Проповедь в день Святой Троицы

Поиск

Предстоящие события

Возлюбленные о Христе братие и сестры!

Поздравляю вас с великим христианским праздником Пресвятой Троицы!

Ныне мы возносим честь и славу Святой Божественной Троице — Отцу и Сыну и Святому Духу.

«Слава Святей Единосущной и Животворящей и Неразделимей Троице» — этим возгласом начинается каждая Божественная служба в храме, и сегодня мы радостно повторяем эти великие и святые слова. Именно в этот день было открыто для апостолов, что Бог един во всей силе сего слова, и сей единый по существу Своему Бог состоит из Трех Лиц.

Бог постепенно открывал Себя людям. В ветхозаветное время люди знали только о Боге Отце, но со временем узнали о Его единородном Сыне, а в день сошествия Святаго Духа узнали о бытии Третьего лица Пресвятой Троицы.

Бог вещал через Моисея: «Слыши, Израилю, Господь Бог твой Господь Един есть!» (Втор. 6, 4), — и Тот же самый Бог вещал на Иордане, открывая Себя: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7). Сын Божий, посылая апостолов для обращения всего мира из тьмы греха к свету покаяния и истины, повелел им крестить все народы во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сошествие Святаго Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал через пророков готовить людей к этому событию в деле спасения: «И изолью от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2, 28), «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти» (Иез. 36, 26), — к Духу Святому обращается Давыд: «Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 53).

Спаситель наш Господь Исус Христос, разлучаясь с учениками пред вознесением на небеса, сказал им: «Се Аз послю обетование Отца Моего на вы: вы же сядете во граде Иеросалимсте, дондеже облечетеся силою свыше» (Лк. 24, 49) и «приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы» (Деян. 1, 8).

Господь исполнил Свое обещание. В Пятидесятый день по воскресении Христа и в десятый по вознесении Его на небо иудеи праздновали великий ветхозаветный праздник — Пятидесятницу. Этот праздник отмечался на пятидесятый день после иудейской пасхи и знаменовал собой союз, заключенный с Богом еврейским народом после освобождения из египетского плена. Многие евреи собирались из разных стран на этот праздник в Иерусалим.

Готовясь к принятию Святаго Духа, ученики Христа вместе с Пресвятой Девой Марией и другими верующими находились в Иерусалиме, в так называемой сионской горнице. Всю ночь они пребывали в молитве, просили вознесшегося Учителя о ниспослании Святаго Духа.

Святой Григорий Палама пишет: «Ученики собрались вместе и единодушно были в горнице этого святого места, а также и в горнице своей души — каждый сосредоточился духом». И вот наступило утро. Было около трех часов, по-нашему — около девяти часов утра, внезапно над «сионской горницей» послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появились огненные языки, которые стали опускаться на каждого из них.

Языки эти были, как говорит апостол Лука, «как бы огненные», то есть они имели не обыкновенное материальное свойство, а были необычны, так как светили, но не жгли. Еще более необычайными были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали апостолам. Каждый, на кого этот язык опускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и одновременно необычайную радость и воодушевление, умиротворение и горячую любовь к Богу. Святой Григорий Палама поясняет, почему Дух Святой в виде языков явился апостолам: «Дабы показать что Дух Святой сроден Слову Божию, ибо нет ничего родственнее слову, чем язык». Далее он пишет: «Почему же — огненные языки? Бог наш есть Огнь, поядаяи беззаконие. А также по причине двойственного действия проповеди апостолов, ибо она должна была вместе и благодетельствовать и карать, как огнь устроен для того, чтобы и просвещать и опалять, так и Слово учения о Христе — просвещает слушающих, а упорно противящихся предает огню и вечному мучению».

Свои внутренние изменения и новые чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях, обращаясь друг к другу. И тут обнаружилось, что они говорят на разных, дотоле неведомых им, языках. Они чувствовали себя как бы вновь рожденными, исполнившись новых могучих сил. Мысли глубокие и возвышенные наполнили их умы, и вера, горячая как пламя, запылала в их сердцах. Они вспомнили все учение, которое некогда слышали от Учителя, и их горящая душа востребовала всенародной проповеди и исповедования их пламенной веры. Они уже не имели страха иудейска, не боялись смерти, так как Дух Святой таинственным образом преобразил их, робких и малограмотных, в смелых и решительных проповедников, готовых отдать свои жизни ради открытого всенародного проповедания слова своего Учителя — Исуса Христа.

Между тем и народ, пораженный происшедшим необычным явлением, пришел к дому, где были апостолы. Увидев стекающийся народ, апостолы с молитвами хвалы и прославления Бога вышли из дома. Слыша эти радостные молитвы апостолов, собравшиеся были поражены их дивными речами, которые жгли их сердца, и к большому изумлению заметили, что все они слышат свою родную речь, хотя собрались они из разных стран. Все обращались друг к другу, не понимая, как эти необразованные люди вдруг начали говорить на разных иностранных языках. Народ удивленно спрашивал друг друга: «Сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились, слышим их говорящих нашими языками о великих делах Божиих?» (Деян. 2, 8-11).

Учение Христово должно было быть проповедано народам всей земли. Дар языков апостолам разделил преграду в виде разности языков и наречий, и теперь слово Христово могло свободно распространяться по всему миру.

Но нашлись среди толпы и такие безумцы, которые, насмехаясь, говорили об апостолах, что они напились сладкого вина. Кощунственно и цинично они смеялись над святым вдохновением проповедников.

Увидев недоумение людей, из среды апостолов выступил апостол Петр и произнес свою первую проповедь, начав ее так: «Мужи иудейские и все обитающие во Иеросалиме! Да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня, но это есть предреченное пророком Иоилем — изолью от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать, на небеси и на земли» (Иоил. 2, 28). Апостол объяснил, что именно в сошествии Святаго Духа совершилось дело спасения людей, и ради этого Исус Христос претерпел крестную смерть и воскрес из мертвых. Свою проповедь апостол Петр закончил такими словами: «Выслушайте слова сии: Исуса Назорея, засвидетельствованного вам Богом знамениями и чудесами, как вы знаете, Сего вы сами пригвоздили и убили. Но Бог воскрес, расторгнув узы смерти. Сему мы все свидетели. Итак, твердо знай весь дом Израилев, что Бог сделал Господом Христом того Исуса, которого вы распяли».

Кратка и проста была проповедь апостола Петра, но поскольку устами его говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них бросились к Петру и другим апостолам, восклицая: «Что нам делать?» «Покайтесь — отвечал им апостол Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Исуса Христа. И тогда не только будете прощены, но и сами получите благодать Святаго Духа».

Многие уверовали во Христа по слову апостолов, тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились. К вечеру этого дня Церковь Христова насчитывала около трех тысяч человек. Таким чудесным событием началось создание благодатного сообщества верующих — Святой Церкви, в которой все мы призваны спасать свои души и которая, как обещал Господь, пребудет до скончания мира непобежденной, и врата ада не одолеют ее!

Так праздник Пятидесятницы, в который еврейский народ отмечал избавление от египетского рабства и начало свободной жизни, стал для верующих в Исуса Христа освобождением от власти диавола и началом нового благодатного союза с Богом, в котором верующими людьми руководит Сам Бог, не суровым письменным законом, а Духом свободы, любви и благодати.

После сошествия Святаго Духа на апостолов «сионская горница» стала первым христианским храмом, а община учеников Христа — Вселенской Церковью, объемлющей своих чад единством веры, любви и истины. Самым великим плодом и чудом Святаго Духа была, безусловно, духовная любовь первых христиан, помогавшая им переносить гонения. Каждый христианин ощущал постоянную заботу всей церкви, там не было мирских различий и преград, не было чужих, а все были близкими и родными друг другу, каждый согревал другого теплом своего сердца, что должно быть примером и для нас, современных христиан.

С того дня, когда Святой Дух сошел на апостолов, Он непрерывно наставляет Церковь — сначала непосредственно через Своих избранных мужей, через апостолов, пророков и святых учителей Церкви, а потом — через оставленные ими Писания. Причем в писаниях не меньшая сила, чем в живом слове. Ведь сказано, что, кто не слушает Моисея и слова пророков, уже заключенные в Писаниях, того ничто уже не вразумит, «даже если кто из мертвых восстанет и явится ему» (Лк. 16, 31).

Будем с дерзновением призывать Святой Дух, чтобы соделаться причастными Божеству, чтобы достигнуть общения с Ним. Это состояние близости к Богу достигается только путем постоянной молитвы, исполнения заповедей Божиих, с помощью поста и очищением от всякой греховной скверны. Поэтому будем неустанно взывать к Святому Духу: «Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, Иже везде сыи и вся исполняя, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже душа наша!»