Прп. Авраамий, митрополит Богоявленский, ростовский чудотворец | Русская православная старообрядческая Церковь

Главная Библиотека Старообрядческий перевод агиографических памятников Прп. Авраамий, митрополит Богоявленский, ростовский чудотворец

Прп. Авраамий, митрополит Богоявленский, ростовский чудотворец

Житие, подвиги и чудеса  преподобного и богоносного отца нашего Авраамия, архимандрита Богоявленского, ростовского чудотворца.

Благослови, отче.

Удивляться трудам и чудесам святых  — добро есть, а следовать их подвигам — спасительно. Узнаем же и похвалим чудное их по Бозе житие, потому как оно сопровождалось дарованиями и действием Святого Духа, а дела, святыми совершенные,  были угодны Богу, а нам как пример полезны.

Также в древности Святой Дух глаголал устами пророка: «Память праведнаго с похвалами. И похваляему праведнику возвеселятся людие». Впрочем, сами святые не требуют от нас никакой похвалы, но  удаляются от нее. Ибо в жизни своей они возненавидели  мир и существующую в этом мире лесть и суетную славу. Поэтому мы должны не просто возносить хвалу святым, но и вразумляться от их дел и подвигов. Творить напутствие своему спасению. Святые явлены в мире не ради своей славы, но ради того, чтобы показать миру свет.

Эти благочестивые мужи и жены возлюбили Господа Бога от всего сердца своего. Как бесплотные существа, они презрели плотское естество, жили целомудренно и праведно. Следуя  страху Господнему, уклонились от всякого зла. И сего ради они были прославлены ангелами, и в ужасе бежали от них бесы.   Дана человеку была заповедь Господня: «Прославляющия Мя прославлю». Всякий человек звание от своих дел принимает: или прославится, или постыдится. И всякий любящий Бога ненавидит зло и возлюблен будет Богом; и любящий же неправду ненавидит свою душу и возненавиден будет Богом. Следуя этим заповедям, святые возлюбили жизнь праведную, жизнь же греховную отвергли.  От таковых есть и преподобный отец наш великий Авраамий чудотворец, о нем же ныне нам предстоит повествование.

Сей преподобный отец наш блаженный Авраамий чудотворец был из пределов Галицких, града нарицаемого Чухлома, сын богатых  родителей. В ту пору многие люди чухломские не были просвещены святым крещением. Так же и родители сего будущего праведника,  не познавше Христа, нарекли его по-чухломски Иверик. С самого рождения страдал он неизлечимой болезнью. Будучи расслабленным, пролежал на одре своем 18 лет. Однажды к отцу Иверика пришли для торговли купцы  из дальних стран, из Новгорода, из Пскова и из земли немецкой.  Купцы увидели больного отрока, лежащего на одре.  Сжалившись над ним, они рассказали ему о своей вере и Господе нашем Исусе Христе. Рассказали, как сотворил Бог небо, и землю, и море, и вся, что есть в них; как создал в раю первого человека Адама; как за преступление свое был  изгнан Адам из рая; как познал Адам жену, и родились у него сыновья и дочери; как умножилось число людей; как люди со времен Адама, умирая, попадали в ад.  Поведали  купцы отроку, как Творец всея твари, в Троице славимый Бог наш, Отец и Сын и Святой Дух, явился Аврааму и Сарре у дуба Мамврийского и по вере Авраама и Сарры благословил им чадородие;  как, памятуя свое обетование, род человеческий от адовых вечных уз освободить и спасти, послал Сына Своего единородного в мир. И Спаситель, не отступая отеческих недр, преклонив небеса, сошел на  землю. Свое создание Матерью Себе избрал, преславную сущую истинную Деву Богородицу Марию, и родился из Нее от Духа Свята, Един Сый от Святыя Троицы.  Спаситель все естество человеческое, кроме греха,  воспринял,  прожил на земле вместе с людьми  33 года и многие чудеса сотворил. Исцелял больных и расслабленных,  слепых просвещал, мертвых воскрешал. И за Адамово преступление и наши согрешения по Своей воле претерпел от жидов страдания и распятие, и, на кресте пригвожден быв, умер, и воскрес в третий день. И весь род человеческий от адовых вечных уз освободил, и всему миру спасение даровал. По воскресении же Своем явился женам и апостолам, и с ними ел, и послал их в мир проповедовать воскресение, и крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И опять со славою Исус Христос Спас наш взошел на небеса и сел одесную Бога Отца. И снова придет судить живым и мертвым, и воздаст каждому по его делам. Грешным же и некрещеным мука вечная. Отрок же Иверик, услышав такие речи от новгородцев и псковичей, очень удивился. После их ухода он долго не мог заснуть и, лежа на постели, размышлял: отец мой и мать молятся многим богам и жертвы им приносят и за столько лет не получили от них никакой помощи для меня. У новгородцев же один Бог, прославляемый в Троице, и многие люди только верой в Него получили исцеления, а мертвые были воскрешены. И если бы этот Бог Исус Христос и мне подал исцеление, то пошел бы я в их страну и научился вере их. И так долго лежал Иверик размышлял, может ли Исус Христос помиловать его. И  внезапно он почувствовал  божественную силу, вошедшую в его тело и во все его члены. И смог он пошевелить руками и ногами и встал с постели, чувствуя себя совершенно здоровым. Тогда Иверик не медля тайком ушел из дома отца своего и шел на запад много дней, пока не достиг страны верующих во Христа.

