В противоположность погребальным обычаям людей, не знающих истинного Бога,
содержание церковного чина погребения православных христиан не усиливает
скорбь, не возбуждает безмерного плача, но вселяет надежду на будущее воздаяние
праведным, а нас, грешников, побуждает следовать по их скорбному, но
спасительному пути.
Об этом говорит, например, читаемый в начале погребения псалом 118 (Блажени непорочнии в путь). Вот как
изъясняет его содержание св. Афанасий Великий: «Пророк описывает житие святых,
подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов
(греховных мыслей), сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем
святые одерживают победу: закон, словеса Божии, терпение, помощь свыше. И
наконец, что последует за трудами: награды, венцы, воздаяние».
Таким образом, в словах псалма раскрыт нам жизненный урок для поучения и
спасения нас, живущих на земле и совершающих память умершего брата.
Весьма трогательны и поучительны осьмогласные стихеры прп. Иоанна
Дамаскина. Песнопевец обнажает перед нами тщету суетной мирской жизни, но при
этом являет свет жизни будущей и прославляет показанный Господом спасительный
путь к ней. Он рисует печальную картину смерти и тления и в то же время
говорит, что смерть всего лишь сон для верующего во Христа. Он в каждой строке
зовет нас к покаянию и вдохновляет надеждой на нестареющееся блаженство
в царстве праведных.
Между псалмами и стихерами священник (или диакон) многократно кадит
фимиамом умершего, весь храм и молящихся и призывает их усилить молитвы.
Фимиам, приносимый Богу, служит умилостивлением за усопшего и знаменует жизнь
его в правой вере и благочестии. В эти мгновения даже привычные нам слова
прошений приобретают новый, более значительный, смысл.
Св. Симеон Солунский так, например, толкует слова заупокойной ектении: «Диакон…
говорит громко: паки и паки миром Господу
помолимся, научая нас, чрез случившуюся смерть, примирению, потому что и мы
умрем, и тому, чтобы мы, примирившись между собою, молились об умершем и хоть в
чем-нибудь помогли ему своею молитвою, чтобы был мир с ним, после того как он
примирился с Богом. Потом молится об упокоении души усопшего, о прощении ему
всех грехов и о том, чтобы Господь учинил душу его в селех праведных, — и все единогласно поют спасительнейшую
молитву Господи, помилуй. Он также призывает
всех испросить у Христа милости Его почившему, Царство Небесное и оставление
грехов. Священник же, тайно принеся перед этим с благоговением молитву Богу и
наименовав его Богом духовом (т.е.
Ангелов и душ) и всякой плоти (т.е.
облеченных плотию людей), молит Его
упокоить и душу усопшего в месте покоя,
откуда отбеже (т.е. удалилась) всякая
печаль и воздыхание, и простить всякий грех, совершенный делом, словом и
мыслию, потому что никто же без греха, токмо
Он един, безгрешно вочеловечившийся. Он праведен, и слова Его — истина, потому
что Он сам есть Истина и Он сказал: Аз
есмь воскресение и жизнь (Ин. 11, 25). Посему и священник, возглашая это,
обращается к Богу: Яко Ты еси воскресение
и живот и покой усопшему рабу Твоему, Христе Боже наш; ибо мы надеемся, что
и почивший живет (душею), воскреснет (в день всеобщего воскресения мертвых) и
найдет (уже вместе с телом) упокоение в Господе».
После стихер возглашаются евангельские блаженства:
Блажени нищии духом, яко
тех есть царство небесное.
Блажени плачущии, яко тии
утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии
правды, яко тии насытятся.
Блажени чистии сердцем,
яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды
ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда
поносят вам, и изженут (т.е. изгонят) вы, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще
Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся,
яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 3-12).
По толкованию святых отцов, в этих словах Господних нам предлагаются как бы
ступени восхождения к совершенству. Поучение о пути вечного блаженства
пронизывает всю погребальную службу начиная с первых молитв о блаженной памяти усопшего и стихов Блажен, его же избра и прият и Господь.
Псалом Блажени непорочнии утверждает
нас на незыблемом основании всякого блага — на законе Господни. Теперь само Воплощенное Слово Божие открывает нам
совершенство блага.
«Они (святые) достигают блаженств постепенно; сделавшись нищими ради
Христа, они являются кроткими; явившись кроткими и бесстрастными, алчут правды;
от правды переходят к милости; от милости же — к чистоте души, от чистоты души
— к любви к ближнему и заботе о мире его; потом возводятся к совершеннейшей
любви — любви к Богу и, ревнуя об Его истине и правде, терпят гонения, еще
более страдают, подвергаются поношению и изгоняются за благочестие и веру;
переносят клевету за Господа и, страдая, радуются… потому что их мзда многа
на небесах (Лк. 6, 23)» (Симеон Фессалоникийский).
Следующие за сим чтения из Апостола и Евангелия утверждают нас в надежде
воскресения и в неизбежности праведного нелицемерного суда над всяким
человеком. Их смысл настолько ясен, что не требует подробного толкования.