря на внешний труд, людям в храме жаль оставлять молитву, которая дает
блаженную, сердечную теплоту и благое настроение.

Каждый из нас, братие и
сестры, может сделаться совершенным подражателем подвигов святаго Иоанна Лествичника
— если будем утеснять плоть, не ослабевать и не лениться, уклоняться от зла и
творить благо. Очистив сердце от страстей, сможем в полноте любви и духовной
радости узреть Бога, ибо сказано в заповедях блаженства — чистые сердцем Бога узрят. Мужественно и бодро пойдем по духовной
лестнице Великого поста, чтобы, укрепляясь от силы в силу, с помощью Божией на
вершине этого восхождения достигнуть того совершенства, к которому призывает и обязывает
нас Господь, говоря: Будите убо
совершени, яко же Отец ваш Небесныи совершен есть
(Мф. 5, 48).