В скором времени Иверик достиг одного из монастырей.  К обычаям живущих здесь  он мало-помалу стал приобщаться, навыкать  к трудам и послушанию. Как только люди, видя его труды и подвиги, начинали хвалить его и почитать, он сразу убегал оттуда  в иную обитель и иной град. И в каждом месте, где удавалось подвизаться, он внимал книжному учению. Таким образом, переходя из обители в обитель, пробыл он в новгородских пределах 17 лет. За эти годы многому он научился, особенно же познал он Священное Писание, изучил многие книги, хранящиеся в храмах и монастырях.

Однажды пришел он в Великий Новгород. Город поразил святого множеством народа и богатством церквей, и сказал он себе: «Писано бо есть: се удалихся, бегая, и водворихся в пустыню, чаях Бога, спасающаго мя». И возжелав уединения, он ушел в отдаленное от города место около Ладожского озера в обитель Пресвятыя Троицы, что  на Валааме.  Святой земно поклонился  игумену Феогносту и братии и со слезами поведал им свою историю, плача о том,  что до сих пор не сподобился принять святое крещение.

Игумен с братией, увидев в нем благонравного и достойного мужа, с радостью приняли его и  крестили во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Во святом крещении было наречено ему имя Аверкий. Святой жил в обители в трудах и служении братии, за что был особо любим в монастыре. Аверкий уразумел, что монашеский чин подобен ангельскому и молил игумена постричь его. Игумен с братией, видя его стремление, постригли его в монашеский чин, и наречено было имя ему Авраамий. Так святой всего себя посвятил служению Богу. В монастыре он жил в послушании и покорялся во всем братии. Преподобный Авраамий день и ночь предстоял на молитве во святой Божией церкви и в келье, радуясь, что  от неверия в веру пришел и обрел Сущаго в Троице славимого Бога Господа нашего Исуса Христа. И служил игумену и братии с радостью, день и нощь без сна пребывая.

