Главная Митрополит Доклады и выступления «Актуальные вопросы развития религиозного образования в Российской Федерации». Выступление в Совете Федерации

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

«Актуальные вопросы развития религиозного образования в Российской Федерации». Выступление в Совете Федерации

Уважаемые участники высокого собрания!

Понятие образования, его сущность и смысл имеют духовную природу. Слово «образ», однокоренное слову «образование», является одним из фундаментальных понятий в христианстве. В буквальном смысле слова, на первой странице Священного Писания мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). По христианскому вероучению, образ Божий в человеке подразумевает наличие у человека некоторых божественных качеств, своего рода печатей благодати, которые Творец оставил на Своём творении. По святоотеческому толкованию, данные качества есть разум, свободная воля и способность любить и мыслить, то есть совокупность духовных благ, делающих человека совершенным.

«Актуальные вопросы развития религиозного образования в Российской Федерации». Выступление в Совете Федерации
фото: council.gov.ru

Исходя из вышесказанного, образованный человек не только носитель определённой информации, а прежде всего думающая, творческая личность, которая должна приносить обществу помимо материальных благ и определенные духовные ценности, свет истины и преображающей мир красоты, уподобляющей человека Творцу. Данная задача под силу только человеку, в полном смысле образованному, просвещённому. К сожалению, так называемый техногенный процесс и цивилизация потребления самым негативным образом повлияли на процесс образования, исказили его смысл и природу. Образование стало восприниматься в значении прикладном, даже примитивном. Нередко можно наблюдать печальную картину: молодой человек после четырех-пяти лет пребывания в вузе получает диплом и при этом совершенно ничего не знает о нравственной составляющей своей профессии и о научной этике.

В древней Руси главной целью образования было спасение души человека через исполнение заповедей Божиих. Воспитание происходило согласно этой цели, ведь первоочередным является вопрос даже не «чему учить», а «зачем учить». Главная задача обучения была — обретение человеком образа Божия, а образование без Бога можно назвать безобразием. «Неверующий не может различать добро и зло, а сам себе выдумывает эти различия», — говорил Федор Михайлович Достоевский.

Образование невозможно без культурно-исторической и духовно-нравственной основы. Через познание религиозных ценностей человек уже по-иному смотрит на проблемы клонирования, абортов, немыслимой для здравого ума «смены пола» и подобных им греховных безумий.

Образование и наука без религиозной составляющей делают человека не творческой личностью, а неким возгордившимся существом, считающим себя вправе покушаться на законы, данные человеку Богом, изменять природу, вторгаться во «святая святых» — жизнь, то есть ставить себя на место Бога. Причина таковой деятельности одна — гордость ума, и как следствие — безумие. А результат таковой деятельности — деградация человечества.

Надо отказаться от ложной идеи несовместимости науки с религией и выдуманных противоречий между ними. Многие великие учёные были глубоко религиозными людьми, а их ставшие бессмертными труды и открытия свидетельствуют о том, что между наукой и религией возможна только гармония, заложенная самим Творцом.

«Актуальные вопросы развития религиозного образования в Российской Федерации». Выступление в Совете Федерации
фото: council.gov.ru

Сегодня осуществляется подспудная пропаганда чуждых нам ценностей, что становится главной причиной ослабления России. Наши противники рассуждают: если нас невозможно победить экономическим и военным путём, то надо стараться ослабить другими средствами. И одно из главных средств этого ослабления и разобщения народа России — это, безусловно, влияние на образование и воспитание, идет битва за умы молодёжи. Очевидно, что это важное поле духовной брани. Следовательно, именно на этом поле важно сосредоточить внимание, чтобы сохранить страну и наш русский мир.

Безоглядное копирование западных образцов образования привело к серьёзному урону в российской средней и высшей школе, которые по праву долгое время считались одними из лучших в мире.

Скажу прописную истину: образование наряду с армией и здравоохранением является стратегическим направлением развития государства и не может финансироваться по остаточному принципу.

Недостатки нашей системы образования уже приводят к серьёзным сдвигам в обществе, которые ставят под вопрос перспективу сохранения России в будущем. Прежде всего, изменяется тип мышления и восприятия у молодых людей. Клиповое сознание, воспитанное современным телевидением и интернетом, не способно воспринимать большие объёмы абстрактной информации.

Сегодня части молодёжи уже привита главная ценность «квалифицированного потребителя» — деньги. Культура стала коммерческой. Культ греха и мамоны становится, пожалуй, самой распространённой религией в нашем обществе. В такой среде и при таком образовании трудно ожидать, что детям и молодёжи привьётся любовь к Родине и готовность её укреплять и защищать.

Очевидно, что все эти проблемы в нашем образовании — всего лишь симптомы заболевания, которым страдает всё наше общество. Отречение от духовных основ нашего русского мира приводит к тому, что само здание этого русского мира не может быть устойчивым и долговечным.

Сегодня наблюдается противоречие: Россия должна придерживаться в первую очередь христианских принципов, жить по заповедям Божиим, а пока мы видим увеличение количества абортов и, следовательно, падение рождаемости. У нас наказывают за драки, изнасилование, а в то же время в СМИ процветают разнузданность, садизм и порнография. По телевидению мы видим кривляние детей на конкурсах красоты и пения.

Позвольте мне кратко высказаться о том, какие меры могут помочь нам исправить эту печальную ситуацию.

Святая Русь — идеал для нас, но нельзя дважды войти в ту же реку. В современных условиях мы должны и, надеюсь, сможем найти гармоничное сочетание нашей традиционной духовной основы с теми новыми условиями, в которых мы живём. Важно найти решения, которые позволят нам сохранять и воспроизводить себя в условиях современных вызовов.

Следует осознать и принять к действию важный закон жизни: образованность без нравственного стержня ведёт к разрушению государства и общества. Это видно на примере западного общества, которое, подняв знамя либерализма, «толерантности» и вседозволенности, пришло на грань исчезновения.

Словами нашего президента, «либерализм устарел», но может утянуть на дно тех, кто за него держится. В противовес либерализму нужно обратиться к исконным идеалам традиционных религий.

Нам нельзя отказываться от того доброго опыта, который накоплен Церковью и православным обществом. Этот опыт нужно развивать: у нас должно быть общедоступное и обязательное среднее образование с чёткой нравственной установкой, основанной на традиционных ценностях российского государства.

Начавшийся процесс отстаивания суверенитета России в области экономики и политики невозможно успешно завершить без суверенного образования. Импортозамещение в образовании и духовных вопросах требует не меньшего внимания, чем в области промышленности и сельского хозяйства.

Сегодня я говорю от лица тех наших русских людей — православных старообрядцев, которые всегда трепетно относились к вопросу образования. Грамотность была для старообрядцев жизненно необходима, так как в условиях постоянных гонений и притеснений каждый должен был уметь защищать веру, уклад своей жизни, своё мировоззрение.

В руках старообрядцев-предпринимателей до революции сосредоточилось, по разным оценкам, от 60 до 80 процентов капитала страны. Причина этому не только трудолюбие и честность, но и грамотность, любовь к учёбе. Наши предприниматели первыми вводили на своих предприятиях передовые технологии и научные открытия. Огромные средства ими жертвовались на строительство и организацию школ, больниц и других богоугодных заведений. Буквально за несколько лет после объявления свобод в 1905 году во многих городах и сёлах появились старообрядческие школы и училища. Собирателями богатейших коллекций не только икон или церковных книг, но и выдающихся произведений современного искусства были тоже в большинстве староверы.

Сегодня многие удивляются тому, как староверы за границей, в чужой среде, смогли сохранить свой язык и культуру. И это на фоне того, что большинство русских эмигрантов после революции во втором-третьем поколении ассимилировались с местным населением. В связи с этим А.И. Солженицын писал: «Этих оставшихся старообрядцев надо видеть — их крепость, их убежденность, их самоотверженные ночные моления (нам уже непосильные), их жизненное мужество и решимость — то 200-летнюю жизнь в Турции, то за одно поколение, без языков и без знания этого мира, переезды семьями — по десятку детей! — из Китая в Бразилию — из Бразилии в Штаты — и еще теперь на Аляску, спасая этих детей от развратного дыхания века. Видеть, как сохранился их национальный облик, народный нрав, и слышать их сохраненную исконную русскую речь. Нигде на всем Западе и далеко не везде в Советском Союзе почувствуешь себя настолько в России, как среди них».

В заключение хочу подчеркнуть, задача Церкви — указать человеку пути спасения души, и надо постараться, чтобы в отношениях государства и Церкви соблюдался принцип: Церковь не вмешивается в государственные дела, но задает высшую цель и нравственные нормы деятельности государства.

Ныне наше Отечество духовно в тяжёлом положении, и поэтому общество нуждается в сохранении и утверждении веры, без этого у нас нет будущего. Опыт хранителей древнего благочестия — старообрядцев может послужить сохранению и возрождению суверенного образования в России. Мы, древлеправославные христиане, готовы делиться этим опытом и помогать молитвой и делом нашему Отечеству.

Благодарю за внимание.

Заседание Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 12.07.2019 г.