Прп. Авраамий Смоленский | Русская православная старообрядческая Церковь

Прп. Авраамий Смоленский

Житие и чудеса преподобного отца нашего Авраамия, просветившегося во многом терпении, нового чудотворца во святых града Смоленска

Господи, благослови.

О пресвятой Царь, Отец и Сын и Святой Дух, Слово Божие, искони сый во веки, сотворивший небо и землю, все видимое  и невидимое, от небытия нас в бытие приведший; и не захотел нас оставить во многих соблазнах мира сего, но послал на избавление наше Сына Своего единочадного.  Святой Дух говорит устами пророка: «Не ходатай, ни аггел осия ны, но сам сый преклонь небеса и сниде»; и родился без семени от святой и пречистой и неискусобрачной Приснодевы Марии от Святого Духа, и пожил яко человек на земле, и претерпел  мучения от твари Своей, и смерть вкусил на кресте, будучи бесстрастен и бессмертен Божеством, и во гробе положен был, и воскрес в  третий день. Явился учеником своим и уверил их, и многие знамения и чудеса показал пред ними, и взошел на небо к Отцу, и сел одесную, и послал Святой Свой Дух на святые апостолы, и теми все народы просветил и научил истинно веровать и славить Бога, и вот что заповедал, глаголя: «Се Аз с вами есмь по вся дни до скончания века».

И прежде чем я начал писать, молюсь Тебе, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитвами пресвятой и пречистой Девы Матери и всех небесных сил, и всех святых мольбами, дай же мне разум, просвещенный Божией благодатью, подай мне, худому и грешнейшему более всех черноризцу Ефрему, светлый подвиг: начать рассказ и  житии и терпении блаженного Авраамия, бывшего игумена монастыря сего святой Владычицы нашей Богородицы, его же память мы почитаем и  день успения празднуем.

Се же, братия, вспоминая житие преподобного, что оно еще не написано, на всякий день был я одержим печалью  и молился Богу: «Господи, сподоби меня  все истинно написать  о житии богоносного отца нашего Авраамия», — да и после нас черноризцы, прочитав, увидят мужа сего доблесть, восхвалят Бога и, угодника Его прославляя, на прочий подвиг укрепятся. Наиболее же в стороне смоленской живущие, так как явился этот муж великим Божиим угодником. О таких, как он, Господь говорит через пророка: «От утробы матерня возвах тя». Собираясь же начать повесть, прежде молюсь Богу: «Владыка мой Вседержитель, благих Податель, Отче Господа нашего Исуса Христа, прииди на помощь мне и просвети сердце мое на разумение заповедей Твоих, отверзи уста мои на исповедание словес Твоих и чудес и на похваление святого Твоего угодника, и да прославится имя Твое, яко Ты еси помощник всем уповающим на Тебя во веки».

Сей блаженный Авраамий был рожден  от верных родителей, они в законе Господнем жили благочестиво. Отец его был всеми почитаем и любим, и от князя честь достойную принимал, так как воистину был украшен многими добродетелями. Многим в бедах помогал, милостив и тих со всеми, к молитве и церквам прилежен. Так же и мать его Марья во всем была украшена благочестием. И родилось  у них двенадцать дочерей, сына же не было у них. И так случилось с ними по Божьему смотрению. С великим усердием молили они Бога подать им сына, многие обеты и милостыни церквям и монастырям давали, — и услышал их Бог и дал им сына. Еще когда был он во утробе матери, объяла  его Христова благодать и воззвала, освятив его, даровала матери, как  прежде Самуила Анне. Некая дева и блаженная инокиня сподобилась по Божьему смотрению видения. Она опочивала перед заутреней в день воскресный, и постучали в дверь, зовя ее: «Скоро восстань и иди, яко Марья родила сына, и должна ты о нем благовестить». «И это было, — говорит она, — со мной, как наяву. И вошла я  в дом к матери его, а ребенка священнолепно омывали многие святители, как бы  крещением благодати освящая. И некая жена в пресветлом сиянии предстояла им, держа белое одеяние, подобное снегу по белизне. И слуги вопросили ее: «Кому, госпожа, дать этого ребенка?» — и повелела им к себе принести. Она же светлой этой ризой как светом одела его и отдала  матери. Когда же поведала я о видении его матери, то она сказала: «В тот час детище взыграло во утробе моей».

И когда пришло время, родила Марья блаженное детище. Было это в лето 6680-е (1172 г.). В  восьмой день принесли его родители к святителю Божью по обычаю христианскому для наречения имени. Иерей же, увидев ребенка, сердечными очами и благодатью Божьею, прозрел о нем, что  измлада уготован он Богу. Когда минуло ему 40 дней, крещением освятили его. Отрок рос и воспитывался родителями своими, и благодать Божия была с ним, и Дух Божий измлада в него вселился. И когда отрок Христовою благодатью в возраст разумный пришел,  родители  отдали его в книжное научение. И не унывал он  об этом, как прочие дети, но скоро прилежно всему научился, а в играх детских не участвовал, но на божественную службу и церковное пение раньше всех приходил. Родители же его очень радовались этому, а люди удивлялись такой разумности ребенка. Ведь благодать Господня была на нем, просвещающая разум его и наставляя на путь заповедей Христовых. Когда же он вырос, то телесной красотой и добротой, как светом, воссиял. Родители стали принуждать его к браку, он же не хотел этого, и поучал их презирать житейскую славу и прелесть мира сего, и советовал им воспринять монашеский чин.

Скоро родители его отошли к Богу, он же в великой радости воздал славу Богу, изволившему так,  богатство и все оставшееся имение раздал нищим и убогим, вдовицам и сиротам, и черноризцам,  чтобы мог беспечально земное оставить и направить мысль свою к Богу, поучаясь Господню слову: «И аще кто не возмет креста своего, не поидет вослед Мене, несть Мне подобен».  Изучая богодухновенные книги и жития святых, вожделел он их подвиг и житие восприять, поэтому снял светлые дорогие ризы и облекся в худые, как последний нищий. И подвиг юродства воспринял, прося и молясь Богу, как и в каком месте спасение он сможет обрести.   И вот, наставляемый Богом, тайно отошел он от города Смоленска на пять поприщ и поселился в монастыре Пресвятой Богородицы в месте, называемом Селище, и принял монашеский образ .  С тех пор, благодатью Христовою наставляем, он еще более на подвиг подвизался, мысль имея ко  святому граду Иеросалиму и гробу Господню и ко всем честным местам, где избавитель Бог и Спас всего мира  страдания принял нашего ради спасения, и ко преподобных отец пустыням, где совершались подвиги и труды  дивного начальника и ангелам  равного  великого Антония, крепко и храбро победившего силою крестною духов неприязненных; после него светлого в постниках чудотворца Евфимия; и после них Саву и Феодосия архимандрита, старшего наставника инокам, живущим окрест Иеросалима.

Более всего любил он чтение трудов преподобного Ефрема и великого вселенной учителя Иоанна Златоустого, и Феодосия Печерского, архимандрита всея Руси. Богодухновенным книгам и святых житиям внимал, день и ночь  беспрестанно Богу молясь и поклоняясь, и просвещая свою душу и помысел. И питаем словом Божьим, как трудолюбивая пчела, все цветы облетающая и сладкую себе  пищу приносящая, так же и сей мудрый муж, от всех книг собирая и  выбирая,  переписывал полезное, кое-что своей рукою написал, другое с помощью многих писцов, как добрый пастух, знающий паству и когда на каком поле ему пасти стадо свое, да не голодом мучимы будут, и не заблудятся в горах,  и звери не расхитят их.  Таков труд имеющих сан священства.

Но на прежнее возвратимся, говоря о дарах слова, данных от Бога преподобному Авраамию. Если кто хочет получить от царя звание воеводы, то собирает и снаряжает храбрых воинов и так ополчается на супротивных с Божьей помощью, наступая и побеждая. Так же и преподобный Авраамий, поучаясь в божественных писаниях, учился тому, как  корабль своей души невредимым сохранить от многих бурь и волн, то есть от напастей от бесов и человек,  и как пристанища спасительного достичь в тишине небесного Иеросалима. Написано в святых книгах,  что наше житие есть искушение и брань и никто без напастей совершить его не может.  Если сам Владыка Спас, Господь и Творец всяческих, такую страсть претерпел от Своей твари, то и святые не то ли же претерпевают, чтобы получить Царство Небесное?

