Доклад Освященному Собору 2015

Главная Митрополит Доклады и выступления Доклад Освященному Собору 2015

Публикации Митрополита

Биография Митрополита

Митрополит Корнилий

Будущий предстоятель Церкви родился 1 августа 1947 года в подмосковном Орехово-Зуеве в старообрядческой семье.

Читать далее →

Доклад Освященному Собору 2015

Поделиться:

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас!

Преосвященные архиереи, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, чтецы, благочестивые иноцы и миряне, участники сего Освященного Собора!

Приветствую и поздравляю вас с открытием нашего Освященного Собора и днем памяти преподобной матери нашей Пелагии и св. свщмч. Полиекта и иже с ним во граде Боровске за древлецерковное благочестие пострадавших.

Доклад Освященному Собору 2015

Уважаемые соборяне, хотелось бы в начале доклада привести слова епископа Михаила Семенова, обращенные к Собору нашей Церкви, проходившему 100 лет назад, но эти слова важны и для нашего времени:

«Теперь новое время. Церковь жива, действует, создавая школы, двигая христианское православие, но нет ли следов некоторого «усыпления» не Церкви, но ее членов?

Разве у нас так приведены в порядок все церковные дела, решены все недоумения и неустройство жизни? И для решения этих дел нет обстановки и среды лучшей, чем Собор – свободный, широкий, где мы думаем вместе с Духом Божиим.

Разве наши отношения к другим старообрядческим согласиям так выяснены, что здесь нет места для ежегодного настойчивого воздействия Собора? Разве школьное дело, отношение к нему на местах не может вызывать пасторского воздействия епископов и Собора? Разве местные общины вполне организованы в области просвещения, благотворительности и так далее? Книжное дело. Когда прозвучало от лица Собора властное слово о книге, об обязанности Церкви сеять Божие слово? Нельзя скрывать, что в бездействии сил церковных чувствуется влияние того же искушения, которое так много вреда нанесло Церкви после времени царствования Константина. На местах не чувствуется ли упадка церковной энергии, упадка любви к успехам старообрядческого дела? Кажется, как будто старообрядчество всю энергию потратило, чтобы добиться выхода из катакомб, свободы и, добившись своего, как будто стало бессильным для дальнейшего своего дела – дела братской организованности в содействии развития религиозной мысли».

За последние годы наша Русская Православная Старообрядческая Церковь с Божией помощью жила в трудах «во благовестии Христове», в утверждении православной веры, хранительницей которой она является.

Строятся и восстанавливаются храмы, расширяется информационно-издательская и проповедническая деятельность, продолжается обучение кадров духовенства, проводятся крестные ходы, вечера церковных песнопений и многое другое.

Но самое главное, что можно отметить – наша Церковь все более открыто и решительно исполняет возложенную на нее Богом задачу – отстаивание и сохранение истинной веры и древлего благочестия, противостояние темным силам бездуховности и вражды.

Сегодня мы наблюдаем возрастающую угрозу православию со стороны бесовских злобных сил, которые стремятся разрушить духовно-нравственные устои Церкви, породить ненависть, страх, агрессию, войны, а главное – разрушить, растлить и погубить души людей. Мы, христиане, не можем быть равнодушными свидетелями того, как антихристианские апостасийные силы пытаются губить мир, но должны оказывать им твердое сопротивление молитвой, постом, благочестивой жизнью в Христовой любви, проповедью, личным сомопожертвованием и другими благими действиями.

Все же хочется отметить, что, несмотря на усилия сил зла, в России есть стремление к возвращению к тем духовным устоям, которые во все исторические периоды спасали Русь и ее православный народ.

Сегодня мы наблюдаем все более возрастающий интерес и внимание к старообрядчеству , а точнее, к истинному православию – неотъемлемой части духовного пути и судьбы России, историю которой – ее прошлое, настоящее и будущее – невозможно понять без познания истории старообрядческой Церкви. В хоре голосов духовно возрождающейся России становится все сильнее слышим голос старообрядцев.

Архипастырские поездки и визиты, освящение храмов

В этом году немалое внимание мною было уделено ознакомлению с положением в приходах, решению вопросов епархиальной жизни. Со времени прошлого Собора были совершены архипастырские поездки по территориям большинства епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви. Во время этих посещений проводились епархиальные совещания, встречи с местными властями, рукоположение священнослужител ей, а также решались другие вопросы церковной жизни. Среди населенных пунктов, которые удалось посетить за прошедшее время, были города: Ростов-на-Дону, Вятка, Санкт-Петербург, Кишинев, Тирасполь, Саратов, Самара, Владивосток, Тольятти, Сычовка, Ржев, Пермь, Чайковский, Очер, Верещагино, Симферополь и другие.

Отрадно, что по воле Божией многие поездки этого церковного года были связаны с освящением храмов.

Центральным событием в череде освящения храмов стало освящение храма-колокольни на Рогожском. Напомню, что во время прошлого Освященного Собора был поставлен вопрос о возвращении ее первоначального наименования. Как известно, изначально колокольня была освящена во имя Воскресения Христова.

В последние годы в ней была проведена крупномасштабная реставрация. Восстановлены уникальные барельефы. И после реконструкции появилась возможность наконец освятить храм-колокольню, как задумывали наши предки. Освящение состоялось 1 февраля 2015 г. На торжественном богослужении, включающем чин освящения храма и божественную литургию, мы молились с епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном и множеством священства из Московской и других епархий Церкви. Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Таким образом, ему было возвращено историческое имя. Надо отметить, что это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя Воскресения Христова.
26 июня был освящен недавно возведенный храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в г. Чайковском (Пермский край). Новопостроенный храм был возведен трудами местной общины. Руководили работами священник о. Никола Татауров, уже долгие годы окормляющий этот приход, и председатель общины чтец Алексей Кирьянов. Средства на строительство храма собирались прихожанами в течение более десяти лет. Большую помощь оказали общины Ижевска и Перми, существенную поддержку также оказала администрация Пермской области.

