О предании земле

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    Наконец, священник произносит отпуст, вслух читает разрешительную молитву.
    Как указывается в Потребнике, эта заключительная часть погребаль­ного
    последования должна совершаться над гробом перед опусканием его в могилу.

    Уже в старину там, где священнику не было возможности провожать гроб до
    могилы, обряд «предания земле» символически совершали внутри храма. В таком
    случае небольшим количеством сухой земли или песка священник посыпает не за­крытый
    гроб, а лежащее в гробу, покрытое полот­ном тело, подобно тому, как и возливает
    масло. При этом он говорит: Вся от земли,
    и вся в землю посылаеши, Господи, душу раба Своего, юже прият, со святыми покой
    .
    Иначе говоря: «Все взятое от земли, то есть все тленное, смертное, ты посылаешь
    в землю, Господи. А бессмертную душу, которую Ты взял, упокой со святыми».

    За каждым погребением мы слышим эти слова, но в нашем народе веками не
    переводится преврат­ное, идущее от язычества мнение, что главное в церковном
    погребении — именно «предание покой­ного земле». Многие считают, что неотпетого
    покой­ника «не принимает земля», и боятся, что он будет пугать своих родных в
    сновидениях или наяву. Поэтому часто люди правдами и неправдами доби­ваются
    церковного погребения даже для таких лю­дей, над которыми оно явно незаконно и
    кощун­ственно. Получая отказ в своей Церкви, они отпе­вают покойника у
    новообрядцев, объясняя, что «нет другого выхода». В таких случаях родными
    движет не забота о душе умершего, но одно лишь желание исполнить обряд
    «предания его земле». Но ведь сами возглашаемые священником слова ясно гово­рят,
    что земля принимает всех сынов Адама — праведных и грешных, верных и неверных.
    Потому и говорится: вся в землю (Ты,
    Господи) посылаеши. И не о том
    молится иерей, что совершается извечно по естеству, но об упокоении души умер­шего
    со святыми. А как раз до этого и нет дела суеверным людям. Они не призывали
    своего со­брата к покаянию во время его жизни, а теперь, когда он умер и идет к Судии, идеже лицу приятия несть,
    они не хотят рыдать о его душе перед Богом, творя пост и милостыню, а стремятся
    лишь бездумно исполнить обряд, смысла которого не понимают и который не может
    оказать помощи умершему без покаяния.

    Земля еси, и в землю отыдеши, — сказал Господь Адаму после его грехопадения. Эти слова выразили
    отвержение праотца от изначальной чести и славы. Но во Христе мы, потомки
    Адама, при­званы от тления в нетление, в славу вечную: от смерти убо к жизни, и от земли на небо Христос Бог нас превел
    есть…
    (канон Пасхе, песнь 1-я).

    Цель жизни верующего — сподобиться вечного царствия со Христом после Его славного
    Второго Пришествия. Так неужели, имея такие великие обетования, мы будем
    стремиться не в светлую жизнь, но в темную землю, в забвение и мрак?

    Вернемся к некоторым особенностям обряда предания земле. Если он
    совершается в храме, то после него родным уже не следует открывать лицо
    усопшего. Однако если по каким-то непредвиден­ным обстоятельствам это все-таки
    произошло, то не надо отчаиваться. Ибо некоторые несведующие люди считают, что
    если после посыпания землей лицо покойника открыли, его следует заново отпе­вать.
    В ответ на это суеверное представление уже было сказано, что цель церковного
    погребения со­стоит не столько в предании тела земле, сколько в упокоении бессмертной души.