Главная » Библиотека » Нестарообрядцы о старообрядчестве » В.А. Базилевский, член Российского Дворянского Собрания (из писем, поступивших в Московскую митрополию)

В.А. Базилевский, член Российского Дворянского Собрания (из писем, поступивших в Московскую митрополию)

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.
  • Приглашение на торжества, посвещенные Неделе свв. Жен-Мироносиц

Пишу вам на тему, которую, знаю, нельзя избежать,
и замолчать ее никому не удастся. О Старой Православной Вере русской.

В начале уточню.
Старая Вера, старообрядчество, старообрядцы — понятно разные, разного уровня,
порядка, нравственной силы. Православная Старая Вера свята, остальное нет. Под
старообрядчеством разумею существующие ныне различные старообрядческие согласия
в их нынешнем состоянии человеческих личностей, а под старообрядцами —
различных людей, различных по очень разным показателям, в том числе и в своем
отношении к исконной Старой Вере и в ее, Старой Веры, проявлении.

Поэтому очень
неточно, обобщая, говорить о старообрядчестве в целом. А именно так 
зачастую поступают, порой лукавя, наши записные борцы с «расколом». Тут надо
сказать, что среди старообрядчества и старообрядцев значительно большую часть
составляют подлинно православные.  К православным согласиям
старообрядческим относится, по крайней мере, Русская старообрядческая
Православная Церковь и Древняя Поморская Церковь…

Главный
недостаток нашего отношения  к старообрядчеству и старообрядцам — это
недостаток любви, начавший проявляться уже с известных слов тогда патриарха, а
теперь бывшего патриарха и чернеца Николы,  обнародованных им накануне
Великого поста 1653 года: «вам бы креститься тремя персты». Насильственная,
авторитарная «ломка через колено», без по-настоящему объективных оснований к
тому же. Старообрядцев отлучили и сделали изгоями, что и сохраняется до
некоторой степени до сих пор. А все это, а тем более костры, дыба и гвозди, и
кнут — это не любовь о Христе! И для изменения отношения нашего, такого не
любовного отношения (и разного рода клеветы!).  К старообрядцам и
Православной Старой Вере, нужна любовь, деятельная любовь к Православной Старой
Вере и старообрядцам.

И второй
недостаток в отношении к старообрядчеству и старообрядцам — это невежество в
отношении к подлинно объективным сочинениям о старообрядчестве и, что особенно
печально, в отношении к замечательным сочинениям самых старообрядцев, среди
которых есть  и мученики за Веру, и исповедники, а все они, безусловно,
подвижники.  Назову эти имена известных старообрядческих писателей: свмч.
прот. Аввакум, преп.муч. инок Епифаний, свщ.мч. диакон Федор, братья Андрей и
Симеон Дионисьевич (кн.Мытецкие), мч. Феодосий Васильевич (кн. Урусов), архим.
Спиридоний (Потемкин). Свмч. еп. Михаил (Семенов), архиеп. Андрей (кн.
Ухтомский), еп. Арсений Уральский, Ф. Еф. Мельников, исп. И.Ник. Заволоко, мч.
Тр. Серг. Тулупов. Последние двое пострадали в советское время. Это 
разумеется но все имена писателей — старообрядцев, писавших  на духовные
темы. И, надо сказать, — писавших очень хорошо. Например «Поморские ответы»,
автором которых является Андрей Дионисьевич (Андрей Денисов), произведение
догматическое, приближается по своему уровню к Номоканону, книга, на которую по
существу никто так и не смог возразить. Хотя и очень старались!

Изучение
творчества старообрядческих писателей, включая и поэтов Николая Клюева (первой
трети XX века), мученика и нашего современника, безвременно ушедшего, Виталия
Гриханова, поможет с любовью и терпением искать путь к миру в русском обществе
и народе к необходимому сближению позиций ради правды Христовой, единства и
крепости России. Ведь творчество писателей-старообрядцев в лучших своих
проявлениях — это подлинно церковное творчество и значительная часть творчества
вашего русского народа.  Так что уже к сказанному выше добавляю: без
творчества писателей-старообрядцев русская церковная литература любого уровня и
любой направленности будет не полна, будет ущербна, а церковные деятели любого
сана и любого уровня остаются и невежественны, и предвзяты, наивны в своей
кажущейся правоте в отношении  Православной Старой Веры и
старообрядчества. И в отношении старообрядцев — конкретных людей и личностей.

Заканчивая это
свое письмо, еще раз призываю обратить свой взор на эти темы: Православной
Старой Веры, старообрядчества, старообрядцев, изучать их и помочь изучать их —
это так нужно и важно.

С уважением,
Владимир Андреевич
Базилевский, г. Москва