Главная » К сведению » Погребение и поминовение усопших » О тех, кто лишается церковного погребения

О тех, кто лишается церковного погребения

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

Церковное погребение и поминовение совер­шается только по умершим в вере в
Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и в Его воскресение, которое есть
начало нашего воскресения (1 Кор. 15). Св. Иоанн Златоуст в «Слове о терпении,
благохвалении и о еже не плакати об умерших» говорит, что «праведно умерших
провожаем пением духов­ным и песнями церковными, с ладаном и со свещами за ними
идя, в знак того, что они, окончив подвиг земного жития, отходят к Свету
истинному и вечной жизни». Праведными же называются те, которые хранили веру
Христову не поврежденной ересями и различными человеческими заблужде­ниями, но
веровали так, как научили нас свв. апо­столы по заповедям Священного Писания и
Цер­ковного Предания. А если и согрешали в чем, то исправляли себя покаянием
пред своими духов­ными отцами и достойно причащались Тела и Кро­ви Христовых.
Лишь по таковым следует служить церковное погребение, совершаемое, по возмож­ности,
духовным отцом умершего, и лишь таковые достойны поминовения за Литургией и за
всяким богослужением.

Это многократно подчеркивает и св. Дионисий Ареопагит, указывая, что все
песнопения и священ­нодействия над усопшим являют его богоугодность и
непорочность и предзнаменуют ожидающую его награду. Поэтому недостойно
совершать их над людьми вовсе не радевшими о своем спасении.

Кто же считается
недостойным церковного по­гребения?

1. Неверующие в Единого Бога, в Воскресение Христово и во всеобщее
воскресение мертвых и сознательно содержащие какие-либо губительные ереси.

2. Лишаются церковного погребения и всякого по­миновения самоубийцы.
Самоубийцы — это те, кто отверг над собою власть Божию, отказа­лся от
дарованной Богом жизни и от исполнения обязанностей по отношению к душе своей;
таковые совершенно лишаются христианскаго погребения и всякого поминовения
(14-е прав. Тимофея Александрийскаго).

3. К самоубийцам причисляются и те, кто, видя явную опасность для своей
жизни, например, боль­шие волны на реке, бушующий пламень, лютый мороз и т.п.,
и пренебрегая этой опасностью, без всякой разумной причины (т.е., например, не
ради спасения погибающих, но чтобы прославиться смелостью, удалью или победить
в споре, или в пьяном виде) бросаются в волны, или в глубину, или в пламень или
выходят из дома в легкой одежде в лютый мороз и вследствие этого поги­бают.
Таковые также лишаются церковного погре­бения и поминовения.

4. Умершие от вина, наркотиков, смертельного удара в драке, в которую
повлекли ярость, мщение или удаль, от подавления пищей, питием или костью,
когда с жадностью набрасывались на еду или глумились (вели разговоры со смехом)
во вре­мя еды и пития, также причисляются к самоубий­цам и лишаются церковного
погребения и помино­вения.

5. Считаются самоубийцами и те, кто сознательно нанес себе увечье, если их
действия имели смер­тельный исход. Наложивший на себя руки человек может
сподобиться молитв святой Церкви только в том случае, если покается в содеянном
хотя бы на смертном одре.

Самоубийцей не считается тот, кто совершил самоубийство, будучи помешан умом или одержим бесом, а
также подневольный человек, доведенный до этого постоянными лишениями и
истязаниями (Ответы Иоанна, патриарха
Константинопольского, на вопросы Феодора, еп. Саранского.). По таким
людям церковное погребение совер­шается.

6. Лишаются церковного погребения и поминовения умершие без покаяния. К
таковым относятся и те, кто хотя
и не были преданы порокам и жили воздержанно, но отрицали спасительную
благодать Божию в Св. Таинствах и поэтому не ходили в храм на молитву и дома не
молились, жили в не­законных, не освященных Церковью браках, не имели духовного
отца, не исповедовались в своих грехах и не причащались Тела и Крови Христовых.
Такой христианин поистине называется отступни­ком
от Церкви Христовой. По 45-му правилу Василия Великого, «тот, кто, будучи
христианином, ругается Христу, не получит пользы от (христианского) имени».

7. К умершим без покаяния причисляются и те, кто хотя бы и не отделился от
Церкви Хри­стовой, хотя бы и посещал св. храм и принимал св. Таинства Покаяния
и Причащения, но не сохра­нил данного на исповеди обещания не грешить и опять
впал в смертные грехи и до самой кон­чины не покаялся в них. О таковых сказано:
«И если кто у нас без покаяния умрет, то лучше бы таковому и не родитися. Ни
приноса за них в церковь Богу несть достойно приносити» (Книга Златоуст).

8. Лишаются церковного погребения и поминове­ния колдуны, чародеи,
гадатели, хироманты и астрологи,
занимающиеся спиритизмом и т.п., если не раскаются и не оплачут свои грехи.

И молитва за таковых может оказаться напрас­ной — она даже оскорбила бы
Бога. К ним можно отнести слова, сказанные Богом пророку Иеремии об израильтянах:
Не молися о людех сих и не проси, еже помилованным
быти им
(Иер. 7, 16). Согласно этому учат и свв. отцы, и учители Церкви. «Для
отшедших без веры (живой, деятельной), споспешествуемой любовью, и без общения
в Таин­ствах (Крещения, Покаяния и Причащения), на­прасно совершаются ближними
дела того благоче­стия, коего залога они не имели в себе, когда на­ходились
здесь (в земной жизни), не приемля бла­годать Божию и сокровиществуя (т.е.
собирая) себе не милосердие, а гнев» (Блаж. Августин). Также и св. Иоанн
Дамаскин учит: «Тот, кто вел жизнь порочную, которая вся была усеяна тернием и
исполнена скверн и нечистот, который никогда не внимал совести, но своею беспечностью
и ослепле­нием погружался в мерзость похотей, удовлетворяя всем пожеланиям
плоти и нимало не заботясь о душе, — которого мысли заняты были плотоугодием, и
в таком состоянии постигнут кончиною (т.е. умер), сему никто не прострет руки,
но так будет с ним поступлено, что ему не подадут по­мощи ни супруги, ни дети,
ни братия, ни родствен­ники, ни друзья: поелику Бог не призрит на него». (Слово
об усопших в вере. Хр. чтение, 1827 год. XXVI. 328).

 

Смерть при несчастных случаях, а также от разрыва сердца, от кровоизлияния
в мозг и т.п. не препятствует совершать церковное погребение и поминовение,
если жизнь умершего без покаяния по вышеизложенным причинам была христианской и
не отягощенной тяжкими грехами и если умер­ший не способствовал, хотя и
невольно, своей смерти (например, знал, что по болезни ему нельзя пить вино,
однако пренебрегал этим). При сомнении, можно ли совершать по умершему церковное
погребе­ние и поминовение, этот вопрос в каждом отдельном случае подлежит
рассмотрению епископа.

В наше время, когда семейное религиозное вос­питание затруднено и чаще
всего недостаточно, а окружение ему сильно противодействует, почти в каждой
христианской семье имеются живу­щие и умирающие без покаяния и молитвы, в чуж­дых
вере нравах и поступках. К этому прибав­ляются такие печальные обстоятельства,
как вы­нужденное отсутствие священства и удаленность храмов. Однако жизнь без
покаяния не может быть оправдана отсутствием священника, ибо мы имеем прямое
указание Апостола: Исповедуйте друг другу
согрешения ваша
(Иак. 5, 6).

Часто на вопрос, каялся ли умерший во грехах, родные отвечают: «Может, он
каялся, да только одному Богу». Предания святых книг действитель­но содержат
примеры того, что многие тяжкие грешники, покаявшиеся в слезах на смертном
ложе, когда никто их не видел, были прощены и приняты милосердным Богом.

Св. Афанасию Великому зада­вали такой вопрос: «Если кто-нибудь, учинив вели­кий
грех, осудит себя и начнет каяться, а потом через три дня умрет, что должно
думать о нем?» Святитель ответил на это следующим рассужде­нием: «Если он,
начавши покаяние, удержал душу свою от злых желаний, и дал обет Богу, что не
будет уже повторять содеянных им грехов, и в та­ком расположении назавтра
умрет: то Бог принял его покаяние, как и разбойника (Лк. 23, 40-43). Ибо начинать покаяние — в воле человека, а жить
или умереть зависит от Бога. Бог, по благости Своей, многих начинавших покаяние
восторгает от земли для их пользы, предвидя, что они опять пали бы и погибли,
если бы долее жили».

Но никто не должен откладывать покаяние на смертный час, ибо он может
настигнуть неожиданно. Именно так, неожиданно, умирают многие из тех, кто не
имеет духовного отца и не приносит покаяния во грехах своих, имея всегда эту
возможность; за это они и наказываются внезапной смертью, ибо злоупот­ребляли
долготерпением и милосердием Божиим. Если совесть отягощена злыми делами, но при
этом сохранила начаток добра, она всегда ищет возмож­ность очиститься. И
споручником, свидетелем на­шего покаяния может стать достойный доверия
собрат-христианин, если нет рядом с нами духов­ного отца — священника. Но тогда
на этом человеке лежит обязанность при первой возможности пере­дать содержание
такой исповеди священнику. По­каяние «из уст в уста» может быть более искрен­ним,
но оно возлагает большую ответственность на споручника кающегося. Он должен
строго хранить тайну исповеди и совершенно точно передать ее содержание
духовному отцу. В наше время, однако, чаще приходится прибегать к другому
средству. Доверенное лицо со слов кающегося (или он сам, если имеет силы)
записывает содержание исповеди на бумагу и посылает ее священнику в запечатан­ном
конверте.

На каком бы краю света ни жили мы — глав­ное, в мыслях и верованиях не
отторгать себя от единства церковного, жить достойно звания хри­стианского,
стремиться к братскому общению с еди­номысленными христианами — отцами и
братиями во Христе, — и тогда ходатайства и молитвы святой Церкви не оставят
нас никогда: ни в жизни сей, ни в жизни будущей.

Однако вопрос об умерших без покаяния ничуть не менее остро стоит и там,
где имеются духовные пастыри. Обычно в старообрядческой Церкви он решается
строго, на основании указаний в нашем Церковном Предании. Общим руководством
служит содержащееся в чине исповеди утверждение: «Аще убо христианин без
покаяния умрет, то не достоит над ним иерею пети, ни приношения зань при­нести,
яко не исполнил есть закона Божия и веры христианския» (Бол. Потребник, л. 170). Можно привести еще некоторые сходные
свидетельства, идущие из древности. На­пример, в древней русской Кормчей,
которая не­сколько шире по составу, чем современная нам печатная Кормчая, под
именем св. Иоанна Златоустого приводится следующая заповедь: «Аще ли (кто)
будет здрав и не пришед в церковь, то пер­вое покажи (т.е. вразуми) его, яко
отец чадо, а во второе, аще тя не послушает, паки покажи его словом Божиим пред
треми человеки. И потом, аще не слушает, то не приемли его просфиры, ни кутию и
отрини (т.е. отлучи) его от Церкви, и об­рок родителям его не благослови, и
паче посрами его пред многами, еда како помянется (т.е. оду­мается)». Но только
если все эти меры окажутся тщетными, учит Кормчая: «И аще умрет, не погреби
его. И потом да весте, яко мнози помянутся».

К сожалению, в наше время чаще всего испол­няется только последнее. Всех
тех обличений и на­ставлений, которых требует от священника указан­ное правило,
чаще всего не бывает. И это притом, что в те давние времена обличать нечестивца
могли родные и соседи, против него было все обществен­ное мнение. Сейчас,
напротив, весь мир ополчается на христианскую душу, а проповедь веры или вовсе
не слышна, или явно недостаточна. Если в тяготах современного состояния Церкви
священник вольно или невольно оставляет важнейшую свою обязан­ность — проповедь,
— сохранит ли паства сама, несмотря ни на что, непорочной веру и нравствен­ность?
Односторонняя строгость, не подкрепленная постоянной заботой о сохранении и
приумножении духовного стада, сама по себе не умножит и не сохранит его.

Даже справедливо отказывая в церковном по­гребении умершим без покаяния,
священник может молиться сам за этих несчастных потерянных овец, которых он не
мог обратить к Богу в их жизни. Ибо для пастыря доброго, душу полагающего за
овец своих, должно быть естественно желание спасти каждую из них, милосердие,
которым святые и упо­добляются Богу. Будите
убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть
(Лк. 6, 36). Святый Иоанн
Златоуст поучает, что молящийся об умерших во грехах «не осужден будет, но и приятен
паче, и похвале достоин» (Толковый
Апостол, л. 881).

Приведем и другие его замечательные слова: «Оплакивай… имевших власть
омыть свои грехи и не восхотевших: их да оплакиваем все — наедине и вместе…
Будем же плакать о них, поможем им по силе, умыслим некую помощь, хоть и малую,
однако способную помочь. Как и каковым образом? — Молясь сами и других прося
молитвы творить, ни­щим за них давая часто… Не зря законоположено от апостолов,
чтобы при страшных Таинствах бы­вало поминовение отшедших, ибо известно, что
великая помощь им от сего бывает,
великая польза. Ибо когда стоят
все люди, воздевая руки, все со­брание
священства, и предлежит страшная
Жертва, как мы не умолим Бога,
прося о них!» (Беседы апостольские).

Однако приведенные выше выписки из творений вселенского учителя о молении
об умерших во гре­хах следует
понимать в свете общецерковного Пре­дания, как это понимал и сам св. Иоанн
Златоуст; ибо грех греху рознь, как
об этом учит ап. Иоанн Бого­слов (1 Ин. 5, 16-17) и о чем конкретнее выше было
указано.