Главная » Митрополит » Проповеди » Проповеди на праздники в числе » На праздник Собора архистратига Миха́ила и прочих Небесных Сил безплотных

На праздник Собора архистратига Миха́ила и прочих Небесных Сил безплотных

Поиск

Предстоящие события

ф08/21 ноября
Дорогие братие и сестры!
Сегодня Святая Церковь празднует и прославляет архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

Этот великий праздник посвящён архангелу Миха́илу – архистратигу всего Небесного ангельского воинства, всего неисчислимого сонма ангелов верных и ревностных служителей Вседержителя Бога, Творца видимого и невидимого.

Ангелы – духовные безплотные существа, свободные от всякой чувственности, были созданы Богом по Его великой любви. Они обитают на Небе, где окружают Престол Божий и воспевают непрестанно Славу Творцу, – и на земле, где Господь осуществляет через них, как через Своих слуг Божественную волю в отношении людей и всего Им созданного.

Слово «ангел» означает «вестник», такое именование безплотные духовные существа имеют потому, что они посылаются Господом с поручениями и со смирением и в точности творят Его волю. Ангелы исполнены послушания Богу, у них нет своего хотения, а есть только желание творить благую волю Творца. Находясь в непосредственной близости к Богу, ангелы озарены отблеском вечного Божественного света, Божественной святостью и мудростью; преисполнены величайшей любовию ко Творцу и ко всей Его твари. Они постоянно воспевают Божественную песнь пламенной любви в благодарности к Своему Творцу: «Свят, Свят, Свят Господь, Саваóф, исполнь Небо и землю славы Твоея!»

Господь Творец создал человека как равноангельное существо, ума́лил его́ ма́лым чим от ангел, сла́вою и че́стию венча́л… его́ (Пс. 8), наделил его свободной волей выбора добра и зла. Но человек, выбрав зло, отпал от Бога, а ангелы, имея свободную волю, укрепились в добре. Хотя в начале творения некоторые из них злоупотребили этой свободой и захотели стать самостоятельными, не зависеть от Бога. Что и произошло с одним из начальников ангелов – Денницей, по гордости и тщеславию выступившим против Бога. В результате, мир духовный поколебался, и часть ангелов последовали за отпавшим Денницей. В это время из среды ангелов, оставшихся верными Богу, выступил поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира – архистратиг Михаил. Он твердо и властно произнес: «Никто как Бог!» – обращаясь с призывом ко всем ангелам оставаться верными только Творцу. Этими смелыми и решительными словами архангел Михаил, имя которого переводится с еврейского: «Никто как Бог!» – показал что он признает только одного Единого Бога – Властителя всей вселенной и этим свидетельствовал о величии Божием.

Начальник ангельского воинства вступил в борьбу с гордым Денницей. Эта борьба была трудной, поскольку Денница, который получил затем наименование люцифер, диавол или сатана был наделен большими совершенствами, был хитер и коварен. Но силы добра и света превозмогли и победили силы зла и тьмы – ангелов, которые отпали от Бога и стали называться «аггелы сатаны», были свергнуты с Неба, как сказано об этом в Евангелии: Ви́дех сатану́, я́ко мо́лнию с Небесе́ спáдша (Лк. 10, 18). А архангел Миха́ил был утверждён Богом как воевода всего ангельского воинства.

Всю свою злобу падшие духи устремили на людей, в первую очередь на всех верных Богу и поклоняющихся Ему. Святые Небесные силы во главе с архистратигом Миха́илом ведут брань с аггелами зла и тьмы, ограждая и защищая верных чад Божиих от коварных происков дьявольских сил. Мы же должны благодарить Бога и радоваться, что имеем таких надёжных и отважных защитников, и в то же время должны помнить, что они нас будут защищать, если мы через грех не вступим в союз с врагами Божиими и людскими – бесовскими полчищами, против которых борется архистратиг Михаил и все святое Небесное воинство.

Многие примеры в Святом Писании являют нам ангельское заступление людей. Так, повествуется, что в глубокой древности патриарх Иаков благословлял своих детей именем ангела, который затем сопровождал и хранил их на всех жизненных путях (Быт. 48, 16). Потом видим, как праведный Товит сопровождается ангелом на пути, избавляется им от бедствий и, наконец, слышит от него, что ангел был свидетелем всех его поступков (Тов. 12, 15).

Если мы, подобно ангелам, не захотим грешить и будем их союзниками в борьбе с тёмными и разрушительными силами, будем служить только Господу, исполняя Его благие повеления, то получим возможность приблизиться к Богу. Многие святые носили в своих сердцах пламенную любовь к Богу, уподобляясь в этом ангелам, и посему о таких людях в житиях говорится: «Ангельски пожив на земле…», «Житие их равноангельно бысть…», «Они были земные ангелы и небесные человеки…» Своим постоянным стремлением к чистоте и свету некоторые святые сподобились видеть Небо отверстым и лики ангельские у престола Божия.

Чтобы и мы, братие, смогли ощутить бытие ангелов, их постоянное присутствие, очистим свое сердце и душу от греховных помыслов и дел, и воспоём вместе с пророком Давыдом: Испове́мся Тебе́ Го́споди все́м се́рдцем мои́м, и пред ангелы воспою́ Тебе́ (Пс. 137).

И если мы имеем желание сподобиться пребывания в Царствии Небесном, то здесь, на земле, должны подготовить себя ко вхождению в это светлое и святое собрание – Собор ангелов, и своей чистой и равноангельной жизнью приобрести мысли, чувства и дела ангельские. Этого мы можем достигнуть, стараясь жить по Евангельским заповедям, просветлять и очищать свою душу молитвой и покаянием, укрощать свою плоть, умаляя её потребности, чтобы каждый прожитый день сближал нас с ангелами. И в этом благом деле, конечно, помогут нам ангелы, просвещая наш ум, наставляя на путь добра, укрепляя и поддерживая на пути в Царство чистоты и света; ибо сказано о помощи ангельской на этом пути: А́нгелом Свои́м запове́сть о Тебе́ сохрани́ти Тя во всех путе́х Твои́х, на рука́х во́змут Тя, да не когда́ пре́ткнеши о ка́мень ноги́ Твоея́ (Пс. 90). Особенно помогает нам на пути в Царство Небесное наш святой ангел-хранитель.

Число ангелов безмерно велико – тмы тем (Дан. 7, 10), по выражению Священного Писания, они составляют Собор сил безплотных. Поскольку равенство существует только между Тремя Лицами Святой Троицы: Отцом, Сыном и Святым Духом, – то в сонме ангельском не все ангелы равны перед Богом. Одни ангелы имеют большее достоинство, а другие им повинуются и последуют. Святой Дионисий Ареопагит, ученик святого апостола Павла, перечисляет девять чинов святых Небесных Сил безплотных: херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы.

Архангелам и ангелам дана особая благодать от Бога помогать людям на пути ко спасению. Апостол Павел говорит, что ангелы суть служебные духи, посылаемые в служение хотящим наследовать спасение (Евр. 1, 14). Так, архангелы и ангелы по данной им власти могут побеждать враждебные силы супостатов, избавлять от всяких бед, благовествовать тайны Божии, лечить болезни, помогать в пути, возбуждать на молитву, просвещать потемнённые умы, помогать обидимым и труждающимся, хранить чистоту души и тела, возжигать любовь к Богу, помогать и защищать от различных бед и напастей, о которых мы сами порой не подозреваем. Через архангелов и ангелов посылается благословение Божие к людям, на всякое доброе дело, на всякое полезное для души начинание, способствующее нам войти в Небесное Отечество. Поскольку, порой грехи наши препятствуют принесению нашей молитвы непосредственно к Божию престолу, как писано: «я́ко не и́мамы дерзнове́ния, за премно́гия грехи́ на́ши», – то ангелы просят за нас Бога о прощении грехов наших, приносят Ему наши печали и просьбы, радуются о нашем спасении, ибо говорится в Евангелии: Радость бывает пред ангелы Божии, о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 10).

Мы же, недостойные, будем благодарить и почитать наших великих покровителей, ограждающих нас «кро́вом крилу́ невеще́ственныя сла́вы своея́» и сохраняющих от бед и напастей вражиих. Будем молиться им каждый день, а в особенности в ангельский день – понедельник, который возвещает и указывает на будущий Собор всех Сил небесных в день Страшного суда Божия, когда, как возвещает Святое Евангелие: Прии́дет Сы́н Челове́ческии в сла́ве Свое́й и все́ святи́и ангелы с Ним (Мф. 25, 31).

Из всего сонма ангельского наиболее близок нам ангел-хранитель. Святой ангел-хранитель есть истинный наш друг, добрый и любящий наставник. Мы от крещения поручены Богом своему ангелу, у нас с ним нерушимая связь, поскольку он помнит о нас всегда, помогает нам на земном пути, возводит от земли на Небо. Поскольку знания и сила ангелов весьма превышает мудрость и силу человека, то ангел-хранитель невидимо отклоняет от нас опасности или заранее предупреждает о них; ангел может тайно вразумлять нас и влагать благие желания в наше сердце, воодушевлять, умирять и утешать в скорбях и бедах.

Ангел-хранитель желает нам избавления от мерзкого и смертного греха, и к этой цели направлены все его заботы. Но, поскольку, мы в своих поступках самовластны, то ангел не может нас заставить или приказать совершать только добрые дела. И если мы по его наставлению совершим благие дела, то он радуется за нас, а если видит нас пребывающими в нерадении о своей душе – скорбит и плачет, отходя от нас.

Нам всегда полезно размышлять: рядом ли с нами наш ангел-хранитель, не отогнали ли мы его? Это можно понять по внутреннему настроению своей души. Если на душе у нас светло, на сердце легко, тихо и мирно; если мы не осуждаем ближнего и каемся в своих прегрешениях, тогда ангел близ нас. Когда же в душе буря, а в сердце страсти и злоба, в уме гордость и уныние, тогда знай – ангел-хранитель отошел от нас и вместо него бес-искуситель подступил к душе. И если это так, тогда дома и в Церкви молись, слёзно восплачь, зови своего ангела: «Святой ангел-хранитель, прости меня и прости мои грехи, которыми я оскорбил и отогнал тебя». О воздействии добрых и злых сил на нашу душу пишет преподобный Иоанн Лествичник: «Когда злой дух приступает невидимо, тогда боится тело, а когда приступает ангел, то радуется душа смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие ангела Божия, то скорее востанем на молитву, ибо добрый хранитель пришел помолиться вместе с нами».

Хочешь всегда быть с ангелом в радости и спокойствии – бойся грешить. Св. Василий Великий говорил: «Как пчёл отгоняет дым и голубей – смрад, так хранителя нашей жизни – ангела отгоняет многоплачевный и смердящий грех». Особо надо почитать нашего Хранителя в день ангела или именины, когда мы почитаем еще и святого, в честь которого носим своё имя.

В день ангела подобает пойти в Церковь, помолиться, поставить свечу к иконе святого, именем которого нас нарекли, и ангелу-хранителю со словами: «Святой или святая (далее назвать имя), моли Бога о мне грешнем» и «Ангеле Христов, хранителю мой святый, спаси мя грешнаго, раба Своего». Уместно в этот день пригласить близких по духу гостей, чтобы вместе прославить ангела-хранителя. Обычно гости приветствуют именинника такими словами: «Ангелу – злат венец, а тебе дорогой именинник, доброго здравия и душевного спасения!»

Но прославление ангела-хранителя и святых не должно ограничиваться одним днем, нужно ежедневно им молиться – утром и вечером, а также читать каноны, составленные в честь и похвалу наших верных наставников и хранителей ангелов Божиих.

Хотя ангел-хранитель даётся человеку до самой смерти, но если человек живет в нераскаянности своих грехов, впадая все более в пороки и покоряясь страстям, то ангел-хранитель, хотя и не оставляет вовсе такого человека, но побуждаемый несовместимостью своего чистого естества со смрадным грехом, удаляется от него, и грешник лишается ангельского покрова. Тогда аггелы тьмы подходят к человеку, чтобы погубить его нечистую душу. Но и самый великий грешник может возвратить своего ангела-хранителя и примириться с ним, если искренне покается в грехах и оставит их навсегда. Тогда велика бывает радость не только для ангела-хранителя, но и для всех прочих Сил безплотных на́ Небеси.

Братие! Будем помнить, что ангел-хранитель всегда находится при нас, начиная с крещения и заканчивая нашей смертью. Да и по смерти нашей ангел-хранитель продолжает нам служить и защищать от бесовских нападок. Ангел-хранитель возводит души праведных к престолу Божию и умоляет Бога о прощении грехов и даровании жизни вечной в Небесном Царствии со святыми ангелами и архангелами. А для злых, нераскаянных душ встреча по смерти со своим ангелом-хранителем есть источник стыда, печали и вечных угрызений совести. Постараемся во благо обратить служение ангела-хранителя нашему спасению, чтобы когда придет время нам оставить сей грешный мир, встреча со своим ангелом-хранителем была бы нам не на укоризну и постыду, а на вечное утешение и радость.

Братие и сестры! Празднуя Собор архангелов и ангелов, будем молить, чтобы они всегда помогали нам сокрушать страсти и зло всех врагов видимых и невидимых, даровали стойкость и мужество в исполнении воли Божией и умолили Господа Вседержителя спасти нас и сохранить от всех скорбей и болезней, напрасной смерти и адских мук.

Дай Бог, чтобы в День Страшного Суда, «в восьмой день», когда прии́дет Сын Человеческий со святыми ангелами и пошлёт их собрать по всему миру плевелы и сжечь их, а пшеницу, то есть верных чад своих – собрать в житницу Его (Мф. 13, 30); тогда бы ангелы взяли в числе этих избранных и нас, празднующих ныне с честью их святой Собор!

Богу нашему слава, ныне и присно и во́ веки веко́м! Аминь.