Слово к участникам IX конференции «Старообрядчество: история, культура, современность»

Главная Митрополит Доклады и выступления Слово к участникам IX конференции «Старообрядчество: история, культура, современность»

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Слово к участникам IX конференции «Старообрядчество: история, культура, современность»

Уважаемые участники и гости конференции!

Позвольте приветствовать Вас от лица православных христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви!

Международная научно-практическая конференция Старообрядчество: история, культура, современность», проводится, начиная с 1990 года, уже в девятый раз. Накопленный за истекшее время опыт свидетельствует: несмотря на наличие других научных форумов, посвящённых староверию, именно данная конференция является, пожалуй, основным собранием российских и зарубежных исследователей того явления, которое выдающийся славист Сергей Александрович Зеньковский назвал «самым значительным религиозным движением в истории русского народа». Cтарообрядчество традиционно рассматривается здесь во всём богатстве и многогранности духовного и культурного наследия. Здесь звучат доклады и cообщения, повествующие о непростых, зачастую трагических исторических путях староверия, о сохраняющихся в этой среде духовных, культурных и бытовых традициях, о церковном и народном искусстве старообрядцев, укоренённом в наследии Древней Руси. Однако нынешняя конференция имеет и особенное, можно сказать, уникальное своеобразие. Она впервые проводится в Великом Новгороде, древнейшем граде нашего Отечества, и посвящена его 1150-летию. В этой связи хотелось бы напомнить, что значение и Новгорода, и исторической Новгородчины, объемлющей почти весь европейский Северо-Запад нашей страны, для истории и культуры староверия, трудно переоценить. Именно здесь, в стенах Святой Софии, в 1650-м, Никону, ещё до его патриаршества, восставшим народом было  предъявлено первое обвинение в «порче старины». Сама эта «старина» — хранившиеся в местных храмах и монастырях древние церковные книги, иконы и иные реликвии — многократно упомянута в староверческой полемико-апологетической литературе. Впоследствии образцы икон именно «новгородских писем» почитались многими старообрядцами как «лучшие». В XIX — начале XX веках собиратели-староверы вместе с представителями академической науки начали вводить их в широкий
общественный оборот. После провозглашения в России «веротерпимости» в 1905-м древненовгородское церковное зодчество стало одним из основных образцов для активного тогда староверческого храмоздательства. На Новгородских землях возрастали такие известные старообрядческие деятели, как преподобный Иов Льговский и тихвинский игумен Досифей, существовали духовные центры староверия, и среди них — славная Выговская пустынь. Обильно обагрились Новгородские пределы кровью страдальцев за древлее благочестие: епископа Павла Коломенского, соловецких иноков, протопопа Аввакума «с братией» и многих других.

Но несмотря на все притеснения, в среде старообрядцев, где бы те волею Промысла не проживали, практически доселе сохранились, наряду с сугубо духовными обычаями Древней Руси, и устои новгородского вечевого народоправства и общинной самоорганизации. Среди этих принципов необходимо назвать коллегиальность, точнее же, соборность принятия наиболее важных решений, сочетающуюся с высокой мерой личной ответственности каждого перед Господом и людьми, строгую выборность духовных руководителей всех уровней, а также безусловное превосходство святоотеческого Предания, «правды Божией», над произволом имущих земную власть. Иными словами, староверов можно образно назвать древними новгородцами нового и новейшего времени, чем подвергнуть сомнению расхожий тезис, что непрерывная  традиция русского национального народовластия  якобы безвозвратно прервалась ещё в эпоху сложения Московского царства. Искренне надеюсь, что на заседаниях начинающегося научного форума этот «новгородский акцент» истории и культуры старообрядчества, лишь обозначенный выше, будет раскрыт максимально полно и всесторонне. Выражаю глубокую признательность всем, благодаря кому конференция была организована, в особенности – Губернатору Новгородской области Сергею Герасимовичу Митину, положительно отозвавшемуся на нашу  просьбу о содействии в проведении данного мероприятия, а также руководству и сотрудникам Новгородского музея — заповедника и Университета им. Ярослава Мудрого. Эти совместные усилия показывают, что, вопреки ещё одному расхожему мнению, старообрядчество вовсе не «способствует расколу», а имеет значительный объединяющий потенциал. Да благословит Господь Ваши  предстоящие благие труды!

Смиренный Корнилий, старообрядческий митрополит Московский и всея Руси

 

 

Поделиться: