Главная » Митрополит » Проповеди » Проповеди на праздники в числе » Проповедь на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

Проповедь на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.
  • Приглашение на торжества, посвещенные Неделе свв. Жен-Мироносиц
  • Интервью митрополита Корнилия для телеканала Царьград

 

Дорогие братие и сестры!

В замечательной по глубине и богатству духовного содержания службе на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня раскрывается смысл и значение крестной жертвы, которую Господь принес во искупление грехов человеческого рода и после которой живоносное крестное древо является всеукрепляющей силой для борьбы с грехами. Вспомним слова праздничного тропаря: Спаси, Господи, люди своя и благослови достояние Свое — Господь признает нас, грешных людей, Своим достоянием, за нас Спаситель пролил Свою божественную кровь на Кресте. И своя сохраняя Крестом люди — животворящий Крест является хранителем всех православных христиан, утверждением нашей жизни по заповедям Христа. Крест дается каждому христианину при Святом Крещении, он сопутствует всей жизни нашей. Крест осеняет последний удел человеческий — могильный холм. Велика сила животворящаго Креста!

В церковных песнопениях сегодняшнего праздника всечестный и животворящий Крест воспевается как ангелом слава, апостолом удобрение, крепость праведным, верным похвала, иереев благолепие, благочестивых победа, дверь райская, пристанище спасения, упование христианом, наставник заблудшим, пристанище обуреваемым, немощным врач, воскресение умершим, бесом язва, хранитель всей вселенной, непобедимое оружие, во бранех победа, красота церковная, им же смертная держава разорися и упразднися и мы вознесемся от земли на небо. Воспевая Крест Господень, Святая Церковь призывает нас лобызать святой Крест с радостью и страхом — страхом греха ради, так как недостойны святости, с радостью же спасения ради, которое подает миру добровольная крестная жертва нашего Спасителя.

И печален, и радостен сегодняшний день. Печален, ибо мы видим на Кресте распятого Господа Исуса Христа. Христос претерпел на Кресте самую мучительную и позорную смерть. Радостен нынешний день, если поймем, для чего Исус Христос умер на Кресте.

 Мы знаем, что каждый человек рождается с первородным грехом, а потом и сам совершает множество грехов. Между тем в Царство Небесное не может войти ничто нечистое, ничто греховное. До пришествия Христа никто из людей не мог войти в Небесное Царство, все должны были погибнуть во аде. Так было бы всегда, если бы Исус Христос не пострадал и не умер за нас на Кресте. Сами мы никогда не могли бы загладить свою вину. Своею кровию Он смыл греховную скверну нашу.

Исус Христос не только принес жертву на Кресте за грехи наши, но и даровал нам благодать и силу для сохранения самих себя от новых грехов. Когда богатый человек прощает обедневшему человеку долг его, которого он не имеет чем оплатить, он делает доброе дело. Но еще более великое доброе дело совершает он, когда сверх того дает еще обедневшему человеку деньги, чтобы он мог снова наладить свое хозяйство и жить без чужой помощи.

Взгляните на Крест, не есть ли Исус Христос этот сострадательный богатый муж. Не предал ли Он даже самого Себя, Свою животворящую кровь и жизнь, чтобы мы могли получить от Бога благодать и начать новую жизнь. Если бы Исус Христос не умер на Кресте, то мы не имели бы крещения, не имели бы исповеди, на которой отпускаются грехи, совершенные нами после крещения. Если бы Христос не принес на Кресте в жертву Пречистое Тело Свое, то мы не имели бы и таинства Причащения, в котором соединяемся со Христом.

Можно было бы еще многое указать, чем мы обязаны Христу, что имеем, благодаря крестной смерти Христа Спасителя. Чего же Исус Христос требует от нас за свои страдания? Только того, чтобы мы жили по Его учению и по Его заповедям.

Святая Церковь торжественно воспевает ныне обретение честнаго Креста Господня. Первоначально этот праздник был установлен Церковью в честь радостного события, которое последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа. По описанию древних христианских историков, обретение Креста Господня совершилось святым царем Константином Великим и материю его Еленой. Имея глубокое благоговение ко Кресту, благодаря которому царь Константин одержал многие победы, он пожелал построить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания его благочестивая мать Елена отправилась в Иеросалим, имея твердое желание найти Крест Господень, место пребывания которого во времена гонений на христиан было утеряно. Трудно было для равноапостольной царицы Елены найти Крест, ибо иудеи и язычники, не терпя поклонения Распятому, старались изгладить из памяти воспоминание о Кресте Господнем. Вместе с крестами разбойников, распятых со Христом на Голгофе, Крест Господень был зарыт в землю, и на этом месте был сооружен языческий храм. По Божию внушению, один престарелый иудей открыл место пребывания Креста. Когда начали раскапывать землю, в воздухе разлилось чудесное благоухание, потом открылись три креста. Узнать Крест Господень было трудно, так как дощечка с надписью «Исус Назарянин, Царь Иудейский» лежала отдельно, поэтому нужно было высшее, Божие, свидетельство о Кресте Господнем, а не человеческое. Святой Макарий, тогдашний патриарх Иеросалимский, по внушению свыше, повелел возложить найденные кресты на умершую девицу. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, но от прикосновения третьего Креста умершая ожила. Все увидели, что это чудо совершилось силою животворящего Креста, который дарует воскресение и жизнь. Найденный Крест был торжественно перенесен в Иерусалимский храм, где царица Елена с радостью поклонилась и облобызала честной Крест. Слава о чуде обретения Креста привлекла ко храму народ. Из-за множества народа не все могли видеть честныи Крест. Тогда патриарх Макарий взял Крест и, встав на возвышенном месте, воздвигнул его, показывая народу, который в радостном восторге непрестанно взывал: «Господи, помилуй!». С этого времени Святая Церковь установила ежегодно совершать праздник Обретения и Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

В память об этом событии Святая Церковь совершает на праздничной службе чин воздвижения креста, когда архиерей в центре храма осеняет крестом все четыре стороны света, опускает долу и воздвигает крест горе, что символизирует образ горького грехопадения и восстания человеческого рода, воздвижение со Христом от глубины ада к Царству Божию, от смерти — к вечной, блаженной жизни. Так крест, прежде бывший орудием позорной казни, стал орудием нашего спасения от греха. На нем был пригвожден наш Спаситель по Его божественной, святой воле и любви к нам. Крест Христов, таким образом, явился символом не зла и позора, а чести и величайшего блага для всего человечества. Христос перед Своей смертью говорил ученикам: «Никто не отнимает жизнь у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 18).

Господь по Своей свободной воле отдал Себя на смерть, чтобы другие могли жить вечной жизнью, жить с Богом. Христос добровольно отдал Свою жизнь, перенеся весь ужас оставленности, предательства и мучения, ради каждого из нас, потому что каждый из нас Ему дорог, Им возлюблен. Мы отдаляемся от Бога своими грехами, себялюбием, маловерием. Поэтому для спасения каждого из нас Он вновь претерпел бы весь ужас крестного умирания, как сказал Спаситель в чудесном видении апостолу Петру при его бегстве из Рима. И поэтому Крест является образом любви Христа к нам, Его последователям, и в тоже время знаком нашей ответной любви, преданности и верности Спасителю, которая испытывается не словами, а полной отдачей Богу всей нашей жизни, крестной жертвенной любовью, которая может даровать жизнь другим. Мы покланяемся Кресту, который для нас означает победу над злом и смертью. Вот почему мы должны с особым благоговением осенять себя крестным знамением, так как это знак, перед которым трепещут все темные силы, побежденные оружием Креста.

Спасительное действие Креста, окропленного кровию Господа, распространилось на весь род человеческий. Укажем хотя бы на некоторые из безчисленных примеров силы честнаго и животворящаго Креста.

По сказанию святаго Прохора, ученика Иоанна Богослова, святой апостол знамением креста исцелил лежавшего при пути больного человека (жит. св. Иоанна Богослова, сент. 26).

Некто благочестивый Ир, по наставлению св. апостола Филиппа, начертал рукою своею образ Креста Христова на поврежденных членах недужного Аристарха — и тотчас усохшая рука исцелилась, око прозрело, слух открылся и больной стал здоров (житие св. ап. Филиппа, ноябрь 14).

Когда святой Епифаний, в детстве своем будучи еще некрещеным, повержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, нашедший его некий христианин трижды знаменовал его крестом и тем уврачевал отрока (жит. св. Епифания Кипр., март 12).

Но чудодейственный Крест Христов не только исцеляет недуги, он также делает тело человеческое невредимым от действия пламени, свирепых зверей, смертоносных ядов и других смертельных опасностей.

Так, святая праведная Фекла осенила крестом «множество дров и хворостия, собранного под нею на сожжение ея» — и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу (жит. св. Феклы, сент. 24). Святая мученица Василиса Никомидийская оградила себя знамением Креста, и в пещи «стояла на мног час, в огни горящем» без всякого вреда (житие св. мц. Василисы, сент. 4). Обреченные на растерзание зверей святые мученики Авдон и Сеннис оградили себя святым крестом, и лютые звери, подобно кротким агнцам, лобызали ноги человеков Божиих (жит. свв. мч. Авдона и Сенниса, июля 1).

Под действием целебной силы Креста Христова оказывались безвредными и убийственные яды. Так, святой епископ Иулиан, начертав на поднесенной ему злоумышленниками чаше святой Крест, выпил смертоносный яд и не почувствовал в своем теле никакого вреда («Луг духовный», гл. 3).

