Главная » К сведению » Погребение и поминовение усопших » О последующих поминовениях

О последующих поминовениях

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС

    Слова вечная память, заключающие
    заупо­койные молитвы, сами по себе уже говорят о том, что молитвенное
    поминовение умерших родных и близких должно быть непрестанным не только в
    течение всей нашей жизни, но и во всех последую­щих поколениях.

    Но Священное Предание указывает дни, кото­рые православные христиане должны
    особо посвя­щать памяти усопших. Это, во-первых, третий, девя­тый и сороковой
    день по кончине. Свидетельства о таком поминовении идут из глубокой древности.
    Как и многие христианские обычаи, дни поминове­ния имеют свой источник в благочестивых
    преданиях Ветхого Завета. Через апостолов
    обычай этот перешел и к новому Израилю — Христовой Церкви и сохраняется поныне,
    получив новое, христианское, осмысление. Апостольские постановления повеле­вают
    творить эти поминовения о всех усопших
    душах, праведных и грешных, иже во святем Кре­щении бывших
    .

    Третины совершаются в честь того, что умерший веровал во Св. Троицу и
    перешел в вечную лучшую жизнь к Триипостасному Божеству, а также в честь
    тридневного воскресения Исуса Христа.

    Девятины (по объяснению «Книги о Вере») — для того, чтобы душа умершего,
    заступлением и мо­литвами девяти ангельских чинов, удостоилась быть причтенной к
    душам всех святых.

    Обычай же сорокадневного поминовения идет еще из Ветхого Израиля, где сорок
    дней оплакивали праотца Иакова, а затем пророка Моисея. А в Новом Завете мы
    связываем его с Вознесением Господа нашего на небеса в сороковой день по
    Воскресении, подобно чему и мы, христиане, воз­несены
    будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем
    (1
    Сол. 4, 17). Имеются и другие объяснения этих дней.

    Смысл таких сроков поминовения объясняется и в откровении, данном через
    Ангела Божия препо­добному Макарию Великому. Передадим его по возможности
    кратко, сверяя с другими сообщения­ми святых отцов. В течение трех дней душа
    прохо­дит уже упомянутые воздушные мытарства и испытуется в тех грехах, которые
    творила в своей жизни. Самые ожесточенные и нечестивые души уже на этом пути
    мытарств похищают демоны и несут их в преисподнюю, по слову пророка: Да возьмется нечестивый, да не видит славы
    Господни
    (Срав. Ис. 26, 10). Другие же души, хранимые святыми ангелами,
    преодолевают эти препятствия и приносятся на поклонение к престолу Божию.
    Потом, Божиим повелением, ангелы снова относят душу в мир и указывают ей ее
    злые или добрые дела, напоминая дни, часы и лица.

    На девятый день душа вторично приходит на поклонение Богу. После сего
    ангелы показывают ей загробные обители: сначала места блаженства пра­ведных,
    потом муки и страдания грешных. И когда душа уже извещена обо всем, что может ожидать
    ее, в сороковой день по кончине над нею
    совер­шается суд. Она слышит ответ Божий о своей участи. Душа человека,
    украшенная добродете­лями, водворяется в месте покоя до общего воскре­сения
    мертвых. Душа грешника заключается в тем­ницах ада, где с воздыханием и плачем
    ждет дня воскресения и Страшного Суда, когда будет ото­слана в муку вечную
    вместе с телом своим (Откровение прп.
    Макарию о тайнах Божиих недоведомых).

    Посему столь важны для усиленной молитвы за усопших третий, девятый и
    сороковой дни.

    Впрочем, жития и писания святых иногда изо­бражают загробный путь души
    несколько иначе. Например, душа праведной Феодоры после поклонения престолу
    Божию сразу же услышала ответ о своей участи. И когда потом ангелы показывали
    ей места мучения, она уже знала, что благодатию Божиею избавлена от сего. А
    наиболее святые и чистые души вообще беспрепятственно минуют бесовские
    мытарства. Об этом поведал, например, прп. Зосима Соловецкий, явившись в
    видении уче­нику уже в девятый день по кончине своей. Разные имеются свидетельства
    и о числе мытарств; по­этому, не входя в изыскания о неведомом, остано­вимся на
    утверждении св. Кирила Александрий­ского: «Итак, каждая страсть душевная,
    всякий грех, имеет своего особого мытаря и истяза­теля». Все духовные писатели
    сходятся в глав­ном, в том, что сорок дней — время, когда решается судьба души
    умершего, а в 40-й день определяется участь ее.

    Но и по истечении этого срока Божие милосер­дие не оставляет душу без
    надежды — даже если она по своим делам осуждена на муки. Надежда эта
    сохраняется до самого Страшного Суда, ибо Господь хочет, чтобы не погибла ни
    одна душа, имевшая хоть малую закваску правой веры и доб­родетели. Он ждет,
    чтобы недостатки и грехопаде­ния такого человека, даже если они очень велики,
    старались восполнить его близкие, творя богоугод­ные дела, которые сам умерший
    не успел совершить при жизни. По учению преподобного Иоанна Дамаскина, Бог «благоволит
    исполнять прошения Своих созданий, относящиеся ко спасению, и особенно
    преклоняется не тогда, когда кто подвизается только ради спасения собственной
    души своей, но когда делает сие и ради ближнего. Ибо чрез это он (т.е. молящийся
    об умерших) восходит к Богоподражанию, испрашивая даров для других как милости
    для себя самого, исполняет меру совер­шенной любви, получает отсюда блаженство
    и, вместе с душою ближнего, и для своей души делает превеликое добро» (Большой Соборник). Ободренные такими
    духов­ными наставлениями, мы и после сорока дней не будем ослабевать в молитвах
    за ближнего своего. Отныне особенным днем его поминовения будет каждая
    годовщина смерти, а также день Ангела, т.е. день памяти святого, имя которого
    носил по­койный.