Приветственное слово к участникам конференции «Русские старообрядцы. Духовные и культурные традиции», 2010

Главная Митрополит Доклады и выступления Приветственное слово к участникам конференции «Русские старообрядцы. Духовные и культурные традиции», 2010

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Приветственное слово к участникам конференции «Русские старообрядцы. Духовные и культурные традиции», 2010

Благоревностные пастыри, достопочтенные ученые, дорогие братия и сестры!

Сердечно приветствую вас — участников научно-практической конференции «Русские старообрядцы. Духовные и культурные традиции». История древлеправославия на территории нынешней республики Молдова имеет особое значение для всего старообрядчества и в целом истории русского народа. После печально известной реформы патриарха Никона во второй половине XVII века значительная часть наиболее укорененных в вере христиан Московской Руси была вынуждена бежать на окраины государства, либо за его рубежи. Немалое число староверов нашли убежище в Бессарабии, земли которой находятся на территории Украины и республики Молдова. Первые старообрядческие поселения появились здесь еще в самом начале XVIII века. Здесь, в изгнании, вдали от родины тысячи русских людей сумели веками сохранять веру предков и обычаи Святой Руси. Местные правители с уважением относились к старообрядцам и их обычаям. Так в 1804-1805 гг. молдавский господарь Константин Муруз подтверждая права староверов на  исповедание своей веры, писал: «Мы же нашли за лучшее, чтобы и теперь сами они [старообрядцы] и их церкви и скиты, их попы и монахи, что при церквях, не были обеспокоиваемы никем ни в чем, что касается их веры».

Даже после присоединения Бессарабии к России в 1812 г. тысячи старообрядцев продолжали приходить в эти земли. В этих местностях продолжали действовать монастыри и церковные приходы и это было важным фактором притяжения сюда старообрядческого населения из Центральной России, где старообрядчество подвергалось открытым и жестоким преследованиям.

После восстановления трехчинной иерархии в старообрядческой Церкви молдавские земли дали старообрядчеству немало видных священнослужителей и церковных иерархов.

Среди них можно назвать имена  архиепископа славского Аркадия (Андрея Дорофеева; 1809-1889), который родился в с. Куничи. В 1847 г. в Белокриницком монастыре он был поставлен митр. Амвросием в епископа Славского, а в 1848 г. возведен в сан архиепископа. Все служение его было страдальческим: турецкие власти по доносу арестовали его и заключили в тюрьму. 24 апреля 1854 г. в Добрудже он был схвачен царской полицией и заточен затем в Спасо-Евфимиев суздальский монастырь, где в течение 27 лет содержался как секретный заключенный в камере-одиночке. Там он всячески принуждался к отречению от веры, но сохранил ее до конца своих дней.

Также стоит вспомнить предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви архиепископа Никодима (Никиту  Латышева; 1916 — 1986). Он родился в с. Покровка Сорокского уезда Бесарабии, а значительную часть жизни, включая некоторые годы первосвятительства, провел в селе Старая Добруджа.

Еще одним старообрядческим иерархом местом рождения которого стала молдавская земля, был владыка Афанасий (1917 — 2003) — епископ буковино-молдавский, который родился в г. Тирасполь. Интересно, что хиротония этого иерарха была совершена в 1991 году митрополитом белокриницким Тимоном (Гаврилэ) в сослужении митрополита московского Алимпия (Гусева) в соборе Покрова Пресвятыя Богородицы г. Брэила Румынии.

В XX веке история старообрядчества Молдавии стала привлекать интерес академических ученых. Так в 70-е годы XX века ученые МГУ организовали ряд экспедиций с целью изучения распространения славянской старопечатной книжности в среде местного старообрядчества. С начала 1990-х годов исследования старообрядческой музыкальной культуры ведутся силами представителей кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.

На рубеже XX-XXI веков все большее участие в исследовании молдавского старообрядчества принимают местные научные силы. В 2002 году состоялась конференция «История русской культуры. Старообрядчество Молдавии: история и современность». В 2006 г. некоторые вопросы старообрядчества обсуждались на конференции «Русское население Молдавии: история и современность». На территории Молдавии и Приднестровья издаются книги, посвященные истории и современным дням старообрядчества.

В последнее десятилетия и сами старообрядцы, проживающие на территории республика Молдова, стали активнее проявлять свою жизненную позицию, выступать в средствах массовой информации, публиковать статьи и полноценные научные издания, посвященные истории старообрядчества и  древлецерковным традициям. Отрадно, что власти  республики Молдова оказывают поддержку в этих начинаниях.

Выражаю надежду, что эта конференция поможет не только лучше узнать о страницах истории и традициях Старой Веры, но и  приблизиться к подлинному пониманию смысла великого подвига старообрядчества, сохраняющего уже более 350 лет твердые нравственные и духовные ориентиры, заложенные во времена древней Руси.

Желаю успехов и помощи Божией  в предстоящих трудах всем участникам конференции.

Поделиться: