Главная Митрополит Доклады и выступления Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2018 года

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.
Читать далее →

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2018 года

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас!

Преосвященные архиереи, благочестивые иноцы, боголюбивые протоиереи, иереи, диаконы, чтецы и почтенные миряне, делегаты Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви! Поздравляю вас с открытием Собора и с памятью святых священномученика Дионисия Ареопагита и другов его Рустика и Елевферия.

Доклад митрополита Корнилия Освященному Собору 2018 года

Боголюбивые участники Освященного Собора, сегодня перед нашей Церковью стоят весьма ответственные и трудные задачи. С помощью Божией дана долгожданная свобода церковного развития, проповеди, обучения основам истинной веры, участия во спасении окружающего общества, во многом отошедшего от православных норм за десятилетия атеистического правления в прошлом веке.

Сегодня, во времена свободы Церкви, перед нами встали задачи внутреннего развития и устроения дел спасения, это сохранение соборности, устроение жизни каждого по евангельским заповедям.

Во времена гонений наша Церковь молилась за державу Российскую и во власти сущих, забывая и прощая обиды и боли. И как только ослабевали гонения со стороны государства, старообрядцы деятельно откликались на эти добрые перемены и начинали созидать храмы, богадельни, больницы, училища и другие учреждения. Оставаясь верной этим традициям, и сегодня Старообрядческая Церковь принимает живое участие в строительстве и восстановлении храмов, участвует в общественной жизни России. В наше время у Церкви появилась возможность принять участие в социальном служении — посещать больницы и тюрьмы, дома престарелых и воинские части, школы и институты, участвовать в массовых мероприятиях, таких как «Безсмертный полк», например.

Правительство России предлагает нам свое сотрудничество в важном деле проповеди веры и добра, милосердия и помощи нуждающимся, к чему призывает нас Христос. В последнее время нам не отказывают в материальной помощи в виде грантов и субсидий на проведение праздника Недели жен-мироносиц, развитие сайтов и расширение проповеднической деятельности в СМИ. Поэтому, с благодарностью откликаясь на эту возможность, будем спешить делать добро, помня, что мы, христиане, посланы Господом в этот мир, чтобы словом и делом нести людям любовь и мир, исполняя заповеди Христа, открывающие врата в Царство Божие.

Когда старообрядцам была дана свобода в начале прошлого века, то в статье «О задачах старообрядчества» епископ Михаил Семенов писал: «Церковь старообрядческая не может теперь молчать, точно не замечая того, что жизнь разлагается, что христианские начала все более и более исчезают из сознания так называемых христиан. Немало религиозного невежества и язычества в народе. Пусть услышат, что не умерла Церковь, хранящая Христа и не скрывающая Его от мира. Старообрядчество должно раскрыть себя как Церковь, не только в прошлом верную свободе духа и совести, но и в настоящем, как Церковь не только «охраняющую», но и созидающую и творящую». Для осуществления призыва епископа Михаила Семенова о раскрытии возможностей нашей Церкви сегодня самое подходящее время, как сказано апостолом: «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2).

Особая забота о созидательной и творческой работе в деле восстановления и сохранения православия, в возрождении величия и силы Церкви лежит на пастырях, которым Бог поручил труд спасения душ чад церковных. Поэтому призываю пастырей нашей Церкви использовать это дарованное Богом благоприятное время для духовного возрастания и укрепления, для борьбы с соблазнами, освобождения от греха и неправды, по слову апостола, делая это «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2). Этот духовный труд каждый пастырь должен начинать с себя, чтобы добрым личным примером учить и возрождать пасомых. В деле проповеди и воспитания духовных чад убеждают не одни слова, а дела и жизнь пастыря, потому Григорий Богослов говорит: «Всякое слово можно оспаривать словом, но жизнь чем оспорить?»

Пастырь добрый должен своим примером наставлять словесных овец к житию святому по слову пророка: «Священницы Твои облекутся правдою» (Пс. 131, 9). Делом и словом, помня завет Спасителя: «Вы — соль земли и свет миру» (Мф. 5, 13), то есть священник должен быть выше, чище, аскетичнее в своей духовно-нравственной жизни, чем миряне, потому что перед Богом и Церковью он более ответственен за свои поступки. Неправедно живущий пастырь не в состоянии получить дерзновение проповеди из-за разлада слова и дела, из-за обличения его совести в собственных грехах. По слову Иоанна Златоуста, священнику «нужно быть чистым, как бы он стоял на самих Небесах, он призывает Святого Духа и совершает страшную жертву и часто прикасается к святыне. Поэтому вот какая требуется от него чистота и какое благочестие!»

Долг пастырей — соединять людей в мире, «поощрять всех к любви» (Евр. 10, 24), «радоваться с радующимися и печалиться со скорбящими» (Рим. 12, 15). Необходимо пастырю всеми силами сохранять в общине дух любви, взаимной помощи, уважения и милосердия. И недопустимо, чтобы в Церкви присутствовал дух торговли святынею, алчности, грубости, ссоры, деления на враждующие группы.

Двери наших храмов должны быть постоянно открыты для всех. Пришедших надо принимать с вниманием и заботой о спасении души, оказывать посильную духовную и материальную помощь нуждающимся. Мы должны исполнять завет Господа: «Грядущего ко Мне не иждену вон» (Ин. 6, 37).

Еще раз хочу напомнить, что при входе в храм должна иметься информация о правилах поведения в храме, расписание ближайших богослужений, контактные телефоны настоятеля или председателя церковного совета, информация о жизни и истории прихода, о духовной литературе и так далее.

Пастырь должен постоянно совершенствоваться и учиться, быть в курсе происходящих событий в Церкви и стране, уметь ответить на разнообразные вопросы пасомых. Прямая обязанность священнослужителей — проповедовать слово Божие, наставлять на путь спасения. Желательно каждую службу заканчивать проповедью, а при совершении крещения, венчания, погребения и других треб произносить поучения, раскрывающие значение церковных Таинств и чинов.

Служение пастыря во все времена было связано с лишениями, скорбями и страданиями за веру, как это явил нам Сам Пастыреначальник Исус Христос, Который добровольно нес Свой Крест жертвенной любви ко всем людям. «Такова наша жизнь, — пишет Иоанн Златоуст, — таково свойство пастырского, апостольского призвания, чтобы переносить безчисленные бедствия» и даже смерть за веру. Но скорби всегда приносят добрые плоды, по слову Святаго Писания: «Если зерно не умрет, то не оживет» (1 Кор. 15, 36), то есть скорби нам необходимы для спасения души.

Пастырь и всякий христианин должны постоянно учиться и совершенствоваться духовно. Прежде всего, надо изучать святоотеческое наследие, церковную историю, совершенствоваться в церковной службе.

 

О деятельности Духовного училища

Чтобы помогать пастырям и мирянам в духовном совершенствовании, в нашей Церкви около 15 лет действует Духовное училище при Московской Митрополии. За эти годы оно подготовило грамотных выпускников, которые ныне применяют свои знания на практике. Хотелось бы сказать об итогах работы Духовного училища за 2018–2019 учебный год. По результатам комплексного экзамена, 20 студентов получили дипломы и разъехались по своим приходам на практику.

Каждое воскресение при Духовном училище собирается воскресная школа Рогожской общины. В стенах училища регулярно проводятся научно-практические конференции, по пятницам проводятся лекции, на которых желающие могут полнее познакомиться с историей старообрядчества. В этом учебном году открыта мастерская пошива одежды по старым образцам.

Училище проводит курсы для молодых священников и дьяконов, хочу призвать наших священнослужителей более активно обучаться на этих курсах.

Для обучения в 2018–2019 учебном году по результатам собеседования на очное и заочное отделение принято 25 студентов. Надо отметить, что за последние годы расширилась география стран, из которых приезжают на обучение в Москву студенты: Канада, Италия, Германия, США, Австралия. Надеюсь, что и в дальнейшем училище при Московской Митрополии будет помогать будущим церковнослужителям совершенствоваться в пении, знании устава, церковно-славянского языка и других духовных предметов.

 

Хиротонии

Возведение в архиепископа Киевского и всея Украины

29 апреля с.г. в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Киева преосвященный Никодим (Ковалёв), епископ Киевский и всея Украины, был возведен в сан архиепископа. Этот торжественный акт стал возможен благодаря решению Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившего в Москве 17–19 октября 2017 года.

 На торжественную службу в столицу Украины прибыли епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений (Михеев) и епископ Томский и Енисейский Григорий (Коробейников). Старейший из них — владыка Евмений возглавил совершение чина возведения в архиепископы.

Церковные правила позволяют создание новых церковно-канонических областей, согласно государственным границам. В восстановленных епархиях Украины — в Винницкой, Одесской, Измаильской и других областях — новопоставленным епископам, находящимся под омофором архиепископа Никодима, будет дана возможность оперативно решать назревшие проблемы, быть на связи с областным руководством, разбирать частные вопросы в приходах и, главное, более активно осуществлять работу по возрождению духовной жизни приходов и старообрядчества Украины в целом.

 

Освящение храмов

8 ноября 2017 года, на память св. великомученика Димитрия Солунского, в селе Сабурове Воскресенского района Московской обл. была освящена часовня во имя св. влмч. Димитрия. Благотворитель и строитель сей часовни О.В. Манухов возвел ее в память погибших воинов, так как святой Димитрий является покровителем воинов. На этом месте раньше находилась церковь в честь этого святого, и село было старообрядческим. На освящении присутствовали как местные жители, так и гости, прибывшие из соседней деревни Ёлкино. Затем старообрядцы возложили цветы к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время приход окормляется о. Димитрием Боярским (с. Ёлкино).

10 декабря 2017 года в Тюмени преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири, освятил храм во имя Рожества Иоанна Предотечи. Освящение храма было утверждено на епархиальном совещании Новосибирской и всея Сибири епархии в сентябре прошлого года. Тогда же протоиерей Иоанн Устинов из соседней Уральской епархии (с. Пристань) был назначен окормлять прихожан строящегося храма в Тюмени.

4 марта с.г. состоялось малое освящение Покрово-Успенской церкви в Малом Гавриковом переулке г. Москвы. Напомню, что 20 декабря 2017 года храм был передан Русской Православной Старообрядческой Церкви. С 1960-х годов в этом величественном старообрядческом храме располагался спортклуб. В конце 1990-хв нескольких метрах от церковной ограды началось строительство Третьего транспортного кольца. Долгое время обветшавший храм стоял на краю глубокого котлована. В начале 2000-х городские власти отремонтировали церковное здание и ограду, но по-прежнему внутри бывшего здания храма действовал спортзал, школа йоги. Просьбы о возвращении Покрово-Успенского храма Русской Православной Старообрядческой Церкви верующие направляли с конца 90-х годов, но только после встречи с президентом РФ в мае 2017 года был решен положительно вопрос о передаче храма нашей Церкви.

17 августа с.г. в поселке Староуткинске был освящен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира. В знаменательный день здесь собрались христиане Уральской епархии и гости из Нижнего Новгорода. Среди гостей был и глава местной администрации С. Кузовков. Новопостроенный храм святого равноапостольного князя Владимира возведен на средства попечителя общины предпринимателя А. Сюкосева, он же предложил освятить храм в честь равноапостольного князя Владимира, община поддержала данное предложение.

В г. Ивделе, самом северном городе Свердловской области, имеется старообрядческая община Екатеринбургского благочиния. 23 августа с.г. здесь состоялось освящение храма во имя священномученика и исповедника Аввакума. Сравнительно недалеко от Ивделя находится место заключения, а затем сожжения исповедников Аввакума, Лазаря, Феодора и Епифания. Ивдельская община решила почтить их мученический подвиг, наименовав храм в честь свщмч. Аввакума. Строительство этого храма шло пять лет. Главная забота ближайшего будущего — иконостас. Многое уже сделано: написаны первый ряд иконостаса и центральная его часть. Над написанием икон трудились верующие заключенные из расположенной близ Ивделя колонии, некоторые из них также принимали участие в возведении стен храма и его отделке. Тружеников из числа общины, в том числе председателя В.В. Собянина и попечителя Ф.И. Суслова, я поздравил с долгожданным торжеством, а на память о нашем приезде подарил общине отреставрированную Смоленскую икону Богородицы.

9 сентября с.г. состялось торжественное богослужение в Орехово-Зуеве. Поводом стало радостное событие — окончен очередной этап восстановления старообрядческого церковного комплекса. Восстановлена колокольня при храме Рожества Пресвятой Богородицы. В ходе торжественного богослужения состоялась литургия, а затем молебен с освящением воды и крестным ходом. По окончании торжества во время праздничной трапезы протоиерей Леонтий Пименов рассказал историю храма и его тридцатилетнего возрождения и поблагодарил всех за великое торжество.

 

Взаимодействие с органами власти, общественная деятельность

В ходе постоянной деятельности РПСЦ, совершаются поездки митрополита по епархиям, проходят встречи с представителями светской власти, на которых решаются как местные, так и общецерковные задачи.

Так, в октябре 2017 года во время поездки в Бурятию прошла встреча с депутатом Народного Хурала А.Г. Кушнаревым, который положительно отозвался о взаимодействии со старообрядцами в республике, отметив их значительную роль и в истории этого края. Взаимодействие старообрядцев и власти на региональном уровне также было затронуто в ходе встречи. В рамках празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в Улан-Удэ планируется постройка часовни во имя священномученика.

Во Владивостоке в октябре 2017 года прошла рабочая встреча с А.В. Тарасенко, врио губернатора Приморского края. В ходе встречи обсуждались вопросы создания сельскохозяйственного кооператива в селе Дерсу, где в настоящее время проживают староверы, вернувшиеся на Родину из-за границы. На настоящий момент эта община старообрядцев значительно повлияла на развитие сельского хозяйства в регионе. Министерство по развитию Дальнего Востока, а также администрация Приморского края оказывают посильную помощь переселенцам.

В рамках моего визита в Молдавию в ноябре прошлого года прошла встреча с президентом Республики Молдова Игорем Николаевичем Додоном, в которой приняли участие преосвященный Евмений, епископ Кишиневский и всея Молдавии, а также посол РФ в Молдавии Фарит Мухаметшин. В рамках встречи обсуждались вопросы, связанные с жизнью старообрядческой общины в Молдавии, с защитой традиционных духовных ценностей в обществе. Затем мы побывали в Приднестровской Молдавской Республике. 23 ноября на территории бендерского Военно-исторического мемориального комплекса состоялась встреча старообрядческой делегации с главой Приднестровья Вадимом Николаевичем Красносельским. Приветствуя гостей, президент подчеркнул: «В Приднестровье вы не в гостях, а дома. Здесь Русский мир, Русская земля». В.Н. Красносельский рассказал нам о мемориальном комплексе, созданном в 2007 году на месте военного кладбища, где похоронены в том числе старообрядцы.

1 декабря 2017 года в Москве состоялась рабочая встреча с главой Республики Карелия с А.О. Парфенчиковым. Он посетил кафедральный собор Покрова Богородицы и храм Рожества Христова, где осмотрел выставку «Сила духа и верность традиции», которую открыл президент России Владимир Путин. Разговор был продолжен в здании Митрополии. Артур Олегович подтвердил свои прежние предложения по поводу помощи переселенцам в Карелию, создания для них условий и предоставления земельных участков для работы и постоянного проживания в регионе. В ходе встречи обсуждался вопрос строительства деревянного храма и других необходимых церковных зданий в Петрозаводске.

Осуществляется взаимодействие и с Государственной Думой Российской Федерации. В здании Думы в рамках Рождественских парламентских встреч 23 января с.г. состоялось открытие выставки «Культурное наследие России. Сохранение духовных традиций», посвященной славным страницам отечественной истории и вкладу русской культуры в мировое художественное наследие. В экспозиции были представлены редкие иконы и кресты из фонда Музейно-библиотечно-архивного отдела Московской Митрополии. Впервые в истории появилась возможность в стенах Государственной Думы представить ценнейшие иконы и другие предметы духовной культуры, которые бережно сохраняют старообрядцы. Во время открытия выставки я выразил благодарность председателю Государственной Думы Вячеславу Викторовичу Володину за внимание и содействие в решении вопросов жизни старообрядческой Церкви.

Также в рамках Международных рождественских образовательных чтений я принял участие в круглом столе на тему «Религия и право: 20 лет Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Участники круглого стола обсуждали практику реализации Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и предложения по его совершенствованию с учетом существенного повышения роли религиозных организаций, в первую очередь относящихся к традиционным конфессиям, в сохранении духовно-нравственной основы российского общества.

В своем выступлении я отметил, что двадцатилетие со времени принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» — это очень важный этап возрождения и развития православия в России после гонений на Церковь атеистической власти в прошлом веке. Особенно этот закон важен для Русской Православной Старообрядческой Церкви, не имевшей свободы вероисповедания после трагического раскола Русской Церкви в XVII в.

Вера человека основывается на свободном выборе путей познания истины, к ней нельзя принудить человека силой. Поэтому надо уважать свободный выбор веры других людей. Наши предки, православные старообрядцы, за долгие годы гонений мирно уживались с представителями разных вероисповеданий и культур, и этот уникальный опыт нам сегодня весьма необходим. Мы отвергаем призывы к экстремистским действиям по отношению к другим религиям, поддерживаем мирные добрососедские отношения с представителями иных конфессий, помня исторический опыт наших благочестивых предков.

13 февраля с.г. состоялась встреча с врио губернатора Нижегородской области Г.С. Никитиным. Губернатор тепло принял старообрядческую делегацию в стенах Нижегородского кремля. Разговор коснулся вопросов празднования 400-летия со дня рождения священномученика Аввакума — будет создана комиссия по проведению празднований на Нижегородской земле, включающая представителей власти и церкви. Глеб Сергеевич обещал оказать содействие в постройке часовни в селе Григорове. В Нижнем Новгороде будет выделен участок земли для установки креста на месте разрушенного в 1965 году храма Успения Пресвятыя Богородицы, который был построен главой города старообрядцем Димитрием Сироткиным в начале XX века. Также представители власти пообещали передать в пользование старообрядческой общины два здания близ храма Успения на Бугровском кладбище. Там планируется создать комплекс «Нижегородская старообрядческая слобода».

31 мая с.г. в Москве в «Президент-Отеле» состоялась международная конференция «Религиозные свободы в мире. Путь к диалогу». В ходе мероприятия участники обсудили вопросы соблюдения права на свободу совести в современном мире, совершенствования международных механизмов его защиты, развития межрелигиозного диалога, сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей в условиях вызовов секулярного общества, защиты верующих в зонах военных конфликтов. Конференция проводилась при содействии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (председатель Совета — руководитель Администрации Президента Российской Федерации А.Э. Вайно). Большинство докладчиков из России также высказали мнение о необходимости поддержки традиционных отечественных конфессий и борьбы с иностранными сектами, деструктивными культами и тлетворным влиянием западной культуры. По итогам конференции были выработаны рекомендации государственным органам власти, международным правозащитным и общественным организациям.

23 июля с.г. Рогожский духовный центр с ознакомительным визитом посетил советник президента Российской Федерации по вопросам культуры В.И. Толстой. Он осмотрел Рогожский некрополь, Покровский кафедральный собор, ознакомился с художественной выставкой Олега Молчанова в Доме причта и экспозицией по истории старообрядчества в храме Рожества Христова. После обстоятельной и подробной экскурсии мы обсудили ряд вопросов по подготовке к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. 

 

Межстарообрядческое сотрудничество

В 2015 году с помощью правительства РФ начались первые контакты в сфере сотрудничества между старообрядческими согласиями России. Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви, Совет Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви и центральный Совет Древлеправославной Поморской Церкви делегировали своих представителей в рабочую группу по межстарообрядческим отношениям. Координатором межстарообрядческой группы избран представитель федосеевского согласия Михаил Олегович Шахов.

В декабре 2017 г. мне довелось принять участие в заседании II Международного круглого стола «Возвращение старообрядцев на Дальний Восток» в Москве. Круглый стол состоялся в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына. Сейчас государство принимает меры, чтобы этот процесс возвращения старообрядцев начался. Нужно, чтобы старообрядцы, а с ними и добрые русские православные традиции возвращались на родную землю. Старообрядцы готовы обрабатывать землю, чтобы она возрождалась и приносила пользу. Тем более в таком важном месте, как Дальний Восток. В настоящее время в районах Приморья проживает 20 семей старообрядцев общей численностью 114 человек. Десять семей проживает в селе Дерсу, три семьи — на хуторе вблизи Лукьяновского сельского поселения, еще семь семей старообрядцев — в селе Любитовке.

Еще один, третий, круглый стол по теме «Возвращение старообрядцев на Дальний Восток» состоялся 1 июня 2018 с.г. Организаторами мероприятия выступили Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума и Фонд поддержки старообрядчества (древлеправославия) «Правда Русская». Участники круглого стола обсудили опыт переселения и интеграции семей старообрядцев в Приморском крае и Амурской области; проблемы адаптации семей старообрядцев после переселения; предложения по совершенствованию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Интересно, что данное мероприятие проходило в формате телеконференции, когда на связь выходили представители старообрядчества, находящиеся в разных регионах нашей страны и удаленных уголках мира. Телемост связал Москву с Хабаровском, Владивостоком, Благовещенском, с г. Свободным (Амурская область), Уругваем, Бразилией, Боливией и Австралией.

Поддержку переселенцам-старообрядцам, приезжающим на Дальний Восток, и другим старообрядческим проектам окажет Фонд поддержки и содействия старообрядчеству (древлеправославию) «Правда Русская». Предложение об образовании благотворительного фонда прозвучало в сентябре 2017 года, а уже в начале с.г. совместным решением Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви и Древлеправославной Старопоморской Церкви федосеевского согласия он был учрежден. Отдельной статьей устава Фонда выделена поддержка переселения на территорию Российской Федерации старообрядцев, проживающих за пределами России, а также их адаптации к условиям проживания в новой российской обстановке. Также в уставе фонда указано: «Основными целями деятельности Благотворительного Фонда «Правда Русская» являются содействие сохранению, развитию и распространению древлеправославных духовно-нравственных ценностей и традиций, оказание помощи в переселении в Российскую Федерацию старообрядцев, проживающих за рубежом и в их обустройстве на исторической Родине». Руководителем фонда назначен Ю.Г. Яценко. В попечительский совет фонда входят заместитель генерального директора по финансовым вопросам ГК «Ростех» И.Н. Завьялов, генеральный директор АО «РТ-Финанс» А. Ю. Сапелин и др.

1–2 октября с.г. в Москве, в Доме русского зарубежья, состоялась международная конференция «Всемирный старообрядческий форум». Эта масштабная международная встреча старообрядческих священнослужителей, общественных деятелей, ученых, представителей деловых кругов явилась продолжением прошедшей два года назад международной конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире», общей работы по укреплению и развитию контактов и сотрудничества старообрядцев, принадлежащих к различным согласиям и проживающих во многих странах мира.

 За время после проведения в 2016 г. конференции был накоплен значительный опыт практического взаимодействия старообрядческих Церквей России и зарубежья, прежде всего в сфере культуры. Форум поставил перед собой цель — поднять на качественно новый уровень взаимную поддержку и сотрудничество старообрядческих согласий и старообрядческой общественности России и всех зарубежных стран, в которых волей судеб оказались древлеправославные христиане.

Нынешний форум организовала Региональная общественная организация содействия духовно-нравственному возрождению общества «Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума» при поддержке государственного гранта Национального благотворительного фонда. В проведении форума приняли участие Русская Православная Старообрядческая Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь, Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия, представители других старообрядческих согласий из России, а также старообрядческие религиозные организации Белоруссии, Латвии, Литвы, Молдавии, Румынии, Украины, Эстонии и других стран ближнего и дальнего зарубежья, представители общин староверов из Южной Америки и Австралии.

На форуме были обсуждены следующие темы:

  1. Состояние староверия в современном мире, проблемы сохранения веры и культурных традиций в условиях глобализации и влияния новых технологий на повседневную жизнь.
  2. Актуальное состояние, проблемы и перспективы развития государственно-церковных отношений в России и в других странах.
  3. Укрепление и развитие духовно-культурных связей между старообрядческими организациями России и зарубежья.
  4. Развитие межстарообрядческого сотрудничества в сфере культуры и социального служения.
  5. Подготовка к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, которое будет отмечаться в 2020 году.
  6. Содействие староверам, переселяющимся в Россию из дальнего зарубежья.
  7. Современное состояние и перспективы развития старообрядческого предпринимательства.

