Главная » Митрополит » Интервью » Православие всегда современно (газета «Община», № 3 (18), апрель, 2010 г.)

Православие всегда современно (газета «Община», № 3 (18), апрель, 2010 г.)

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

Разговор об информационной деятельности Старообрядческой Церкви в XXI веке мы продолжаем с предстоятелем РПСЦ. Высокопреосвященный митрополит Корнилий, отвечая на вопросы «Общины», рассуждает о сложностях общения с журналистами, просит староверов не гнаться за благами цивилизации и предлагает воздерживаться от споров.

– Владыка, за последние полгода о проповеди Церкви в средствах массовой информации, в частности в «Общине», было сказано немало. Как вы полагаете, на каком уровне представлена сегодня Старообрядческая Церковь в СМИ, в Интернете?

– Интерес в российском обществе к темам Православной веры и своей истории с каждый годом все более возрастает. Мы готовы рассказывать о своей Церкви, о деятельности, которой занимаемся, и делаем все возможное, чтобы удовлетворить интерес к нам, возникающий со стороны журналистов. В Интернете и других СМИ информация о Старообрядческой Церкви находится, на мой взгляд, на уровне, близком к достаточному. Нам уделяют внимание, а это уже немало. Мы охотно отзываемся.

– Вас удовлетворяет качество и содержание публикаций на тему старообрядчества в сегодняшних СМИ?

– Количество и содержание публикаций на тему старообрядчества меня вполне удовлетворяет. Наша Церковь и впредь заинтересована в появлении серьезных исследовательских, научных и публицистических работ, посвященных темам духовности, деятельности РПСЦ и ее отдельным общинам, лицам. Мы уже не раз отмечали тех авторов, которые нас заинтересовали своими телевизионными и газетными работами — готовы поощрять их и в дальнейшем за вклад в творческую деятельность, посвященную теме Старой Веры.

– Справедливо ли утверждение: «книгоиздательская деятельность РПСЦ в упадке»?

– Нет, такое утверждение, на мой взгляд, несправедливо. Вопрос о проповеди в современном мире, и в частности через книгоиздательство, обсуждался на последнем Освященном Соборе. Были намечены шаги по расширению книгоиздательской деятельности. Всему свое время. Считаю, что, поскольку мы обсуждаем это на Соборе и Советах Митрополии, вопрос не будет отложен в сторону или забыт и получит активное развитие.

– Три года назад, во время крестного хода в Шамарах, я спрашивал у вас, владыка, про интернет-деятельность ряда молодых старообрядцев. Вы мне ответили буквально следующее: «В высказывании своих суждений они заходят слишком далеко и подобная ,,активность” уже не во благо старообрядчеству». Что изменилось с того времени: ваше мнение относительно их поведения или их манера общаться и высказываться в Интернете?

– Изменений поведения и манеры этих людей общаться в Интернете, к моему сожалению, не заметно. В высказывании своих суждений в любых видах СМИ надо соблюдать правдивость и дух смирения и любви. Это касается всех — журналистов, желающих попробовать свои силы в старообрядческой теме, а равно и самих староверов, выражающих свою точку зрения о тех или иных событиях в Церкви, ее проблемах и недостатках. В церковных публикациях, плюс ко всему, необходимо благословение духовного наставника. Журналисты должны в своей деятельности помнить слова апостола: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8, 1).

– Позиция независимых журналистов заключается в том, что о недостатках той или иной организации, о просчетах, промахах нужно рассказывать, даже если это не выгодно самой структуре. Как быть в отношении Церкви? О недостатках в деятельности общины, прихода, может, даже всей Церкви в целом говорить можно, нужно? Ведь сила организации – в умении признать свои слабости… Если, по-вашему, можно об этом писать, то где: в общедоступных СМИ, тем самым подчеркивая свою силу и готовность исправлять ситуацию? Или в СМИ «своих», религиозных, рассказывая о недостатках сугубо подготовленной аудитории?

– Для обсуждения недостатков деятельности Церкви есть немало вполне действенных церковных средств: Соборы, советы, епархиальные совещания. Я убежден, что не следует выносить внутрицерковные вопросы на обсуждение внешнего мира, так же как не принято выносить семейные проблемы на всеобщее обсуждение. На мой взгляд, лучше всего говорить и писать о своих личных недостатках и слабостях в борьбе с ними. И если об этом чаще думать, говорить и писать, то это и поможет, в конечном итоге, излечивать церковный организм от болезней. Ведь начинать нужно с самого себя.

– Вы согласны с тем, что многие настоятели и председатели общин вообще не представляют себе, как наладить диалог с местными журналистами? Кстати, именно по этой причине в некоторых городах и весях о староверах и их деятельности знают не больше, чем о каких-нибудь событиях столетней давности…

– С вашим утверждением, что многие настоятели и председатели не знают, как наладить диалог с местными журналистами, я не совсем согласен. Конечно, некоторые настоятели не всегда умеют находить информационные поводы и выстраивать диалог с журналистами. Но не стоит забывать и того, что настоятели храмов и председатели общин диалог с «тружениками пера» не всегда могут установить в силу собственной загруженности или неподготовленности к такому общению. Причем этот недостаток иногда видится с обеих сторон. По своему опыту знаю, что общение с журналистами – дело непростое, и к нему действительно нужна определенная подготовка. Думаю, ее можно вести в приходах.

– Владыка, я приведу цитату из своего материала «Проповедь в пресс-центре»: «Конечно, это здорово, когда бородач озвучивает с экрана мудрости Библии и наизусть читает Символ Веры или «Отче наш», но куда интереснее, когда тот же старообрядец говорит веское слово о монетизации льгот, выступает на научной конференции, споря с атеистом либо представителем любой религии». Прокомментируйте это суждение — согласны ли вы с ним?

– С вашим мнением, в данном случае, трудно согласиться; на мой взгляд, оно весьма субъективно. Святые отцы учат нас всячески воздерживаться от споров: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйтесь, зная, что они рождают ссоры… с кротостью наставляйте противников» (2 Тим. 23, 25).

– Сейчас получает развитие изготовление старообрядческой сувенирной продукции – календарей, кружек с христианской символикой, блокнотов, ручек, пакетов. Оцените эту работу – насколько, по-вашему, она нужна староверию?

– Я убежден, что это нужная работа. Ее, впрочем, как и любое другое дело, надо выполнять с соблюдением правил, стиля, вкуса и этики, думая о том, чтобы христианские символы не оказались в несоответствующем им употреблении.

– Старообрядческая Церковь прочно вписана в современную структуру мира и достаточно осовременена или недостатки в чем-то есть? Староверам есть к чему стремиться и куда развиваться?

– В официальном названии «Русская Православная Старообрядческая Церковь» я хотел бы поставить на первое место именно – «Православная». А Православие уже более двух тысяч лет вписано в «структуру мира» и всегда современно, потому что Церковь ведет людей ко спасению. Есть, конечно, у нас и недостатки в организации церковной жизни, над ними постоянно ведется работа, но, как известно, предела совершенствованию нет.

– Есть ли, по мнению митрополита Корнилия, в достижениях современной цивилизации какая-то опасность для старообрядцев? Или чада Церкви твердо знают тот предел, за который переходить нельзя?

– Опасность, конечно, есть всегда, и надо быть очень осторожным, взаимодействуя с современным миром. При этом во все времена самым большим риском для верующего человека являлась опасность потерять свою душу в погоне за «благами цивилизации», «ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36).

– Как вы рекомендуете своей пастве относиться к таким вещам, как страхование (движимого и недвижимого имущества, жизни), к банковским вкладам «под проценты»?

– Страхование имущества и банковские вклады не имеют прямого отношения ко спасению души. Апостол говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).

– Вы объехали едва ли не все приходы по России, оценили ситуацию на местах. Насколько вас удовлетворяет текущая жизнь Церкви и населяющих ее прихожан? Церковный организм самостоятелен и здоров?

– Церковь – это живой организм. Она состоит из множества прихожан, как тело из клеток, и от того, насколько здорова каждая из частиц единого церковного тела, настолько здоров весь церковный организм. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания … на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 4–12). В целом Церковь свята, поскольку глава ее – Христос, и для каждого в ней есть все условия, чтобы душа была здорова, но судить об этом здоровье может лишь Господь.

– Уральцы, москвичи, сибиряки, молдаване, румыны, украинцы, австралийцы… Как бы вы охарактеризовали каждую такую группу? За время своего святительства почувствовали их особенности, отличия.

– У меня нет деления паствы по территориальным признакам, для меня все старообрядцы дороги и любимы. Те региональные группы старообрядцев, которые вы назвали, отличны друг от друга настолько, насколько различны части единого тела, но у них есть «взаимно скрепляющие связи» (Еф. 4, 16), которые дают им единение и жизнь – это христианская братская любовь и православная вера, сохраненная нашими благочестивыми предками и переданная нам как великое подспорье, ведущее ко спасению, в чем да поможет нам Бог!

– Владыко, я благодарю за беседу и от лица нашего духовного отца Иоанна Устинова приглашаю ближайшим летом на Урал, в частности на Пристань — здесь вас всегда ждут. Надеемся, что прошлогодний визит оставил у вас яркие впечатления…

– Спаси Христос за теплый прием на уральской земле. В дни поездки по Свердловской и Пермской областям мне довелось помолиться с уральскими старообрядцами, удалось многое увидеть, со многим и со многими познакомиться. Уверен, что Господь даст возможность нам встретиться в будущем.

Беседовал Максим Гусев,
Газета «Община», № 3 (18), апрель, 2010.