5 июля сего года был освящен храм в районном центре Владимирской области городе Меленки. В этих местах с начала церковного раскола находили убежище древлеправославные христиане. До недавнего времени в городе действовал небольшой домовой храм, в 2010–2015 годах тщанием членов общины и благотворителей была возведена новая просторная каменная церковь, прекрасная по архитектуре.

Новая церковь Меленок освящена во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня.

9 июля состоялся визит делегации Московской Митрополии в общину г. Симферополя (Республика Крым). После многих лет совместной молитвы в тесной квартире Симферопольская община обрела церковное здание в хорошем состоянии. Прежде в этом здании размещалось республиканское отделение Всероссийского общества слепых. Благодаря усилиям Романа Стаблбайна и Дионисия Севастьянова, обществу слепых было приобретено новое просторное помещение в центре города. Здание храма было построено в конце XIX в., освящено в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы. В храме был совершен молебен с водоосвящением. Надеюсь, что после реставрации этого храма и ближайшем будущем будет совершено его полное освящение.

9 августа состоялось освящение храма Рожества Пресвятыя Богородицы верхнеудинской старообрядческой общины г. Улан-Удэ. В освящении участвовал преосвященный епископ Патермуфий и представитель местной общины.

16 августа 2015 года был освящен новопостроенный храм старообрядческой общины в Тольятти. Церковь носит имя образа Пресвятыя Богородицы «Всем скорбящим Радость». Высокий деревянный храм выстроен в виде надвратной церкви над главным входом на территорию церковного комплекса.

Отмечу, что старообрядцы города Тольятти долгие годы боролись за предоставление земельного участка, на котором впоследствии был выстроен этот красивый деревянный храм. История строительства церкви в городе Тольятти началась еще в 90-е годы прошлого века. Из года в год старообрядцы Тольятти просили выделить землю под храм, несколько раз им выделяли землю, но через некоторое время снова отбирали. Теперь мэрией г. Тольятти был предоставлен общине новый обширный участок. Он хорош тем, что помимо уже возведенной деревянной надвратной церкви на нем планируется выстроить настоящий храмовый комплекс, состоящий из нескольких зданий.

Хиротонии

22 марта 2015 года ко храму во имя Всемилостиваго Спаса города Лысково был рукоположен во священники уроженец нижегородской области чтец Геннадий Смирнов, который служил в этом храме с момента его освящения.

14 января 2015 года в г. Ржеве во иереи был рукоположен диакон Димитрий Чунин. Он поставлен ко Ржевскому Покровскому храму вторым священником с условием последующего окормления старообрядческой общины г. Твери, поскольку он был выдвинут кандидатом на священный сан именно решением собрания Тверской общины.

11 сентября 2015 года в Покровском кафедральном соборе, что на Рогожском, состоялась диаконская хиротония Иоакима Валусимби из африканской Уганды. На часах Иоаким Валусимби прошел все степени посвящения – свещеносца, чтеца и, наконец, диакона. Он также прочитал Апостол и Символ Веры на английском языке. Перевод возгласов Иоакима осуществлял его духовный наставник иерей Никола Бобков.

20 сентября сего года, в день предпразднества Рожества Пресвятыя Богородицы, в Покровском кафедральном соборе на Рогожском состоялась уже иерейская хиротония о. Иоакима.

Иоаким стал кандидатом в настоятели старообрядческой общины Уганды после минувшего Совета Митрополии. Его кандидатура была рассмотрена после выступления о. Алексея Лопатина и о. Николы Бобкова, которые в июне 2015 года посетили Уганду в связи с кончиной бывшего настоятеля Угандийской общины протопресвитера Иоакима Киимбы.

Взаимодействие с органами власти

В ходе поездок по епархиям, помимо собственно богослужений, совещаний в общинах, проходили встречи с представителями светской власти, на которых решались как местные, так и общецерковные задачи. Также в этом году был ряд встреч и заседаний, прошедших по инициативе центральных органов исполнительной и законодательской власти Российской Федерации.

Остановлюсь на некоторых из них, прошедших в регионах.

27 мая состоялась встреча с губернатором Владимирской области С.Ю. Орловой. На встрече, состоявшейся в администрации области, присутствовало духовенство епархии. Светлана Юрьевна тепло приняла делегацию Митрополии и отметила, что она хорошо информирована о старообрядцах и их крепких традициях. В ходе разговора было поднято пять основных проблемных вопросов жизни епархии, которые предполагалось решить положительно.

После встречи с губернатором мы были приглашены на встречу с мэром г. Владимира А.С. Шохиным для обсуждения деталей возвращения старообрядцам исконного старообрядческог о храма г. Владимира, расположенного на ул. Дворянской, у Золотых ворот.

22 июля состоялась встреча с президентом Татарстана Р.Н. Миннихановым. Она прошла в Президентском дворце Казанского кремля. В ней принимали участие преосвященный епископ Евфимий Казанско-Вятский, настоятель Казанской общины протоиерей Геннадий Четвергов. В приветственном слове президент отметил, что в Татарстане с уважением относятся к старообрядчеству за большие и дружные семьи староверов, их честную жизнь и трудолюбие.

В результате обсуждения вопросов восстановления соборного храма президент дал поручение своим службам срочно приступить к ремонту куполов и кровли собора и устранить причины подтопления подвалов здания. Также на встрече со стороны епархии было предложено создать музей русского старообрядчества, а в дальнейшем и центр по изучению старообрядчества, и включить представителя РПСЦ в Общественную палату Республики Татарстан.

В завершение встречи Рустам Нургалиевич выразил желание побывать в старообрядческой общине и познакомиться с ходом реализации намеченных планов по восстановлению кафедрального собора.

Помимо региональных мероприятий несколько важных встреч прошло в столице страны.

20 января 2015 года делегация Московской Митрополии приняла участие в круглом столе, состоявшемся в стенах Государственной Думы Российской Федерации. Это мероприятие, организованное Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений, было посвящено теме «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

22 января в Государственной Думе Российской Федерации открылись III Рождественские парламентские встречи, проходившие в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, на которые были приглашены представители РПСЦ.

В торжественном заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, правительства, представители общественных организаций, различных религиозных конфессий. Открывая встречу, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин подчеркнул, что в программе нынешних Рождественских встреч – ряд содержательных мероприятий, включая выставки и круглые столы на актуальные темы взаимодействия церкви, государства и общества.

1 июня сего года состоялась встреча с председателем комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций депутатом Государственной Думы Ярославом Евгеньевичем Ниловым. Это уже не первая встреча с Я.Е. Ниловым. В нынешней встрече приняли участие помощник депутата С.В. Медведко, а также священнослужители нашей Церкви о. Александр Панкратов и о. Иоанн Курбацкий.

В этот раз разговор зашел о болевых точках российского законодательства , его нормах, затрудняющих жизнь старообрядческих общин. Среди них, например, вопрос финансирования проектов реставрации объектов культурного наследия.

Также были подняты вопросы нравственного состояния общества. В этой беседе мы вновь поддержали законопроект о борьбе с пропагандой абортов.

18 июня духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви на Рогожском посетил префект Юго-Восточного округа Москвы Андрей Владимирович Цыбин, недавно назначенный главой столичного округа.

В Митрополии состоялось совещание, на котором стороны обсудили нынешний этап реконструкции Рогожского и его проблемы. Префект дал поручение проработать возможную помощь в обслуживании территории Рогожского и эксплуатации архитектурных объектов.

О восстановлении и реконструкции историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода»

В этом году заканчиваются крупные по своему масштабу, длившиеся почти 10 лет, восстановительные работы по реконструкции и возрождению историко-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода», который представляет собой мировой духовный и культурный центр старообрядцев.

За большой вклад в дело восстановления Рогожского мы весьма благодарны правительству Москвы во главе с мэром столицы С.С. Собяниным. Теперь у московских старообрядцев и гостей столицы есть возможность молиться на Рогожском в трех отреставрированных храмах, украшением которых является и уникальное внутреннее убранство. Это и старинные иконы самых разных иконописных школ – Рублевской, Палехской, Московской, Новгородской, Невьянской, и настенная роспись, украшающая храмы, а особенно Покровский Собор.

Величественная колокольня, после реконструкции обретшая прежний облик и украшенная вновь позолоченными куполами и освященная; она предстает в центре Рогожского духовного комплекса как знак крепости и величия духа старообрядцев, как памятник идее свободы православной веры на Руси.

Буквально заново был воссоздан из небытия Дом причта, сильно пострадавший и изменивший свой облик в прошлом веке. Теперь в нем проходят наши Освященные Соборы, за небольшой период времени после передачи его нам здесь уже прошли несколько значительных выставок и конференций по старообрядчеству и истории русской культуры. Вчера была открыта выставка старинного шитья и облачений.

В этом году проведены работы по завершению благоустройства территории ансамбля, а также заканчиваются работы по реставрации на Рогожском кладбище захоронения видных династий старообрядцев-благотворителей – Морозовых и Соловьевых.

Еще раз хотелось бы выразить признательность московскому правительству за внимание и большой вклад в дело возрождения жемчужины столицы – уникального ансамбля и духовного центра старообрядцев «Рогожская слобода».

О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией

Отрадно отметить, что взаимоотношения с братской Белокриницкой Митрополией развиваются в духе взаимопонимания и доверия. Свидетельством тому может служить посещение за прошедший год Рогожского духовного центра и других приходов представителями духовенства Белокриницкой Митрополии и ожидаемый на днях визит делегации во главе с архиепископом Славским Флавианом. Во время этих визитов обсуждаются вопросы церковной жизни, а главное – проходит совместное моление, без которого не мыслится духовное единение Христовой Церкви.

Добрым знаком духовного сотрудничества явилось также и посещение по приглашению владыки Флавиана приходов Белокриницкой Митрополии в Румынии хором Московской Митрополии. Замечательная встреча на гостеприимной румынской земле, вечер духовных песнопений в г. Констанце, надеюсь, надолго запомнятся всем участникам и гостям этих мероприятий и будут способствовать укреплению духовных и культурных связей старообрядцев, живущих в разных странах, но объединенных Христовой любовью, общей верой и молитвой.

В Духовном училище при Московской Митрополии на протяжении последних лет обучаются молодые представители Белокриницкой Митрополии, что также служит залогом укрепления добрых взаимоотношений.

В 2016 году исполняется 20 лет с момента проведения Всемирного Собора старообрядцев в Белой Кринице, итогом которого стало прославление в лике святых митрополита Амвросия. В связи с этим нашей Митрополией отправлено обращение на имя митрополита Леонтия следующего содержания:

В следующем, 2016-м, году исполняется 20 лет проведения Всемирного старообрядческого Собора в Белой Кринице. В настоящее время с нашей стороны предлагается собраться вместе, чтобы «единеми усты и едным сердцем» помолиться и, «снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 2–3), провести второй Всеобщий старообрядческий Собор.

Мы выражаем надежду на осуществление в следующем году долгожданного события – Всемирного Собора старообрядцев двух Митрополий, на котором в духе мира и христианской любви могут быть решены все возникающие вопросы церковной жизни, что, несомненно, внесет положительный вклад в наше братское содружество.

О развитии общины в Уганде

В 2013 году совершилось поистине историческое событие, которое открыло новую страницу в современной истории нашей Церкви – к нашей Церкви присоединилась община христиан Уганды (Африка). Инициатором этого присоединения был о. Иоаким Киимба, ставший первым во всей Африке православным старообрядческим священником.

На заседании Совета Митрополии рассматривался вопрос о поездке делегации РПСЦ в Уганду с целью найти замену почившему после тяжелой болезни настоятелю общины о. Иоакиму. В мае сего года представители нашего духовенства о. Алексей Лопатин и о. Никола Бобков вернулись из Уганды вместе с кандидатом в священники – Иоакимом Валусимби.

В течение нескольких месяцев проводилось обучение Иоакима церковному пению, чтению и уставу, которое он проходил на Рогожском, в городе Орехово-Зуеве, селе Устьянове и в других приходах нашей Церкви.

