Главная » Разное » Прочие » Старообрядческий храм в Малом Гавриковом переулке (историческая справка)

Старообрядческий храм в Малом Гавриковом переулке (историческая справка)

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Интервью с Митрополитом Корнилием на телеканале «Русский Мир»
    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    В северо-восточной части Москвы, в районе Покровки близ Немецкого рынка, издревле жили старообрядцы разных согласий. Староверы, приемлющие священство, были объединены в Покровско-Успенскую общину и в 1909 г. построили свой большой храм, который ныне расположен невдалеке от станции метро «Бауманская».

    История же молитвенного дома, существовавшего до сооружения Покровской церкви, восходит к концу XVIII в. и тесно связана с фамилией московских купцов Шибаевых. Храм в Лефортовской части, известный под названием «Шибаевская моленная», существовал с 1784 г. В 1877 г., за год до смерти, владелец моленной Семен Иванович Шибаев оставил дом своему брату Ивану Ивановичу, который в 1878 г. передал дом обществу верующих. Общее собрание прихожан избрало попечителей, в числе которых были известные деятели старообрядчества И. О. Трегубов, Рахманов, и постановило именовать храм «Покровским старообрядческим молитвенным домом». В начале 1880-х гг. приход испытал много притеснений от властей, но благодаря И. И. Шибаеву испытания эти закончились благополучно.

    В судьбе моленной большую роль сыграла личность Ивана Ивановича Шибаева, который в течение 40 лет являлся одним из главных деятелей московского старообрядчества.

    И. И. Шибаев родился в Москве, происходил из старинного купеческого рода, отличался большой начитанностью и был одним из образованнейших людей своего круга. За свою активную деятельность по защите старообрядчества в начале 1860-х гг. был арестован и два года томился в Петропавловской крепости. Будучи одним из главных попечителей Рогожского кладбища, он постоянно ходатайствовал перед властями о ремонте храмов, много работал над законом о старообрядчестве 1883 г., выступал за освобождение старообрядческих епископов из суздальского Евфимиева монастыря. Пользовался уважением известных старообрядческих купцов И. И. Бутикова и К. Т. Солдатенкова и других благотворителей.

    Последние восемь лет жизни И. И. Шибаев много болел и 4 мая 1908 г. скончался на квартире своих родственников в Пименовском переулке (ныне ул. Краснопролетарская, находится в районе метро «Новослободская»), похоронен на Рогожском кладбище (могила не сохранилась). Множество уникальных документов по истории старообрядчества, часть книг библиотеки и старинные иконы из шибаевского дома были переданы в храмы и библиотеку Рогожского кладбища.

    Вернемся к истории Покровского храма, основанного Шибаевым в Малом Гавриковом переулке. После дарования свобод старообрядчеству в 1907 г. была зарегистрирована самостоятельная старообрядческая Покровско-Успенская община.

    22 февраля 1909 г. на собрании членов общины настоятель Варфоломей Шиголин (служил в храме с 1890 г.) предложил прихожанам построить новое церковное здание вместимостью на 700—800 человек. 12 апреля того же года собрание членов Покровско-Успенской общины под председательством С. Н. Алексеева рассмотрело пять представленных проектов будущего храма. Четыре из них, авторами которых были архитекторы П. А. Толстых и Л. И. Лазовский, А. А. Назаров, И. С. Кузнецов, А. В. Иванов, не набрали необходимого числа голосов. Большинство членов общины (38 голосов) отдали предпочтение проекту талантливого архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко, строившего в то время старообрядческий храм в Токмаковом переулке. Прихожанам Покровского храма понравился необычный, исполненный в неорусском стиле проект церковного здания на 700 человек, оформленный в древне-новгородском стиле, с хорами и звонницей. Стоимость черновой постройки была определена архитектором в 50 000 руб. Тогда же общим собранием избрали строительную и ревизионную комиссии.

    19 апреля общее собрание Покровско-Успенской общины рассмотрело еще один проект, составленный известным архитектором Л. Н. Кекушевым, но вновь большинством голосов (40 против 4) выбрали проект И. Е. Бондаренко. В этот же воскресный день из здания моленной крестный ход старообрядцев направился в купленное за несколько лет до этого купеческое владение с садом, в котором и была задумана будущая постройка, и это место было окроплено святой водой.

    Прошло почти два месяца, в течение которых по подписке прихожане активно собирали деньги, а к месту сооружения церкви завозились строительные материалы. 14 июня 1909 г. после совершения Божественной литургии при стечении сотен московских старообрядцев состоялось торжество закладки храма во имя Покрова и Успения Пресвятой Богородицы. Такое необычное двойное название храма повторяло имя старообрядческой общины у Немецкого рынка. На месте будущего алтаря был поставлен красиво украшенный зеленью шатер, посреди которого установили стол с Евангелием и чашей для святой воды. Торжество закладки старообрядческого храма совершал архиепископ московский Иоанн. Читатели одного из июньских номеров журнала «Церковь» смогли увидеть рисунок-проект сооружаемой Покровско-Успенской церкви.

    Прошел год после одобрения членами Покровско-Успенской общины проекта И. Е. Бондаренко, и новый храм в Малом Гавриковом переулке был вчерне готов. Многие москвичи ходили смотреть на это необычное церковное здание, в архитектурном облике которого соединялись характерные для русской северной архитектуры детали — трехлопастное членение фасада, звонница под шатром и т. д. Журнал «Церковь» писал в те дни: «По художественной отделке, по богатой коллекции древних святых икон храм после храмов Рогожского кладбища можно считать едва ли не первым».
    11 апреля 1910 г. состоялось торжество поднятия крестов и колоколов. На звонницу были подняты 10 новых колоколов общим весом в 453 пуда (самый большой — весом 260 пудов), отлитые на средства старообрядческой благотворительницы Феодосии Ермиловны Морозовой.
    С апреля 1910 г. по декабрь 1911 г. шли работы по благоукрашению нового храма. Вся тяжесть организации сбора денег на внутреннюю отделку легла на плечи церковного совета (председатель С. Н. Алексеев, товарищ председателя И. Ф. Петров, члены — И. А. Томасов, К. Г. Яковлев, И. С. Савков, В. М. Балашов).

    Новый храм со звонницей над папертью был облицован белым кирпичом, а купола храма и восьмигранный шатер колокольни покрыты золоченой майоликовой черепицей. Старинного типа черепицей была покрыта и изящная каменная ограда. Храм был сделан двухэтажным. Нижний, Успенский, предназначался для будничных служб и был рассчитан на 300 молящихся. На втором этаже находилось помещение обширного Покровского храма, рассчитанного на парадные, праздничные службы и вмещавшего до 1000 человек.

    Здесь же располагались хоры и помещения ризницы и библиотеки. Верхний храм был украшен художественными по исполнению бронзовым иконостасом, бронзовой золоченой утварью, кованым паникадилом работы братьев Вишневских, резными дубовыми клиросами. Величественный четырехъярусный иконостас вместил 50 древних икон, пожертвованных старообрядческим коллекционером и предпринимателем С.П. Рябушинским.

    Совершенно необычной для храмостроительства была конструкция нового здания. Все своды были железобетонными, а стены купола состояли из двух железобетонных плит с прослойкой воздуха, опиравшихся не на свод, а на кольцо железной основы крыши.

    Новый храм и внешне и изнутри представлял незаурядный памятник неорусского модерна — престол, клиросы, киоты, лампады, оклады икон, плащаница, утварь — все это сделали по рисункам И. Е. Бондаренко. Вслед за Покровским на Остоженке и Успенским на Апухтинке, Покровско-Успенекий храм стал своеобразным музеем древнерусского искусства.

    Освящение верхнего главного Покровского храма 11 декабря 1911г. совершил архиепископ Иоанн с епископами Александром и Мелетием. На праздник прибыл даже московский градоначальник А. А. Адрианов. После освящения члены общины послали императору Николаю II телеграмму с выражением верноподданнических чувств. В ответ было получено сообщение от московского губернатора, что государь император поблагодарил московских старообрядцев, собравшихся на освящение храма.

    Еще несколько месяцев после этого продолжались работы по благоукрашению нижнего Успенского храма, освящение которого совершил 23 апреля 1912 г. архиепископ московский Иоанн вместе с епископом рязанским Александром и многочисленным духовенством.

