Главная » Митрополит » Проповеди » Проповеди на праздники в числе » Похвальное слово преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому, чудотворцу

Похвальное слово преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому, чудотворцу

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    25 сентября/8 октября
    5/18 июля
    Праведники во веки живут; и награда их –
    в Господе, и попечение о них – у Вышняго.
    Прем. 5, 15
    Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с! – с этими идущими от души словами множество верующих обращаются к столпу Церкви, «игумену земли Русской», её печальнику и заступнику – преподобному Сергию Ра́донежскому.
    В самые трудные и горькие времена русские люди черпали духовную и нравственную силу, обращаясь к святым, к своей истории, к памяти предков. Великими подвигами веры и молитвы сложилась и прославилась святая Русь. Много скорбей и бед претерпела она от врагов лютых, внутренних неустройств и раздоров. Иногда казалось, что все погибло, но Господь миловал Русь и спасал её Своею силою. Множество святых процвело на Русской земле, они были её заступниками и ходатаями перед Богом. Господь всегда являл Своё милосердие Руси и, по молитвам праведников, Свои особые зна́мения и чудеса для спасения земли Русской и народа православного.
    Сегодня мы прославляем преподобного Сергия Радонежского, великого из святых, земного ангела и небесного человека, который с помощью Божией всю свою жизнь восходил по ступеням совершенства и достиг святости, исполнив Заповеди Блаженства, которые читались сегодня в Евангелии преподобному.
    Преподобный Сергий – великий пример простоты, чистоты, милосердия, цельности и любви к Богу и людям. Он близок русским христианам тем, что, предстоя нераздельной мыслью и сердцем перед Господом, возносит молитвы о Русской земле, о державе сродник своих по духу и по плоти, обо всех нас, и мы чувствуем силу благодати, которую испрашивает преподобный у Господа.
    Преподобный Сергий (память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября), в миру Варфоломей, родился в начале ХIV века в семье Ростовских бояр Кирила и Ма́рии, впоследствии переселившихся ближе к Москве, в селение Ра́донеж.
    В те времена Русь была разорена набегами татар, эпидемиями, гладом, междоусобицами князей. На Руси царили смятение, страх, нравственное оцепенение. Татары относились к русским как к побежденным и рабам. Души русских людей без нравственной опоры становились безчувственными и мельчали. Историк Карамзин говорит о тех временах: «Русские забыли гордость народную».
    И вот в это время в одном из православных храмов Руси произошло чудо. Во время Божественной литургии, перед началом чтения Евангелия, в наступившей тишине церковь огласилась троекратным криком младенца, который слышался из притвора. Все взоры обратились к боярыне Ма́рии, которая стояла в притворе и была беременна. И поскольку крик исходил от неё, то стали спрашивать, где она прячет ребёнка, но Ма́рия со смущением отвечала, что ребёнок у неё в утробе. Тщетно умом искать объяснение этому чуду, оно остается тайной. Троекратный крик младенца огласил дом Пресвятой Троицы и распространился по всей Русской земле, возвещая приход в мир угодника Божия! У Ма́рии родился сын, которого родители назвали Варфоломей, то есть «сын радости», и дали обет посвятить его Богу.
    Уже в младенчестве на Варфоломее явилось чудесное зна́мение – младенец не вкушал молока матери по средам и пятницам, а также после приема ею мясной пищи. Рос отрок послушным и богобоязненным. Он был отдан в обучение грамоте, но учёба не давалась ему, и мальчик ночами усердно молился о даровании ему разумения в чтении Священного Писания. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, Варфоломей увидел молящегося инока, который обратился к нему с добрым приветствием. Отрок поведал старцу свою скорбь о том, что ему плохо дается учение, и просил помолиться о нем. Выслушав мальчика, инок благословил его, помолился и предрёк ему величие перед Богом. Старец дал Варфоломею частицу просфоры, сказав, чтобы мальчик принял это во имя Святой Троицы, и стал невидим.
