Главная Митрополит Доклады и выступления Приветственное слово к участникам встречи в Общецерковной аспирантуре и докторантуре РПЦ им. свв. Кирилла и Мефодия 2011

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.
Читать далее →

Приветственное слово к участникам встречи в Общецерковной аспирантуре и докторантуре РПЦ им. свв. Кирилла и Мефодия 2011

Досточтимые участники встречи!

Памятуя о заповеди Апостола: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас ответа о вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3;15), мы с благодарностью приняли приглашение встретиться со столь просвещенной аудиторией.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на следующее знаменательное совпадение. Ровно 125 лет назад, в 1886 году, также в марте месяце, в актовом зале Санкт-петербургской духовной академии состоялась беседа нашего священноинока Арсения (Швецова) — в будущем епископа Уральского и Оренбургского, с синодальным миссионером о. Ксенофонтом Крючковым, затем продолженная свободным общением со студентами.

Святитель Арсений – выдающийся апологет старообрядчества, создатель системы защиты старой веры в 2008 году канонизирован на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви. Нами в настоящее время издается собрание его сочинений, уже увидели свет два первых тома, в одном из которых опубликован текст его тогдашнего выступления в Академии. Пользуясь случаем, передаю в дар библиотеке вашего учебного заведения эти тома.

Возобновлять разговор после 125-летнего перерыва (и какого перерыва! периода времени до предела насыщенного катастрофическими событиями) задача не из легких. Во-первых, время ожесточенной полемики прошло, а во-вторых, в современном информационном шуме голос Истины трудно различим, а порой просто не слышен. К сожалению, подлинный образ Старой Веры для наших современников до сих пор остается для многих неведомым, а то и до неузнаваемости искаженным. Поэтому так важна возможность рассказать о себе в живом общении лицом к лицу, так сказать «из первых уст».

В истории нашей страны с давних пор и по ныне прослеживаются две противоположные тенденции: с одной стороны это ложно понятая «всемирная отзывчивость», открытость всем ветрам, часто граничащая с потерей собственного лица (как ныне говориться, собственной идентичности). А с другой – огульное отрицание всего нового, неспособность к живому и творческому взаимодействию с непривычным и «не нашим».

В церковной сфере эти тенденции находят свое выражение как в равнодушном к истине экуменизме, так и в закрытом ко всякому диалогу агрессивном изоляционизме.

Да, мы твердо стоим на неизменных принципах нашего упования и чтим подвиги наших предков, в экстремальных, а порой и нечеловеческих условиях отстоявших эти принципы. Но сие не означает, что мы не чувствительны ко всякому искреннему вопрошанию и чужды готовности «кроткого и благоговейного» ответа на трудные и даже «неуютные» вопросы.

Послераскольная история почти не оставляла нам времени для передышки, для спокойной работы мысли. Ныне нас не гонят, не преследуют, более того – нам предоставляется возможность для мирного обмена мнениями. Ныне «время благоприятно» (2 Кор. 6; 2).

Сейчас, когда многие иллюзии развеялись и некогда устойчивые мифы исчезли «яко дым», у старообрядчества есть возможность говорить о себе открыто. Хотелось бы надеяться, что осмысление судьбоносных вопросов нашей истории принесет достойные плоды.

Смиренный Корнилий, Митрополит Московский и всея Руси