О несении гроба к могиле

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС

    Как уже было сказано, в Потребнике указы­вается выносить гроб сразу после
    окончания целования. Известен и другой обычай — выносить при пении тропарей Со духи праведными или после
    них. Так в прошлом веке делали в ветковских мо­настырях и на Рогожском кладбище
    в Москве. Или же отпуст и исходные поклоны сотворяют в церкви и провожают гроб
    к месту погребения с пением одной лишь молитвы Святыи Боже. По возмож­ности нужно стремиться к исполнению чина во
    всем согласно Потребнику, так как он сложился в течение веков и сопровождает
    молитвой вся­кое погребальное действие, глубоко поучительное и трогательное не
    только для молящихся в церкви, но и для очевидцев.

    Впереди гроба принято нести Св. Крест или икону. В некоторых местах, как о
    том свидетель­ствует «История ветковской церкви», в ряд с ико­ной носят и
    освященную кутию, чтобы вкусить ее после погребения.

    Как выясняется, в разных местах по-разному принято носить крышку гроба — или
    впереди гроба, непосредственно за иконой, или, наоборот, сзади всего
    погребального шествия. Конечно, в древности, когда крышка и гроб делались из
    растесанной по­полам колоды и никак не украшались, носить ее впереди не имело
    смысла. Но теперь, когда на крышке гроба нашивают Св. Крест, вполне понят­ным
    представляется обычай носить ее впереди гроба. Хотя во избежание соблазна
    предпочтение должно быть отдано обычаю, утвердившемуся в местности. По давней
    традиции, на пути делается три остановки: во дворе храма, на середине пути и на
    самом кладбище. При этом гроб ставят на приготовленные табуреты; икону, которую
    несут во главе шествия, разворачивают лицом к провожаю­щим. Священник с кадилом
    возглашает сугубую ектению, еще раз призывая помолиться о покое и оставлении грехов умершего. После его возгласа Яко ты еси воскресение… поют Аминь, гроб поднимают и несут дальше с
    пением Трисвятого.

    На могиле священник возливает на усопшего елей и после того, когда гроб уже
    закрыт крышкой, произнеся отпуст, читает разрешительную молитву. Затем закрытый
    гроб опускают в могилу, и свя­щенник, взяв лопату, крестообразно посыпает его
    землею с уже приведенными словами: Вся от
    зем­ли и вся в землю посылаеши, Господи…

    Известен неписаный местный обычай — петь над гробом умершего литию перед
    преданием его земле или же после этого. Вероятно, в этом обычае отразилось
    совмещение похорон с поминовением третьего дня. Так что совершение литии при
    окон­чании погребения в третий день (третины) пред­ставляется не лишним, но
    даже похвальным.

    Во всяком случае, после предания земле прово­жающие читают тропарь Покой, Господи, душу усопшаго раба
    Своего…
    с 15 поклонами. Затем, совершив исходные поклоны (семь поклонов),
    люди еще раз прощаются с умершим и расходятся.

    В старину и возвращение погребального шествия было чинным и душеполезным,
    утешительным об­рядом. Люди шли по-прежнему вместе, преднеся икону, с протяжным
    пением догматиков, как на­пример: Подаждь
    утешение Своим рабом, Всенепорочная, утоляющи лютая на ны обстояния. Тя бо
    едину твердо и известно основание имамы, и Твое заступление стяжахом, да не
    постыдимся, Влады­чице, Тебе призывающе, потщися на молитву Тебе вопиющих: радуися,
    Владычице, всем помощнице, радосте и покрове душам нашим
    (глас 4-и).