О положении во гроб

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС

    В давние времена на Руси повсеместно хоронили умерших в долбленых
    деревянных некрашеных гро­бах. В некоторых местностях Урала и Сибири ста­рообрядцы
    сохраняют этот обычай до сих пор. Но, учитывая то, что теперь наиболее
    привычным стало обивать гробы тканью, скажем, что весьма неже­лательно
    использовать для этого ткань яркую, в особенности красного цвета. На верху
    крышки гро­ба нашивают осьмиконечный крест.

    Приготовленный гроб освящают святой водой или кадят фимиамом. Если есть
    возможность при­звать священника, тогда положение покойного во гроб совершается
    по уставу, как указано в Потребнике перед чином погребения. Все действия долж­ны
    быть неторопливыми, чинными и благообраз­ными. Когда священник после ектений
    говорит отпуст, в это время назначенные люди подходят к умершему и благоговейно
    кладут его во гроб, а певчие поют: Рабу
    Божию, преставльшемуся
    (имя рек), ему
    же и во гроб положение творим: вечная память, вечная память, вечная память
    .

    Затем протяжно поется Святыи Боже,
    а умершего покрывают до уровня груди белым полотном и при­несенным из церкви
    покровом, имеющим на себе осьмиконечный крест. По блаженному Симеону, по­гребальный
    покров означает, что покойный находится под покровом (т.е. защитой) Христовым и
    Его св. Церкви.

    Уместно вспомнить здесь и слова пророка Давыда: …покрыю и, яко позна имя Мое (Пс. 90). Белое полотно должно быть
    длиною в рост умер­шего. Но сначала оно кладется под покров в сло­женном виде
    так, чтобы не выступало за его края и не закрывало лицо.

    Гроб ставится так, чтобы умерший был обра­щен лицом к святым иконам, ногами
    к переднему углу, то есть должен лежать так, как бы и по смерти взирая на лице
    Бога — своего Праведного Судии. Затем полагается икона или святый Крест на
    грудь усопшему, поверх покрова. Перед иконой ставится свеча — или в изголовье
    гроба, или рядом с ним, на подсвечнике. Если возможно, то около гроба со всех
    сторон ставятся 4 подсвечника со свечами (или свечи прилепляются
    непосредственно к краям гроба).

    Когда все закончено, говорится заупокойный
    тропарь
    : Покой, Господи, душу
    усопшаго раба Своего
    трижды, с пятнадцатью поклонами…

    Если, нужды ради, положение во гроб совер­шают без священника, то по
    совершении приход­ных поклонов читают Трисвятое
    и по Отче наш, затем тропари Со духи праведными, 40 Господи, помилуй, молитва Помяни, Господи Боже, отпуст, Вечная память и 15 поклонов за упокой.
    Порядок действия сохраняется тот же, что и при священнике.

    Во гроб умершему кладут платок, которым он отирал свои уста после принятия
    Причастия.