О поминальных трапезах

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

  • Новостной сюжет телеканала «Мир» о визите президента на Рогожское
  • Визит президента России Владимира Путина в Рогожский духовный центр
  • Праздник святых Жен-Мироносиц на Рогожском. 2017 г.

В наш век почти полного равнодушия к молитве, поминальные трапезы стали
чуть ли не главным средством почтить память усопших родственников. Если в
старину они были прежде всего делом мило­сердия и поставлялись в первую очередь
бедным и сиротам, то теперь эти обеды превратились в худ­ший род
человекоугодия. Ныне принято величаться этими обедами перед окружающими, так же
как величаются свадьбами и обстановкой домов. Некоторые верующие ради такого
случая не страшатся нарушать пост и в постные дни устав­ляют стол всевозможными
снедями — если не для себя, то для своих неверующих родственников.

Бывает, что родители на смертном одре просят детей не ставить на поминках
спиртного, но дети, повинуясь безумию века сего, заботятся о том, чтобы на
столе стояло побольше водки, а они сами заслужили бы похвалу от многочисленных
любите­лей дарового угощения. Хотя эти люди не имеют никакого кощунственного
умысла и поступают лишь по общему, лишенному всякого доброго смысла,
обыкновению, скорбно видеть, как поминки, кото­рые творят дети по
родителям-христианам, выгля­дят явным поруганием веры отцов.

Как же должна совершаться поминальная тра­пеза в христианском доме?

Во-первых, кроме собственно дня погребения, желательно, чтобы она не совершалась
в те дни, когда по уставу полагается строгий пост. Как уже указывалось, даже
молитвенное поминовение усоп­шего в храме в некоторых случаях ради поста от­лагается.
Тем более, нисколько не повредит душе его, но только принесет пользу, если,
почитая крест­ные страдания Господа нашего, мы в среду или пятницу почтим и
память покойного, — но только молитвой, а угощение перенесем на другой день.

Проявляя подобающую щедрость и гостеприим­ство, мы должны заботиться о том,
чтобы не услаж­дение гортани и чрева было главной целью собра­ния гостей, но
молитва и духовное поучение. По­этому угощение не должно быть ухищренным и
выходящим за пределы скромности даже и в разре­шенные, так называемые скоромные
дни.

Сначала собравшимися поется либо панихида за усопшего, либо канон, после
него — предобеденная молитва. Трапеза начинается с вкушения кутии, по
возможности освященной в церкви. Передают ее по старшинству, и каждый
непременно ограждает себя крестным знамением и трижды отведывает кутию с
молитвою: Покой, Господи, душу усопшаго
раба своего… (имя рек)
. Не пьют и чая, но медовые или ягодные взвары. В
средней России принято ставить на трапезе блины и кисель.

Спиртное на поминальной трапезе недопустимо. Ибо, как учит нас святой Златоуст,
«аще твориши винопитием память умершему и сотворяеши званныя упиватися, не
избавление от муки душе умер­шего ходатайствуеши, но приложение огня геенского
содеваеши ему».

Избегать нужно не только омрачения вином, но и осуждения, празднословия и
всего душевредного в застольных речах. Поэтому лучше всего трапе­зовать в
молчании, когда кто-то один громко, во услышание всем, читает какое-либо
соответствую­щее случаю поучение из святых книг.

По восстании от трапезы молятся сначала за обед и о здравии питающих, а
затем поют стихеру 6-го гласа Содетелю и
Творче
и заупо­койную литию, завершая ее 15 поклонами в па­мять умершего.

Поминальные обеды не созываются по само­убийцам и иным грешно и недостойно
скончавшимся людям. Напротив, преподобный Феодор Студит со­ветует близким
родственникам таких людей в тече­ние 40 дней не есть мяса и при этом усердно
тво­рить милостыню, прежде всего из имущества самого погибшего.