Проповедь в неделю четвертую по Пятидесятнице

Поиск

Предстоящие события

Мф. зач. 25, гл. 8, 5–13

 
В читаемом сегодня Евангелии от Матфея повествуется о простой и великой вере во всемогущую силу и власть Господа, Который творит, елико хощет, Который вездесущ, способен проникать сквозь любые расстояния, сквозь любые стены, исцелить одним словом всякие болезни и Своим повелением воскрешает мертвых. Евангелист для нашего духовного научения рассказывает, как некий человек получил чудесным образом от Бога то, что он просил. И если мы внимательно рассмотрим этот эпизод евангельской истории, то увидим, какие условия надо соблюсти, чтобы получить от Бога просимое.
 
Когда вошел Исус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Исус говорит ему: «Я приду и исцелю его». Но сотник повергся к ногам Исусовым со словами: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Господь удивился живой и искренней вере сотника и сказал идущему за Ним народу: «И во Израиле Я не нашел такой веры, так как фарисеи забыли о Живом Боге за своими бечисленными законническими предписаниями». И затем Господь сказал сотнику: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе». И выздоровел слуга его в тот час.
 
Капернаум был небольшой город в Иудее, и сотник, то есть военачальник, у которого в распоряжении было сто воинов, был римлянином, то есть иноверцем, язычником, угнетателем иудейского народа, к которому принадлежал Христос. Этот сотник был военным начальником в городе, но вместо того, чтобы послать своих подчиненных за странствующим проповедником Исусом, он сам, проявив смирение, идет к Нему и просит за своего слугу, а также говорит, что недостоин принять Исуса у себя в доме. То есть сотник, имея большую власть, имел великую кротость.
 
В своем смирении сотник сказал Господу: «Я недостоин, чтобы Ты вошел в дом мой, но скажи только Свое всемогущее слово, и слуга мой выздоровеет». «Мои слова и приказания, – говорит сотник, – исполняют подчиненные мои, а Ты Бог безначальный, всемогущий, управляющий всем миром, потому одного Твоего державного слова довольно вполне, чтобы исцелился слуга мой».
 
Разве мало было больных в Израиле, которые нуждались в помощи Господа? Почему Господь сразу откликнулся именно на просьбу сотника? Во-первых, потому что тот, имея доброе сердце, просит не за себя, а за слугу. Христос оценил этот благочестивый, истинно христианский поступок сотника, который, пренебрегая суетными приличиями мира, исполнил дело милосердия и сострадания к ближнему, хотя, скорее всего, получил за это осуждение своих соплеменников. Во-вторых, когда сотник сказал: «Скажи только слово – и исцелеет слуга», – он открыто перед всеми исповедал свою веру в Христа, которая не нуждалась для него ни в каких доказательствах. С такой же крепкой верой, сопряженной с великим смирением, соприкоснулся Господь ранее, когда язычница хананеянка просила Его об исцелении дочери. Только вера есть та духовная сила, с помощью которой может совершиться чудо. Об этом Господь сказал: Аще имате веру яко зерно горчичное, речете горе сей: прейде отоюду тамо – и прейдет, и ничего невозможного вам не будет (Мф. 17, 20).
 
Господь видит у сотника главные христианские добродетели: сильную веру, милосердие и великое смирение и любовь к ближнему. Поэтому совершилось чудо – выздоровел отрок в тот же час. Сотник с верой, любовью и смирением подошел к Господу и просил: «Исцели моего отрока». Богу было угодно, чтобы отрок исцелел. Как часто в своих молитвах мы призываем Бога: приди в мою душу, в мою жизнь, прииди и вселися в ны. В сегодняшнем Евангелии сотник еще не был готов, чтобы к нему пришел Господь. Нам нужно научиться у сотника так призывать Бога на помощь, чтобы освободиться от всего греховного, ведь мы не можем принять Господа в свою душу, если там обитают Его враги – себялюбие, злоба, неспособность прощать, жадность…
 
Как часто мы молим Господа о той или другой милости, но не получаем ее или получаем не скоро и с большим трудом – Отец наш не внимает нам, не подает нам, не исполняет нашу просьбу, тогда как Он сказал: Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам (Мф. 7, 9). Это порой происходит по нашей вине, когда мы не знаем, чего просим, поэтому и не получаем. Господь, без всякого сомнения, всегда знает людские нужды и как Всеблагой хочет нам помочь, ибо щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102). Великий наш учитель Иоанн Златоуст наставляет нас просить того, «что и нам, просящим, полезно, и для подающего Бога приличествует». Далее он научает нас не считать вообще полезным то, что нам кажется таким по людскому рассуждению, «так как мы, не зная очень многого, для нас полезного, просим неполезного». Это говорит и апостол Павел: О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы (Рим. 8, 26).
 
Мы многое считаем полезным, что на самом деле нам вредно, и, когда мы просим этого у Бога, Он совершенно не слушает нас, а если и попускает иметь просимое, то мы гораздо больше терпим вреда, чем получаем пользы. Мы часто просим у Бога – чести и славы, богатства и здоровья, хотя, получив это, обретаем несчастье, заботы, рассеянность. И если мы желаем просить от Бога, что нам полезно, то обратимся опять к Иоанну Златоусту, который научает нас, что надо просить общего блага для всех христиан, мира и утверждения Церкви, отпущения своих грехов и прощения врагов, просить христианской кончины жизни нашей в покаянии и в чистой совести. А если ты хочешь чего-либо мирского, то открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (Пс. 36). Он, Всемудрый, просветит тебя и наставит, если ты будешь уповать на Него, возложив к Нему всю надежду; Он устранит все препятствия и противодействия врагов, Он сохранит тебя от людской зависти, Он утвердит тебя, как гору Сион. Имей только свою волю в подчинении воле Господа и всегда обращайся к Нему с молитвой: Не как я хочу, но яко же Ты, да будет воля Твоя (Мф. 26, 39). Если мы так просим, то получим в тот час, что нам полезно и что приличествует Богу, Которого мы молим. Если мы просим у Бога предметов земных и временных: здоровья, богатства, счастья, славы, чести, – то наше прошение мелочно, их Он дарит подчас и преступающим Его заповеди, и нечестивым. Просите великих вещей у Господа. Просите с теплой любовью, живой верой и искренним покаянием Царства Его, а все прочее Бог даст вам, если сочтет, что это вам полезно. Ищите прежде Царства Божия, и сия вся приложатся вам (Лк. 12, 31).
 
Братие и сестры! Образ евангельского сотника должен быть нам примером, если мы хотим что-то получить от Бога полезное для нашего спасения.
 
Во-первых, мы должны обладать крепкой верой, проявляющейся в наших делах, ведь вера без дел благих мертва (Иак. 2, 20). И бесы веруют, что есть Господь, и трепещут перед Ним, а все же по своей бесовской гордости остаются бесами, так как не каются и не исправляются, за что уготована им вечная мука и вечный огонь.
 
Во-вторых, мы должны иметь величайшее смирение и просить с ним у Бога того, что нам полезно. И если, несмотря на наши просьбы, Господь нам чего-то не дает, то не надо требовать этого и не следует отчаиваться, не получив просимого.
 
В-третьих, нужно обязательно стремиться к милосердию и любви к ближнему, порой отказывая себе ради другого, жертвуя собой ради ближнего. И если мы действительно будем к этому стремиться и будем в этом преуспевать, то молитва наша будет действенной, Бог нас услышит, потому что мы будем в единении с Ним, уподобляясь Ему, пребывая в любви и милосердии.