О церковном погребении

О церковном погребении

В противоположность погребальным обычаям людей, не знающих истинного Бога,
содержание церковного чина погребения православных христиан не усиливает
скорбь, не возбуждает безмерного плача, но вселяет надежду на будущее воздаяние
праведным, а нас, грешников, побуждает следовать по их скорбному, но
спасительному пути.

Об этом говорит, например, читаемый в начале погребения псалом 118 (Блажени непорочнии в путь). Вот как
изъясняет его содержание св. Афа­насий Великий: «Пророк описывает житие святых,
подвиги их, скорби, труды, также восстания демо­нов, тысячи внушаемых помыслов
(греховных мыс­лей), сети и прочие средства к уловлению, а вместе и то, чем
святые одерживают победу: закон, сло­веса Божии, терпение, помощь свыше. И
наконец, что последует за трудами: награды, венцы, воздая­ние».

Таким образом, в словах псалма раскрыт нам жизненный урок для поучения и
спасения нас, живущих на земле и совершающих память умер­шего брата.

Весьма трогательны и поучительны осьмогласные стихеры прп. Иоанна
Дамаскина. Песнопевец обнажает перед нами тщету суетной мирской жиз­ни, но при
этом являет свет жизни будущей и про­славляет показанный Господом спасительный
путь к ней. Он рисует печальную картину смерти и тления и в то же время
говорит, что смерть всего лишь сон для верующего во Христа. Он в каждой строке
зовет нас к покаянию и вдохновляет надеждой на нестареющееся блаженство
в цар­стве праведных.

Между псалмами и стихерами священник (или диакон) многократно кадит
фимиамом умершего, весь храм и молящихся и призывает их усилить молитвы.
Фимиам, приносимый Богу, служит уми­лостивлением за усопшего и знаменует жизнь
его в правой вере и благочестии. В эти мгновения даже привычные нам слова
прошений приобре­тают новый, более значительный, смысл.

Св. Симеон Солунский так, например, толкует слова заупокой­ной ектении: «Диакон…
говорит громко: паки и паки миром Господу
помолимся,
научая нас, чрез случившуюся смерть, примирению, потому что и мы
умрем, и тому, чтобы мы, примирившись между собою, молились об умершем и хоть в
чем-нибудь помогли ему своею молитвою, чтобы был мир с ним, после того как он
примирился с Богом. Потом молится об упокоении души усопшего, о про­щении ему
всех грехов и о том, чтобы Господь учинил душу его в селех праведных, — и все едино­гласно поют спасительнейшую
молитву Господи, помилуй. Он также призывает
всех испросить у Христа милости Его почившему, Царство Небес­ное и оставление
грехов. Священник же, тайно при­неся перед этим с благоговением молитву Богу и
наименовав его Богом духовом (т.е.
Ангелов и душ) и всякой плоти (т.е.
облеченных плотию людей), молит Его
упокоить и душу усопшего в месте покоя,
откуда отбеже
(т.е. удалилась) всякая
печаль и воздыхание,
и простить всякий грех, совершенный делом, словом и
мыслию, потому что никто же без греха, токмо
Он един, безгрешно вочеловечившийся. Он праведен, и слова Его — истина, потому
что Он сам есть Истина и Он сказал: Аз
есмь воскресение и жизнь
(Ин. 11, 25). Посему и священник, возгла­шая это,
обращается к Богу: Яко Ты еси воскре­сение
и живот и покой усопшему рабу Твоему, Христе Боже наш;
ибо мы надеемся, что
и почив­ший живет (душею), воскреснет (в день всеобщего воскресения мертвых) и
найдет (уже вместе с телом) упокоение в Господе».

После стихер возглашаются евангельские блаженства:

Блажени нищии духом, яко
тех есть царство небесное.

Блажени плачущии, яко тии
утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии
правды, яко тии насытятся.

Блажени чистии сердцем,
яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды
ради, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда
поносят вам, и изженут (т.е. изгонят) вы, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще
Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся,
яко мзда ваша многа на небесех
(Мф. 5, 3-12).

По толкованию святых отцов, в этих словах Господних нам предлагаются как бы
ступени вос­хождения к совершенству. Поучение о пути вечного блаженства
пронизывает всю погребальную служ­бу начиная с первых молитв о блаженной памяти усопшего и стихов Блажен, его же избра и прият и Господь.
Псалом Блажени непорочнии утверж­дает
нас на незыблемом основании всякого блага — на законе Господни. Теперь само Воплощенное Слово Божие открывает нам
совершенство блага.

«Они (святые) достигают блаженств постепенно; сделавшись нищими ради
Христа, они являются кроткими; явившись кроткими и бесстрастными, алчут правды;
от правды переходят к милости; от милости же — к чистоте души, от чистоты души
— к любви к ближнему и заботе о мире его; потом возводятся к совершеннейшей
любви — любви к Богу и, ревнуя об Его истине и правде, терпят гоне­ния, еще
более страдают, подвергаются поношению и изгоняются за благочестие и веру;
переносят кле­вету за Господа и, страдая, радуются… потому что их мзда многа
на небесах (Лк. 6, 23)» (Симеон Фессалоникийский).

Следующие за сим чтения из Апостола и Еван­гелия утверждают нас в надежде
воскресения и в неизбежности праведного нелицемерного суда над всяким
человеком. Их смысл настолько ясен, что не требует подробного толкования.

 

Поделиться: