Выступление митрополита Корнилия на Президентском Совете 2014

Главная Митрополит Доклады и выступления Выступление митрополита Корнилия на Президентском Совете 2014

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Выступление митрополита Корнилия на Президентском Совете 2014

Досточтимое собрание!

Свое выступление я начну знаменитыми словами генералиссимуса Суворова: «Мы – русские, какой восторг!»

Великие слова великого человека как нельзя лучше передают то чувство, что с рождения присуще истинно русскому – чувство гордости за свой народ и свою страну, чувство радости от осознания своей принадлежности к этим двум бесконечным вселенным – русская нация и русская держава.

Более тысячи лет они существуют нераздельно – русские и Россия. Их существование взаимосвязано и неразрывно. Не будет русских – не будет России. Не будет России – не будет русских. Поэтому можно смело утверждать, что в наши дни государственная поддержка русского народа, его языка и культуры, его веры – это задача первостепенной важности, если угодно, задача и оборонная, и стратегическая.

Ведь не только армия и флот, ракеты и самолеты, новейшее вооружение и полководческий талант защищают страну от врагов. Вспомним нашу историю. Вспомним, например, смуту начала XVII столетия или 1812-й год, когда неприятель подходил к Москве и даже занимал её. Тогда многие даже самые смелые сердца были охвачены отчаянием и унынием.

Но Россия все-таки была спасена! Кем? Богом и русским народом!

Об этом гениально написал Пушкин: «Кто тут нам помог? Остервенение народа».

Остервенение, то есть благородная ярость и гнев на тех, кто покушался на православные святыни.

Так было и в 1613-м, и в 1812-м, и в 1941-м годах. Так будет всегда. Порой обстоятельства казались безнадежными и казалось – все кончено. Но русский народ, остервеневший от наглости врага, поднимался и вставал во весь рост и решительно очищал свою землю от иноземного супостата, от ненавистного неприятеля.

В битвах тех великих войн сражались плечом к плечу вместе с русскими и лучшие сыны других народов России – украинцы и белорусы, татары и башкиры, калмыки и прочие.

Вечной славой покрыли себя в этих боях за русскую землю и наши предки – староверы. В частности, имя героя-старообрядца, атамана Матвея Платова поныне памятно многим. Но имена тысяч других староверов, отдавших жизнь за свободу России, ныне известны только Господу Богу. Археологи, производящие раскопки на Бородинском поле и на полях сражений Великой Отечественной войны, среди человеческих останков во множестве находят старообрядческие литые крестики и иконки – память о тех бесчисленных православных Иванах, Петрах и Василиях, что не вернулись домой с кровавых сеч.

Старообрядцы – это и есть тот простой народ, что всегда составлял славу и честь России, ее историческую память и гордость, золотой запас нашей культуры. Недаром Солженицын назвал православных староверов «лучшей частью своего племени».

Старообрядцам принадлежит особенное место в русской истории и культуре, обусловленное тем положением, которое они, порой вынужденно, занимали в России.

Пушкин сказал: «История новейшая есть история христианства». Также можно утверждать, что и история российская есть история христианства, история Православия.

Трагический церковный раскол XVII века разделил русский народ на два лагеря, привел к образованию двух религиозных направлений в русском народе: сторонников реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона и противников этих реформ, ревнителей церковной старины.

За новшествами Алексея Михайловича и Никона последовали жестокие реформы Петра I. К церковным «новинам» добавились перемены культурные и бытовые – европейская одежда, бритье бород и усов, курение табака. Староверы не приняли этих новин, поэтому до сих пор наш жизненный уклад сохраняет многие черты, свойственные древнерусской культуре и быту.

Изгнанные с родной русской земли староверы, даже и в других странах, сумели сохранить то, чем жили наши предки 300–400 лет назад. И речь не только о внешнем, не об одних бородах или традиционной одежде – кафтанах и сарафанах, поныне надеваемых для моления в храмах, а о том, что старообрядцы сумели сохранить жизненный стержень наших предков, ту духовную составляющую, из-за которой Древнюю Русь называют Святой Русью.

И сегодня в старообрядческих домах звучит ежедневная молитва, соблюдаются посты, предписанные церковным уставом. И теперь истинный старовер, поверяя Святым Евангелием и канонами Церкви свои мысли и чувства, слова и дела, старается жить в вере и в мире с Богом и людьми. Верность и честность, правдивость и порядочность, исполнительность и обязательность – не пустые слова для старообрядца!

