Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина

Главная Митрополит Доклады и выступления Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

М.В. Ломоносов

В конце XIX — начале ХХ века городские лечебные заведения находились не в лучшем состоянии. Как писал известный москвовед Д.И. Никифоров, «положение дел таково, что в больницах города почти никогда нет свободных мест для тех, кто платит больничный налог, т.е. для тех, кого обязаны лечить за взимание этого налога… больничное дело развивалось туго. При малейшем обострении эпидемии в больницах не оказывалось мест. Двери городских родильных приютов захлопывались под носом у лиц, являвшихся туда за акушерской помощью…» [1]

Многие лечебные заведения в Москве отказывались лечить хронических больных. Их не принимали в больницы и не оказывали элементарной медицинской помощи. В конце ХIХ и начале ХХ веков начинают происходить существенные изменения в системе здравоохранения Москвы. В ее развитие и финансирование вкладывались огромные средства. Во многом это связано с благотворительной деятельностью богатейших купеческих старообрядческих семейств Морозовых, Солдатёнковых, Абрикосовых, Бахрушиных и многих других, которые жертвовали крупные суммы на строительство больниц.

В этот период в Москве существовало 628 богоугодных заведений: приютов, школ, богаделен, ночлежных домов, столовых, в том числе и бесплатных лечебниц для бедных [2]. Значительная их часть содержалась на денежные средства, пожертвованные старообрядческими купеческими фамилиями и московскими предпринимателями.

Благотворительность была широко распространена в среде старообрядцев. Во многих компаниях в тот период пожертвования на благотворительность выделялись в отдельную строку расходов. Многие жертвовали адресно на те или иные цели или передавали денежные средства Московской городской Думе и общественным организациям.

В то время крупная недвижимость и капиталы были сосредоточены в руках старообрядцев из Московской купеческой управы, в которую многие купцы переводили значительные суммы денег. В начале ХХ века общая сумма городской недвижимости, принадлежавшей управе (больницы, богадельни и т.д.), превышала 10 млн. рублей. При этом ежегодная сумма расходов на благотворительность составляла 2 млн. рублей.

Многие купцы старообрядцы не только жертвовали деньги в благотворительные общества, но и сами строили или завещали деньги на строительство московских клиник.

Значительное место в летописи российской благотворительности занимает пожертвование Козьмой Терентьевичем Солдатёнковым (1818–1901) двух миллионов рублей, которое было сделано по его завещанию: «…На предмет устройства и содержания в Москве новой бесплатной больницы для всех бедных… без различия сословий, званий и религий под названием ,,больница Солдатёнкова”».

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Московский купец-старообрядец Козьма Терентьевич Солдатенков

Деньги поступили в распоряжение Московского городского управления, выделившего в 1903 году 10 десятин земли на Ходынском поле. С этого же 1903 года, по поручению Врачебного совета при Московской городской управе, известный доктор Федор Александрович Гетье участвовал в составлении проекта и в наблюдении за строительством. Для разработки плана и строительства больничных корпусов был приглашен известный русский архитектор Илларион Александрович Иванов-Шиц.
В апреле 1908 была произведена закладка больницы, а 23 декабря 1910 года состоялось ее официальное открытие.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Больница К.Т. Солдатенкова, 1913–1914 гг.

«Москва получила в дар грандиозное учреждение… Последовало торжественное открытие новой, устроенной по последним методам образцовой больницы… Больница эта была сооружена… вне города, в здоровой местности и составила гордость Москвы», — писал тогдашний губернатор.

Московская городская Дума постановила присвоить больнице имя К.Т. Солдатёнкова. Из 12 запланированных лечебных корпусов к моменту открытия были построены 6. Также в состав больницы входили: приемный покой с амбулаторией, канцелярия с аптекой, кухня с ледником, прачечная с дезинфекционной камерой, анатомический театр с часовней, кладовая для хранения платья больных, баня, центральная котельная и жилые здания для персонала. Все корпуса, как в архитектурном плане, так и в оснащении медицинской техникой, отвечали самым высоким требованиям. К осени 1913 года в строй вступило еще 3 корпуса больницы, число коек увеличилось до 505.

В декабре 1920 года, отмечая 10-летие больницы, Московский совет из «коммунистических соображений» тех времен принял постановление о переименовании Солдатёнковской больницы в больницу имени С.П. Боткина. Имя С.П. Боткина носят и два примыкающих к больнице проезда. Вне всяких сомнений, Сергей Петрович Боткин, был величайшим деятелем отечественной медицины. Но, пожалуй, и он сказал бы, что с увековечиванием его заслуг вышел перебор и что хотя бы одному из проездов следовало бы присвоить имя Козьмы Терентьевича Солдатёнкова.

Известный меценат и промышленник почётный гражданин Москвы купец первой гильдии Козьма Терентьевич Солдатёнков умер в своём подмосковном имении в Кунцеве в 1901 году. В последний путь провожали его москвичи всех сословий, 70 венков было возложено на могилу. Современники уважали его. Сумев, благодаря уму и предприимчивости, стать одним из самых богатых людей в России, никогда не забывал он о тех, кто не был столь удачлив: о больных, неимущих, попавших в беду. Христианское милосердие, духовность были естественны для человека, происходившего из среды крестьян-старообрядцев. А в 1990 году на территории больницы открыли памятник меценату.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Памятник К. Т. Солдатенкову во дворе Боткинской больницы

Меценат изображен по пояс с книгами в руках. К.Т. Солдатенков смотрит вдаль на многочисленные корпуса больницы, построенные на его средства. Надпись на табличке постамента гласит: «Русскому книгоиздателю, меценату, на деньги которого здесь, в Москве, в 1911 году построили бесплатную больницу для бедных, Козьме Терентьевичу Солдатёнкову».

Свои средства в строительство больниц различного назначения вкладывали многие из представителей рода купцов Морозовых. Морозовы своей жизнью и деятельностью подали достойный пример и своим детям, и соотечественникам в том, как надо служить Отечеству, относиться к людям, к работе.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Викула Елисеевич Морозов

История строительства Морозовской детской городской клинической больницы относится к 1900 г., когда на пожертвования мануфактур-советника купца I гильдии Викулы Елисеевича Морозова было начато строительство новой детской инфекционной больницы (четвёртой детской больницы в городе).

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина

В апреле 1902 г. был построен административный корпус, в котором на первом этаже открыта амбулатория. В январе 1903 г. открыто три первых инфекционных корпуса на 100 коек. К 1906 г. было построено еще 6 корпусов для больных с «заразными» и «незаразными» заболеваниями, хирургический корпус, кухня, складские помещения, часовни, секционная, а также жилой корпус для руководителей больницы.

В 1906 г. в Москве было полностью окончено строительство четвёртой детской больницы на 340 коек, носящей имя Викулы Елисеевича Морозова. Для ее дальнейшего строительства и расширения сделали пожертвования мануфактур-советник К.В. Третьяков (более 1 млн. рублей) и купец А.А. Корзинкин.

21 февраля 2020 года по новому стилю исполнилось 190 лет со дня рождения Марии Федоровны Морозовой (1830–1911 гг.) — известной благотворительницы Орехово-Зуева, Москвы и России, матери Саввы Морозова.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Мария Федоровна Морозова

Единственная среди представительниц купечества Российской империи М.Ф. Морозова удостоена знака отличия (Мариинского знака) за двадцать пять лет беспорочной службы в благотворительных заведениях по Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны.

В 1908 году вместе со своим сыном она дала средства на постройку двух корпусов Старо-Екатерининской больницы — родильного дома и корпуса для душевнобольных.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина

В 1908 г. на деньги М.Ф. Морозовой, других членов семьи Морозовых (10 тысяч рублей) и Юлии Тимофеевны Крестовниковой (Потомственная почётная гражданка, старшая сестра Саввы и Сергея Морозовых) был построен корпус Старо-Екатерининской больницы для хронических больных, и отдельный корпус для родильного дома — 2-этажное здание с главным входом со стороны 3-й Мещанской улицы, окончательно достроенное в 1910 году.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Юлия Тимофеевна Крестовникова

Выделенных Ю.Т. Крестовниковой и Морозовыми средств хватило на устройство родовспомогательного корпуса на 74 койки.

А благодаря вкладу М.Д. Карповой и А.Д. Алексеевой (дочерей Давида Абрамовича Морозова) был надстроен третий этаж, что позволило увеличить количество коек до 104.

Ю.Т. Крестовникова инициировала строительство родильного приюта в память рано умершей дочери Алевтины. С 1910 г. родильный дом получил название «Родильный дом имени Морозовых при Старо- Екатерининской больнице» (сохранилось место под надпись над фасадом здания). В 1924 г. родильный дом был переименован в «Пролетарский родильный дом», но остался акушерской клиникой «Московского клинического института для усовершенствования врачей».

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Родильный дом имени С.Т. Морозова Москва, ул. Щепкина, дом 61/2 стр. 24

В этом же 1909 году на деньги Ю.Т. Крестовниковой была построена клиника неврологии имени Саввы Тимофеевича Морозова.

Неврологический корпус имени Саввы Тимофеича Морозова
Старо-Екатерининская больница ныне является крупным многопрофильным лечебно-профилактическим и научно-учебным комплексом в Москве. Её сегодняшнее официальное название — Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ́).

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Неврологический корпус имени Саввы Тимофеевича Морозова

М.Ф. Морозова жертвовала многим обществам и учреждениям, среди которых Московский университет (50 тыс. руб. в 1889 г. на 5 коек имени С.Т. Морозова в гинекологической клинике). Гинекологический институт был построен по инициативе профессора медицинского факультета Императорского Московского университета основателя гинекологической науки в России В.Ф. Снегирева с целью повышения квалификации врачей-гинекологов.

Средства на строительство пожертвовал известный промышленник действительный статский советник потомственный дворянин, общественный деятель, выдающийся благотворитель, основатель Балашихинской мануфактуры Павел Григорьевич Шелапутин, институт носил имя его матери Александры Петровны Шелапутиной. Открытие института состоялось 24 февраля 1896 года.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Павел Григорьевич Шелапутин

Сейчас в этом здании располагается Институт по изысканию новых антибиотиков им. Г.Ф. Гаузе [5].

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина

М.Ф. Морозова пожертвовала Иверской общине сестер милосердия 12 тыс. руб. на терапевтическую клинику в 1903 г. и сделала еще много других пожертвований на строительство клиник Москвы. Начало Клиническому городку Медицинского факультета Императорского московского университета на Девичьем поле, правопреемником которого является Сеченовский университет, было положено Варварой Алексеевной Морозовой, устроившей Психиатрическую клинику имени своего покойного супруга Абрама Абрамовича Морозова.

Психиатрическая клиника на 50 коек была заложена весной 1885 года, а в начале января 1887 года введена. Этот акт благотворительности стал первым крупным делом В.А. Морозовой после смерти мужа на поприще служения людям — в оказании помощи страдающим от болезней, неимущим и в деле просвещения народа. Ее примеру в устроении Клинического городка последовали представители и других ветвей большой семьи Морозовых: сыновья Варвары Алексеевны, ее близкие и дальние родственники [5].

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Общий вид Клинического городка на Девичьем поле (фото 1900-го года)

Великий немецкий врач Вирхов сказал в 1897 г. о Клиническом городке на Девичьем поле «В центре Европы создан центр науки, который и по направлениям, и по рангу своих представителей принадлежит одному из лучших, какой только может показать нация… Учитесь у русских».

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Акушерская клиника Е.В. Пасхаловой

В 1889 году завершилось строительство акушерской и гинекологической клиник — каждая на 40 коек. Акушерская была построена на средства Елизаветы Васильевны Пасхаловой.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Тимофей Саввич Морозов

Тогда же Тимофей Саввич Морозов, фабрикант, владелец Никольской мануфактуры, внес пожертвования на строительство Гинекологической клиники.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Гинекологическая клиника С.Т. Морозова

В строительстве больниц принимали участие и другие московские благотворители и меценаты. Так, по завещанию М.А. Хлудова была возведена детская клиника на 25 коек.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина

В феврале 1895 года открылась построенная на средства Гаврила Гавриловича Солодовникова Клиника кожных и венерических болезней на 60 коек.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина
Клиника кожных и венерических болезней, построенная на средства Г.Г. Солодовникова

В 1896 году завершилось строительство общеклинической амбулатории на средства Варвары Андреевны Алексеевой.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина

При открытии амбулатории фасад был украшен мраморной табличкой, которая гласила, что амбулатория сооружена на средства В.А. Алексеевой, потомственной почетной гражданки и известной московской благотворительницы, которая по мужу (Андрею Алексеевичу Алексееву) доводилась родственницей знаменитым Алексеевым Рогожским: московскому городскому голове Николаю Александровичу и основателю Художественного театра Константину Сергеевичу (Станиславскому). Средства поступили после ее смерти, в 1894 г. В память о щедром даре амбулатория носила имя Алексеевых.

На средства Ю.И. Базановой была построена клиника ушных, носовых и горловых болезней (архитектор Л.К. Кромальди) на 25 коек.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина

Поистине апофеозом благотворительной деятельности и примером семейного единения стало основание в 1898 г. «лечебницы-приюта для больных раком и другими злокачественными опухолями имени Морозовых».

Первая онкологическая клиника в Европе была построена на благотворительные взносы семейства Морозовых. В конце XIX в. в Москве не было специальных учреждений, где могло бы проводиться лечение, диагностирование, научное изучение онкологических заболеваний, не было даже такого места, в котором больные, обреченные на тяжкие мучения и смерть, могли бы получить должный уход.

Профессор Л.Л. Лёвшин писал: «Среди грандиозных клинических институтов г. Москвы недостает особой, специальной лечебницы для одержимых раком и другими злокачественными опухолями, в которой можно было бы путем наблюдений при постели больных, научных исследований разрабатывать вопрос о причине… страданий и изыскивать средства для радикального излечения этого страшного недуга. Давно и неоднократно я обращался в печати к благотворителям с указанием вопиющей необходимости устройства подобного учреждения. Я разъяснял, что ужасные стоны день и ночь этих мучеников и зловоние… делают пребывание таких больных совершенно невозможным в семье… Мои воззвания имели успех, и в настоящее время мне посчастливилось получить обещание крупных пожертвований, которые ныне уже несколько превысили 200 тыс. руб. серебром».