Пребывал  блаженный Авраамий в монастыре в труде, и в бдении, и в алкании день и ночь, так что сам игумен радовался о его добром житии, и многие миряне приходили к нему поучиться и утешиться Священным Писанием. И во всем повиновался он игумену, и послушание имел ко всей братии, и любовь, и смирение, Бога ради покоряясь всем. Испытал же его игумен, во всем ли он повинуется и согласен с ним. Сам игумен знал божественное писание и был начитан более прочих, так что никто не смел спорить с ним о толковании божественных книг. И увидев, что во всем согласен с ним, игумен принудил блаженного Авраамия принять священнический сан; и поставлен был преподобный дьяконом, а потом иереем при княжении великого и христолюбивого князя Мстислава Смоленского в лето 6706-е (1198 г.). Приняв священный сан, преподобный еще большее смирение стяжал по благодати Христовой.

Божественную литургию он  с большим усердием и благоговением за весь мир приносил,  и не единого дня не оставил без служения. И так было до самой смерти, что не оставил он церковное правило и божественную литургию и своего подвига. Кто же может поведать нищету и наготу, и укорения от дьявола, и искушения от игумена и от всей братии, которые претерпел преподобный? Он и  сам говорил: «Пребывал я пять лет, терпя искушения, и поносили меня и  бесчествовали, как злодея». Не терпел дьявол, видя победу над собой от святого, и воздвиг на него крамолу, хотя изгнать из монастыря. Что и случилось. Дьявол видел, что  многие приходили к преподобному и, поучаемые  духовно, от многих грехов на покаяние обращались. Так Господь прославлял своего угодника по слову Своему: «Несть лепо светилнику во тме сияти и укрытися граду, выше горы сущу». Некоторые же из священства и от монашеского чина, научаемые дьяволом, разгорелись завистью на святого и измышляли, как бы оклеветать его. Одни приходили из города, чтобы оскорбить его и обличить  в невежестве, но уходили посрамленными, другие не переставали крамолы воздвигать на преподобного, говоря везде: «Вот уже весь город обратил к себе». Святой так по благодати Христовой утешал приходящих и пленял их душу и разум, что, если бы возможно было, они уже не уходили бы из монастыря. Так что не мог стерпеть этого даже сам игумен, видя, что к нему в монастырь многие хотят поступить, и не желая этого, он отлучил Авраамия и сказал ему: «Я за тебя ответ несу перед Богом, перестань же учить», — и сильно наказал его.   И вынужден был преподобный оставить монастырь и уйти в город Смоленск, там  остался он  в монастыре Честного Креста. И здесь еще более умножилось число приходящих  к нему на посрамление врагу, ибо Господь Бог соблюдал раба своего на всяко время, благодать и силу подавая ему. И все что подавали ему приходящие, он раздавал вдовицам и нищим и церковь украшал иконами и свечами, лишь малое оставляя для своих потребностей. И многие приходили послушать церковное пение и чтение божественных книг. Был преподобный искусен в чтении книг и еще более в толковании, так что  многие несведущие люди, слушая его, понимали все, что он сказал,  и ничто из божественных писаний не утаилось от него. И вот малые и великие, и рабы, и свободные от него толкование божественных писаний слышали  и разумевали. Утешая притекающих на молитву и церковное пение, преподобный весь день трудился и ночью мало сна принимал, но со слезами и в поклонах до земли молил Бога помиловать людей Своих, отвратить гнев свой и послать милость,  мир и тишину подать молитвами Пречистой Девы Богородицы и всех святых.

Написал блаженный Авраамий две иконы: одну Страшный Суд второго пришествия Христова, а другую Испытание воздушных мытарств, которых никому не избежать. Как учил великий Иоанн Златоуст и все святые, что Страшного Суда  избежать нельзя, ни скрыться. Тогда  река огненная перед судищем потечет и книги разгнутся, и дела всех откроются. Тогда слава и честь, и радость всем праведным, грешным же мука вечная, ее же и сам сатана боится и трепещет. Страшный Суд поминая и испытания боясь, преподобный Авраамий прилежно день и ночь Бога молил, и всем приходящим непрестанно о том страшном дне напоминал и проповедовал. Пребывал же блаженный в воздержании от много пития, пьянство же ненавидел, одежду худую носил, дорогих же риз избегал, всегда в смирении пребывая. Образ же блаженного и тело весьма удручены были, и составы и кости его, как мощи, иссохли от великого трудов воздержания и бдения, приносимых Богу.

И когда приступал святой к божественному жертвеннику на божественное приношение, от Господа преданное апостолам на вечери, с благоговением и  вниманием, строго запрещал в церкви разговаривать, заповедуя и уча всю мысль и душу и разум  иметь к Богу. Когда он облачался в одежды священника, то образом был подобен Василию Великому, была у него такая же черная борода, только  голова была плешива.