    После этого чудесного события отрок начал ещё больше молиться и стал легко усваивать книжную премудрость, и в юном Варфоломее всё более крепло желание служить только Богу. В житии преподобного повествуется о том, что с детства он любил уединение, был тих и молчалив, строго соблюдал посты. Ночами мальчик молился со слезами на глазах. Он был со всеми приветлив, не раздражался, кроткая улыбка часто озаряла лицо отрока. Он любил всех, и его все любили. Душа Варфоломея тянулась к уединению и благодатному покою. Он мечтал посвятить себя Богу, уйти в монастырь, но родители упросили его этого не делать, пока они живы. Вскоре монастырь стал их последним прибежищем. После смерти родителей Варфоломей со старшим братом Стефаном для удаления от мирских соблазнов и спасения души поселяются в глухом лесу, в 10 верстах от Ра́донежа. На высоком холме они построили церковку во имя Святой и Живоначальной Троицы. Стефан, не выдержав тягот пустынножительства, вскоре оставил своего брата и ушел в Москву, где стал впоследствии настоятелем монастыря. В житии сказано об этом так: «Стефан предпочел пустыне город, Сергий обратил пустыню в город».
    Как олень жаждет водных источников, так юная душа отшельника жаждала иноческого подвига. В 23 года юный Варфоломей принял монашеский по́стриг с именем Сергий, отверг всё земное и предал себя в руки Божии. Он ушел в пустыню, чтобы бороться со злом в своем сердце, не со злом мира, но с более разрушительным злом греха! В этой борьбе Господь был всегда рядом, и Сергий всегда надеялся на Него, чая Бога, спасающего от малодушия и бури. Трудно представить, сколько искушений и опасностей перенёс юный монах. Часто он оставался без хлеба, в окружении дикой природы и зимнего лютого холода. Страшнее всего были бесовские козни, когда на него устремлялись в видениях дикие звери и гады, а за стенами раздавались крики: «Уходи отсюда!» И только горячая молитва и вера в помощь и заступление Господа давали силы преодолевать все трудности и дьявольские напасти.
    Однажды к келье пустынника пришел медведь, и Сергий дал ему кусок хлеба, медведь съел и ушел. Но потом, как повествуется в житии святого, медведь приходил снова и снова, «словно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг». А инок возблагодарил Бога, что послал ему медведя в утешение, и как с другом делился с ним последним куском хлеба.
    В непрестанных трудах, слезных молитвах и богомыслии закалялась, крепла и возвышалась душа Сергия. Как ни старался инок скрывать свои подвиги, всё же через два-три года в окрестностях Радонежа заговорили о молодом пустыннике. Вскоре к нему пришли несколько человек, они построили себе кельи рядом с Сергием. «Если можете терпеть, то живите со мной рядом», – сказал им Сергий, ибо Господь сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).
    Сергий старался во всем служить братии как «купленный раб». Сам всем носил дрова и воду, шил одежду, готовил пищу. Он постановил, что питаться братия должны только от своих трудов и не просить милостыню по сёлам. Сам он питался только хлебом и водой, первый приходил в храм на молитву, а уходил последний. С годами насельников в скиту прибавилось, и братия стала просить Сергия стать их духовным наставником, принять сан священника и настоятеля. Сергий долгое время не соглашался, говоря, что желал бы умереть простым чернецом, что ему по душе «лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, чем начальствовать». Но братия настаивала, говоря, что без духовного окормления они пропадут, как овцы без пастуха. И видя их неотступные и слезные просьбы, Сергий дал согласие, сказав: «Не могу более противиться и препираться, ибо страшусь суда Божия и предаю себя в волю Его».
    Став настоятелем монастыря, Сергий по-прежнему как «купленный раб» служил братии, уча не только словом, но и собственным примером «тихого делания». В обители Святой Троицы преобладала крайняя скудость и бедность. Священные сосуды были сделаны из дерева, вместо свечей, бывало, светили лучины, подчас не было вина для совершения причастия. Но было великое упование на помощь Божию, и Господь проявлял Свое милосердие к инокам. Так, когда в обители истощились запасы муки, то неожиданно после молитвы иноки обнаружили у ворот монастыря повозки с теплым хлебом. Чтобы облегчить труд водоносам, Сергий испросил у Бога в молитве источник воды вблизи обители. Братия из чувства благодарности угоднику Божию стали называть этот источник Сергиевым. Узнав об этом, игумен призвал к себе братию и сказал: «Братие, ведь не я вам воду дал, это Господь милосердный утешил нас, недостойных. Причем тут я, грешный?» – и запретил им называть источник своим именем. Так Сергий проявил смирение, не принимая славы и почести людской и воздавая за все славу Богу.
    Строгий, но справедливый игумен Сергий пользовался великим почтением среди иноков. Каждый вечер он тихо обходил все кельи, и если где слышал праздные разговоры, а не молитву, то ударял в окно, а потом мягко наставлял. Он учил братию добывать трудом пропитание по примеру апостолов и в этом сам подавал пример. Так, чтобы заработать на хлеб, он собственноручно построил сени в келии одного брата. По окончании работы брат вынес Сергию решето с заплесневелым хлебом и сказал: «Вот всё, что у меня есть, а больше не взыщи». Сергий с благодарностью принял сухари и, сдув с них плесень, утолил свой голод. Этим поступком он подал всем нам пример смирения и кротости.
    В своей жизни он воплотил призыв Спасителя: Научи́теся от Мене́, я́ко кро́ток е́смь и смире́н се́рдцем (Мф. 11, 29). Когда одежда его стала ветха, он сам себе сшил рясу из куска материи, которую выбросили из-за её ветхости и убогости. В житии повествуется, что однажды в обитель пришел из дальних мест человек, желающий увидеть подвижника, о котором много слышал. Ему указали на монаха, который в ветхом рубище в поте лица копал землю. Пришелец не поверил, что это и есть тот подвижник, и стал смеяться. В это время в обитель прибыл князь со свитой и, подойдя к старцу, копавшему землю, низко поклонился ему. И тут пришелец всё понял и с поклоном стал просить прощения у Сергия, но тот сам поклонился ему и благодарил за безчестие и унижение: «Не скорби, чадо, один ты справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются».
    Когда престарелый митрополит Алекси́й, который узнал и полюбил Сергия, незадолго до своей кончины призвал его к себе и предложил ему принять сан митрополита и в награду за труды – свой золотой крест, преподобный Сергий ответил на это: «От юности своей я не носил золото, и в старости тем паче желаю в нищете пребывать» и с благодарностью, но решительно отклонил эту почесть.
    В житии святого Сергия повествуется и о том, как он своей молитвой воскресил принесённого к нему умершего ребенка, и отец, увидев это, с благодарностью упал в ноги чудотворца. Сергий поднял его и сказал: «Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Он только отогрелся у меня и ожил. Но если ты кому-то скажешь об этом, то лишишься сына».
    И много других чудес и исцелений, по вере просящих, творил смиренный чудотворец. Однажды вечером после долгой молитвы о даровании милости для обители Сергий услышал за окном голос: «Господь принял твою молитву, посмотри кругом – видишь, какое множество иноков во имя Пресвятой Троицы собрано под твоим руководством!» Сергий открыл дверь и увидел луч света, в котором с небес к нему летело множество прекрасных райских птиц, и пение их было наполнено красотой и покоем. И вновь он услышал за окном голос: «Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они».
    Год от года возрастала числом и укреплялась духом братия монастыря, росла слава о великом подвижнике Сергии и распространялась по всей Руси. Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, почитал великого старца, и когда в 1380 году полчища Мамая двинулись на Русь, то князь Димитрий перед битвой с татарами, пришел просить благословения у преподобного Сергия. После молебна Сергий предложил князю уладить отношения с татарами миром и дарами, на что князь ответил, что он сделал всё возможное для мира, но битва неизбежна. Тогда Сергий осенил крестом князя Димитрия и благословил его такими словами: «Иди, господине, небоязненно, Господь поможет тебе на безбожных врагов». Он дал князю в помощь двух иноков своей обители – Пересвета и Ослябю, отличавшихся силой и воинским искусством, которые затем пали героями в Куликовской битве. Благословение радонежского светильника укрепило дух русского воинства, и хотя в Куликовской битве татары превосходили русских в количестве, но русские воины были сильны помощью Божией в правом деле. Во время Куликовской битвы преподобный Сергий молился о даровании победы православным воинам и поминал по имени погибших на поле брани. Молитва святого старца закончилась провозглашением победы русского воинства, которую Сергий прозрел духовным оком. В память более ста тысяч погибших на Куликовом поле русских воинов Святая Церковь установила ежегодное поминание всех воинов, на поле брани убиенных, в так называемую Димитриевскую родительскую субботу.
    Преподобный Сергий много потрудился для сплочения русского народа. Он мирил враждовавших князей, призывая их к объединению с Москвой. Главная его забота была о единении и духовном и нравственном и воспитании народа русского. Он это подкреплял примером всей своей подвижнической жизни. Этот пример был прост для понимания: трудись постоянно духовно и телесно, довольствуйся малым, помогай ближним, делись с бедным – и Бог не оставит тебя; не желай власти, не ищи богатства, переноси терпеливо тяготы и невзгоды – и Бог поможет тебе; подними падшего, выведи заблудшего, убеди строптивого, смири гордого, объедини всех в любви – и Бог воздаст тебе.
    Еще при жизни преподобный Сергий удостоился великих Божиих зна́мений и откровений. Так, избранные ученики Сергия видели, как во время Божественной литургии огонь исходил от руки святого во время благословления, видели ангела Господня, присутствовавшего в алтаре. Во время принятия Святых Таин Небесный огонь сходил в чашу, над которой совершал Литургию преподобный. Сам Сергий запретил своим ученикам рассказывать об этих чудесных видениях.
    Венцом Божественных даров преподобному Сергию было событие, происшедшее незадолго до окончания его земного пути. В одну из пятниц Рождественского поста после продолжительной ночной молитвы Богородице о призрении обители, преподобный Сергий присел отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику Михею: «Бодрствуй, чадо, се́ Пречи́стая гряде́т». Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, где внезапно в ярком свете увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом. Не в силах вынести блистания чудесного света, преподобный Сергий упал ниц. Пречистая Дева сказала: «Не бойся, избранниче мой, услышана твоя молитва. Отныне обитель сия будет иметь изобилие во всём не только при твоей жизни, но и при отшествии твоём к Богу. Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его и помогать твоей обители». Сказав это, Божия Матерь стала невидимой. В великой духовной радости преподобный Сергий молился всю ночь со своим келейником Михеем, прославляя чудное явление Божией Матери.
    Но всё проходит в этом мире, подошла к концу и жизнь праведника. Как корабль, обременённый множеством сокровищ, тихо приближается к желаемому пристанищу, так богоносный Сергий приблизился к исходу из сей временной жизни. Незадолго до кончины он получил откровение от Бога о дне и часе своего успения. Благословив в преемники своего ученика Никона, преподобный Сергий собрал всех учеников и напутствовал их отеческим поучением: «Я поручаю вас Богу и Небесной Матери, не скорбите обо мне». Свое тело он просил положить не в церкви, а на общем кладбище, вместе с прочими усопшими отцами и братиями. Причастившись Пречистого Тела и Крови Христовой, он возвёл свои очи и руки горе́ и тихо сказал: «В руце Твои предаю дух мой, Господи» и с сей молитвой душа его отошла в Царство Небесное. В этот момент дивное благоухание разлилось по келии, а лицо праведника озарилось невыразимым небесным блаженством. Это было 25 сентября (8 октября) 1392 года.
    Трогательными словами описывает скорбь осиротевших учеников Сергия составитель жития преподобного Епифаний Премудрый: «Все сетовали, все плакали, воздыхали с поникшей головой. Встречаясь друг с другом, братия обливались слезами в умилении скорбящего сердца, изливали друг перед другом свои печальные чувства: «Остались мы осиротевшими, как овцы без пастыря, как корабль без кормчего, сад без сторожа, больной без врача! О, го́ре нам бедным сиротам безутешным!» Так оплакивали ученики святого старца. Но преподобный Сергий не оставил своей обители, и мощи его приносили многим душевное и телесное здравие.
    Святая Радонежская обитель, основанная преподобным Сергием, явилась тем чудным гнездом, куда слетались и откуда разлетались по всей земле Русской, как птицы небесные в видении преподобному, его ученики. Игуменом земли Русской назвал народ православный основателя Троице-Сергиевой Лавры. Ученики преподобного в непрестанных трудах, в созерцательных молитвах утверждали и исполняли заветы преподобного Сергия. Жертвенной любовью, готовностью положить душу свою за други своя, отвержением себя ученики преодолевали плен греха, восстанавливали в себе святость первозданного человека, созданного по образу Божию, и совершали подвиги и чудеса. И сегодня преподобный Сергий обращается ко всем нам со словами, начертанными на его иконах: «Пуще всего молю вас, братие, храните чистоту душевную и телесную», «Внимайте слову, братия моя, имейте страх Божий в сердцах Ваших».
    Через тридцать лет после кончины преподобного Сергия, в 1422 году, во время строительства храма во имя Живоначальной Троицы, были обретены нетленные мощи святого Сергия. Обретенные мощи были перенесены в новый каменный храм, расписанный святым иконописцем Андреем Рублёвым. В похвалу преподобному Сергию игумен обители Никон заказал Андрею Рублеву икону Святой Троицы. И вот уже почти 600 лет эта чудная икона несет в себе дух учения Сергия Радонежского, соединяя в себе благодать и истину, кротость и чистоту, гармонию и красоту. Эта икона есть воплощение смиренной души русского народа, духа Святой Руси.
    Преподобный Сергий во все времена являлся теплым молитвенником и заступником за Русь православную – державу своих духовных сродников. Он, как Ангел-Хранитель, во дни скорбей и бедствий, во времена нашествия врагов и супостатов своим молитвенным предстательством пред Господом ограждал и спасал Русскую землю и народ православный.
    Так, в начале XVI века (в 1521 году), когда Москве и всей земле Русской грозило разорение и погибель от несметного татарского воинства. Но чудесным образом русским людям было явлено, что преподобный Сергий Радонежский вместе с преподобным Варлаамом Хутынским умолили Пресвятую Богородицу не оставлять Своим заступлением и милостью Москву и весь русский народ.
    В начале XVII века, когда Русь претерпевала тяжелые испытания Смутного времени – иноверного польского нашествия и внутреннего нестроения, преподобный Сергий явился в чудном видении Козме Минину и повелел собирать в Нижнем Новгороде народное ополчение для защиты Родины под водительством князя Димитрия Пожарского. По молитве и благословению преподобного православные русские люди объединились и освободили страну от захватчиков.
    И в наше время Россия находится в разорении, но более не в материальном, а в духовном, когда кругом преумножается ненависть и насилие, ложь и фарисейство, маловерие и уныние. Народу русскому сегодня требуется Божия помощь и нравственная сила в возвращении к вере православной, которую хранит, заступлением преподобного Сергия, Русская Православная Старообрядческая Церковь. Наша Церковь сохранила истинный дух и благочестие того православия, которое на Святой Руси духовно созидал и окормлял преподобный Сергий. И если бы он жил в наши времена, то без сомнения пребывал бы в тех храмах, где сохранились устав, чтение, пение, иконы и весь дух истинного православия, пришедшего на Русь в X веке из Византии, и затем сохранённого и освящённого житием и чудесами преподобного Сергия и его учеников.
    Преподобный Сергий и сегодня близок и неразделен с теми, кто с чистым сердцем и смиренной душой молится ему, чтобы хотя бы в малой мере быть похожим на преподобного, чтобы исполнить его душеспасительные заветы, чтобы жить в простоте и вере, мире и любви.
    Сегодня верующий русский народ идет к Троицкой обители, где покоятся честные мощи родного и близкого преподобного Сергия, желая с любовью и благодарностью поклониться и приложиться к его святым мощам, попросить у него заступления в скорбях и печалях, наставления на путь спасения и истины, утверждения в благих делах милосердия и братской любви, преуспевания в учебе и воспитании в юности, укрепления духовных сил в старости. И в своей дерзновенной молитве ко Святой Троице «добродетельный подвижник и истинный воин Христа Бога» богоносный Сергий защищает Русскую землю, несомненно, слышит наши молитвы, помогает «стаду своему», дарует свою милость всем чтущим его память и взывающим к нему с верой и надеждой: Преподо́бне о́тче Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с!
    Богу нашему слава, ныне и при́сно и во́ веки веко́м, аминь!