Подобным образом преподобный Венедикт осенил крестом сткляницу — ядоносный сосуд разбился, как бы от каменного ударения (жит. прп. Венедикта, март 12).

Для верующих в Господа Исуса Христа и признающих силу Его крестных страданий за грешное человечество знамение креста Его составляет великую силу и защиту от всякого зла и несчастия, от козней врага нашего спасения — дьявола.

После сего, братие и сестры, нельзя не обратиться к своей совести и не спросить ее, так ли мы веруем и живем, как требует звание христианина, призванного стать наследником жизни вечной, искупленного кровию Сына Божия.

Во времена гонений и преследований христиане всегда дорожили теми сокровищами, которые грозил отнять у них языческий мир. Святая Церковь предписывает всякому христианину во всю жизнь ограждать себя крестным знамением. Как же в действительности исполняется это наставление? Глядя, как порой осеняют себя христиане крестным знамением, приходится удивляться, а порой и ужасаться той небрежности, с которой это совершается. Святое писание предает проклятию за небрежение к святыне: Проклят всяк творяи дело Божие с небрежением (Иер. 48, 10).

Задумайтесь о правильности осенения себя крестным знамением, которым мы как бы заявляем о себе: «Я христианин, я верю во Христа, в Него крестился, на Него надеюсь и уповаю». Крестное знамение есть тот знак, по которому Бог обращает Свое милостивое внимание к нам, изливая Свою спасительную благодать. Как же грешат те, кто вместо правильного и истового осенения себя крестным знамением изображает нечто совершенно непохожее ни на крест, ни на поклон, ни на молитву, то есть делают механическое движение рукой, смысла которого сами не понимают. Такому маханию беси радуются. О совершающих же крестное знамение с благоговением в творениях святых отцов говорится: «А иже кто крестится истово, покладая руки свои на челе, животе и на правом плече, и потом на левом, то ангелы зряще веселятся, истинного креста воображаема на лицах их».

Чем же объяснить печальное небрежение к крестному знамени? Скорее всего, потому делается подобное махание рукой, что в душе царит небрежение, рассеяние. Это наводит на мысль, что такой человек ослаб в самой вере, забыв о распятом на кресте Спасителе и о Его крестных страданиях, освободивших нас от власти диавола и даровавших нам жизнь вечную. Христос призывает всех христиан: Возьми крест свой и следуй за Мной. Так за Христом последовали с радостью апостолы, мученики, и преподобные, и все святые. Они охотно жертвовали для Господа всеми благами мира, самой жизнью своей и не обманулись в своей надежде, наследовали вечное и блаженное Царство, по слову апостола Павла: Аще бо с Ним страждем, с Ним и прославимся (Рим. 8, 17).

Нельзя не вспомнить нам, старообрядцам, пример мужественного несения креста исповедницами древлеправославия — боярыней Феодосией Морозовой, ее сестрой княгиней Евдокией и с ними пострадавшими. Так описывает их подвиги протопоп Аввакум: «Они женскую немощь отложивши, мужескую мудрость восприяли и на муки пошли, Христа ради мучитися». А на предложение мучителей отказаться от старой веры они отвечали: «За отеческое готовы умрети. Аще и умрем, не предадим благоверия!» Вот как исполняли слова Евангелия: Возьми крест свой и следуй за Мной — великие ревнители древлего благочестия. Они сораспялись со Христом, и мир был распят для них, по словам апостола.

Отчего же ныне большая часть людей не следует за Христом? Возможно, происходит это по неверию или маловерию, по пристрастию к изменчивым благам временной жизни, по гордости или лености, по духовному невежеству и небрежению ко спасению. В свое время об этом писал святой Киприан: «Христиане отдались духу мира. Покой усыпил их веру. Все стали заботиться о мирском и временном. И эти узы, эти цепи подавили веру, оковали душу и сделали ее добычею и пищей змия, попирающего землю по приговору Божию» («О падших»). Речи святителя Иоанна Златоустаго говорят о том же: «Если бы кто со стороны пришел бы к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы, и расстройство нашей жизни, то не знаю, как бы он мог представить врагов Христа хуже нас, потому что мы идем такой дорогой, как будто решились идти против заповедей Его» («Слово о сокрушении»). Епископ Михаил Семенов в своей проповеди «На праздник Воздвижения Креста Господня» рассуждает о внутренней силе христиан во времена гонений: «Говорят, что в старообрядчестве, с тех пор как осьмиконечный крест, который раньше снимали даже с молитвенных домов, стали торжественно поднимать на колокольнях, — уменьшилась ревность по вере своей, любовь и милосердие, не говоря уже о том, что мужчины обезобразили бороду свою. Так ли это — не знаю, да и не хочу заниматься обличением. Хочу только сказать, что внешнее высокое положение «креста» — золото и камни, цветы на знамении Сына Человеческого — еще не знаменует истинного торжества христианства. Самое высшее место, которое может дать кресту человек, — это место в душе своей и на раменах своих, следуя с крестом за первым Крестоносцем. И вот этот крест постоянно в опасности; и во времена мирные внешне — больше, чем когда-нибудь… Требуется большое внимание, бдительность воли, духа, чтобы высоко нести этот крест, чтобы сберечь его от поругания».

Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, — учит нас Господь. Отвергаться себя, по заповеди Спасителя, значит побеждать в себе страсти, греховные наклонности, влечение ко греху и ко всякому злу. Все люди, не исключая великих праведников, несвободны были от соблазнов страстей, во многом были подобны нам. Только они не давали страстям воли над собой, а своевременно укрощали и подавляли их. Если же, по естественной своей немощи, и падали в борьбе со страстями, то скоро восставали и с новой силой и опытностью вступали с ними в бой, пока не одолевали их. Таким образом они восходили все выше и выше, поэтому достойно величаются подвижниками и доблестными равноангельными воинами.

В горькой участи земного пребывания все испытывают скорби и тяготы. Однако одни через крест земных лишений, горестей и печалей восходят на небо в рай, подобно благоразумному разбойнику, терпевшему мучения с раскаянием и призыванием Христа. Другие, подобно второму, злому, разбойнику, претерпевая крест временных скорбей и мучений, снисходят во ад к вечным мукам, так как не приносят раскаяния в грехах, не следуют за Христом.

Но последователи Христовы не только должны нести свой крест по следам Спасителя, а должны еще распяться на нем, по словам апостола: Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Потому что с тех пор, как человек преступил заповеди Божии, в нем живет грех, который как тяжкий камень подавил его сердце, все чувства, затмил разум. В человеке идет беспрерывная борьба между бессмертным духом, который вдунул в него превечный Бог, и плотью, которую для спасения необходимо пригвоздить ко кресту. Но это не означает, что нужно терзать и увечить наше тело. Нет, тело само по себе не делает ни зла, ни добра. Нам нужно распять то недоброе, что живет в нашей плоти, — нужно умертвить, как учит апостол, уды наши, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3, 5).

Вообще, все страсти, все злые побуждения — это живущие в нашей плоти враги, воюющие против законов Божиих. Их-то мы должны победить с помощью Божией. А для этого нужно. по слову апостола, облечься во оружие Божие, во броню правды и восприять щит веры (Еф. 6, 11), то есть нужно вооружиться добродетелями. К примеру, вооружившись смирением — победим гордость, вооружившись воздержанием — низложим блуд и сладострастие, вооружившись постом — умертвим пресыщение и пьянство. Особенно нужно вооружиться христианскою любовью, которая, по апостолу, есть союз совершенства (Кол. 3, 14), потому что любовь направляет нас творить истинно полезное для нашего спасения, добросовестно исполнять обязанности перед Господом и ближними. Итак, братие и сестры, будем стараться распинать плоть нашу со страстьми и похотьми, смело сражаться с грехами, дабы еще здесь, на земле, предвкусить сладость того блаженства, которое уготовал Бог любящим Его. Но если мы будем работать греху и не распнем нашей плоти, то знайте, что она распнет нас самих; если мы дадим волю страстям, то они станут нашими мучителями и погубителями, сведут нас, в конечном итоге, в могилу, ибо оброцы греха смерть (Рим. 6, 23), а из могилы в преисподнюю. Вот каков итог земных страданий, если человек при жизни не раскаялся.

Многими скорбями подобает обрести нам Царствие Божие, которое внутрь нас есть. Первый шаг в этом — покаяние, изменение своей воли от зла и греха на добро. Необходимо постоянное, порой мучительное, борение со страстями, которое возводит на Крест сораспятия со Христом. Христианин должен соединиться с древом жизни, отвергнув самосожаление, вступить в борьбу со страстями, самораспяться. Дивен этот путь — он отнимает, но, отнимая, дает; он отсекает, но, отсекая, прививает; он убивает, но, убивая, живит. Великое благо и труд Крест Христов, коим смерть попрана и дарована жизнь. Будем молиться Господу, чтобы Он послал нам решимость и силы в подвиге духовной брани, избавляющей нас от страстей. Воззрим с верой и надеждой на животворящий Крест, повторяя: «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи».

Братие и сестры! Неся свой крест, пойдем за Господом под знаменем Его Креста, служа Начальнику и Совершителю веры нашей, даровавшему нам спасение божественным милосердием, человеколюбием и искупительной смертью на пречестном и животворящем Кресте. Будем со смирением, терпением и благодарностью нести свой крест, чтобы в день кончины нашей услышать радостный глас Христа в Царствии Небесном: Где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12, 26)!