Подводя итоги форума, я поблагодарил организационный комитет за уникальную возможность собраться в Москве представителям старообрядчества, рассказать о жизни церквей, их развитии, планах и проблемах, поделиться опытом.

«Сегодня, с одной стороны, нас, старообрядцев, разделяют догматические и канонические разногласия (мы договорились на форуме их не обсуждать), а с другой стороны, старообрядчество как религиозное движение, не принявшее еретические нововведения патриарха Никона, царя Алексея Михайловича и Московского собора 1666 года, было едино в своем взгляде на русскую церковную историю до XVII века, когда деятельность церкви была направлена на сохранение всего церковного строя, заимствованного князем Владимиром в Х веке из Византии, и, следовательно, ни в каких реформах не нуждалась.

У нас общая церковная культура — это и каноническое иконописание без западного живоподобия, это и медное литье — своеобразная «визитная карточка» всех старообрядцев, это неиспорченные дореформенные тексты богослужения, это и знаменное пение, и многие другие особенности церковной культуры, сохранившейся только у старообрядцев. Нас объединяют сохраняемые, живые в старообрядческой среде, консервативные исконно русские традиции, в том числе семейный уклад, воспитание детей (а старообрядческая семья, как правило, многодетная) в христианском духе, отсутствие пагубных привычек, разрушающих душу и тело.

Старообрядцев во все времена отличали трудолюбие и честность, патриотизм и готовность защищать от врагов свою Родину, сохранение в чистоте церковнославянского и разговорного русского языка. У нас много и других общих ценностей и целей, что позволяет нам называться Русским Старообрядчеством.

 Хочу подчеркнуть, что речь на форуме шла не о церковно-каноническом объединении, а о культурном единстве для нашего общего блага, о возможности обсуждать наболевшие вопросы и ставить задачи возрождения былой мощи и славы старообрядчества. Мы договорились о совместных усилиях по подготовке к празднованию 400-летнего юбилея защитника богатства русского духа и русского языка огнепального Аввакума, который в своей жизни и в своих литературных произведениях отстаивал традиционные духовные ценности русского народа: свободу моления, церковную соборность, справедливость, святое и спасительное православие.

Сегодня нашему обществу нужна честная историческая оценка причин и последствий церковного раскола и возвращение к основам сокровенного духа Святой Руси. История русского старообрядчества является нашей лучшей защитницей, как, впрочем, по словам Ф. Тютчева, и вся история государства российского.

Тема переселения старообрядцев из-за рубежа была одной из основных на форуме. Несколько десятков староверов из Латинской Америки накануне форума за несколько недель посетили разные регионы России, где знакомились с укладом жизни и возможностями сельскохозяйственной деятельности.

О переселенцах из России в Латинскую Америку в свое время писал А.И. Солженицын: «Надо видеть их крепость, их убежденность, их самоотверженные ночные молитвы (нам уже непосильные), их жизненное мужество и решимость (то двухсотлетняя жизнь в Турции, то переезды из Китая в Бразилию, из Бразилии на Аляску, спасая своих детей от развратного дыхания века). Надо видеть, как сохранился их национальный облик, народный нрав, исконно русская речь. Нигде на всем Западе и далеко не везде в России чувствуешь себя настолько русским, как среди них».

По завершении поездки переселенцев состоялась встреча делегации и зам. главы Администрации Президента РФ В.Е. Островенко, где старообрядцы заявили, что они убедились в том, что создаваемое западными СМИ представление о России как о враждебном и отсталом государстве не соответствуют действительности и они готовы вернуться на свою исконную землю в Россию, не требуют особых условий от России, но они хотят быть хозяевами своей земли и честным трудом и молитвой возрождать родную для них русскую землю, приносить пользу себе и окружающим.

В выступлениях на форуме отмечалось, что мы живем во времена, когда идет испытание: быть России или не быть, отстоять православие или потерять его. Да, можно потерять многое: материальный достаток, здоровье, карьеру. Но настоящая трагедия — потерять чистоту веры и истины. Поэтому нам надо хранить нашу веру как зеницу ока, как самую большую ценность.

Иногда приходится слышать вопрос: зачем мы проводим совместные встречи старообрядцев, кому это надо? Отвечая на него хочу сказать, что, несмотря на видимые догматические и канонические различия, на этих встречах мы можем увидеть единство в сохранении святого церковного предания, общей дораскольной истории и культурных традиций Святой Руси. На встрече в своем выступлении владыка Силуян сказал: «Мы братья из одного корня, посаженного в Х веке на Руси князем Владимиром».

Форум наглядно показал, что старообрядчество живо, оно общается, пробуждается, консолидируется, выходит «из окопов» и что оно не «музейный осколок», не только замечательное историческое прошлое, но и спасительное будущее Руси».

Завершая заседание Всемирного старообрядческого форума, его участники в итоговой резолюции отметили, что состоявшаяся встреча стала новым шагом к развитию диалога и взаимопонимания между христианами-староверами, к укреплению соработничества в сфере общественной жизни, в общем деле сохранения культурного наследия, поддержки трудовой этики и традиционных семейных ценностей.

Также было указано, что еще с дораскольных времен, после падения Первого Рима и Второго Рима — Константинополя, Москва почиталась как Третий Рим — всемирный духовный центр православного христианства. Признание России как общей исторической родины, использование русского языка как языка внутрицерковного и семейного общения, общность культурных и бытовых традиций объединяет староверов всех стран и согласий.

В итоговом документе говорится:

«Проживая на территории различных государств, староверы являются законопослушными гражданами, лояльными к государственной власти, мирно соседствующими с представителями других вероисповеданий. Они молятся Богу о том, чтобы Россия жила в мире и благоденствии.

Старообрядчество сохранило огромный пласт древнерусской культуры, иконописи, книжности. Целый ряд известных учёных, деятелей в различных областях, как прежде, так и ныне, имеют старообрядческое происхождение. Трудолюбие, трезвость, умеренность, честность староверов способствовали тому, что среди купцов и предпринимателей царской России они составляли значительную часть, для них были характерны патриотизм и широкая благотворительность. Вместе со всем народом старообрядцы защищали родину на полях сражений.

Древлеправославные христиане всегда высоко ставили заботу о здоровье — духовном и физическом. Труд, молитва и пост — основа здоровья. Категорическое неприятие табакокурения, пьянства, употребления любых наркотиков, умеренность в пище и развлечениях являются основой заботы о здоровье тела, которое, по словам апостола, является храмом Духа Святого.

Труд — это тот инструмент, который в контексте заботы о ближнем и окружающей среде уподобляет человека Богу. Бог — творец, и человек призван к творческому труду. Именно поэтому труд, дело являются отличительной особенностью образа жизни людей древлего благочестия. Через труд человек воспитывает в себе христианские ценности и изменяет мир, помогая нуждающимся плодами своего труда.

Старообрядчество твёрдо придерживается традиционных представлений о семье, предназначении мужчины и женщины, определяющей роли родителей в воспитании детей. Богоугодным трудом является деторождение и воспитание детей в христианской вере. Святой апостол Павел учит, что женщины спасаются чадородием и благочестивой жизнью. Многодетные семьи и категорическая неприемлемость абортов являются отличительной чертой жизни приверженцев древлего благочестия.

Старообрядцы настороженно воспринимают информационную глобализацию, пронизанную пропагандой греха. При этом в бытовой и профессиональной деятельности они используют все имеющиеся технические достижения, повышающие производительность труда.

Будучи хранителями традиционного жизненного уклада, староверы участвуют в общественной жизни, сохраняя высокие моральные устои Святой Руси.

Участники форума полагают необходимым развивать культурное сотрудничество между старообрядческими религиозными организациями России и других стран, оказывая взаимную помощь в делах сохранения памятников истории и культуры, социального служения. Приближающееся празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума должно и далее готовиться совместными усилиями староверов всего мира. Форум выражает поддержку староверам, которые были вынуждены покинуть Родину после революционных событий ХХ века и ныне предпринимают усилия по возвращению в Россию из стран Южной Америки и других государств, возрождая традиции сельского хозяйства и благочестивого крестьянского уклада жизни.

Форум приветствует возрождение традиций старообрядческого предпринимательства. Для старовера-хозяина: землевладельца, промышленника, купца — наряду с предприимчивостью, активностью и деловой хваткой неизменно были характерны честность, добросовестность, неукоснительное соблюдение норм деловой этики, попечение о делах благотворительности. В принципиально новых экономических и социальных условиях должны сохраниться лучшие нравственные и деловые нормы старообрядческого хозяйствования.

Поддерживая решение, принятое на международной конференции «Старообрядчество, общество, государство в современном мире» (Москва, июнь 2016 г.), мы одобряем идею создания международной общественной организации староверов для взаимопомощи в общественных делах, для защиты своих гражданских прав, для диалога в интересах старообрядчества с органами власти, с общественными организациями, а также для сотрудничества на международном уровне».

Также участники форума направили обращение президенту РФ В.В. Путину, в котором поблагодарили за внимание и поддержку старообрядческого форума и подготовки празднования со дня рождения протопопа Аввакума. В обращении выражена надежда на положительные результаты совместных усилий по переселению старообрядцев из-за рубежа, а также просьба в дальнейшем оказывать помощь в вопросе выделения земли под строительство храмов и передачи церковных объектов их исконным хозяевам.

 

Деятельность приходов в Уганде и Пакистане

За прошедший год, благодаря деятельности о. Кирила в Пакистане, вырос интерес к древлеправославию в этой стране. На Светлой седмице с ознакомительным визитом там побывал руководитель Просветительского отдела о. Михаил Родин, который привез в дар пакистанской общине иконы и предметы церковного быта. Впервые в Пакистане отцы совместно провели освящение воды и крестный ход по христианским кварталам г. Саргодхи, где проживает о. Кирил. Состоялась встреча с руководством российского посольства в Пакистане.

Для празднования Недели святых жен-мироносиц из Пакистана в Москву прибыла делегация из трех человек во главе с о. Кирилом, а из Уганды о. Иоаким (Валусимби). После торжеств иностранцы приняли участие в крестных ходах в Давыдове и Беливе, поклонились мощам преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде и посетили костромские приходы. В течение месяца они участвовали в богослужениях и таинствах, учились традициям нашей Церкви. Перед отъездом о. Кирил и о. Иоаким впервые самостоятельно совершили древлеправославную литургию в недавно возвращенном Покровско-Успенском храме в Малом Гавриковом переулке города Москвы. В богослужении приняла участие старообрядческая молодежь, владеющая английским языком.

Для строящегося храма в Пакистане был освящен походный одикон в честь преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время получено разрешение на строительство храма и, несмотря на нехватку средств, начаты строительные работы.

В Уганде благодаря поддержке русских и зарубежных старообрядцев завершается отделка здания для духовно-просветительской и медицинской деятельности. На родине о. Иоакима с помощью прихожан Христорождественского прихода города Сиднея построена небольшая птицеферма, доходы от которой пойдут на поддержку деятельности общины. Идеи для строительства о. Иоаким взял из поездок по сельской местности в России.

В сентябре–октябре с.г. Россия вновь принимала далеких гостей. На средства президентского гранта о. Иоаким и о. Кирил прибыли в Москву, приняли участие в международном старообрядческом форуме и молились с нами на богослужениях.

Напомню, что несколько лет назад свои первые знания о старообрядчестве они почерпнули на официальном сайте нашей Церкви.

 

О работе над официальным сайтом Русской Православной Старообрядческой Церкви

Сегодня все более возрастает влияние на души людей телевидения, интернета, других СМИ. К сожалению, большинство из них не несет полезной для души информации, но, напротив, в них часто господствуют пороки, что особенно опасно для молодежи, не имеющей твердых нравственных устоев. В этой войне за души людей с помощью изощренных технологий управляют сознанием человека, сбивают с истинного пути, заставляют служить ложным, эгоистическим целям, и он не может отличить собственные желания и мысли от тех, которые навязываются извне. Вредоносная информация, подобно радиационному излучению, способна медленно убивать душу человека и его тело.

Желая противостоять этой духовной агрессии, наша Церковь на своем официальном сайте усилила работу проповеди православной веры и ознакомления читателя с историей старообрядчества. В последние годы к старообрядчеству привлечено внимание большого количества людей, желающих знать историю России, познать путь спасения души.

  В январе 2018 года информационно-издательский отдел РПСЦ выиграл Президентский грант на развитие интернет-ресурса. На средства гранта сайт стал более усовершенствованным с технической точки зрения, изменились его внешний вид, структура и наполненность.

Так, создан раздел «Храмы» — это новый раздел нашего официального сайта, где сотрудники Пресс-службы Митрополии собирают адреса и контактную информацию общин Русской Православной Старообрядческой Церкви. На сегодняшний день сайт содержит информацию о 200 приходах в Российской Федерации и за рубежом.

Особо заслуживает внимания созданный новый раздел «Публикации». В данном разделе на нашем официальном сайте доступен целый ряд научно-популярных познавательных статей о Русской Православной Старообрядческой Церкви и о старообрядчестве в целом. Раздел имеет следующие направления: «История старообрядчества», «Богословие и культура», «Персоналии», «Церковь и мир», «Жертвы репрессий», «Старообрядцы и Великая Отечественная война». Нельзя также обойти вниманием новое, недавно созданное, направление раздела «Старообрядцы за рубежом», в котором размещены тематические статьи о жизни древлеправославных христиан-старообрядцев за пределами нашего Отечества.

Раздел «Документы» содержит деяния Соборов Церкви, постановления Совета Митрополии и прочие уставные нормативные акты. Раздел документов — это своего рода летопись нашей Церкви. В новой версии сайта поработаны и доступны для читателя все важные постановления.

Надо отметить, что происходит регулярное обновление новостной строки, в которой оперативно размещаются события, освещающие жизнь Церкви, как, например, закладка и освящение храмов, новые священнические хиротонии, визит на Рогожское известных людей, проведение различных церковно-культурных мероприятий и т.д.

Нельзя не сказать о том, что ведётся большая работа по созданию и совершенствованию английской версии сайта — ввиду всё более возрастающего интереса к старообрядчеству не только в России, но и за её пределами. Английская версия сайта уже представлена нашему читателю, и всякий желающий может ознакомиться с ней.

Предпринимаются также меры по совершенствованию сайта Московского старообрядческого духовного училища. Для этого руководством и преподавателями училища привлекаются талантливые студенты, владеющие пером и имеющие навыки фотографа и репортёра.

Оформители сайта не собираются останавливаться на достигнутом и делают всё, чтобы основной официальный интернет-ресурс РПСЦ стал более интересным, удобным и наполненным. Все пожелания и рекомендации можно направлять в адрес Пресс-службы и Информационно-издательского отдела.

 

О работе Просветительского отдела

С декабря 2017 г. Просветительский отдел активно участвует в работе по развитию сайта РПСЦ на основе президентского гранта.

Кроме того, Просветительский отдел продолжает работать над текущими проектами:

— Развитие сайта «Наша вера» (базовое наполнение и техническая поддержка).

— Прием заявок на дистанционный духовно-образовательный курс «Введение в христианство» (студенты смотрят видео-лекции и выполняют по ним тесты). На данный момент зарегистрировано около шестисот заявок из 20 стран.

— Ведение группы ВКонтакте. Сейчас в ней более полутора тысяч участников. В группе собрана большая коллекция полезных фильмов о старообрядчестве.

Руководителем Просветительского отдела иереем Михаилом Родиным совершена миссионерская поездка в Пакистан в апреле 2018 года.

Во время празднования Недели св. жен-мироносиц была организована беседа, посвящённая развитию миссии в Пакистане, с участием иерея Кирила Шахзада.

В июле 2018 года совместно с администрацией Балаковского муниципального района была торжественно открыта передвижная выставка «Черемшан. Возвращение» в городском выставочном зале г. Балаково (выставка работала до начала октября 2018 года).

 

Издательская деятельность

Как уже отмечалось, сегодня возросло влияние различных средств информации на умы и души людей. С целью духовно-просветительской миссии вот уже более тринадцати лет Московская Митрополия выпускает собственное печатное издание «Вестник Митрополии» (уже выпущено 58 номеров журнала), действуют три сайта Митрополии — официальный сайт, сайт Московского духовного училища и сайт Просветительского отдела.

Среди книжных новинок можно назвать книгу известного современного старообрядческого писателя и историка Димитрия Урушева «Русский разлом». История старой веры представлена в ней со времен апостола Андрея до императора Петра I. Издание хорошо иллюстрировано. Несомненно, такая книга будет интересна и взрослым читателям, и детям и может быть использована в качестве учебного пособия в церковных школах.

 Вышла монография кандидата исторических наук профессора В.В. Керова «Се человек и дело его». Книга посвящена конфессионально-этическим факторам старообрядческого предпринимательства в России. В работе прослежен процесс превращения старообрядчества в конфессионально-экономическую общность; рассмотрена сформировавшаяся хозяйственная этика староверов.

В мае с.г., ко дню Победы, Московской Митрополией был издан сборник «Старообрядцы в Великой Отечественной войне», он включает в себя исторические исследования, воспоминания, биографические очерки, интервью, посвященные судьбам христиан, принадлежащих к Русской Православной Старообрядческой Церкви, в годы Великой Отечественной войны. Материалы книги повествуют о подвигах и фронтовых буднях простых солдат, ужасах немецкой оккупации, трудностях прифронтовой и тыловой жизни в годы войны. Ряд публикаций рассказывает не только о героизме и самоотверженности участников событий, но и об их духовной стойкости, крепкой вере, позволивших им, несмотря на все испытания, сохранить глубокое религиозное чувство и верность традициям предков.

Издательский дом «Тончу» представил читателям художественный альбом «Возрожденная красота», посвященный Рогожскому старообрядческому духовному центру. Книга включает в себя рассказ об истории и возрождении Рогожского, где поныне сохраняются исторические и духовные ценности старообрядцев. Альбом «Возрожденная красота» состоит из графических иллюстраций, подготовленных художником и архитектором Н.Т. Молодых; прокомментировал рисунки российский историк, краевед, кандидат исторических наук В.Ф. Козлов. Текст альбома переведен на английский язык.

Новая книга Б.П. Кутузова «Лестовка» продолжает исследование трагедии русской истории — церковного раскола на Руси в ХVII в., его истоков и губительных последствий.

Также Б.П. Кутузов представил обновленную версию книги «Апология старообрядчества по высказываниям русских философов, церковных деятелей». Этот труд посвящен взгляду на старообрядчество выдающихся русских мыслителей. Книга представляет собой сборник их высказываний, статей, сочинений, посвященных истории церковного раскола, произошедшего на Руси в ХVII веке, анализу его истоков и губительных последствий. Книга предназначена всем, кто интересуется историей православия, русской Церкви, старообрядчества, историей русской общественно-политической и духовной мысли.

Недавно вышла в свет книга историка и религиоведа кандидата философских наук Р.Ю. Аторина «Протопоп Аввакум и церковная «реформа» XVII века», которая повествует о жизни, религиозных и социальных взглядах, а также духовном подвиге свщмч. протопопа Аввакума, талантливого богослова, общественного деятеля, незаурядного писателя и публициста, в совершенстве владевшего силою слова. Издание посвящено 400-летию со дня рождения священномученика и исповедника. Адресовано широкому кругу читателей.

Также осуществлено обновленное переиздание книги «Выступления и статьи митрополита Корнилия» и книги Б.П. Кутузова «Церковные реформы XVII века, истинные причины и последствия».

 

О работе Музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии

В московском Музее русского искусства в ноябре 2017 г. проходила выставка произведений художника-старообрядца Дмитрия Гусева «Северный ковчег», посвященная освоению нашими предками пределов Крайнего Севера нашего Отечества. Помимо картин на выставке были представлены книги, иконы, предметы церковной утвари, одежда старообрядцев; эта часть выставки к экспонированию была подготовлена Музейно-библиотечно-архивным отделом.

В начале с.г. в Госдуме РФ в рамках VI Рождественских парламентских встреч «Культурное наследие России. Сохранение духовных традиций» отдел организовал выставку икон и фотовыставку о благотворительности Русской Православной Старообрядческой Церкви.

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева отдел принял участие в выставке, представляющей развитие русской иконы и приуроченной к 100-летию со дня мученической кончины императора Николая II и его семьи. Большое внимание посетителей выставки привлекли Царский манифест 1905 года о веротерпимости и история распечатания старообрядческих алтарей, а также старообрядческое церковное искусство, в том числе новые произведения, ориентированные на искусство допетровского времени.

В этом году в связи со 100-летним юбилеем нашего выдающегося соотечественника нобелевского лауреата А.И. Солженицына в центре «Русское зарубежье» открывается музей под одноименным названием. Это грандиозный проект, в этом году открыт первый раздел, охватывающий период с конца Гражданской войны и до начала Второй мировой войны. Отделом подготовлены экспонаты, рассказывающие о трагической «одиссее» старообрядцев, вынужденных покинуть свои семейные очаги на Дальнем Востоке, пройти через весь мир, обосноваться на другом континенте, но бережно сохранить в чистоте веру Христову, святоотеческие традиции, родной язык и культуру.

Оцифровано и выложено на сайте отдела более 200 книг, в том числе редкие рукописи и деяния наших Соборов и епархиальных съездов.

 

Заключение

Досточтимые и боголюбивые участники Освященного Собора!

Задачи, стоящие перед нашей Церковью сегодня, весьма ответственны и трудны — это проповедь истинной православной веры всему миру, объединение усилий всех христиан в деле сохранения мира и добрососедских взаимоотношений.

В наше время, когда нам, старообрядцам, с Божией помощью, дана долгожданная духовная свобода для церковного развития, строительства храмов, учебы и т.д. Так не позволим же враждебным силам подавить духовное возрождение России, поколебать православный мир и внутрицерковное единение. Тактика врага рода человеческого нам хорошо известна — он испокон веков пытается разделить людей, вселить в их души вражду и ненависть и через это властвовать над душой человека. Разделение и раздор — страшный грех, и посему «блаженны миротворцы», говорит Святое Писание. О пагубных последствиях раздора предупреждает Господь устами Своего ученика ап. Павла: «Умоляю вас, братие, именем Господа нашего Исуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10–11). В Послании к римлянам апостол призывает: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, уклоняйтесь от них: ибо такие люди служат не Господу нашему Исусу Христу, а своему чреву…» (Рим. 16, 17). Ибо когда нет единодушия в братиях, то иссякает любовь — подлинный источник истинного знания и твердой веры. Верю, что Господь подаст нам благое разумение, мужество и силу в преодолении всех козней врага рода человеческого.

Желаю Освященному Собору решать самые сложные вопросы в мирном единении и взаимной любви, в духе святости и Божией благодати, в духе кротости и справедливости, здравомыслия и взаимного христианского доверия.

Подводя итоги деятельности нашей Церкви за истекший с прошлого Собора год, выражаю искреннюю благодарность всем священнослужителям и мирянам, которые самоотверженно и безкорыстно трудились на благо церкви, ради ее возрождения и дальнейшего процветания с помощью благодати Святаго Духа. Прошу вас, уважаемые соборяне, передать всем прихожанам и верным чадам РПСЦ мои пожелания мира, любви и благоденствия, а также мое благословение на новые свершения во благо Святой Церкви.

Да поможет нам Господь усердно трудиться на благо нашего отечества и всей земли Русской. Да поможет нам Бог выполнять и в дальнейшем главную миссию Церкви Христовой — спасения душ человеческих, духовного и нравственного оздоровления нашего общества.

Прошу ваших святых молитв о даровании мне, грешному и недостойному, духовного и телесного здравия, прощения грехов, смирения, терпения, мудрости, чтобы и в будущем нести возложенный на меня крест попечения о Церкви Христовой!

Бог мира и любви и мое архипастырское благословение да будут со всеми вами!

 

Смиренный Корнилий, Митрополит Московский и всея Руси