Чудотворец Авраамий провел в трудах на Валааме 12 лет. Игумен Феогност к тому времени очень состарился, и братия сотворила совет, что вместо Феогноста будет им игуменом  Авраамий чухломец. Узнав об этом, преподобный Авраамий  не возжелал такой чести, говоря в себе: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не одолеет мя всяко беззаконие. Избави мя от клеветы человеческия», и прочее. Авраамий пришел к игумену, прося благословение, чтобы оставить обитель и продолжить свои странствия. Получив благословение, он отправился на восток и дошел до Тихвинских земель. Здесь он узнал, что князь Владимир Киевский крестит Российскую землю во имя Отца и Сына и Святого Духа. Оттуда преподобный ушел со словами: «Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей» и достиг города Ростова. Увидел Авраамий, что в городе сияет вера и благочестие. Епископом же в Ростове был Феодор, а княжил благоверный князь Борис Владимирович. Епископ Феодор проповедовал веру во Христа среди горожан и приходящих к нему крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Этим он вызвал негодование неверных язычников, которые всячески враждовали против христиан. Видя такое от неверных насилие, преподобный Авраамий отошел от города на одно поприще и около озера выстроил себе малую келью, где и пребывал в трудах и молитве. Со временем о его жизни узнали многие богобоязненные люди, крещеные и некрещеные, и начали приходить к нему послушать слово Божие. Он же учил их Божественному писанию, говоря, что земное царство тленно и временно, Небесное же Царство нетленно и вечно. Так беседовал преподобный с приходящими, каждому полезное подавая.

Преподобный Авраамий печалился, видя в тех местах идольскую прелесть и многих омраченных людей, в нечестии служащих каменному истукану Велесу, и оскверняющихся бесовскими делами. В этом идоле жил злой бес, пугающий людей и помрачающий разум так, что этими местами не мог пройти человек, не поклонившись истукану. Преподобный же Авраамий, увидев такую злую прелесть, разгорелся ревностью о Господе Боге Вседержителе, яко древний пророк Илия. И помолился Господу, говоря: «Господи Боже Вседержителю Человеколюбче! Призри с высоты святыя Твоея на раба Твоего, и подай мне силу и благодать Святого Твоего Духа, еже разорити многокозненнаго и страстнаго сего идола Велеса, и настави сия прельщенныя человеки, еже творити волю Твою святую». И по молитве попытался Авраамий это злое бесовское жилище разорить, но не смог. Не дал ему злой бес с помощью дьявольской силы приступить к идолу. Преподобный же Авраамий в недоумении размышлял, как ему одолеть злого идола Велеса силою Христа Бога. Что и случилось по Божию смотрению. Не потому что Господь призрел на молитву святого, но чтобы умножить его усердие и явить Свою славу через него. Все возможно сотворить Богу просящим у Него. И так сидел преподобный Авраамий скорбя, когда увидел благообразного старца, идущего к нему. Преподобный встретил его,  они поклонились друг другу и приняли друг от друга благословение. Начал блаженный Авраамий расспрашивать старца, откуда он и куда идет. Отвечал ему старец: «Я, отче, родом из Царь града странствую по вашим землям. Ответь же и мне, зачем ты сидишь скорбя около этого многострастного идола Велеса?». Сказал Авраамий: «Молил я Господа Бога, да подаст мне помощь разорить этого нечистого идола Велеса, и не смог я сделать сего. Но отверг Господь молитву мою, поэтому и сижу здесь скорбя». Сказал же старец блаженному Авраамию: «Если хочешь получить желаемое, отче, иди к Царю граду, и отыщи там дом Иоанна Богослова. И войди в дом его, и помолись образу его, и не уйдешь оттуда не получив желаемого. Если же не попадешь в дом Иоанна Богослова, не можешь желаемого получить». Печален был блаженный Авраамий о таком дальнем странствии. И сказал ему старец: «Иди в путь свой, Господь Бог сократит путь твой малым временем». Блаженный же Авраамий исполнился Духа Свята, и взяв у старца благословение, отправился в путь, уповая на Бога, забыв о длительности пути.

Отошел он  от  Ростова только на  три поприща, и перешел  Ишню реку, когда встретил  человека. Образом человек этот был благолепен и страшен. А выглядел от так: на голове имел плешь, а борода круглая большая, и весь образ его благообразен и красив. В руке же своей держал трость, на ней же животворящий крест, Распятие Господа нашего Исуса Христа. Преподобный Авраамий был объят страхом, поняв, что перед ним апостол Божий, и упав к его ногам, поклонился.  И сказал ему этот страшный муж: «Старче, встань, поведай мне, куда путь держишь?». Блаженный же Авраамий, встав рассказал ему все случившееся с ним и зачем идет в Царь град к дому  Иоанна Богослова. Сказал ему этот благолепный муж: «Возвратись, старче, и возьми мою трость, и иди, туда, откуда пришел, и приступи к идолу Велесу беспрепятственно, и пронзи его этой тростью во имя Иоанна Богослова, и рассыплется в прах  окаянный». Преподобный Авраамий взял трость у благообразного мужа, который тут же стал  невидим. Преподобный же страшась и радуясь возвратился назад. И  пришел  к идолу Велесу, не встретив никаких препятствий, и  во имя Иоанна Богослова пронзил его тростью. И рассыпался в прах окаянный, исчез в пропасть, как в бездну. На этом же месте до сих пор нет ни дерева, ни камня.

Преподобный Авраамий прославил о сем Бога, давшего ему победу силою крестною на всю силу вражью помощью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который был ему помощником на злого диавола и на козни его. И пошел преподобный во град Ростов, и все бывшее с ним поведал епископу Феодору и князю Борису. Они же, слышав такое от преподобного, прославили Бога, сотворившего великие и преславные чудеса. И взял преподобный благословение от епископа на строительство церкви на месте, где он встретил Иоанна Богослова. И построил церковь во имя святого апостола, которая стоит и поныне.   И потом второе благословение взял  у епископа и построил церковь малу на том месте, где идола Велеса сокрушил силою крестною, во имя святого Богоявления Господня. И кельи поставил, и монахов призвал, заботясь о них, как чадолюбивый отец о детях своих, и так сотворил обитель свою.

Люди, живущие около монастыря, зломыслием и неверием одержимы, вооружились на преподобного. Наставляемые  сатаной, который с древних времен был почитаем ими, и действовал в них. И от тех неразумных людей много зла терпел преподобный Авраамий. Не раз пытались они  разорить его святыню и поджечь монастырь, но Бог не попустил им, молитвами и терпением Авраамия чудотворца. Чем больше они злобою вооружались на святого, тем больше он молился за них Богу. Многие из  неверных, видев терпение и  веру преподобного, обращались к вере. Иные же возвращались во град  Ростов к неверным, ополчившимся на епископа. Епископ же Феодор, видев от неверных безумное насилие и злобу, не стерпев, сбежал из города. Вместо него пришел другой епископ Иларион. И начал святую церковь украшать чудными иконами и святыми книгами и псалмопением. Верных же укреплял, и приходящих к нему принимал. Многие же неверные, безумием одержимы, на епископа брань сотворили. Он же с рассуждением предал себя на их волю. Но Бог не попустил им сотворить епископу злое. Преподобный же Авраамий пребывал в обители своей в посте и молитве, и около града Ростова живущие люди приходили к нему и  крестились. Он же питал  сердца их поучением духовным, сладким паче меда и сота. И жаждущие  благочестия и духовного просвещения, приходили к преподобному. Он  и юных подвигал на ревность к добродетели: многие, оставивши родителей своих, тайком приходили к святому,  крестились, и становились монахами.  Преподобный  без возбранения всех приходящих с верою принимал, и с рассуждением духовным постригал, яко виноград благоплодовитый насаждал при водах воздержания, и напоил их книжным  учением божественных словес, и умножилась монашеская братия. Более же всего молитвою и постом украшал он свою обитель. И создал преподобный большую церковь, и украсил ее, как невесту Христову, чудными иконами и святыми книгами. И в церкви день и ночь преуспевала братия в молитве и трудах. И святое пение и славословие Богу преумножалось. Князи же ростовские,  приняли сами святое крещение перед самим великим князем Владимиром, и всех своих подданных отсылали во обитель креститься ко Авраамию преподобному. Князья возымели  большую веру и любовь ко святому и ко всей братии его монастыря. Они  дали имения многие на строительство монастыря, и села пожертвовали на потребу братии. Увидел епископ Иларион умножение монахов в обители святого и  изобилие монастыря, и совет сотворил с великим Владимиром и с князем Борисом, дабы ту обитель сотворить архимандритией и поставить преподобного Авраамия архимандритом, что и случилось. И освятивши  преподобного Авраамия, поставили его архимандритом. Преподобный же начал еще более подвизаться,  труды к трудам прилагая,  отдал себя молитве и посту, стал   всем примером смиренномудрия Любовь нелицемерную ко всякому приходящему равно имел, к великому же и к меньшему, и к вельможам нетщеславием, а к нищим непрезорством, и ко всякому относился по слову апостола: «Никомуже ничемже должни бывайте».

Старый же ненавистник добру диавол, вооружившись на преподобного многими и различными искушениями,  пакости ему творил и днем и ночью, но не смог устрашить преподобного своими кознями. Благодать Христова и знамение честного креста всегда ограждали святого.

Однажды святой Авраамий служил литургию в святой Божией  церкви, и обычные молитвы совершив ко святому причащению, хотел умыть  руки,  а диавол скрылся в  умывалнице в воде, желая сотворить преподобному некое коварство. Преподобный  же распознал лукавого духа в сосуде, и взяв честной крест Христов, накрыл им сосуд и оградил сосуд крестным знамением. И оставил так на многие дни. Бес же силою крестною сжигаем, не мог выбраться.

Около святой обители живущие князья часто ездили в поле на охоту, а по возвращении посещали святую обитель, поклонялись церквям  и испрашивали благословения у святого.  И по обычаю пришли князья в келью к преподобному Авраамию за благословением. Преподобного же не было в кельи. В то время он трудился в прачеченой, моя  власяницы на братию. Обычай имел преподобный каждодневно трудиться на братию, иногда в поварне дрова сек, иногда власяницы на братию мыл, и воду с озера носил в поварню и в прачеченую.  Узнав о прибытии князей, он отправился в келью. Пока преподобный шел к кельи, один из князей увидел сосуд крестом накрыт и взял крест с сосуда, хотя знаменаться им. Тут же вылетел из сосуда бес в виде черного злосмрадного дыма. Князья были объяты великим страхом. Преподобный Авраамий только вошел в келью, как бес начал ругать его злыми словами:  «Как ты меня люто мучил  силою невидимого Бога и жег силою крестною в убогом твоем сосуде, так и я разорю все начинания твоя. И одолею тебя, и злыми муками замучаю тебя. И заострю на тебя оружие мое, и сотворю тебе раны,  так, что укоряем будешь всеми, и на убогом осле посажен будешь. И в сандалии женские червленые обут будешь. И еще много зла сотворю тебе за мои муки, которые я принял от тебя». Преподобный Авраамий оградил себя крестным знамением, и тут же бес исчез. Преподобный хотел благословить князей, они же расспрашивали его о бывшем бесовском видении. Святой же ничего им о сем не рассказал, но предложил им поучение от божественных писаний о том, что приходящие в кельи к монахам ничего без благословения не трогают в них. И саном величества повелел им не возноситься, и к рабом подручным своим милостивым быть по слову Господа: «Блажени милостиви, яко тии помиловани будут», и еще: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И еще духовно поучал: «Блажен град, в котором царствуют благочестивые цари, и дом его славен будет вовеки. Как  корабль, управляемый искусным кормчим. И богатство его возрастет. Из-за нечестия же и безумной дерзости град предается в плен, и дом разоряется, корабль же, от неискусных окормляемый, погибает с богатством и славою. И если  душа любит славу человеческую, и тщеславится высокоумно, то отвращается от заповедей любви и перед меньшими возносится и гордится, и от того рождается безумная и пагубная дерзость. Истинная же любовь и смиренномудрие есть к  меньшим милость. Все это  направляет душу к свету богоразумия. И апостол глаголет, что любящий милость и смиренномудрие покрывает множество грехов».  И еще много духовно поучал их и, благословив, отпустил  с миром. Князи же, приняв от преподобного благословение и прощение, и благодаривши Бога, возвратились  в дома свои, радуясь. К преподобному же Авраамию архимандриту еще большую веру возымели. И  братии довольную милостыню на монастырское строение давали.

В скором времени тот  бес, что  был  чудотворцем заточен силою крестною, принял  образ воина, и предстал перед великим князем Владимиром во граде Владимире, и начал на преподобного лживые слова износить: «Господин и  царь, хочу тебе тайну великую поведать, достойную  твоего царского величества. Есть, царь, в твоей державе, во граде Ростове монах некий Авраам, который притворяется святым и смиренным, а сам волхв и волшебник и тем прельщает людей. Нашел он клад в земле- медный сосуд, полный золота, и серебра, и многоценных камней. Эти сокровища достойны такого владыки как ты. Этот же Авраамий на них построил монастырь и большую церковь, а твоему величеству ничего не поведал о сем».  Князь же великий Владимир разжегся великим гневом на преподобного, и послал немилостивого и лютого воина, сказав ему: «Если найдешь этого старца, то не рассказывай ему ничтего, ни единого слова, но сразу приведи его ко мне». Все же это случилось по научению злого того оболгателя беса. Пришел  тот злой воин в обитель Авраамия чудотворца. В то время преподобный стоял на келейной молитве после соборного пения в одной власянице, даже не обув  сандалии. И не дал свирепый воин преподобному Авраамию ни облачиться в ризу, ни сапоги обуть. Даже слово не успел святой вымолвить, как этот злодей посадил его на своего коня и повез к князю Владимиру. Видев же преподобный бывшую на него брань дьявольскую, нимало не убоялся, но  еще более благодарил  Бога о приключившейся с ним беде. И когда обошли они озеро напротив обители чудотворца и вышли на Угодное поле, то встретили поселянина, ехавшего из города на пегой ослице.  И в руке он вез  сандалии женские червленые.  Воин же пожалев преподобного, так как была зима, взял у человека сандалии и одел на преподобного и посадил его на ослицу без седла. И так доставил к великому князю Владимиру.