    Радость старообрядцев, выстроивших на собственные средства большой храм оригинальной архитектуры, была омрачена кончиной 3 сентября 1912 г. 60-летнего прихожанина Степана Никитича Алексеева, с 1907 г. являвшегося председателем совета Покровско-Успенской общины. Прошло чуть более полугода, и 25 апреля 1913 г. община потеряла другого энергичного жертвователя па нужды храма 50-летнего члена совета Владимира Михайловича Балашова, одного из самых активных членов комиссии по строительству храма. Он, кроме того, был гласным Московской городской думы. С. Н. Алексеев и В. М. Балашов были погребены на Рогожском кладбище, их могилы сохранились до настоящего времени.
    Не успела утихнуть скорбь по В. М. Балашову, как общину ждал еще одни удар — 25 нюня 1913 г. в возрасте 78 лет скончался Петр Осипович Трегубов — выдающийся ревнитель старинных обрядов, прихожанин еще Шибаевской моленной. Когда в 1880-х гг. этот молитвенный дом передали общине, Петр Осипович был избран попечителем храма и непрерывно продолжал служить ему более четверти века. Много жертвовал на бдагоукрашение храма, одно время состоял членом совета общины. Говорили, что он не пропустил ни одной церковной службы.

    В конце 1929 г. атеисты добрались и до старообрядческого храма в Малом Гавриковом переулке. Члены артелей, объединенные в Москоопстройсоюз, поощряемые районными властями, обратились и Мособлисполком с просьбой закрыть Покровско-Успенский храм, а его здание передать им под «культурно-просветительные нужды».
    Члены Президиума Мособлиснолкома на своем заседании 1 марта 1930 г. постановили закрыть церковь и передать ее Москоопстройсоюзу «для проведения культурно-просветительской работы с членами артелей, входящих в Союз». Узнав об этом, прихожане немедленно обратились с жалобой во ВЦИК. «Община, — писали они, — находит такое постановление неправильным и никакими государственными нуждами неоправданным». Прихожане ссылались на то, что их храм единственный, куда еще могут прийти помолиться старообрядцы трех близлежащих районов — Бауманского, Сокольнического и Лефортовского. Как ни странно, но Президиум ВЦИК решением от 10 июня 1930 г. отменил решение Мособлисполкома. Но радость старообрядцев была кратковременна: после очередного натиска московских властен тот же Президиум ВЦИК 23 марта 1933 г. постановил закрыть Покровско-Успенский храм. Самые ценные памятники древнерусской живописи: деисусный чин новгородской иконописной школы XV в. из девяти икон и еще несколько старинных образов вывезли на склад Музейного фонда, а затем они попали в Третьяковскую галерею.

    С 1960-х гг. в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб «Спартак». Здание долгое время не ремонтировалось, сильно запустело, растрескалось. Часть каменной ограды, покрытой черепицей старинного типа, уничтожили. В 1970—1980-е гг., в связи с прокладкой автомагистрали, была снесена почти вся окружающая историческая застройка, а рядом с храмом выстроили несколько многоэтажных жилых домов. В конце 1990-х гг. над храмом нависла реальная опасность уничтожения. Несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его отрады стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами Покровско-Успенский старообрядческий храм, с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали. В начале 2000-х гг. городские власти церковное здание и ограду все же отремонтировали. Внутри бывшего здания храма по-прежнему помещается спортивный зал.

    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА: ГАРФ. Ф. 12, 45. Оп. 75. Д. 1778. Дело об отмене постановления Мособлиснолкома от I марта 1930 г. о закрытии старообрядческое! церкви по Гаврикову пер. в Москве; С. К. И. И. Шибаев [некролог] // Ц. 1!)08. № 20; Постройка нового старообрядческого храма в Москве // Ц. 1909. № 9; К постройке нового старообрядческого храма в Москве // Ц. 1909. Ж 16: К постройке нового старообрядческого храма в Москве // Ц. 1909. Ж 17; Закладка храмов // Ц. 1909. Ж 25: Новый храм в Москве // Ц. 1910.. № 15; Поднятие крестов и колоколов //Ц. 1910. Ж 16; Новый храм в Москве //Ц. 191 1. № 50: Освящение храма // Ц. 1911. № 50-51; Высочайшая благодарность //И,. 1912. Л» 1; Освящение храма //Ц. 1912; [Некролог (.. И. Алексеева 1 // Ц. 1911. № 50—5 I; № 37; В. М. Балашов [ некролог | II Ц. 1913. Ж 18; П. О. Трегубов [некролог] // Ц. 1913. № 27.

    Источник: В.Ф. Козлов, "Москва Старообрядческая" / АНО ИЦ "Москвоведение", М.:2011