Но староверы известны не только религиозностью и трудолюбием. Поныне старообрядческие семьи многодетны. Россия прирастает старообрядчеством! Повсюду, где бы ни жили староверы: на Дону или в Поморье, в Поволжье или на Урале, на Алтае или в Сибири, дети считаются Божиим благословением, поэтому аборты – тяжкий грех. Воспитание подрастающего поколения в традиционной православной культуре ведется обычно с самого раннего возраста. В старообрядческих семьях из поколения в поколение передается неизменный русский дух, та русская красота, что воспета нашими великими поэтами и художниками.

Не будем также забывать, что в XVIII–XIX веках именно староверы заселили новые обширные земли, присоединенные к Российской империи. Они бежали туда от преследований или насильно переселялись властями на необжитые территории. Их многодетные семьи обустраивались на новых местах, обзаводились домами и садами, пашнями и стадами. Даже в самых неблагоприятных условиях, на самых худых землях, трудолюбивые старообрядцы с Божией помощью добивались прекрасных результатов и процветали.

Хочу процитировать знаменитые строки Николая Алексеевича Некрасова из поэмы «Дедушка», посвященные староверам, высланным в Забайкалье:

Горсточку русских сослали

В страшную глушь, за раскол.

Волю да землю им дали;

Год незаметно прошел –

Едут туда комиссары,

Глядь – уж деревня стоит,

Риги, сараи, амбары!

В кузнице молот стучит,

Мельницу выстроят скоро.

Уж запаслись мужики

Зверем из темного бора,

Рыбой из вольной реки.

Так постепенно в полвека

Вырос огромный посад.

Воля и труд человека

Дивные дела творят!

Далее поэт замечает о старообрядцах: «Трезво и честно живут». Действительно, трезвость, гнушение сивухой и табаком были возведены нашими предками в ранг религиозных заповедей. Вот он, народный здоровый образ жизни!

Но не только этим известны старообрядцы.

Грамотность и любовь к книге всегда отличали их. В то время, когда Синод издавал указы, запрещающие венчать не знающих молитву «Отче наш», многие старообрядцы знали весь церковный богослужебный круг. Псалтырь и Часослов были настольными книгами, но чтение не ограничивалось только молитвенными текстами. Старовер любил и поныне любит поучения святых отцов, жития угодников Божиих, христианские притчи и летописи. Многие старообрядцы обладали обширными библиотеками, в которых бережно хранились старинные рукописные и печатные книги. Собирались также иконы и прочие предметы церковной старины. Архитектор Алексей Щусев писал: «Старообрядцы были большими консерваторами в искусстве. В своих скитах и церквах они сохранили много образцов иконописи, которые в противном случае могли безвозвратно погибнуть. Это большая объективная заслуга старообрядцев».

Правительственный чиновник «по борьбе с расколом» писатель Мельников-Печерский живописал процесс собирания староверами родной старины: «Потомки бояр, окольничих и иных думных и служилых людей старой Москвы проживали дедовские наследства и, легкомысленно относясь к родовым памятникам семейной жизни предков, кидали их за бесценок, чтобы на вырученные деньги завести щегольские цуги, золотошвейные кафтаны и робы, французские парики и кружева, редкостные табакерки и т.п. Старообрядцы с охотой покупали у них старинную домашнюю утварь, прадедовские рукописи. Особенно старались старообрядцы скупать древние иконы. Эту древнюю святыню старообрядцы сохранили как зеницу ока, как бесценное наследие».

Множество прекрасных икон, ныне хранящихся в лучших музеях страны, происходит из старообрядческих храмов и из коллекций купцов-староверов. К сожалению, реформы Алексея Михайловича и Никона и последовавшие за ними преобразования Петра изменили не только художественные вкусы верхушки русского общества, но и литературные пристрастия, резко обратив их в сторону Запада.

Старообрядцы сохраняли древние рукописи, переписывали их и создавали новые. Они также сберегли устное творчество нашего народа – русский фольклор и самую ценную его часть – былины. Именно от сказителей-староверов были записаны на Русском Севере, в Поморье и по берегам Онежского озера, чудесные поэтические творения об Илье Муромце и Алеше Поповиче, князе Владимире и Соловье-Разбойнике, теперь известные нам с детства.