В 1898 г. Варвара Алексеевна Морозова первой откликнулась на призыв профессора Императорского московского университета Льва Львовича Лёвшина к созданию онкологической больницы. В деле создания онкологической клиники участвовали многие Морозовы и их родственники: от душеприказчика Викулы Елисеевича — Алексея Викуловича — 30000 руб., от Михаила и Ивана Абрамовичей — по 30000 руб., Сергея Ивановича — 30000 руб., Марии Федоровны — 15000 руб. При этом ввиду постановления Московской городской Думы, «что плата за содержание на счет города коек в устраиваемой раковой лечебнице имени Морозовых должна производиться из ассигнуемой на каждую койку суммы по расчету дней, проведенных больным в лечебнице, и признавая неудобство для Московского университета не располагать, в силу этого постановления, определенной суммой», Варвара Алексеевна, Михаил Абрамович и Арсений Абрамович обязались в течение ближайших 10 лет ежегодно покрывать из своих средств недоплату, которая возникала по сравнению с полным годичным ассигнованием.

Вклад старообрядцев в становление и развитие здравоохранения Москвы. Доклад митрополита Корнилия на СНК онкологии, радиотерапии и реконструктивной хирургии им. Л.Л. Левшина

К Морозовым, главным жертвователям, присоединялись и другие благодетели-старообрядцы. Известный московский архитектор Р.И. Клейн и военный инженер И.И. Рерберг, работавшие над проектом здания, выполнили свою работу бесплатно. Электрификацией здания занимался выдающийся русский физик П.Н. Лебедев.

Все сотрудники Института в течение двух лет со дня основания работали бесплатно. Зарплата не была предусмотрена. Нянями и медсёстрами были монахини Новодевичьего монастыря.

В 1913 году под руководством Владимира Матвеевича Зыкова, ученика проф. Л.Л. Лёвшина и второго директора клиники, вышел сборник работ Института — первый онкологический сборник в мире.
Выступая на I Всеpоссийском съезде онкологов в апpеле 1914 г. проф. В.М. Зыков сообщил о наличии в институте pадиологического отделения и лабоpатоpии для изучения влияния на ткани pадиоактивных веществ, лабоpатоpии экспеpиментальной биологии с виваpием, химической лабоpатоpии по изучению обмена веществ, патологоанатомической лабоpатоpии с музеем.
В pезолюции съезда «Институт им. Моpозовых для лечения стpадающих опухолями» был назван «обpазцовым специальным учpеждением», составляющим гоpдость России.

К началу ХХ века произошли огромные изменения в московской системе здравоохранения. В ее развитие старообрядцы вложили огромные средства.

Золотыми буквами вписаны в летопись российской благотворительности крупные пожертвования на строительство больниц от богатейших купеческих старообрядческих семейств Морозовых, Солдатёнковых, Абрикосовых, Бахрушиных и многих-многих других.

Нашей стране очень важен опыт старообрядцев… Старообрядцы всегда были патриотами своей Родины и являются носителями исконно русской культуры и православной веры. Во все времена религия имела важное значение в деле построения и развития общественных и государственных институтов. Духовная жизнь оказывает решающее действие на семью, общественные отношения, даже политику. Неудивительно, что религиозность органически присуща человеку, и история не знает ни одного безрелигиозного общества. Таким образом, естественной является взаимосвязь религии и образования. Наука и образование определяют образ нашей страны, в которой будем жить уже даже не мы, а наши потомки. От того, как мы обучим их, зависит не только судьба нашего Отечества, но и всего мира, учитывая всё возрастающую роль России в международной политике.

В заключение хотелось бы вспомнить слова великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского: «Всё назначение России заключается в православии». Уроки ХХ века нам говорят — нельзя обучать и вообще строить жизнь вне божественного установления [6]. Этот закон жизни всегда помнили и исполняли старообрядцы.

Источники

  1. Никифоров Д.И. Из прошлого Москвы. М., 2014. С. 67.
  2. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука, 1989, — 192 с.
  3. https://ruvera.ru/articles/kozma_terentevich_soldatenkov
  4. https://www.sechenov.ru/univers/structure/other/muzey-istorii-meditsiny/news/128627/
  5. Н.А. Круглянская, В.Н. Асеев. Варвара Алексеевна Морозова. На благо просвещения Москвы. Т. 2, М.: Русский путь, 2008.
  6. http://rpsc.ru/kornily/report/podgotovka-prepodavatelskih-kadrov/
Поделиться: