Главная Митрополит Доклады и выступления Слово на открытии выставки «Сокровище вечное» в Музее русской иконы

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.
Читать далее →

Слово на открытии выставки «Сокровище вечное» в Музее русской иконы

Уважаемые участники открытия выставки «Сокровище вечное»! Сегодня мы имеем возможность увидеть древние иконы из Государственной Третьяковской галереи и Серпуховского историко-художественного музея, который бережно хранит коллекцию икон, собранных А.В.  Мараевой (1845–1928). Анна Васильевна Мараева была старообрядкой, благотворительницей и собирательницей древностей.

Старообрядцы всегда славились щедрой благотворительностью и милосердием. Имена их известны всей России — Морозовы, Рябушинские, К.Т. Солдатёнков (200-летие со дня рождения которого недавно мы отмечали) и другие, сделавшие очень много для сохранения крепкой веры и приумножения славы нашего Отечества. Старообрядцев отличает особый склад характера: честность, деловитость, сметливость, — а также твердость веры, грамотность и начитанность, опрятность, крепкая семья, отсутствие вредных привычек и многие другие положительные качества.

Икона для старообрядцев всегда была путеводительницей ко спасению души, защитницей и хранительницей от бед и искушений. Из рода в род передавали старообрядческие семьи иконы, которыми благословляли следующее поколение на добрые дела и укрепление семьи. Икона для христиан олицетворяет учение, призывающее ко смирению, она способствует в воспитании высокой духовности, познании красоты и величия Творца, истории Церкви Христовой. Старообрядческая икона — это продолжение и сохранение той иконописной традиции, которая была на Святой Руси и затем утверждена Стоглавым собором (1551), указывавшим, что надо писать иконы так, как писали их преподобный Андрей Рублев и его ученики.

После трагического раскола Русской Церкви в середине XVII века в новообрядческом иконописании преобладают обмирщение, а также подражание живописному реализму западной эпохи «Возрождения».

Священномученик Аввакум, поборник древнего благочестия, отстаивая аскетический дух древней иконы, писал так:

По попущению Божию умножилось в русской земле иконного письма неподобного. Изографы пишут, а власти благословляют им, и все грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившись. Пишут Спасов образ Еммануила — лицо одутловато, уста червоные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, и весь яко немчин учинен, лишь сабли при бедре не написано. А все Никон враг умыслил будто живых писать, старые добрые изографы не так писали подобие святых: лицо и руки и все чувства отончали, изнеможали от поста и труда и всякой скорби. А вы ныне подобие изменили — пишете таковых же, каковы сами.

После раскола новая Россия не ценила старину и порой просто уничтожала ее. Новообрядческая церковь после раскола отказывала древней иконописи в художественном достоинстве, выказывая ей пренебрежение, считая ее безграмотным и примитивным искусством дикарей.

Старообрядцы все же не променяли своего дедовского «примитива» на западные новшества, почитая древнюю икону как образец красоты духа и величия простоты. Долгое время старинные иконы хранили и собирали только старообрядцы, которые умели ценить прекрасное и вдохновенное иконное писание своих предков. Мы должны быть благодарны старообрядцам, так как, не будь их — Россия так и не узнала бы всего богатства и величия бесценных творений высокого духа. Надо помнить, какой ценой старообрядцы сохраняли эти духовные ценности, сколько было страданий и гонений, сколько было проявлено ими мужества, сколько претерпели они за спасение священной старины. Это обстоятельство увеличивает заслугу старообрядцев перед культурным миром России.

В начале XX века прекрасное и тонкое искусство иконы — духовного сокровища Руси — было явлено миру. После того как старообрядцы в 1905 году получили свободу, они вместо маленьких молитвенных домов стали строить большие храмы, для украшения которых понадобились большие иконы.

Их привозили в основном с севера, иконы новгородской школы. После расчистки «черных досок» открывались шедевры, сияющие радостными светлыми красками, которые поражали зрителей грациозностью линий и утонченностью форм. В начале XX века выставки этих икон стали праздником древнерусского искусства Руси.

Думаю, что и сегодняшняя выставка является также праздником для всех ценителей и собирателей древностей, но прежде всего это праздник для нас, старообрядцев, как спасителей красоты, которую в свое время по невежеству гнали и уничтожали.

В заключение хочу поблагодарить всех устроителей выставки «Сокровище вечное» за этот чудесный праздник древнерусского искусства. Спаси вас Христос!