В сентябре сего года на Рогожском состоялась диаконская, а затем, спустя несколько недель, иерейская хиротония о. Иоакима, встреченная всеми прихожанами с духовной радостью. О. Иоакиму 38 лет, он женат, имя его супруги Иустина, у них пятеро детей. Как говорят прихожане, познакомившиеся с новопоставленным священником в ходе его обучения на Рогожском, о. Иоаким светлый человек, сильной веры, всегда приветливый и радостный, внимательный и ответственный по отношению к своему служению. Окончив начальное обучение в Москве, о. Иоаким отбыл в Уганду для пастырского окормления наших африканских собратьев-старообрядцев.

Мы надеемся, что в далекой африканской стране миссия старообрядцев, вдохновителем которой был о. Иоаким Киимба, будет успешно продолжена его преемником, и наша Церковь сделает все возможное, чтобы с Божией помощью и в будущем осуществлять благое дело проповеди жаждущим познать свет Христовой Истины.

О Духовном училище

В сентябре 2015 года наше Духовное училище открыло новый учебный год для студентов первого и второго курсов очного отделения в числе 18 человек, для заочного отделения, насчитывающего более 30 учащихся, а также и для тех, кто по заявке своего прихода обучаются индивидуально. Священство, как показала многолетняя практика, также имеет возможность и должно повышать свой уровень знаний в различных апологетических и богослужебных дисциплинах на заочном отделении, это удобная форма доступного и бесплатного обучения, и хотелось бы пригласить обучаться на заочном отделении нашего училища всех желающих.

В этом году руководство Духовного училища во главе с директором А.И. Шатохиным проводит обучение по измененной программе, в которой первостепенное внимание уделяется углубленному изучению церковного пения, чтения и богослужебного устава. А также под руководством квалифицированных преподавателей студенты изучают историю Церкви, церковно-славянский язык и другие предметы.

В училище разработано положение о прохождении профессиональной практики в приходах, и, в связи с этим, мы призываем общины нашей Церкви подавать заявки о приглашении студентов на практику.
Информационная, просветительская и научная деятельность

Все более на умы людей оказывает влияние деятельность СМИ, в которых ведется настоящая информационная война за души и сердца людей. Поэтому так важно Церкви противостоять всеми силами – молитвой, проповедью, личным примером – темным и губительным силам зла. В связи с этим одним их важных направлений в церковном служении в последние годы является проповедническая , информационная деятельность с использованием новых технических средств.

Так, в этом году состоялся переход на третью, обновленную, версию официального информационного сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви. К новостям Московской Митрополии добавлена рубрика «Новости общин».

Известность получил также интернет-магазин Митрополии «Измарагд». Для того чтобы приобрести в книжной лавке Митрополии богослужебную, духовную и историческую литературу, уже не обязательно ехать в Москву, достаточно зайти на сайт интернет-магазина и заказать себе необходимую книгу или церковную утварь с доставкой по почте.

Начал работать и еще один, третий, официальный ресурс Московской Митрополии – сайт Московского старообрядческого духовного училища, на котором все заинтересованные в своем духовном росте и просвещении смогут найти немало полезной информации. Сайт будет интересен не только для потенциальных абитуриентов, но и для всех православных христиан, которые смогут из него узнать о жизни студентов на Рогожском, ознакомиться с учебным и познавательным материалом, почитать статьи по духовной тематике, на сайте есть рубрика «Вопросы и ответы».

Уже одиннадцать лет издается «Вестник Митрополии» – официальный орган Церкви, публикующий её документы, постановления Соборов и отмечающий основные вехи новейшей её истории, своего рода летопись. К нынешнему Собору выпущен 46-й номер «Вестника» со дня возобновления его издания.

В этом году Московской Митрополией изданы брошюра «Краткая история Церкви», четвертый том трудов епископа Михаила (Семенова), церковный календарь на 2016 год и буклет «Церковно-исторический музей при Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви».

Также в рамках издательской деятельности Митрополии вышел в свет первый том собрания сочинений епископа Нижегородского и Костромского Инокентия Усова.

28 апреля сего года в Информационно-издательском отделе Московской Митрополии состоялся круглый стол редакторов старообрядческих СМИ. Участники совещания согласились с тем, что за последние десять лет освещение темы старообрядчества значительно улучшилось. Действительно, в последние годы в центральных и региональных СМИ выходит довольно много статей и фильмов о старообрядчестве, причем с позитивным подтекстом. В отличие от советского времени и даже 90-х годов XX века о старообрядчестве теперь пишут более объективно. В СМИ все больше публикуется достоверных исторических материалов, повествующих о традициях, истории и культуре старообрядчества . Благодаря работе Информационно-издательского отдела Московской Митрополии налажено сотрудничество с центральными средствами массовой информации, оказана консультативная помощь в съемках документальных и художественных фильмов.

Вместе с тем участники круглого стола отметили и недостатки в информационной работе. Несмотря на широкое распространение Интернета и широкую доступность печатной продукции, многие старообрядческие общины до сих пор находятся в информационной изоляции. По разным причинам они не общаются ни со старообрядческим и, ни со светскими СМИ, не предпринимают каких-либо усилий в деле проповеди Слова Божьего.

Также было отмечено, что наибольший негатив исходит от так называемых «старообрядческих форумов», пользователи которых не только распространяют дезинформацию, но и способствуют формированию негативного отношения к старообрядчеству .

Участники круглого стола отметили необходимость соблюдения правил журналистской этики, призвали всех старообрядческих авторов проповедовать Старую Веру, рассказывать о древлецерковных традициях, привлекать людей к старообрядческой тематике.

За прошедший год появились новые интересные издания, посвященные старообрядческой теме. Так, книга Д.А. Урушева «История русского старообрядчества » предназначена и для детей, и для взрослых. История нашей страны изложена со старообрядческой точки зрения, в основе которой лежит понятие неизменности и преемственности церковной традиции.

В монографии «Ксенос», написанной исследователем старообрядчества Р.И. Перекрестовым, исследуются проблемы, с которыми столкнулись старообрядцы России на важнейшем историческом этапе обретения собственной иерархии.

