О предании земле

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Новостной сюжет телеканала «Мир» о визите президента на Рогожское
  • Визит президента России Владимира Путина в Рогожский духовный центр
  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.

Наконец, священник произносит отпуст, вслух читает разрешительную молитву.
Как указывается в Потребнике, эта заключительная часть погребаль­ного
последования должна совершаться над гробом перед опусканием его в могилу.

Уже в старину там, где священнику не было возможности провожать гроб до
могилы, обряд «предания земле» символически совершали внутри храма. В таком
случае небольшим количеством сухой земли или песка священник посыпает не за­крытый
гроб, а лежащее в гробу, покрытое полот­ном тело, подобно тому, как и возливает
масло. При этом он говорит: Вся от земли,
и вся в землю посылаеши, Господи, душу раба Своего, юже прият, со святыми покой
.
Иначе говоря: «Все взятое от земли, то есть все тленное, смертное, ты посылаешь
в землю, Господи. А бессмертную душу, которую Ты взял, упокой со святыми».

За каждым погребением мы слышим эти слова, но в нашем народе веками не
переводится преврат­ное, идущее от язычества мнение, что главное в церковном
погребении — именно «предание покой­ного земле». Многие считают, что неотпетого
покой­ника «не принимает земля», и боятся, что он будет пугать своих родных в
сновидениях или наяву. Поэтому часто люди правдами и неправдами доби­ваются
церковного погребения даже для таких лю­дей, над которыми оно явно незаконно и
кощун­ственно. Получая отказ в своей Церкви, они отпе­вают покойника у
новообрядцев, объясняя, что «нет другого выхода». В таких случаях родными
движет не забота о душе умершего, но одно лишь желание исполнить обряд
«предания его земле». Но ведь сами возглашаемые священником слова ясно гово­рят,
что земля принимает всех сынов Адама — праведных и грешных, верных и неверных.
Потому и говорится: вся в землю (Ты,
Господи) посылаеши. И не о том
молится иерей, что совершается извечно по естеству, но об упокоении души умер­шего
со святыми. А как раз до этого и нет дела суеверным людям. Они не призывали
своего со­брата к покаянию во время его жизни, а теперь, когда он умер и идет к Судии, идеже лицу приятия несть,
они не хотят рыдать о его душе перед Богом, творя пост и милостыню, а стремятся
лишь бездумно исполнить обряд, смысла которого не понимают и который не может
оказать помощи умершему без покаяния.

Земля еси, и в землю отыдеши, — сказал Господь Адаму после его грехопадения. Эти слова выразили
отвержение праотца от изначальной чести и славы. Но во Христе мы, потомки
Адама, при­званы от тления в нетление, в славу вечную: от смерти убо к жизни, и от земли на небо Христос Бог нас превел
есть…
(канон Пасхе, песнь 1-я).

Цель жизни верующего — сподобиться вечного царствия со Христом после Его славного
Второго Пришествия. Так неужели, имея такие великие обетования, мы будем
стремиться не в светлую жизнь, но в темную землю, в забвение и мрак?

Вернемся к некоторым особенностям обряда предания земле. Если он
совершается в храме, то после него родным уже не следует открывать лицо
усопшего. Однако если по каким-то непредвиден­ным обстоятельствам это все-таки
произошло, то не надо отчаиваться. Ибо некоторые несведующие люди считают, что
если после посыпания землей лицо покойника открыли, его следует заново отпе­вать.
В ответ на это суеверное представление уже было сказано, что цель церковного
погребения со­стоит не столько в предании тела земле, сколько в упокоении бессмертной души.