Поистине старая русская православная вера – живая вода, омывающая, освежающая, поящая и сохраняющая в веках то, что, казалось бы, безвозвратно утрачено. Живит эту чудесную воду Сам Господь Исус Христос, и, убежден, именно она – основная помощь от всех проблем и бед современной России. Если бы весь наш народ мог омыться в ней! Если бы он мог припасть к тому чистому источнику, откуда он сам, по сути, и проистекает!

Наша старая вера содержит в себе значительный потенциал. Она обращена не только к славному прошлому, к святой старине, но и смело взирает в будущее, отвечая на непростые вызовы современности.

Президент РФ В.В. Путин в своем последнем послании к Федеральному собранию отметил: «Возрастает ответственность России в сегодняшнем мировом развитии, как ключевого гаранта, как гаранта стабильности, как государства, которое последовательно отстаивает и защищает международное право, суверенитет, самостоятельность и самобытность народов. В мире все больше людей, – подчеркнул президент, – поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную и нравственную основу народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной. Конечно, это консервативная позиция, – заметил президент, – но, говоря словами Николая Бердяева: «Смысл консерватизма не в том, чтобы он препятствовал движению вперед и вверх, а в том, чтобы он препятствовал движению назад и вниз, к хаотичной тьме».

Старообрядцы, со времен раскола, по промыслу Божию, осуществляли эту задачу – остановить скатывание России к безверию, хаосу, движению к адской пропасти.

Недавно в свет вышла книга К. Кожурина «Повседневная жизнь старообрядцев», которая заканчивается словами: «Тот бесценный духовный опыт, который староверы вынесли из своего «ухода», должен стать достоянием всего человечества, – возможно, это последний шанс не только для находящейся в глубоком духовном кризисе России, но и для агонизирующего Запада, уже основательно забывшего о своем христианском происхождении. Ведь «староверие» не просто какая-то «национальная разновидность» христианства, как иногда его пытаются представить, а христианство в самом что ни на есть чистом и универсальном виде».

Старообрядчество – здоровая консервативная сила, на протяжении веков успешно противоборствующая разрушению традиционных ценностей: религиозных, государственных и семейных. Обществу и стране, желающим успешно противостоять современным угрозам, как внешним, так и внутренним, уверен, есть чему поучиться у староверов.

И современные условия плодотворного сотрудничества между Российским государством и традиционными конфессиями, быть может, как никогда в нашей истории способствуют этому доброму обмену опытом. Мы открыты для диалога со всеми искренне любящими Отчизну.

Без старины нет новизны, без прошлого нет будущего, и современной России нет без Святой Руси. А что составляло Святую Русь? Что делает нас, русских, русскими?

Еще Достоевский говорил, что русский – это понятие не национальное, а идеологическое. Русский – значит православный. И Достоевский замечательно подметил: «Русский и православный – слова синонимы».

И мы помним, что после падения Константинополя честь и достоинство Нового Рима, Третьего Рима, перешли на Русь, в Москву. С тех пор на русский народ и русское государство легла священная обязанность хранить в чистоте и неизменности православную веру.

В связи с чем, досточтимые участники сего собрания, приглашаю вас посетить наши святыни – соборы московской Рогожской слободы, нашего духовного центра. Здесь вы сможете увидеть и услышать отблеск и отзвук живой Древней Руси (так назвал старообрядчество академик Дмитрий Сергеевич Лихачев) и, возможно, понять, почему нашу Родину называли Святой Русью.

В книге мыслителя и исследователя начала XX века И.А. Кириллова «Правда старой веры» написано: «Старообрядчество сохранило то малое горчичное зерно света Христова, из которого разовьется, если суждено Вышним промыслом, истинное христианское просвещение. Если суждено быть великой и свободной России – она будет, но вырастет она под лучами просвещения, принесенного из далекого прошлого старообрядчеством».

Обращаясь к истории старообрядчества, можно найти ответы на вопрос – что может сплотить русский народ и способствовать его духовно – нравственному возрождению. Говоря о сущности старообрядчества, И.А. Кириллов написал: «Истинная национальность русского народа там, где жива русская душа, где бьется русское сердце, где говорит русская вера в Господа Христа! Особенности русской национальности наиболее полно и ярко сохранились в старообрядчестве».

Возвращение к русской православной вере, в которой и заключается душа нашего народа, есть основа нравственного, а вместе с ним и материального возрождения России, возрождения русского духа, в этом надо искать ответ на русский вопрос!

Митрополит Корнилий (РПСЦ)

23 октября 2014 г.

Поделиться: