О хождении по храму

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС

    Став на свое место, надо и находиться на нем в течение всей службы, в молчании, сосредоточении ума на смиренной молитве Богу о своих прегрешениях и во внимании ко святому чтению и пению. Необходимо стремиться к тому, чтобы без крайней необходимости не ходить по церкви вообще, а в определенные части службы всякое передвижение воспрещено церковным Уставом. Никакое хождение, а тем более разговоры, не допускаются в следующих случаях:

    1) во всяком начале любой из служб, то есть от начального возгласа священника или уставщика до молитвы «Приидите поклонимся»;

    2) во время чтения в начале Утрени шести псалмов, начинающихся словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (ексапсалмы). Эти псалмы имеют особое молитвенное содержание и духовное значение, поэтому во время их чтения не только нельзя ходить, но и стоять положено с наклоненной к груди головой, «во образ смирения и покаяния»;

    3) во время чтения Апостола и Евангелия. Как и при чтении ексапсалмов, в это время молящиеся стоят с опущенной головой, смиренно внимая слову Божию;

    4) во время чтения или пения Символа Православной веры: «Верую во Единаго Бога…»;

    5) во время чтения молитв «Трисвятого» и до «Отче наш», в какой бы момент богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда «Отче наш» поется или читается отдельно (на Литургии или на Часах);

    6) во время пения Великого Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается;

    7) во время произнесения старшим в службе (лицом, завершающим службу) отпуста (который обычно начинается словами «Христос, истинный Бог наш…», или «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради…»);

    8) на Божественной литургии во время пения (или чтения на Часах) «Единородный Сын…»;

    9) во время пения «Херувимской песни» («Иже херувими…») и совершения переноса жертвенных хлеба и вина; во время пения «Иже херувими…» до и после переноса молящиеся должны стоять с наклоненной главой с чувством смирения и покаяния. Следующая после «Херувимской» часть Литургии также является по своему содержанию весьма ответственной духовно. Именно тогда, в отрезке времени между «Иже херувими…» (после Великого входа) и «Достойно есть», и совершается собственно преложение (Таинственное превращение) хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Исуса Христа, поэтому хождение по храму в эти минуты запрещается. Не принято ходить и во время пространного пения клиросами «причастна», указанного Уставом стиха из Псалтыря, во время исполнения которого (после возгласа «Святая святым») священство причащается в алтаре и приготовляет святые Дары для причащения молящихся;

    10) во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12 частей (кондаков и икосов), заканчивающихся поочередно словами «Радуйся, Невесто Неневестная» и «Аллилуйя». Акафист (или, правильнее, акафисто) читается в церкви в посты, на так называемых «правильных канонах», после общего начала Исповеди, а также, по особому уставу, на Утрени в субботу 5-ю Великого поста, в службе Похвалы Пресвятой Богородице (в современной практике — в 5-ю пятницу Поста вечером).

    Во время службы нельзя разговаривать с прихожанами (тем более с опаздывающими). По делу же надо сказать коротко и шепотом или указать молча. Сотрудники храма и дежурные миряне должны соблюдать те же правила и должны быть примером для прихожан, а в случае нарушения тишины или порядка — делать замечания. Однако замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, т.е. увещевать, а не раздражаться. Не гнать инаковерующих, только указать отведенное для них место. Помни: если ты отвратишь от истинной веры хоть одну душу, то погубишь свою.

    Если во время службы возникла острая необходимость выйти из храма (только не во время вышеперечисленных случаев особенного благоговения), то следует помолиться 3 поклона (в пояс) с молитвой: «Боже, милостив…» — и тихо и скромно выйти… Входя обратно, у дверей прислушайся, что читается или поется, — если что-то из «тех случаев», то обожди у дверей, затем пройди на свое место, помолись также три поклона с молитвой «Боже, милостив…» и вникай в общую церковную молитву.

    Находясь в храме, не осуждай невольных ошибок служащих и прихожан, полезнее будет сокрушаться и вникать в собственные грехи, недостатки и просить Господа помиловать нас. Если во время богослужения кто-то мешает молиться, постарайся справиться с этим искушением, не раздражаясь, или отойди в другое место.