О возлиянии елея

Поиск

Предстоящие события

После того как священник вложит в руку умер­шего прощальную грамоту, певцы
поют от лица усопшего умилительную стихеру:

Зряще мя безгласна и без
дыхания предлежаща, восплачитеся о мне вси братие и друзи, сродницы и знаемии.
Ибо во вчерашний день с вами глаголах, но внезапу ми прииде страшный час
смертный. Но приидете ко мне любящии мя и лобзайте мя последним целованием. Не
к тому бо с вами пойду, или собеседую прочее. К Судии бо гряду, идеже лицу
приятия несть. Раб и владыка купно предстоят, царь и воин, богат и нищ, в чину
равне. Кождо бо от своих дел или
прославится, или осудится. Но молю вся и припадаю, о мне помолитеся ко
Господу, да не сведуся по грехом моим в место мучения, но да учинит мя, идеже
есть свет живота.

Эти слова — каждый от своих дел или
просла­вится, или осудится —
да будут памятны нам всег­да. А нашим главным
заветом в час исхода из жизни да станет прошение ко всем христианам — непрестанно
молиться о нас.

Если священник провожает тело до могилы сам, то эту стихеру надо петь уже
на кладбище или под­ходя к нему. Но где такой возможности нет, погре­бение до
конца служат в храме. Потребники XVII века о таком порядке ничего не говорят,
но именно этот последний способ широко распростра­нился во времена гонений,
когда старообрядческие священники не могли совершать никаких служб вне
церковных стен. Также внутри храма часто совер­шают до сих пор и следующий
обряд — возливание елея.

Вложив в руку покойного лист с разрешитель­ной молитвой, священник
разрывает нить, сбираю­щую наголовие савана, и спускает наголовие на лицо
умершего. Убирает и покров, а полотно, сло­женное под ним вдвое, расправляет,
закрывая тело с ног до головы. Теперь священник, встав справа от усопшего,
крестообразно поливает его маслом, на­чиная от головы. Блаженный Симеон
Солунский советует брать масло из алтаря; некоторые свя­щенники берут его от
лампад седмисвещника. Если же петь погребение приходится в часовне или в
простом доме, а масло из алтаря не припасено за­ранее, то можно взять его от
любой лампады. Если умерший был соборован маслом, то его остат­ки
предпочтительно выливать вместе с лампадным маслом.

Но поливают маслом всех усопших, независимо от того, были они соборованы
или нет. Св. Диони­сий Ареопагит толкует этот обряд следующим об­разом: «При
Крещении помазание елеем воззывало крещаемого к священным подвигам, а теперь
воз­лияние елея указывает на то, что усопший потру­дился в этих подвигах и
достиг совершенства». Этот же смысл содержит в себе и псалом 23, кото­рый при
этом священник должен читать, особенно такие его слова: Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его?
Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият на суе душу свою, и не клятся
лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа…

Поэтому псалом должен быть прочитан вслух весь до конца, как это указано в
чинах иноческого и священниче­ского погребения. Дело в том, что в чине мирского
погребения в этом месте для краткости приводятся лишь первые слова псалма,
из-за чего многие свя­щенники их произнесением и ограничиваются. А это
несколько затемняет само значение обряда.