Главная Разное Прочие 1908 г., июль, Москва

1908 г., июль, Москва

Постановления Освященного Собора.

1908 года, в июле месяце

(В   Москве)

 

1. Освященного Собора старообрядческих епископов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 1908 года июля 25-го дня, заслушав доклады, постановил»: удаление священников в приходах не совершать ранее следствия и суда епископского; и чтобы в Совет были избираемы люди нравственных качеств. представляющие собою во всех отношениях православных христиан и имеющие прилежание к Церкви; предпочтете должно отдавать тем, которые принимали долголетние участия в созидании и благоукрашении храма, потрудились на благо прихода как личным трудом, так и материально. На что и призываем Божию помощь и благословение.

Председатель: смиренный  Иоанн архиепископ.

Смиренный Иоасаф, епископ Казанский.

Смиренный Петр, епископ Бессарабский и временно Измаильский.

Смиренный Александр. епископ Рязанский и Егорьевский.1).

Смиренный Антоний, епископ Пермский и Тобольский.

Смиренный Арсений, старообрядческий епископ уральский(2).

Смиренный Порфирий, епископ Самарский.

Смиренный Кирилл, епископ Балтовский, Одесский и временно Петроградский.

Смиренный Михаил, епископ Новозыбковский.

Смиренный Феодосий, епископ Кавказский.

Благочинный г. Николаевска, Сам. губ. священниерей Иоанн Рыжов.

Благочинный села Баланды Иаков Никулин. Священноиерей Иоанн Чернов гор. Килии, Бессарабской губ. Священноиерей Авраамий Котонков посада Добрянки. Священноиерей Иларион Хамучеев града Балты. Протоиерей Василий Сюткин. Благочинный иерей Иоанн Исаичев. Старообрядческий протоиерей Петр Матасов. Священник Иларион Аронов. Священник Елисей Мелехин. Священник Алексей Колягин. Протоиерей Макарий Захарьичев. Священник Иоанн Власов. Священник Прокопий Сорокин. Священник Василий Космачев. Священник Гри¬горий Карабинович. Священник Григорий Юдин.

 

Примечание:

(1)Рукоположен 23 декабря 1907 г., архиепископом Иоанном и епископами: Иоасафом Казанским и Ионою Смоленским, в Москве, па Рогожском кладбище.

(2) Епископ Арсении скончался 10 сентября 1908 г., в г. Уральск).

 

2. Освященного Собора старообрядческих епископов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 1908 года шля 25-го дня, заслушав доклады о школах, постановил: подтверждая постановление Собора 1906 года, вменяем в непременную обязанность священникам с попечителями приходов, принять всевозможные меры к открытию в приходах школ церковнославянской грамоты, а по возможности и с более широкой программой. Если в течение  года не будет открыта школа, должен священник прислать епископу объяснение причин этого. Епархиальный епископ обязан следить за этим и докладывать очередному Собору о числе открытых школ. На что и призываем Божию помощь и благословение. (Подписи те же).

 

3. Освященного Собора старообрядческих епископов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 1908 года июля 25-го дня, заслушав доклад о начетчиках, постановил: каждому епископу принять меры, чтобы иметь епархиального начетчика; средства на это изыскивать при участии епархиального съезда священников и попечителей. Ближайшие две епархии могут иметь одного начетчика.

Епархиальные начетчики находятся под ведением местного епископа.

И тако призываем Божию помощь и благословение.

(Подписи те же)

 

4. Освященного Собора старообрядческих епископов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшиеся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 1908 года июля 25-го дня, заслушав доклад о книгах, постановил: печатание богослужебных книг должно быть под наблюдением Освященного Собора и в заведывании архиепископа Московского, или лиц Освященным Собором и архиепископом уполномоченных. Для осуществления   настоящего   постановления   обратиться к гг. попечителям Рогожского кладбища-не найдут ли они возможным предложить кому-либо открыть типографию для этих целей.

На что и призываем Божию помощь и благословение.

(Подписи те же).

 

5.Освященного Собора старообрядческих епископов.

П0СТАН0ВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 1908 года июля 26-го дня, выслушав доклад уполномоченного от Совета Всероссийских Съездов о том. чтобы на Освященные Соборы приглашались уполномоченные от Совета Всероссийских Съездов и чтобы Освященный Собор избрал и уполномочил лиц на предстоящей IХ-й Всероссийский Съезд,-постановил: подтвердить Соборное постановление 1905 года, об участии духовных лиц на Всероссийских Съездах, вменив Съезду в обязанность, чтобы, во избежание соблазна, не избирались представителями брадобрийцы и чтобы, по приглашению архиепископа, уполномочивали на Освященные Соборы лиц, имеющих по всему образ благочестивых христиан.

(Подписи те же).

 

6.Освященного Собора старообрядческих епископов.

П0СТАН0ВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, рассмотрев вопрос о чтецах и певцах рукоположенных, постановил: согласно 69 прав.   6-го Вселенского Собора, 15 прав. Лаодик. Собора и 60 гл. книги Кормчей, в каждом приходе иметь по возможности посвященных чтецов и певцов хотя бы на первое время для служения при алтаре, чтения Апостола и предначинаний пения.

Нерукоположенные чтецы и певцы, как и рукоположенные, чтобы принимались в приходы: нравственные, с согласия священника и имеющие свидетельство от благочинного, или же увольнительную грамоту от священника, или прихода, где служили до этого. Всех чтецов и певцов обеспечивать содержанием (жалованием или определенною частью из доходов), соображаясь с положением прихода. На что и призываем Божию помощь и благословение.

(Подписи те же).

 

7. Освященного Собора старообрядческих епископов.

П0СТАН0ВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 1908 года июля 26-го дня, выслушав и обсудив доклад высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Московского, о необходимости открытия школы иконописи, которая послужила бы для старообрядческой Руси рассадником мастеров иконописания, постановил: написать предложение московскому обществу-открыть при Рогожском кладбище таковую школу.

Вместе с этим Освященный Собор, озабочиваясь о том, чтобы существующее и особенно вновь устраиваемые храмы украшались хорошими в древнем стиле написанными св. иконами, и чтобы самые храмы и иконостасы в них сооружались в древнем виде, вменяет всем старообрядческим приходам в непременную обязанность,    дабы   они, желая   построить   вновь   церковь    и  поставить новый иконостас со святыми иконами, предварительно испрашивали на сие святое дело разрешение и благословение своего епархиального епископа, представляя при этом планы храма и иконостаса, и по его указанию и совету заказывали бы то и другое, дабы все заказываемое ими было исполнено добросовестно в древнем православном  стиле.

И тако призываем помощь Божию на совершение святаго дала.

(Подписи те же).

 

8. Освященного Собора старообрядческих епископов.

ПОСТАНОВЛЕНО.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 1908 года, июля 27-го дня, заслушав доклад харьковского и др. обществ об усилении среди православных христиан заразы брадобрития, постановил: признавая брадобритие грехом и еретическим деянием, Освященный Собор вменяет в непременную обязанность священникам со всею тщательностью убеждать подверженных этому пороку, чтобы оставили оный, и если не будут слушать, то согласно сказанному Апостолом. после второго и третьего внушения, отлучать таковых от Причащения и другой святыни, по усмотрению священника.

(Подписи те же).

 

9. Освященного Собора старообрядческих епископов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Духе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества

Христова, 1908 г. поля 29-го дня, рассмотрев «Чин св. крещения», составленный г. Арсением, епископом Уральским и Оренбургским, напечатанный в частной типографии, при сличении которого с двумя Потребниками, изданными при патриархе Иосифе Московском и всея России, в 5-е и 10-е лета его патриаршества, оказалось разногласие, заключающееся в перестановке очистительных молитв, изменений глаголов и отложении некоторых слов в молитвах; а также вставках в «чине младенческого погребения»: великой ектении, пения Трисвятаго пред Апостолом и прочих изменений, Освященный Собор сим предупреждает паству свою, что св. Церковь не берет на себя никакой ответственности за исправление и издание богослужебных книг частными лицами, если оригиналы их не просмотрены и не одобрены к печати Освященным Собором епископов, или если они расходятся с оригиналами, напечатанными при первых пяти Московских и всея России патриархах.

Собор благословляет руководствоваться только теми книгами, которые изданы до Никона, бывшего патриарха. или перепечатаны с них.

Что же касается «Руководства о сродствах, возбраняющих брак», составленного Арсением, старообрядческим епископом Уральским, для разрешения недоумений о родственных степенях как кровного, двухроднаго и трехроднаго, так и духовного, Освященный Собор постановляет: руководствоваться теми указаниями, кои освящены веками, как восприявшими силу закона, изложенными в книгах: Кормчей, Номоканоне и Матвея Правильника (Властаря). Разрешение брака, обоснованное на определении той или другой из указанных книг, не должно подлежать зазору, хотя бы оно не согласовалось с другой книгой.

Что же касается самопроизвольных сокращений родственных степеней, не согласующихся с указанными книгами, то таковое должно быть отвержено и отнюдь не-приемлемо к руководству ни святителями, ни священниками.

по изречению: «Власть предстателем ни в чем же дается ко преступлена велений, но да прилежать тем, яже узаконена суть» (Номоканон, лист 743 об.).

И тако призываем Божие благословение на всех истинно православных христиан, благопослушных чад св. Церкви.

Председатель: смиренный Иоанн, архиепископ Московский старообрядческий.

Смиренный Иоасаф, епископ Казанский.

Смиренный Петр, старообрядческий епископ Бессарабский и временно Измаильский.

Старообрядческий епископ Антоний Пермский.

Смиренный Арсений, епископ Уральский.

Старообрядческий епископ Порфирий Самарский.

Смиренный Михаил, епископ Новозыбковский.

Смиренный Кирилл, епископ Балтский, Одесский и временно Петроградский.

Смиренный Феодосий, епископ Кавказский.

Смиренный Иона, епископ Смоленский.

Смиренный Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской.

Смиренный епископ Киевский и Житомирский Ермоген.

Смиренный епископ Иоасаф Томский и временно всея Сибири.

Смиренный Александр, епископ Рязанский и Егорьевский.

Протоиерей Алексей Старков. Иерей Димитрий Смирнов. Протоиерей Василий Сюткин. Иерей Иоаннъ Исаичевъ. Протоиерей Стефан Варфоломеев. Благочинный г. Николаевска, Самарской губ. священник Т. Рыжов. Благо¬чинный с. Баланды Иаков Никулин. Священноиерей Авраамий Котонков, посада Добрянки. Священник Иоаннъ Чернов, гор. Килий Бессарабской губ. Священноиерей Иларион Хомучеев, града Балты. Одесский старообрядческий протоиерей Петр Матасов. Священник Иларион Аронов.    Священник    Елисей    Мелехин.    Священник

Алексей Колягин. Протоиерей Макарий Захарьичев. Священник Иоанн Власов. Священник П. Сорокин. Священник В. Космачев. Священник Григорий Карабинович. Священник Григорий Юдин.

 

10. Освященного Собора старообрядческих епископов.

По делу жалоб   на   епархиальных епископов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшейся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 1908 года июля 29-го дня, выслушав предложение епископа Александра о праве архиепископа Московского принимать и рассматривать жалобы на распоряжения епархиальных епископов. поступающая к нему в между соборное время, постановил: такие жалобы должны быть препровождаемы архиепископу чрез своих епархиальных епископов, которые обязаны препровождать оные архиепископу вместе с своим объяснением.

Архиепископ, рассмотрев жалобу, может, с согласия епископа, не нарушая правил святой Церкви, принять возможные для него меры к восстановлению законного и нормального порядка. При невозможности же сего представить дело Собору, с дополнением необходимых для выяснения дела грамот. Москва, 30 ноля 1908 г.

Председатель: смиренный Иоанн, архиепископ Московский.

Смиренный Арсений, епископ Уральский.

Смиренный Петр, епископ Бессарабский и временно Измаильский.

По поручению Иоасафа, епископа Казанского, священник Алексей Колягин.

Смиренный Порфирий, епископ Самарский.

Смиренный Кирилл, епископ Балтовский Одесский и временно Петроградский.

Смиренный Михаил, епископ Новозыбковский. Смиренный Феодосий, старообрядческий  епископ  Кавказкий.

Смиренный Иоасаф, епископ Томский.

Смиренный Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской.

Смиренный Ермоген, епископ Киевский.

Смиренный   Иона,   епископ   Смоленский   и   Калужский.

Смиренный Александр, епископ Рязанский и Егорьевский.

По поручению Антония, епископа Пермского, протоиерей Василий Сюткин.

 

11. Освященного Собора старообрядческих епископов.

Епископам: Кириллу Одесскому, Иннокентию Нижегородскому, Александру Рязанскому и священникам: Алексею Колягину, Иоанну Власову, Авиву Бородину и Василию Космачеву.

П0РУЧЕНИЕ.

Сим поручаем вам принять участие в разработке закона о старообрядцах, имеющего пройти в Государственной Думе, дабы он не оказался противоречащим святоцерковным уставам и канонам, на что и преподаем вам Божию благословение. Москва, 1908 года июля 30-го дня.

Председатель: смиренный Иоанн, архиепископ Московский.

Смиренный Петр, епископ Бессарабский и Измаильский.

По поручению Иоасафа, епископа Казанского, священник Алексей Колягин.

Смиренный Порфирий, епископ Самарский.

Смиренный Михаил, епископ Новозыбковский.

Смиренный Феодосий, старообрядческий епископ Кавказский.

Смиренный Порфирий, епископ Самарский.

Смиренный Михаил, епископ Новозыбковский.

Смиренный Феодосий, старообрядчески епископ Кавказский.

Смиренный Иоасаф, епископ Томский.

Смиренный Ермоген, епископ Киевский.

Смиренный Иона, епископ Смоленский  и  Калужский.

По поручению Антония, епископа Пермского, протоиерей Василий Сюткин.

 

12. Освященного Собора старообрядческих епископов.

Архиепископу Иоанну   Московскому и епископам   Кириллу Одесскому и Иннокентию Нижегородскому

П0РУЧЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в храме Рожества Христова, 1908 года шля 30-го дня, рассмотрев, по просьбе прихожан церкви села Зуева, находящихся под ведением епископа Даниила, постановление епископов Иова г) и Даниила а), от 19-го сентября 7414 (1906) года, относительно примирения, — Собор хотя и не нашел в нем духа мира и любви, но тем не менее желая полного умиротворения Церкви Христовой, поручает вам войти в сношение с упомянутыми и другими епископами; находящимися с нами в раздоре, а также и с их паствами, относительно прекращения раздора и устройства мира Христопреданнаго, согласно канонам и прежде бывшим Соборным постановлениям.

Смиренный Арсений, епископ Уральский.

Смиренный Петр, епископ Бессарабский и Измаильский.

По поручению Иоасафа, епископа Казанского, священник Алексей Колягин.

1) Иов, епископ Московский, рукоположен 16 декабря 7392 (1884) года, епископом Нижегородским. Скончался  1912 г.

2) Даниил, епископ Богородский, наместник Московский, рукоположен 24 августа 1897 г. епископом Иовом Московским.

 

13. Выпись из протоколов заседаний Освященного Собора 1908 года.

XIX. Слушали: предложение священника Тимофея Аксенова о составлении капитала для помощи бедным священникам, вдовам и сиротам их.

Постановили: благословить священников заняться Этим вопросом и разработать устав.

ХХХШ. Слушали: доклад прот. Алексея Старкова: обратить должное внимание и оказать братскую любовь к присоединившемуся архимандриту Михаилу.

Постановили: поручить словесно епископу Кириллу и священнику Алексею Колягину- собрать о нем более точные сведения, о его жизни в господствующей церкви и по присоединении, и донести архиепископу.