Сатана же лукавый не оставил святого, но непрестанными искушениями боролся с ним. Иногда в виде огня освещал его в ночи, или как  лев нападал, или в образе воина секущего бросался на святого, так что и с одра не раз скидывал его. И когда, мало сна вкусив, от козней лукавого пробуждался блаженной, то днем еще больше напастей терпел от окаянного. Тот искушал его, являясь в собственном виде, а иногда во образе бесстыдной женщины. Господь же не попустил святому быть искушенному более силы и укреплял его, победу и избавление подавая. Ибо Господь сказал в Евангелии, что сатана «не имеет власти даже над свиньями без божьего повеления». Тому же учит Златоуст, говоря: «Господи, если Ты дашь свободу одному врагу, то его не одолеет даже весь мир, а что смогу я, который кал и грязь?»

Не одолев святого, воздвиг сатана на него мятеж, как и при Господе было: вошел сатана в сердца иудеям, и они учинили суд, и много надругались над Ним, и предали мучению Господа славы. Так же и с Авраамием было: как сатана его выгнал из прежнего монастыря, так он сделал и теперь, так как не мог окаянный терпеть его из-за благодати и помощи, которая бывает верным и христолюбивым христианам, и будучи побеждаем всеми силою Христа. И вошел сатана в сердца безчинных и воздвиг их на святого. И начали они клеветать на него епископу, одни еретиком блаженного называли, другие говорили, что глубинные колдовские книги читает, третьи блудником его называя, и еще во многом другом обвили преподобного. Поистине скажу, что не было в городе такого, кто не оговаривал бы блаженного Авраамия, так что дьявол радовался этому, а блаженный, радуясь, терпел все во имя Господа. Собрался же  весь город от мала до велика на преподобного. Одни хотели заточить его, другие к стене пригвоздить и зажечь, или утопить, проведя через весь город. Когда же собрались на двор владыки игумены и попы, и чернецы, князья и бояре и все церковники, то послали за преподобным, хотя суд над ним сотворить. Посланные слуги схватили блаженного Авраамия как злодея и поволокли на суд через весь город, и одни ругали  его и насмехались, другие оскорбляли бесчинными словами, и так делал весь город и по торгу, и по улицам — везде много народу, и мужчины, и женщины, и дети, и было тяжело видеть это зрелище.  Блаженный же Авраамий, не зная, что ему сказать или что отвечать, уповал на Господа, молясь избавить его от такой печали и озлобления, и за оскорбляющих молился:  «Господи, не постави им греха сего и не попусти рабу Твоему предану быть в руки их, но укроти и запрети, яко же перед учениками на море ветру повелел умолкнуть». Так и случилось, ибо властителям Бог смягчил сердце; а игумены и священники, если бы могли, съели бы его живьем. Когда же его вели на суд, Господь явился преподобному Луке Прусину в церкви честного архангела Михаила. Он стоял на молитве в девятый час и услышал глас, говорящий ему: «Моего блаженного угодника ведут на суд с двумя его учениками, хотят его мучить, ты же ни в коем случае не сомневайся в нем». И сказал блаженный Лука судящим блаженного Авраамия и клевещущим на него: «Много вы без правды хулите и уничижаете святого, но если бы его грехи были на мне! А слышали вы, что хотели в давние времена сделать такие же безумные люди и их епископ, не имеющие страха Божьего, и как хотели безвинно убить другого святого. Это к тому же злой порок, и хула, и злая клятва, и за это гнев Божий продолжался более тридцати лет, а с вами будет хуже, если не покаетесь».

Когда же привели блаженного на суд, то никакой вины за ним не обрели, но бесчинные попы и игумен, яко волки, рыкали на него.  Князь же и вельможи не находили никакой вины за ним, но, изыскав, поняли,  что все обвинения ложно воздвигнуты на святого, и воскликнули: «Неповинны мы, владыко, что такую крамолу вы воздвигнули на Авраамия и совещаетесь о беззаконном убийстве!» И сказали блаженному: «Благослови, отче, и прости, Авраамие!» — и так разошлись.

Ругатели же преподобного, увидев, что не добиться им осуждения святого, повелели стражникам крепко стеречь его и двух его ближних учеников. Наутро же собрались игумен и иереи и начали ложно обвинять святого и досаждать ему, и наказание с епитимией на него возложили. И отослали преподобного Авраамия в монастырь, где принял он пострижение, и накрепко запретили ему учить народ и приходящих принимать. Для этого поставили стражников, и те не допускали никого к святому. С этого времени все, кто был поучаем блаженным, обратились опять к своим злым делам.

Один из иереев именем Лазарь, который стал епископом после Игнатия и вынужден был оставить епископию из-за жадности властителей, отнимавших чужое и обидящих вдовиц и церковь не созидающих, он видел и слышал неправду, воздвигнутую на блаженного Авраамия, и пришел к епископу Игнатию, говоря:  «Великое наказание граду сему, если не покаетесь и не исправите содеянное над святым отцом Авраамием». Блаженный Игнатий его послушал и скоро послал ко всем игуменам и ко всем попам, заповедуя и запрещая им речи злые износить на блаженного Авраамия: «Поверив вам, восприял я от Бога вечное наказание. А вы, чада, покайтесь,  сами знаете,  как были наказаны Богом восставшие на великого Иоанна Златоустого; если же не покаетесь, то же и вы получите».

Скоро же случилось так, что некоторых игуменов и иереев из бывших на суде над преподобным  постигла внезапная смерть, а другие в слезах каялись и просили прощения у преподобного Авраамия, те же, кто не был на суде, радовались.

И случилось в то время великое бездождие в городе, так что иссохла земля, сады и поля, и всякий плод земли погиб. И сам епископ, блаженный Игнатий, с честным крилосом и с богобоязненными игуменами, и иереями, и дьяконами, и черноризцами, и со всем городом, мужами и женами, и детьми, обходил вокруг града с крестом и с иконами и с честными святых мощами,  прося Бога с великим умилением и слезами помиловать люди Своя, и послать милость Свою на землю, и отвратить  гнев Свой: «Пусти, Господи, дождь, одожди лице земли, молимся, Святый». И окончивши отпуст, крестом и святых мощами воду освятили. И не было дождя на землю. Все же это случилось по Божию смотрению. Хотел Бог прославить блаженного Авраамия и вложил в сердце одному благоговейному иерею, и тот напомнил епископу Игнатию о блаженном Авраамии: «Все  молились, и не послушал нас Бог. Не по той ли причине, что напрасно лишен преподобный Авраамий божественной литургии? Казнит нас Господь ради этой вины».

Тогда епископ Игнатий скоро послал за блаженным Авраамием, и, испытав, яко ложно и по зависти дьявольской был оклеветан святой, сказал ему: «Прости и  благослови, честный отче, по неведению наказал я  тебя, и весь град благослови, и прости послушавших лживых клеветников». И благословил блаженного совершать честную литургию: «И моли Бога о граде и о всех людях, да помилует Господь и подаст дождь на землю». И глаголал блаженный к святителю: «Кто есть я, грешный, что ты повелеваешь мне сотворить выше силы?» Но сказал: «Воля Божия да будет о всех нас! И ты прежде о нас помолись, честный святитель, о богопорученном тебе избранном стаде словесных овец». На обратном пути  блаженный молился: «Услышь, Боже, и спаси, Владыко Вседержителю, молитвами Твоего святителя и всех иереев Твоих, и всех людей Твоих. И отврати гнев Твой от рабов Твоих, и помилуй град сей и всех Твоих людей, и приими милостиво воздыхание со слезами молящихся Тебе, и пусти, и пошли дождь, и  напои лице земли, человеки и скоты возвесели. Господи, услыши и помилуй!» — еще преподобный не дошел до своей кельи, как пустил Бог на землю дождь. И была  радость великая во граде, и все люди восклицали: «Помиловал Бог и  избавил нас от всех бед твоими, отче Авраамие, молитвами». И с того времени еще более был прославлен угодник Христов в городе.

Подобает здесь вспомнить о жизни преподобного отца всей Руси Феодосия Печерского. Когда Бог хотел показать веру своего раба и с одного места переселить его на другое, чтобы он создал более светлую и просторную церковь, поскольку умножилась братия, тогда Бог показал ночью чудо: появилась как бы дуга от верха церкви, а другой ее конец был на холме, и видели преподобного отца Феодосия, идущего с иконой пречистой Богородицы, и братия шла за ним вслед и пела, как потом и случилось. Так и теперь вспомним о преподобном Авраамии, и о молитве пресвятой Богородице, и о братии, идущей за ним и поющей, что и было потом, поскольку нужно было показать место, где блаженный и многие другие, что спасутся с ним, станут жить в Боге.

Преподобный и благочестивый епископ Игнатий задумал создать церковь во имя святого Игнатия в память о себе, и нашлось около города место ровное подходящее для поставления церкви и монастырского жития. И поставил церковь во имя Богоносца, и потом, ее разобрав, в другое место перенес и основал большую во имя Святой Владычицы нашей Богородицы Положения честной ризы Ее и пояса. И пребывали при ней несколько черноризцев, питаемые епископом Игнатием.  Хотя и мал был монастырь, но прозрел Игнатий духовными очами, что прославит Бог место сие и многие обретут здесь спасение.

Преподобный  Авраамий пребывал в монастыре Пресвятой Богородицы и скорбел, что далеко от города монастырь его и тяжел  путь для приходящих к нему. Тогда же вспомнил об этом по Божьей воле блаженный епископ, призвал из своего честного клироса самого старшего из протопопов по имени Георгий и завел с ним беседу о блаженном Авраамии, сказав, что Авраамий находится далеко от города и поэтому он в большой скорби, и повелел, чтобы протопоп позвал его скорее. Блаженный Авраамий,  придя, сотворил поклонение со словами: «Благослови, владыко святой, раба твоего». Епископ отвечал: «Как, отче, о Господе пребываешь?» Он же сказал: «Поистине, владыко святой, хорошо молитвами твоими», — и сказал ему  епископ: «Хочу дать тебе благословение, если  примешь его; вот благословение: поручаю тебе и даю дом Пресвятой Богородицы: приди, хваля Бога и славя, и моли о всех». Блаженный же радовался и хвалил Бога, даровавшего такую благодать рабу Своему молитвами Святой Богородицы. И так обитель во имя Святой Владычицы нашей Богородицы Положения честной ризы и пояса обрела игумена. И близ города был монастырь сей.

Входя в монастырские врата, блаженный почувствовал, как некий свет воссиял ему в сердце, просвещая душу и помысел, что потом  всем поведал. Как Иаков во сне, увидев лестницу, доходящую до небес, воскликнул: «Есть Господь на сем месте», то же и блаженному открылось. И сбылся псалом Давыдов: «Возведе человеки на главы наша, и проидохом сквозе огнь и воду, и изведе ны в покой».

И оттоле начал святой пребывать в первом подвиге, и всем притекающим с радостью великой подавал духовное утешение. Не только горожане приходили к нему, но и князья, и вельможи, рабы же и свободные притекали, все свои грехи к нему исповедующе. И прославил его Господь еще более, и те, кто зло оскорбил его, припадали к ногам его, прося прощения.  Тот, кто всеми ненавидим был, всеми любим стал. И украсил блаженный дом Святой Богородицы, как невесту — иконами, и завесами, и свечами. Многие же хотели быть иноками в его обители, но не сразу принимал он, зная тяжесть монашеской жизни и  великое искушение от общего врага, и было братии 17 человек. И блаженный испытывал хотящих жить в монастыре таким образом:  имел двух братий на испытании, и когда хотел кто от него пострижение принять, то  прежде смотрел блаженный, к кому из братий он войдет. И если войдет к подвижнику, то радовался, а если к ленивому, то печален бывал,  ведая, что тяжело ленящимся пройти подвиг монашеский.

И со временем блаженные прониклись друг к другу большою любовью; епископ радовался, что Бог даровал ему такого святого и блаженного мужа, а Авраамий радовался, что Бог даровал ему такого святого и блаженного епископа; Авраамий к тому же радовался, что получил от него такой дар. В такой любви с Авраамием епископ Игнатий жил недолго и отошел к Богу. О преставлении же его многие говорят, что великий свет сошел на него с небес, и так взошел, радуясь, на небеса, добре совершив течение о Господе Бозе. И оттоле больший подвиг восприял блаженный Авраамий,  в смирении и в плаче с  воздыханием  поминая о разлучении души от тела. Так провел блаженный все дни живота своего, бдя и молясь.  Многих же научил и наказал пребывать в добром труде, во бдении же и в молитве, в терпении же и смирении, в милостыни же и в любви. И так, утвердив всех, со слезами многими говорил: «И меня, смиренного, не забывайте в молитвах ваших к Богу и Пресвятой Его Матери со всеми святыми Его». И потом нашла болезнь на блаженного, и так преставился, предав блаженную и святую свою душу Господу, чего желал, то и получил — Царство Небесное. И случилось это в лето 6732-е (1224 г). Подвизался блаженный Авраамий 50 лет от юности до конца живота своего о Христе Исусе Господе нашем, ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно во все бесконечные веки. Аминь.