Великий князь Владимир обратился с ласковыми речами к преподобному, отцом его именуя, и прося его рассказать о кладе и дорогих вещах: золоте, серебре и камнях, найденных им. Преподобный же Авраамий с улыбкой  тихим голосом отвечал: «Благоверный князь Владимир, кто поведал тебе такие ложные и неистовые вести обо мне?   Яви мне этого свидетеля, который своей ложью хочет загубить твою святую душу». Князь же Владимир повелел того воина привести к нему. Явился этот мнимый воин, одетый в многоценные ризы, и начал теми же ложными словами святого Авраамия поносить. Преподобный же Авраамий воздел руки свои на небо и сказал: «Запрещаю тебе, окаянный, именем Господа нашего Исуса Христа. Поведай мне, кто ты, оболгающий меня перед великим князем!». Бес же начал трепетать, не стерпев от святого запрещения именем Христа Бога нашего так, что и стены задрожали. И сказал окаянный: «Я  бес Зефевус, искони творю зло роду человеческому, особенно  монахам, боящимся Бога. Ты же, калугере, разумей, что обещал я сотворить тебе, то и случилось, за то, что ты мучил меня в своем убогом сосуде». Сказав это, он исчез, только риза осталась. Князь же Владимир, увидев такое чудо, и прелесть вражью, яко не стерпел диавол от святого запрещения, и исчез, объят был страхом, что не воздал достойную честь святому, а поруганным велел его привести. И начал  князь Владимир слезно молить преподобного, прося у него прощения о своем грехе: « Я, отче преподобный, повинен перед тобою. И оскорбил тебя, наученный дьяволом. Прости же меня, отче святой, и не гневайся. Враг омрачил сердце мое и направил гнев мой на тебя, ввергнув меня в погибельный грех. Ты же одною молитвою окоянного прогнал, только одни ризы остались. Поистине теперь понял я слова пророка: «Дивен Бог во святых Своих, Бог исраилев». Преподобный Авраамий явил смирение и благоразумное рассуждение, и тихим и голосом отвечал ему, как будто не претерпел от него зла: «Господь простит тебя, самодержавный царь, впал ты в согрешение по вине старого врага диавола. И не дивись сему, о царь, всегда сатана ополчается на род человеческий, особенно на боящихся  Бога, повредить им хотя». Еще больше начал князь преподобного славить и честь великую воздавать ему, говоря: «Что тебе воздам, отче преподобный, яко много тебе должен». Преподобный же Авраамий глаголал ко князю: «Благой царь, мы все оставили и вслед Христа пошли, что еще нам нужно? Только надеждой будущих благ веселимся. Если ли же изволишь что подать с благими намерениями, то церкви Божией причитается и Богу. Рассуждение же имей благо, тебе бо дано Богом править. Яко праведен Господь во всех путях своих. Сего ради блажены милостивые, яко тии помилованы будут. Клевету же скоро не принимай, и на повинного судом ярым не нападай.  Властвуй  не лютостью, ни мучением, ни сребролюбием, но милостью и разумом. Таков  есть суд Божий. И божественный пророк вопиет: «Праведен Господь правду возлюби». Так и о иных добродетелях много поучал преподобный. Князь же Владимир в сладость преподобного послушал и  воздал ему великий почет. Большие сокровища дал ему на церковное строительство и людей для служения в монастыре. И землю около монастыря от городской земли и от княжих земель дал на пропитание монастырю и людям данным своим. И села, и всякие угодья, и рыбные ловли в озере и в реках, и Угодное поле на другой стороне озера, где преподобный был обут в сандалии женские и посажен на пегую ослицу. И назвал обитель чудотворца своим монастырем и главной сделал среди всех ростовских обителей. И многие жалованные грамоты подал преподобному, которые сохраняются до сего дня. И принял князь от преподобного прощение и благословение, и отпустил его с великою честью и  с многим богатством в свой монастырь. Узнала братия монастырская все случившееся с преподобным: как Бога прославил, а дьявола посрамил, царя же и всех людей удивил. И как царь одарил его златом и серебром, и людьми, и вотчинами. Встретила  его вся братия с радостью, славя Бога и Пречистую Богоматерь, и преподобного Авраамия чудотворца. Преподобный же Авраамий, увидев свою братию, возрадовался и  все свои скорби забыл. И вошли в церковь, моля Бога и Пречистую Богоматерь и всех святых о управлении и утверждении веры Христовой и о распространении благоверия по всей Российской земле.

 Преподобный Авраамий вошел в келью свою, радуясь и славя Бога. И опять начал труды к трудам прилагать. Около монастыря дома строил для людей князя Владимира. И землю распахав, на монастырь им трудиться повелел. На другой стороне озера напротив обители на Угодном поле, где преподобный воином обут был  в сандалии и посажен  на пегую ослицу, основал преподобный церковь во имя святого Богоявления Господня. Священникам, и клирикам, и рыболовам поставил кельи, и на монастырь на братию повелел трудиться. В дальние  же  села досмотрел, и все указанные сборы повелел собирать на монастырь, что  и до ныне. Сам же преподобный Авраамий чудотворец прожил во обители своей 22 года, пребывая в посте и в молитве, и в смиренномудрии, и в терпении, и в трудах многих, тело свое удручая, а душу свою омывая слезами. И так с миром почил о Господе в лето 6518 месяца октября в 29 день. Святые его мощи положены были около алтаря на правой стороне. Гроб преподобного Авраамия со святыми его мощами был обретен в лето 6683 октября в 27 день во времена великого князя Всеволода Юрьевича Владимирского, внука Мономаха. И обретены святые его мощи во гробе нетленны, и были чудеса и исцеления многие от них, и поныне подаются  с верою приходящим. Преподобный же, предстоя Господу со всеми святыми, молится об утверждении веры христианской, и о благостоянии святых Божиих церквей  и о спасении всего мира. И об избавлении и от нахождения иноплеменных варвар. Молитвами святого и преподобного Авраамия чудотворца  да избавит нас Христос Бог наш от всех бед и зол в славу и в похвалу Христу Богу нашему со Отцем и со Святым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веком. Аминь.