О поминальных трапезах

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС

    В наш век почти полного равнодушия к молитве, поминальные трапезы стали
    чуть ли не главным средством почтить память усопших родственников. Если в
    старину они были прежде всего делом мило­сердия и поставлялись в первую очередь
    бедным и сиротам, то теперь эти обеды превратились в худ­ший род
    человекоугодия. Ныне принято величаться этими обедами перед окружающими, так же
    как величаются свадьбами и обстановкой домов. Некоторые верующие ради такого
    случая не страшатся нарушать пост и в постные дни устав­ляют стол всевозможными
    снедями — если не для себя, то для своих неверующих родственников.

    Бывает, что родители на смертном одре просят детей не ставить на поминках
    спиртного, но дети, повинуясь безумию века сего, заботятся о том, чтобы на
    столе стояло побольше водки, а они сами заслужили бы похвалу от многочисленных
    любите­лей дарового угощения. Хотя эти люди не имеют никакого кощунственного
    умысла и поступают лишь по общему, лишенному всякого доброго смысла,
    обыкновению, скорбно видеть, как поминки, кото­рые творят дети по
    родителям-христианам, выгля­дят явным поруганием веры отцов.

    Как же должна совершаться поминальная тра­пеза в христианском доме?

    Во-первых, кроме собственно дня погребения, желательно, чтобы она не совершалась
    в те дни, когда по уставу полагается строгий пост. Как уже указывалось, даже
    молитвенное поминовение усоп­шего в храме в некоторых случаях ради поста от­лагается.
    Тем более, нисколько не повредит душе его, но только принесет пользу, если,
    почитая крест­ные страдания Господа нашего, мы в среду или пятницу почтим и
    память покойного, — но только молитвой, а угощение перенесем на другой день.

    Проявляя подобающую щедрость и гостеприим­ство, мы должны заботиться о том,
    чтобы не услаж­дение гортани и чрева было главной целью собра­ния гостей, но
    молитва и духовное поучение. По­этому угощение не должно быть ухищренным и
    выходящим за пределы скромности даже и в разре­шенные, так называемые скоромные
    дни.

    Сначала собравшимися поется либо панихида за усопшего, либо канон, после
    него — предобеденная молитва. Трапеза начинается с вкушения кутии, по
    возможности освященной в церкви. Передают ее по старшинству, и каждый
    непременно ограждает себя крестным знамением и трижды отведывает кутию с
    молитвою: Покой, Господи, душу усопшаго
    раба своего… (имя рек)
    . Не пьют и чая, но медовые или ягодные взвары. В
    средней России принято ставить на трапезе блины и кисель.

    Спиртное на поминальной трапезе недопустимо. Ибо, как учит нас святой Златоуст,
    «аще твориши винопитием память умершему и сотворяеши званныя упиватися, не
    избавление от муки душе умер­шего ходатайствуеши, но приложение огня геенского
    содеваеши ему».

    Избегать нужно не только омрачения вином, но и осуждения, празднословия и
    всего душевредного в застольных речах. Поэтому лучше всего трапе­зовать в
    молчании, когда кто-то один громко, во услышание всем, читает какое-либо
    соответствую­щее случаю поучение из святых книг.

    По восстании от трапезы молятся сначала за обед и о здравии питающих, а
    затем поют стихеру 6-го гласа Содетелю и
    Творче
    и заупо­койную литию, завершая ее 15 поклонами в па­мять умершего.

    Поминальные обеды не созываются по само­убийцам и иным грешно и недостойно
    скончавшимся людям. Напротив, преподобный Феодор Студит со­ветует близким
    родственникам таких людей в тече­ние 40 дней не есть мяса и при этом усердно
    тво­рить милостыню, прежде всего из имущества самого погибшего.