Главная » Митрополит » Проповеди » Проповеди на праздники в числе » На Введе́ние в Церковь Божией Матери

На Введе́ние в Церковь Божией Матери

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    21ноября/04 декабря 2009 г.
    Лк. зач.54,гл.10,38–42,гл.11,27–28
    Велича́й, душе́ моя́, Приведе́нную в Це́рковь Госпо́дню и Благослове́нную рука́ма иере́овыма, – так Святая Церковь воспевает Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и присно Деву Марию в день великого двунадесятого праздника Введе́ния Ея в Церковь. Этот праздник заключается в воспоминании важного и таинственного события не только в жизни Пресвятой Девы Марии, но и всего человеческого рода. Своим вхождением во Святая Святых храма Она положила начало тому событию, которое задолго до этого предсказывали пророки. Она вступила в область таинственной благодати, в глубину Богообщения. На Ней совершились предсказания пророков, исполнились вековые ожидания израильского народа, когда через Неё принял плоть Спаситель мира, пришедший избавить род человеческий от первородного грехопадения и открыть путь в Царство Небесное.

    В день дивного и святого вступления Божией Матери в Церковь исполнилось пророчество Ветхого Завета и предвозвещается Новый. В тропаре праздника говорится: В це́ркви Бо́жией я́сно Де́вая являе́тся и Христа́ все́м благовеству́ет. Она предвозвестила Того, Кто примирил людей с Богом, Кто распростёр руки Свои на Кресте за грехи людей и даровал нам оставление согрешений и благодать Святаго Духа, через которую мы из состояния рабства греху возвращаемся в великое достоинство сынов Божиих (Гал. 3, 26). Событие Введе́ния во Свята́я Святы́х было настолько необычным, что даже ангели, Введе́ние Пречисты́я зря́ще, удиви́шася: ка́ко Де́вая вхо́дит во Свята́я Святы́х: так воспевается на церковной службе это событие, в котором исполнялась великая тайна Божественного домостроительства – спасение человечества.

    По премудрому замыслу Божию, Спаситель должен был прийти в мир от Девы. Явлению во плоти Господа Исуса Христа предшествовало подготовление богоизбранного израильского народа. Из столетия в столетие в ряду добра и зла, греха и святости изра́ильтяне ожидали рождения Девы, которая изберёт добро с самого начала и будет жить в чистоте и верности своему богоизбранному призванию, станет одушевленным образом всего прекрасного, живым изображением всякой добродетели и средоточием Божественной благодати; через Неё начнётся преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения Адама. Она станет мостом между Небом и землёю, будет Дверью, раскрывшейся на́ Небо.

    Само событие появления на земле Пресвятой Девы в Предании описано так. В галилейском городе Назарете жила престарелая семейная чета – благочестивые Иоаким и Анна. Оба они достигли глубокой старости, но детей не имели, так как были безплодны, что́ считалось в то время весьма предосудительным. Праведные супруги усердно молились Богу о разрешении их от неплодства и обещали, что посвятят своё чадо Богу. И Господь даровал им Дочь, Которую они назвали Мари́ей. Только до трёх лет воспитывалась Она в родительском доме, затем наступило время исполнения обещания, данного ими Богу, – отдать Отроковицу Даровавшему им Её.

    Конечно, было нелегко это расставание в столь раннем возрасте с Той, Которая стала им великим утешением в глубокой старости. Ведь они должны были расстаться с Нею до конца своей уже угасающей жизни! Однако Иоаким и Анна, видя святое горение и любовь к Богу юной Мари́и, заложенные Божией благодатью и духовным воспитанием, побороли в себе родительскую привязанность и прочие сомнения и решили посвятить свою малолетнюю Дочь всецело Господу. С большой торжественностью в сопровождении отроковиц с горящими свечами и своих родственников святые супруги отправились в Иеросалим, чтобы принести свой чистый плод молитвы Господу. В духовной радости, а не в скорби и печали, сопровождали они свою юную Голу́бицу, Которая так же радостно шествовала в дом Божий. «Веселится Иоаким, и торжествует Анна, – говорит о Введении Богородицы святитель Герман Константинопольский, – воззри, Господи, воззри, возьми Ту, Которую дал, прими данную нам для разрешения неплодства».