Книга старшего научного сотрудника сектора истории политической философии РАН Аллы Глинчиковой «Россия и Европа: два пути к современности» посвящена сравнительному анализу основных этапов становления современности на пространстве большой Европы. Большое внимание в книге уделяется теме раскола Русской Церкви XVII века и становлению гражданского общества в России.

В Костроме в этом году издана книга исследователя Н.А. Зотикова «Старообрядчески й епископ Геронтий (Лакомкин): крестный путь святителя». Епископ Геронтий (1877–1951 гг.) – уроженец Костромской губернии, один из наиболее выдающихся деятелей старообрядчества первой половины XX в., прославленный нашей Церковью в лике святых.

«Старообрядческая Покровка» – так называется книга исследователя Н.В. Абакумовой посвященная небольшому селу на севере Молдовы, основанному в середине XIX в. русскими переселенцами-старообрядцами. За годы проживания на молдавской земле старообрядцы Покровки сохранили свою веру и традиции, дали Русской Православной Старообрядческой Церкви двух высших иерархов.

В издательстве «Прогресс-Традиция» вышла книга известного исследователя знаменного пения доктора искусствоведения Николая Григорьевича Денисова «Старообрядческая богослужебно-певческая культура: вопросы типологии». Книга посвящена богослужебно-певческим традициям Русской Православной Старообрядческой Церкви. Ее основу составляет материал, исследованный автором на протяжении нескольких десятилетий, с 1980 годов до начала XXI века, и охватывающий старообрядческие общины разных епархий.

В настоящее время начат сбор материалов к книге, посвященной роли и истории старообрядчества в Великой Отечественной войне. Совет Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви, состоявшийся 2–3 сентября 2015 года, и Информационно-издательский отдел обращаются ко всем исследователям, занимающимся темой Великой Отечественной войны, а также ко всем, кто обладает информацией об участии старообрядцев в Великой Отечественной войне, с просьбой откликнуться.

К работе над книгой принимаются материалы по следующим направлениям:

— Старообрядцы – герои и участники войны.

— Старообрядцы – ветераны труда в годы войны.

— Известные личности периода войны – выходцы из старообрядческой среды.

— Старообрядческие архипастыри и рядовые священнослужители в годы войны.

— Отношения между старообрядчество м и государством в годы войны (закрытие и открытие храмов, судьбы монастырей, деятельность старообрядческой Архиепископии).

— Жизнь старообрядцев на оккупированных территориях СССР.

— Судьбы старообрядцев-эмигрантов в годы Второй мировой войны.

Большую роль в просветительской деятельности играет и сотрудничество с учеными, исследователями и краеведами. Конференции, круглые столы с широким участием научной общественности формируют устойчивые взаимоотношения между старообрядчество м и отечественной наукой.

14 ноября 2014 г. в Рогожской слободе г. Москвы в Доме причта состоялась научная конференция «Старообрядчество: история, культура, современность».

Этот, без преувеличения, один из самых известных научных форумов по старообрядческой тематике берет свое начало в 90-х годах.

За прошедшие годы конференция получила статус международной, в ней приняли участие сотни ученых практически со всех континентов. В этом году в оргкомитет конференции поступило свыше 80 докладов, из которых большая часть была одобрена к публикации в печатном сборнике.

15–19 мая в Москве прошли девятые Всероссийские краеведческие чтения. Это важное научное мероприятие представляет собой крупнейшую научную конференцию, посвященную вопросам изучения региональной истории и краеведения. Среди участников чтений – представители учебных заведений, академических научных учреждений, общественных объединений и организаций.

Уникальность чтений этого года заключается в том, что второй их день был посвящен старообрядческим памятникам и достопримечательностям столицы, истории и культуре старообрядцев Москвы и Подмосковья.

17 мая 2015 года в рамках празднования Международного дня музеев Музейно-библиотечно-архивный отдел Митрополии РПСЦ провел расширенный круглый стол с участием сотрудников Митрополии, ученых и всех желающих узнать об исследовательской работе по истории старообрядческого иконописания и культурных традициях старообрядчества. Это уже не первый круглый стол, приуроченный к Международному дню музеев. В этот раз все желающие могли осмотреть экспозиции двух выставок – «Календарь времени» и «Старообрядцы на службе Отечеству», проходящих в Доме причта в настоящее время. Помимо научных докладов был также продемонстрирова н новооткрытый и отреставрированный памятник из Покровского собора: шитая пелена, ранее размещавшаяся на одной из хоругвей, относится ко второй половине XVII века.

К 400-летию со дня рождения священномученика и исповедника протопопа Аввакума

В 2020 году исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума – богослова, выдающегося писателя, борца за «правую проповедь в свете», исповедника и святого мученика. Его труды и духовные наставления, а главное – его стойкость в защите православной веры, несут нам силу, бодрость и подкрепление на жизненном пути. Его подвиг позволил отстоять чистую, благочестивую, не подверженную реформам Церковь, которую он завещал нам, его потомкам. Он призывал непоколебимо держаться благочестивой древлеправославн ой Христовой веры и Церкви и тем заслужить жизнь вечную.

Сожженный Аввакум в итоге оказался победителем. Он победил тем, что был абсолютно правдив и искренен, непреклонен в своей любви к людям и Святой Руси. Именно эта жертвенная любовь позволила ему оставить нам в наследство бессмертные литературные творения.

«Житие» поражает неимоверным терпением, стойкостью Аввакума, с которой он переносил выпавшие на его долю лишения и невзгоды. Он пронес до кончины крест исповедника веры, никогда не отступая перед испытаниями, не сгибаясь под тяжестью своего креста. Все, кто читает «Житие», кто постигает величие подвига огнепального протопопа – испытывают глубокое почтение к нему за стойкость борца и талант писателя.

Надеюсь, что подготовка к празднованию юбилея свщмч. Аввакума позволит нашим соотечественника м лучше понять историю нашего отечества, научит беречь и преумножать русский дух, откроет им глаза на ложность чуждых для русского человека западных ценностей.

