О положении во гроб

Поиск

Предстоящие события

В давние времена на Руси повсеместно хоронили умерших в долбленых
деревянных некрашеных гро­бах. В некоторых местностях Урала и Сибири ста­рообрядцы
сохраняют этот обычай до сих пор. Но, учитывая то, что теперь наиболее
привычным стало обивать гробы тканью, скажем, что весьма неже­лательно
использовать для этого ткань яркую, в особенности красного цвета. На верху
крышки гро­ба нашивают осьмиконечный крест.

Приготовленный гроб освящают святой водой или кадят фимиамом. Если есть
возможность при­звать священника, тогда положение покойного во гроб совершается
по уставу, как указано в Потребнике перед чином погребения. Все действия долж­ны
быть неторопливыми, чинными и благообраз­ными. Когда священник после ектений
говорит отпуст, в это время назначенные люди подходят к умершему и благоговейно
кладут его во гроб, а певчие поют: Рабу
Божию, преставльшемуся
(имя рек), ему
же и во гроб положение творим: вечная память, вечная память, вечная память
.

Затем протяжно поется Святыи Боже,
а умершего покрывают до уровня груди белым полотном и при­несенным из церкви
покровом, имеющим на себе осьмиконечный крест. По блаженному Симеону, по­гребальный
покров означает, что покойный находится под покровом (т.е. защитой) Христовым и
Его св. Церкви.

Уместно вспомнить здесь и слова пророка Давыда: …покрыю и, яко позна имя Мое (Пс. 90). Белое полотно должно быть
длиною в рост умер­шего. Но сначала оно кладется под покров в сло­женном виде
так, чтобы не выступало за его края и не закрывало лицо.

Гроб ставится так, чтобы умерший был обра­щен лицом к святым иконам, ногами
к переднему углу, то есть должен лежать так, как бы и по смерти взирая на лице
Бога — своего Праведного Судии. Затем полагается икона или святый Крест на
грудь усопшему, поверх покрова. Перед иконой ставится свеча — или в изголовье
гроба, или рядом с ним, на подсвечнике. Если возможно, то около гроба со всех
сторон ставятся 4 подсвечника со свечами (или свечи прилепляются
непосредственно к краям гроба).

Когда все закончено, говорится заупокойный
тропарь
: Покой, Господи, душу
усопшаго раба Своего
трижды, с пятнадцатью поклонами…

Если, нужды ради, положение во гроб совер­шают без священника, то по
совершении приход­ных поклонов читают Трисвятое
и по Отче наш, затем тропари Со духи праведными, 40 Господи, помилуй, молитва Помяни, Господи Боже, отпуст, Вечная память и 15 поклонов за упокой.
Порядок действия сохраняется тот же, что и при священнике.

Во гроб умершему кладут платок, которым он отирал свои уста после принятия
Причастия.