    Трёхлетняя Отроковица, подойдя к ступеням, ведущим во Иеросалимский храм, взошла по ним, как в райскую обитель. Никем не поддерживаемая, как взрослая, Отроковица преодолела пятнадцать высоких ступеней лестницы навстречу первосвященнику Захарии и служителям, ожидавшим Ея у дверей святилища. Святитель Григорий Никомидийский в своем слове на Введение в Церковь Богородицы говорит: «Ангелы и премирные Силы окружали Деву. Их удивляло ношение Ею знаков вечной чистоты и неприближение к Её плоти никакой греховной скверны».

    Нетронутая грехом Голу́бица, не оскверненная нечистотой и пороком юная Мари́я смиренно вступила в глубину молитвенного Божественного созерцания, таинственно предуготовляясь стать местом вселения грядущего Спасителя. Первосвященник Захария, встретив Деву, был изумлён Её добрóтою и испытал священный восторг. Он знал пророчество Святаго Духа о том, что Она будет Лествицей, по Которой сойдёт на землю Сын и Слово и взойдёт на небо человек. По словам блаженного Феофилакта, вне себя быв, ввёл он чудную Отроковицу внутрь олтаря, за священную за́весу, в место, предназначенное только для первосвященника, куда был разрешен доступ лишь ему одному и только раз в год. Вхожде́ние Присноде́вы в Це́рковь явилось основанием воспевания Её как Честне́йшей Херуви́м и Сла́внейшей вои́стину Серафи́м.

    Своим вхождением в Церковь Она положила начало тому, что предсказывали и видели пророки в гаданиях и образах, исполнению чаяния израильского народа о воплощении Грядущего для спасения рода человеческого. Дух Святы́и провозгласил через пророка славу, наполнившую храм, когда туда вошла Девица, – слава Господня наполнила Дом Господень (2 Пар. 7, 2). В храме Соло́моновом были священные и досточтимые предметы – они являлись прообразом Богородицы. В пророчествах она поистине провозглашалась седмисвечным Светильником семи даров Святаго Духа; живоносной Трапезой Хлеба Жизни; золотой Кадильницей, вместившей огнь Божества; золотой драгоценной Стамной, хранящей ангельский дар – небесную манну; Скрижалью Завета, ибо носила воплощенное Слово; Жезлом Аароновым, процветшим нетленным Цветом; Ковчегом одушевленным, спасшим человеческий род от потопа греха; Божественным Херувимом, потому что Её осенила сила Всевышнего; Святая Святых, ибо вместила во Своё чрево нетле́нного и безсме́ртного Архиерея. Дева Мари́я явилась одушевле́нным храмом, полным благодати и славы Божией.

    Каков был образ жизни Приснодевы, как Она воспитывалась при иеросалимском храме до пятнадцатого года Своей жизни, об этом кратко сказано в поучении блаженного Иеронима: «Это известно только Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ея», то есть Приснодева была ведо́ма, хранима и таинственно руководима Богом как уготованное орудие Его воплощения. О жизни юной Марии Григорий Палама пишет: «Она пребывала как бы в раю – избранном месте на земле. Она жила, проводя образ жизни подвижнический (аскетический), замкнутый, свободный от забот и скорби, непричастный низменным страстям, жила только Богу, видимая только Богом, питаемая только Богом, хранимая только Богом, взирая только на Бога, в Боге имея наслаждение, Богу непрестанно внимая».

    Древнее Предание говорит о том, что Пресвятая Дева, находясь в храме и воспитываясь там, пребывала в молитве, в полном отрешении от греховного мира, в чтении священных книг, в размышлении о Божием величии. Она ощущала духовную сладость молитвенного общения с Богом, безмолвия, благоговения, любви и созерцания чистоты, пребывающих во Святая Святых. Она явила Собой совершенный образец подвижнической жизни, напоминая нам о великом призвании и достоинстве человека – стать храмом Святаго Духа (1 Кор. 3, 16). Добрым подвигом веры, пребывая в постоянной молитве, Пречистая преуспела в правде, благочестии, любви, терпении, кротости (1 Тим. 6, 11). Господь Своей благодатию ввёл Деву в жизнь вечную, устроив на земле Её душу в подобии Царства Божия, соединив затем в Успении Богородицы подобное с подобным в Небесной обители.

    Господь сказал, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17, 21). Оно строится, ну́дится трудами, приближается к нам покаянием здесь, на земле, в сердцах наших. А результат испытывается огнём Божественной любви в вечности. Пресвятая Богородица для нас, пораженных ядовитым жалом греха (ибо нет человека, который не грешил бы (3 Цар. 8, 46)), является образом того, к чему мы призваны Господом – образом чистоты и святости. Да, мы осквернены грехом, да, наши умы отуманены мирскими пристрастиями, да, наши сердца осквернены страстями и похотями, да, порой наша жизнь порочна и недостойна Бога, – но нам доступно покаяние, которое может очистить наш ум, плоть и сердце, выправить нашу волю и всю жизнь нашу сделать праведной, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых – Царствие Божие. Ведь Пресвятая Богородица не с Небес снизошла на землю, а родилась от земных родителей, потомков падшего Адама. Она жила среди простых людей Назарета, среди нужд и скорбей. Но в душе Своей Она вместила благодать, вознесшую Её на небо. Святитель Григорий Палама пишет: «Если душа, в которой обитает благодать, возносится на Небо, как же и тело, принявшее в себя Вечного и Единородного Сына Божия, могло не вознестись от земли на Небо? Что имеют только облагодатствованные Богом ангелы и человеки, всё то совместила Она в Себе и Одна преизбыточествует всем неоскудно».

    Введение в Церковь Богородицы прообразовало для всех людей радостный и глубокий призыв на путь подвига и святости. Приведу́тся Царю́ де́вы восле́д Ея́, и́скренняя Ея́ приведу́тся Тебе́, введу́тся в Це́рковь Царе́ву (Пс. 144). И́скренняя Ея, то есть подруги Её, – это те, которые по образу жизни и настроению близки Деве Марии.

    Девы и жены, как более чуткие к чистоте и святости, особенно призваны в день этого праздника к духовному деланию, к тому, чтобы поправить светильники свои и бодро следовать за Богоотроковицей. Как воспевает стих на Введение: Ма́тери, печа́ль всю́ отло́жьше, ра́достно спосле́дствуйте Ма́тери Бо́га быва́ющей. Мы должны подражать Пречистой Деве благоговейным и частым посещением церкви Христовой и обязательно приводить туда детей, как это некогда сделали богоотцы Иоаким и Анна, поскольку церковь есть училище благочестия, врачебница духовная, место встречи со святыми, место лицезрения Божия и поклонения Творцу. Итак, поведём наших детей по тому спасительному и приятному для благочестивой души пути, каким Дева Мария была введена в Церковь.

    Мы должны быть внимательны к этому зову Церкви, остерегаясь, чтобы не оказаться в положении иудейской толпы, которая не замечала Той, Которая духом пребывала за Святой Завесой в подвиге и молитве. Взирая благоговейно в этот великий день на торжественное шествие во Святая Святых Матери нашего спасения, будем стремиться следовать путем Её подвига и святости, облекшись в добродетели Пресвятой Богородицы, и стать живым храмом, местом вселения Святаго Духа. «Переселим и мы себя, братие, от земли на небо, от плоти к духу, – пишет святитель Григорий Палама, – презрим плотские наслаждения, являющиеся приманкой для душ и скоро проходящие; возжелаем духовных, благодатных дарований; исторгнем из земной сутолоки образ нашей жизни и наши мысли, вознесем их в небесные храмы, во Святая Святых, где ныне обитает Богородица».

    Братие и сестры! Припадем и мы к пречистым стопам Богородицы, Которая есть наше прибежище и заступление. Прии́дем к тихой пристани милосердия из горького моря мирских забот, чтобы найти радость и успокоение нашим душам. Будем молить Матерь Божию, чтобы Она даровала нам вхождение в землю обетованную, как Сама некогда вошла в Це́рковь Царе́ву. Будем просить Деву, державшую на руках Божественного Младенца, умолить Его, дабы избавил нас от геены огненной и сподобил Небесного Его Царствия, Ему же слава, со Отцем и Пресвятым Духом, ныне и при́сно и во́ веки веко́м, аминь!