В связи с приближающимся юбилеем Совет Митрополии создал Комиссию по подготовке к 400-летию со дня рождения свщмч. протопопа Аввакума в составе председателя комиссии – митрополита Корнилия, протоиерея Леонтия Пименова, протоиерея Геннадия Чунина, иерея Николы Егорова, иерея Александра Панкратова, иерея Алексея Лопатина, чт. Дионисия Синельникова, В.И. Осипова, Н.В. Понырко, А. Емельянова.

К юбилею предполагается осуществить следующие мероприятия:

Совершить паломничество на родину св. Аввакума с крестным ходом из Большого Мурашкина.
Поставить церковь в Пустозерске во имя свщмч. и исповедника Аввакума.
Организовать духовный концерт, посвященный протопопу Аввакуму.
Поставить часовню в Григорове.
Создать художественный фотоальбом «По местам Аввакума».
Поставить памятный столп с иконными фресками на соборной площади Рогожского.
На базе Пушкинского дома в г. Санкт-Петербурге издать полное собрание сочинений протопопа Аввакума под редакцией Н.В. Понырко.
Провести на Рогожском научную конференцию, посвященную протопопу Аввакуму.
Собрать совещание всех старообрядческих согласий, посвященное протопопу Аввакуму, и провести его на Рогожском.
Установить памятный крест на предполагаемом месте захоронения супруги протопопа Аввакума Анастасии Марковны – около храма (м. Шаболовка).
В августе этого года в столице Бурятии г. Улан-Удэ состоялся Всестарообрядчес кий съезд, посвященный двухсотпятидесят илетию прибытия первых переселенцев-ста рообрядцев в Бурятию. В выступлениях участников встречи говорилось, в частности, о пребывании в этих местах, «в Даурии дикой», ссыльного протопопа Аввакума. Представители нашей Церкви совместно с представителями РДЦ и беспоповских согласий на встрече обсудили вопрос о совместном праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и приняли решение продолжить общую подготовку к этой исторической для всех старообрядцев дате.

Хотелось бы надеяться, что на нашем Освященном Соборе мы обменяемся мнениями по выполнению предлагаемых мероприятий, дополним их и наметим пути их осуществления. Думаю, что проведение юбилея послужит к укреплению нашей Церкви и сближению тех, кто чтит историю и традиции истинного православия.

О взаимоотношениях с иными конфессиями

Церковь Христова, с целью сохранения чистоты и святости, во все времена придерживалась состояния закрытости от ересей и стихий мира сего. В то же время святые отцы, основатели Церкви, никогда не были закрыты от бесед и споров с инакомыслящими. Этой открытостью и готовностью защищать свое упование отличались апостолы, которые шли к язычникам и инославным и, претерпевая страдания и мучения, делали все возможное, чтобы помочь людям избавиться от заблуждений в вере.

Проповедь евангельского учения, святоотеческого пути спасения, незыблемости канонических обрядов – долг каждого христианина нашей Церкви, а в особенности священнослужителей. «Закрытость» нужна нашей Церкви лишь в том, чтобы не допускать молитвенного общения с теми, кто пока еще не в единении с нами в вере.

Из истории нашей Церкви мы знаем, что диспуты, беседы и споры о вере проводили наши благочестивые предки в XIX и начале XX века. Были диспуты с представителями новообрядческой церкви, с беглопоповцами и с беспоповцами. Знаменитые старообрядцы – апологеты-начетчики еп. Арсений Уральский, Ф. Мельников, Д. Варакин и другие, обладая высокой степенью убедительности, глубоким знанием истории Церкви, канонических и уставных вопросов, отстаивали истинность и безупречность старообрядческой Церкви. Эти диспуты с оппонентами велись без крайностей – в спокойном, уверенном тоне, без надрыва, полемического задора и оскорблений другой стороны. Характерно, что перед диспутом стороны заранее договаривались о формате, правилах поведения, недопустимости перехода на личности во время беседы.

Не так давно прошли подобные диспуты старообрядцев и новообрядцев по вопросам причин и последствий Церковного раскола XVII века, на которых истинность, законность и канонический статус Белокриницкой иерархии защищали А. Антонов, Г. Чистяков, А. Муравьев и другие. Вел эти диспуты игумен Кирил Сахаров (РПЦ). Эти диалоги вывели из застойного состояния историческую традицию полемики с инославными и показали, что нам есть что сказать в открытых, честных и корректных диспутах с РПЦ и другими конфессиями. Эти встречи способствовали просвещению и вразумлению наших оппонентов и еще раз подтвердили каноничность нашей Церкви. Думаю, что у тех, кто познакомился с материалами этих диалогов, сформировалось более правильное отношение к нашей Церкви, появилось сочувствие и уважение к ней, а также возникла мысль о необходимости покаяния за последствия раскола XVII века и возвращения к дораскольному строю православной Церкви.

В настоящее время наша Церковь ведет диалог о каноническом статусе Белокриницкой иерархии с представителями РДЦ. Идея этого диалога возникла несколько лет назад во время моей встречи с предстоятелем РДЦ патриархом Александром. Мы договорились об условиях этой беседы и ее участниках. На сегодняшний день прошло уже несколько этапов нашего диалога, в котором каждая сторона аргументированно разрешает неясные для оппонента вопросы в доступной для всех письменной форме. Эти вопросы и ответы обсуждаются с обеих сторон на Советах Митрополии и Соборах и заверяются подписями архиереев, с последующей публикацией материалов в СМИ. Хочется надеяться, что продолжение этого диспута послужит сближению их позиций по каноническим вопросам, взаимному уважению и доверию.

Совсем недавно начался диалог с представителями РПЦ «О каноническом статусе Белокриницкой иерархии». Целесообразность начала этого процесса несколько раз обсуждалась на Совете Митрополии, 4 сентября 2014 г. и 5 февраля 2015 г., когда было принято решение:

– Создать комиссию по ведению диалога с Русской Православной Церковью о признании законности Белокриницкой иерархии в составе:

протоиерей Евгений Чунин, иерей Вадим Коровин, иерей Александр Панкратов, А.В. Антонов.

– Предложить провести первую встречу комиссий на Рогожском в срок с 31 марта по 2 апреля с.г.

31 марта 2015 года в Митрополии Московской и всея Руси, при участии митрополита Корнилия, состоялась первая встреча комиссии Русской Православной Старообрядческой Церкви и рабочей группы Московского Патриархата.

Встреча стала началом диалога по вопросу о каноническом статусе иерархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. В результате собеседования, проходившего во взаимоуважительной атмосфере, было принято решение начать обмен письменными вопросами и ответами по теме диалога. Представители Московского Патриархата выразили намерение направить в старообрядческую Митрополию первую группу своих вопросов.

Диалог с новообрядцами нужен, в частности, для того, чтобы как можно больше людей ознакомились с правдой старой веры и через это нашли пути для спасения своих душ, а не для того, чтобы доказывать истинность и законность Белокриницкой иерархии – это для нас несомненно. Подобные беседы не имеют цели «смешения» с новообрядцами в некоем «экуменическом союзе», как оценили начало этого диалога «ревнители не по разуму». Кстати, определение экуменизма было принято на нашем Соборе 2007 года:

– Экуменизм является совокупностью еретических учений и утверждает возможность спасения в других вероисповеданиях , размывает границы Церкви и разоряет ее канонический и литургический строй.

– Современный экуменизм стремится к созданию некой «общей религии» на основе существующих вероисповеданий и, являясь инструментом глобализации, ведет к уничтожению истинных духовных ценностей.

Из этого определения следует, что нынешний диалог с РПЦ никак нельзя назвать экуменическим.

В диалоге с РПЦ, который исключает унию и насильственное объединение, можно опираться на опыт святых отцов Церкви. В 103-м правиле Карфагенского Собора приводится текст обращения к еретикам-донатис там в V веке, по сути своей, являющийся призывом святых отцов к мирному диалогу, чтобы с помощью Божией разрешить взаимные недоумения на пути преодоления существующих разделений: «Соберите ваш собор, изберите из среды вас тех, которым подобает вверить дело оправдания вашего; да и мы возможем тожде сотворити, то есть да изберутся от нашего собора долженствующие с избранным из среды вас, в известном месте и в известное время мирно изследовать все подлежащее вопрошению».
О взаимоотношениях с Русской Древлеправославн ой Церковью

Теперь хотелось бы коснуться вопроса о взаимоотношениях с РДЦ.

Как уже отмечалось в докладе, продолжается обмен взаимными посланиями с РДЦ. В вопросах и ответах с обеих сторон проясняются те недоразумения, разрешение которых способствует снижению уровня предвзятости и недоверия, формируя доброжелательные и доверительные отношения. Положительными моментами наших взаимоотношений с РДЦ можно считать переговоры о подготовке к празднованию юбилея протопопа Аввакума, начатые на недавней встрече в Улан-Удэ, а также начало совместного перевода Святого Евангелия на русский язык для домашнего чтения с соответствующими комментариями.

Позитивным событием в наших взаимоотношениях с РДЦ можно назвать недавно состоявшуюся передачу в ведение РДЦ церковного здания в городе Саратове. Подготовка к этому событию проходила несколько последних лет и была подтверждена Освященным Собором РДЦ в декабре 2014 года. В отчете о Соборе сказано: «Участники Собора с одобрением отметили деятельные усилия, приложенные РПСЦ для разрешения саратовской проблемы. Также участники Собора обсудили вопрос о возможности совместного использования возвращаемого старообрядцам храма в городе Тула».

Трагическое разделение Церкви, объединявшей христиан, исповедующих Святое Евангелие и чтущих Имя Христово и поэтому имеющих общую дораскольную историю, именующих себя старообрядцами или староверами – это наша общая боль и обязывает нашу Церковь искать пути к установлению отношений мира, доброжелательнос ти и сотрудничества с представителями РДЦ и со старообрядцами, которые не приемлют священства.

Мы призываем всех древлеправославных христиан способствовать тому, чтобы вместе выступать перед всем обществом по вопросам правовой, исторической, гуманитарной, а также весьма необходимой духовно-нравстве нной и просветительской деятельности.

Заключение

Неоспоримым фактом является то, что мы живем в очень сложный период истории человечества. Тревоги и трудности нашего времени касаются практически каждого человека. Жизнь многих народов и отдельных людей напоминает корабль, который попал в шторм, потерял управление и несется по морю, готовый в любой момент разбиться о скалы. Те, кто на корабле, в панике, не знают, где они находятся, куда несут их волны.

Когда беды и испытания приходят в страну, или в семью, или в жизнь одного человека, то мало успокоить бедствующих, сказав, что не происходит ничего страшного, что скорби ниспосланы Богом. Господь не желает, чтобы Его создание, человек, погибло. Да, скорби попускаются Богом, от человека требуется не только терпение в перенесении испытаний, но и духовные усилия, преобразование души, следствием чего будет и радость от победы.

Христианин должен помнить призыв апостола: «Не скорбите, яко же и прочие не имущие упования» (1 Фес. 4, 3), т.е. мы, христиане, должны идти среди искушений и бед, имея упование на помощь и заступление Владыки Христа.

Да, мы живем в эпоху разных кризисов, но нам не надобно унывать или уповать на те ценности, в которых «несть спасения». Эти трудности пройдут, если мы доверимся Богу, Который управляет миром, а тех, кто не отступает от Его заповедей, Господь обязательно наставит и защитит.

Пускай сегодня в мире силы зла творят насилие и беззаконие, но мы-то знаем, что без попущения Божия они не имеют над людьми никакой власти, о чем говорит Евангелие. Слова Христа, обращение к Пилату: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19, 11), говорят нам о том, что все, что делается в мире, происходит по Божию попущению. То, что сейчас происходит, это результат нравственного кризиса и духовного опустошения людей, их злоупотребления материальными благами, поглощенности наслаждениями временной жизни.

Мы должны призывать Бога помочь нам, чтобы Своим промыслом Он избавил нас от бедствий. При каком условии Бог может нам помочь? Только если мы обратим свое сердце к Нему, от всей души раскаемся, в смирении признавая свою жизнь греховной. В истории человечества пророки всегда называли грех и отступление от заповедей Божиих причиной бед и испытаний, находящих на людей, призывали к покаянию и изменению образа жизни, чтобы предотвратить грядущие на мир скорби. Но, к сожалению, наставления пророков люди не всегда хотели слышать и продолжали жить в грехах.

Творящееся в мире зло совершается не оттого, что кучка богоотступников, наученных дьяволом, замышляет беззаконие, а оттого, что мы сами своей греховной жизнью сближаемся с дьяволом, удаляем себя от Бога и Его покровительства, и этим, как следствие, навлекаем на себя гнев Божий.

Итак, чтобы избежать этого гнева, нам необходимо покаяться, но не поверхностно и формально, не на какое-то время, а решительно изменить греховный образ жизни, обрести новое благое мышление, отбросив себялюбие, поставив в центр нашей жизни Христа и Его заповеди.

Сегодня можно заметить стремление народов и различных групп людей к свободе и независимости.

Ошибочное понимание свободы есть большой соблазн, когда под видом призыва к свободе люди могут становиться рабами греха, освобождать себя от нравственных законов христианства, об этой опасности писал апостол Павел, предупреждая: «Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5, 13).

Ныне защитники «либеральных ценностей» пытаются навязывать нам их понимание свободы и возмущенно протестуют, когда пресекается их деятельность. Западные защитники вседозволенности не обращают внимания на попрание Божиих законов в своих странах, где пропагандируется содомия, узаконены однополые браки, вводятся запреты на почитание христианских символов в общественных местах, ношение нательного креста и так далее.

Хочется спросить этих борцов за свободу: для чего и от чего вам нужна свобода? Ответ напрашивается сам собой – им нужна свобода от Божиих заповедей, чтобы творить грех.

Бог, прежде всего, ждет от человека внутренний свободы, свободы от греха, от рабства страстям – «от работы вражией», от всего того, что отдаляет нас от Бога. Когда человек, поборов в себе рабство греха, станет свободным, он сможет создать вокруг себя свободное сообщество единомышленников .

На Руси в судьбоносные времена наши благочестивые предки возносили свои молитвы ко Господу, прося ниспослать мир, тишину, отвести грозные тучи от родной земли. Они, несомненно, и сейчас за нас молятся, чтобы пронеслась гроза мимо и чтобы мы осознали и исправили свою греховную жизнь. Нам нужно молиться о даровании укрепляющей веры в то, что Христос не оставит Свое «малое стадо», ибо Он говорит в Евангелии: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14, 1).

Страх есть порождение неверия!

Даже насильственной смерти верующий не страшится, потому что твердо знает – Христос победил смерть!

Чего нас могут лишить наши враги? Денег? Имущества? Поработить нашу страну? Чего нам бояться? Потери земных благ? А могут ли они забрать в плен нашу душу, поработить и уничтожить нашу православную веру? Нет, если мы будем крепки в нашей вере!

Самое дорогое, что у нас есть, это душа, преданная святой вере, все остальное имеет малое значение. Это доказали нам наши предки старообрядцы во время жестоких гонений на религиозную свободу. Все муки они с Божией помощью претерпели, но сохранили свою душу и веру православную.

Если человек хранит свою душу от греховного рабства, то никто и ничто ему не может навредить, но если он будет служить своим страстям и мамоне, то, как говорит Господь, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за свою душу?» (Мк. 8, 36). Поэтому будем с молитвой спокойно делать все, что в наших силах, во славу Божию, спасать, сберегать свою душу, не взирая на угрозы происходящих в мире событий. Как говорит пророк Давыд: «Вскую (зачем) прискорбна еси душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога» (Пс. 41), то есть Господь рядом с тобой, и, что бы ни произошло, не бойся, а только веруй.

Если Бог с нами, то кто против нас? Что бы ни было попущено нам Богом за наши грехи – все претерпим, понимая, что мы сами являемся причиной находящих на нас скорбей. Не будем страшиться коварных сил мира сего, а будем бояться слабости нашей веры.

В наши нелегкие времена испытаний мы, христиане, будем поддерживать друг друга своей любовью, состраданием и молитвою. С надеждой на Бога, на заступление Его Пречистой Матери, на молитвы всех святых, опираясь на опыт и стойкость в вере наших предков, мы сможем не только справиться со всеми грядущими испытаниями и бедами, но и при этом закалиться, очиститься в этом противостоянии и в результате принести Богу плод нашего упования, терпения и покаяния – нашу спасенную душу.
Боголюбивые участники Собора!

В этом году исполняется десять лет, как Освященный Собор призвал меня стать предстоятелем нашей Церкви.

С Божией помощью за это время Церковь жила в духе мира и христианской любви, открытости и единения, преодолевая раздорнические нестроения, отвергая еретические воззрения, решая свою главную задачу – вести ко спасению души человеческие.

Перед нашей Церковью стоят еще многие задачи, решение которых требует совместных усилий, времени и материальных средств, но хочется надеяться, что дарованная Господом свобода позволит нам их осуществить и в дальнейшем исполнять завещанную нам, христианам, миссию – свидетельствоват ь миру о возможности спасения в истинной православной Церкви.

Верю, что и в будущем Господь подаст нам необходимое разумение, чтобы вовремя видеть опасности и соблазны, подаст мужество и решимость, чтобы преодолеть все козни дьявольские, не пугаться трудностей и иметь веру, надежду и любовь к Господу и ближним.

Думаю, что у нас есть силы и взаимопонимание, чтобы справиться с этими трудностями. Да поможет нам Бог совершить сей Собор в единении, мире и взаимной любви, в Дусе Святе!

Испрашиваю ваших усердных молитв, братие, чтобы Господь даровал мне, недостойному и грешному рабу Своему, смирения и терпения, разума, христианской любви и помощи Божией ко всеобщему нашему спасению.
Бог мира и любви и мое архипастырское благословение да будут со всеми вами!

Смиренный Корнилий, Митрополит Московский и всея Руси

Поделиться: