Главная Разное Прочие 1906 г., сентябрь, Москва

1906 г., сентябрь, Москва

1. Освященного Собора старообрядческих епископов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

Освященный Собор, собравшийся в царствующем граде Москве, в заседании своем 22 сентября сего 1906 года, выслушав доклад частного собрания об упадке религиозно — нравственного воспитания старообрядческого юношества и о необходимости открытия в каждом приходе начальных училищ, постановил: составить от лица Освященного Собора воззвание ко всем православным христианам о необходимости религиозно — нравственного воспитания в духе православной Церкви детей обоего пола; вменить в непременную обязанность священникам и попечительствам каждого прихода позаботиться об открытии в приходе школы грамоты, а где возможно и церковно приходских училищ с более высшей программой обучения. Изыскание средств на это возлагается на священников и попечителей.

Призываем помощь Божию на это благое дело и посылаем архипастырское благословение. Москва, 1906 года сентября 22 дня.

Председатель: смиренный Иоанн, архиепископ Московский и русских старообрядцев.

Смиренный Иоасаф, епископ Казанский.

Смиренный Арсений, старообрядческий епископ Уральский.

Смиренный Антоний, старообрядческий епископ Пермский и Тобольский.

Смиренный Кирилл, епископ   Балтский и Одесский (1).

Смиренный Иона, епископ Смоленский и Калужский.

Смиренный Феодосий, старообрядческий епископ Кавказский.

Смиренный Порфирий, епископ Самарский, Симбирский и Уфимский.

Смиренный Иннокентий, епископ Нижегородский и Костромской.

Смиренный   Ермоген,    епископ    Новозыбковский и Киевский.

Смиренный Михаил, епископ Новозыбковский (2). Смиренный Иоасаф, епископ Томский и Иркутский.

 

Примечание:

(1)Рукоположен 13 октября 1897 г., Пафнутием, епископом саратовским, в сослуженние епископов Михаила и Петра, в с. Борском. Примирился 23 сентября 1906 г., в Москве.

(2)Рукоположен 17 1юня 1892 г., епископом Иовом, на Нижегородскую епархию. Примирился 5 1юня 1900 г., в Москве.

 

2. Освященного Собора старообрядческих епископов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в Царствующем граде Москве, в заседании своем 25-го сего сентября, имел суждение о распределении епархий примирившихся епископов, постановил: примирившиеся епископы Михаил Новозыбковский и Кирилл Одесский до времени остаются на тех же епархиях. Впоследствии же, если Петроградская епархия заявит желание иметь своим епископом боголюбивейшего Кирилла, и он даст на это согласие, перевести его на Петроградскую епархию, а Одессу и другие приходы епархии   сей   присоединить,    с   согласия   представителей   сих обществ, к епархии боголюбивейшего епископа Михаила. Его же ведению и наблюдению поручить временно Измаильскую епархию.

Распределение приходов Черниговской, Могилевской и др. губернии предоставить обоюдному согласию епископов Ермогена и Михаила и желанию обществ.

Москва, 25-го сентября 1906 года. (Подписи те же).

 

3. Освященного Собора старообрядческих епископов.

Старообрядческим священнослужителям и всем православным христианам.

В033ВАНИЕ.

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Исуса Христа (Коринф, зач. 123).

Освященному Собору неоднократно приходилось выслушивать много докладов и заявлений о том, что за последнее время во многих старообрядческих храмах чувствуется упадок благолепного чтения и пения и вместе с тем замечается у православных христиан ослабление в неприкосновенном сохранении святочтимых Церковных преданий и уставов, в чем пришлось убедиться лично и каждому из нас при обозрении епархий.

Причину такого упадка религиозности вообще мы усматриваем в том, что за последнее время большинство родителей пренебрегают благочестивым обычаем обучения детей у своих наставников церковно-славянскому чтению и пению, уставному порядку домашних молитв и христианским обычаям, а предпочитают. во имя житейских интересов, обучать их в бесплатных городских, сельских и церковно-приходских училищах. Оставив свое училище благочестия, которое можно назвать, по слову апостола, «домашнею церковью», дети старообрядцев, вступая с азбуки в церковно-приходских и начальные училища, утрачивают постепенно родительское внушение. Последствием сего, к общему душевному прискорбию, является у детей холодность к вере родителей и ко всем благочестивым преданиям и обычаям православного старообрядчества.

Полагаем, что ни одно сердце старообрядческих родителей не останется в покое за свое дитя при определение его в такую школу. Скорбь же родителей есть скорбь и епископов. ибо им поручена людие Господни (Св. Апост. нрав. 39). Посему Освященный Собор от многия печали и туги сердца (по апостолу, зач. 171) обращается с настоящим воззванием, во-первых, к вам, благоговейные иереи и диаконы, а во-вторых, к вам, православные христиане: потщитесь, елико возможно, устроить свои старообрядческая училища грамоты, чтобы в них ваши дети могли обучаться церковно-славянскому чтению и пению и христианским обычаям. Памятуйте, честнии отцы и братия, слова Спасителя: оставите детей приходите ко Мне, и не браните име (Марк. зач. 44). И не презрите единого от малых сих (Мате. зач. 75)-

К открытию своих училищ, для воспитания юношества по пути истины, наступила крайняя необходимость. К достижение сего вы, пастыри, яко стражи дому Израилеву (Иезек. 3, 17), благовременно и безвременно (Тимов. зач. 297) внушайте о сем вверенному вам стаду. «Не бо нам спящим но дает помощь Бог,-говорит св. Иоанн Златоуст, -но труждающимся. Помощник бо, не праздному есть помощник, но делающему» (Беседа на поел, къ Ефес, нравоуч. 21, стр. 1806).

Обращаясь к вам. отцы и матери, молим: внимайте гласу своих пастырей и общими советами и материальными средствами способствуйте открытию своих училищ в каждому приходе, ибо велика обязанность родителей, чтобы   воспитывать   детей   в   благочестии,   и   за   доброе воспитание обещано им спасение: спасется бо (жена) чадородия ради (Тимф. зач. 282). «Верно слово, — говорит Златоуст в толковании на эти слова, — яко возмогут отцы насладиться детей своих добродетелями и матери, егда воспитают их добре… Услышите сие, отцы и матери, яко не без труда вам будет чадопитательство… Несть бо сие мало, еже данныя дети от Бога, та Богу возложите; водрузим юношам уставы добрые, не востребуем многих по сем трудов… и не дети точию, но и внучата. Кореню бо бывши добру, ветвие на лучшее прострутся, и о всех сих приимете мзду» (Бес. къ Тимф., нравоуч. 9, стр. 2440 и 2442). Вы же, дети, говорит св. апостол, — послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть праведно (Ефес. зач. 232). Вообще же всех православных христиан молим: «стяжите книги цельбы душевная, аще ни что же ино хвощете, поне Новый Завет стяжите, и благовестие апостолов — учителей всегдашних» (Св. Иоанн Златоуст. бес. на поел. Колос, стр. 2131).

И тако, предложив вашему вниманию, честнии отцы и братия, наше отеческое наставление о воспитании чад ваших, как чад св. Церкви, молим: потщитесь привести сказанное во исполнение. На поспешение сего призываем помощь Божию и посылаем наше архипастырское благословение.

Председатель: смиренный Иоанн, архиепископ Московский старообрядческий.

Смиренный Иоасаф, епископ Казанский.

Смиренный Арсений, старообрядческий епископ Уральский.

Смиренный   Антоний, старообрядческий епископ Пермский и Тобольский.

Смиренный Кирилл, епископ Балтовский   и   Одесский.

Смиренный Иона, епископ  Смоленский и Калужский.

Смиренный   Феодосий,  старообрядческий   епископ   Кавказский.

Смиренный Порфирий, епископ Самарский, Симбирский и Уфимский.

Смиренный Иннокентий, епископ Нижегородский и Костром.

Смиренный Михаил, епископ  Новозыбковский. Смиренный    Ермоген,   епископ Киевский Смиренный Иоасаф, епископ Томский.

 Москва, 26 сентября 1906 года.

 

6. Освященного Собора старообрядческих епископов.

Гг. Попечителям Рогожского богадельного дома.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Освященный Собор, рассуждая о пользе и необходи¬мости открытия в Москве старообрядческой типографии для печатания нужных церковно-богослужебных и учебных книг и редких древних христианских отеческих памятников, хранящихся в книгохранилище Рогожского богадельного дома, имеет честь предложить Вам, Гг. По¬печители: не найдете ли возможным открыть вышеозна¬ченную типографию, для пользы св. Церкви и общества, при Рогожском кладбище, на что и призываем Божие благословение. 25 сентября 1906 года.

(Подписи те же).

 

5. Освященного Собора старообрядческих епископов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Освященный Собор, во Святом Дусе собравшийся в царствующем граде Москве, в заседании своем 26 сентября 1906 г., имел суждение о возведении в Российской области митрополита.

Приняв во внимание положение в России старообрядческой Церкви и определение предыдущего Собора, а также единодушное желание граждан, выраженное на Седьмом Всероссийском Съезде, и согласие г-на митрополита   Белокриницкого   Макария, — Освященный    Собор определил: возвести господина Иоанна, Московского архиепископа, в сан митрополита Российской старообрядческой области.

Настоящее определение постановляется сообщить гг. выборным и попечителям московского Рогожского кладбища, чтобы и они присоединились к выраженному общему желанию о Российской митрополии и при полном единстве способствовали бы упросить г. архиепископа Иоанна принять   звание   митрополита.   26 сентября 1906 г

(Подписи те же, кроме архиепископа Иоанна).

 

6. Освященного Собора старообрядческих епископов.

Преосвященным: Иоанну, архиепископу Московскому, Арсению, епископу Уральскому, и Иннокентию, епископу Нижегородскому.

П0РУЧЕНИЕ.

Преосвященейшие владыки! Сим поручаем Вам отправиться в Петроград для участия в совещании по разработка прав старообрядцев. дарованных Высочайшим Указом 17 апреля 1905 года, наблюдая, чтобы при Этом не были нарушаемы каноны св. Церкви. 26 сентября 1906 года.

Смиренный Иоасаф, епископ Казанский.

Смиренный Иона, епископ Смоленский и Калужский.

Смиренный Иоасаф, епископ Томский.

Смиренный Феодосий, старообрядческий епископ Кавказский.

Смиренный Кирилл, епископ Балтовский и Одесский.

Смиренный Ермоген, епископ Киевский.

Смиренный Антоний, епископ Пермский.

Смиренный Порфирий, епископ Самарский, Симбирский и   Уфимский.

Смиренный Михаил, епископ Новозыбковский.

 

7. Выпись из протоколов  сего Собора.

22 сентября. Слушали: Доклад Третьего Съезда всех Братств,

а) о   служении    в   чужих   приходах,

б) о форме присяги

в) обучении новопоставленных священников.    ,

Постановили: Поручить епископам: Арсению, Антонию и Иннокентию; священникам: Елисею Мелехину, Алексею Колягину и Иоанну Власову и гражданам: К. В. Федотову, Н. Т. Кацепову и М. И. Бриллиантову выработать форму присяги сообразно с древней, времен Царя Алексея Михайловича, изложив оную применительно ко всем случаям.

24 сентября.  

Слушали: Проект присяг, выработанных комиссией: а) на верноподанничество, б) на должность судьи, в) на должность судеб1 наго пристава, г) на звание присяжного доверенного, д) присяжного , заседателя и е) свидетеля.

Постановили: Поручить комиссии окончательно выработать   и   передать   Совету Всероссийских Съездов   от   своего   имени напечатать эти проекты   и   при   случае  переговорить о них в Министерстве Внутренних Дел.

 

8.   Проект форм присяг.

а) ОБЕЩАНИЕ НА ВЕРНОПОДДАНСТВО.

Я,   нижеименованный,   по   заповеди   Господа  Бога  и Спаса  нашего   Исуса   Христа, еже:   «ей ей», обещаюсь в том, что хощу и должен   Его   Императорскому   Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору Н II, Самодержцу Всероссийскому, и Его Императорского Величества Всероссийского Престола Наследнику, Его Императорскому Высочеству Государю и Великому Князю Н II, верно и нелицемерно служить не щадя живота своего, и во всем повиноваться, согласно изречению Спасителя: «Воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови», и все к Высокому Его Императорского Величества Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемыя, по крайнему разумению, силе и возможности охранять и защищать, а также споспешествовать во всем, что будет относиться к Его Императорского Величества верной службе и пользе Государственной, и всякую вверенную тайность хранить, и от Его Императорского Ве¬личества Имени поставленным надо мною начальникам, надлежащим образом по совести своей повиноваться, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против своего обещания, не поступать, и вести себя как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно, памятуя, что во всем этом должен буду дать ответ пред Царем и пред Богом на страшном суде Его.

В заключение же сего моего обещания целую честный Крест и Евангелие Спасителя моего. Аминь.

б) ФОРМА ПРИСЯГИ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ.

Обещаюсь по заповеди Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, еже: «ей ей», хранить верность Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, исполнять свято законы Империи, творить суд по чистой совести, без всякого в чью либо пользу лицеприятия, и поступать во всем соответственно званию, мною принимаемому, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его.

В удостоверение сего целую честный Крест и Евангелие Спасителя моего. Аминь.

в) ФОРМА ПРИСЯГИ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА.

Обещаюсь по заповеди Господа Бога и Спаса нашего» Исуса Христа, еже: «ей ей», хранить верность Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, честно и добросовестно исполнять вся обязанности принимаемой мною на себя должности и вся, относящиеся до сих обязанностей законы и правила, распоряжения и поручения, не превышать представленной мне власти и не причинять с умыслом ни кому ущерба или убытков, а напротив вверяемые мне интересы ограждать, как свои собственные, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его.

В удостоверение сего целую честный Крест и Евангелие Спасителя моего. Аминь.

г) ФОРМА ПРИСЯГИ НА ЗВАНИЕ ПРИСЯЖНОГО ПОВЕРЕННОГО.

Обещаюсь по заповеди Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, еже: «ей ей», хранить верность Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, исполнять в точности и по крайнему моему разумению законы Империи, не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ослаблению христианской веры, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей, или лиц, дела которых будут на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его.

В удостоверение сего целую честный Крест и Евангелие Спасителя моего. Аминь.

д) ФОРМА ОБЕЩАНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ  ПРИСЯЖНОГО  ЗАСЕДАТЕЛЯ.

Обещаюсь по заповеди Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, еже: «ей ей», в том, что по делу, по которому я избран присяжным заседателем, приложу всю силу разумения моего к тщательному рассмотрению как обстоятельств, уличающих подсудимого, так и обстоятельств, его оправдывающих, и подам решительный голос согласно с тем, что увижу и услышу на суде, по сущей правде и убеждений моей совести, не оправдывая виновного и не осуждая невинного, памятуя, что во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его.

В удостоверение    сего    целую   честный   Крест   и Евангелие Спасителя моего. Аминь.

е) ФОРМА 0БЕЩАНИЯ ДЛЯ СВИДЕТЕЛЯ.

Обещаюсь по заповеди Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа: еже «ей ей», что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод, или иными какими либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред Законом и пред Богом на страшном суде Его.

В удостоверение же сего моего обещания целую честный Крест и Евангелие Спасителя моего.  Аминь.