О несении гроба к могиле

Поиск

Предстоящие события

Видеозаписи

Как уже было сказано, в Потребнике указы­вается выносить гроб сразу после
окончания целования. Известен и другой обычай — выносить при пении тропарей Со духи праведными или после
них. Так в прошлом веке делали в ветковских мо­настырях и на Рогожском кладбище
в Москве. Или же отпуст и исходные поклоны сотворяют в церкви и провожают гроб
к месту погребения с пением одной лишь молитвы Святыи Боже. По возмож­ности нужно стремиться к исполнению чина во
всем согласно Потребнику, так как он сложился в течение веков и сопровождает
молитвой вся­кое погребальное действие, глубоко поучительное и трогательное не
только для молящихся в церкви, но и для очевидцев.

Впереди гроба принято нести Св. Крест или икону. В некоторых местах, как о
том свидетель­ствует «История ветковской церкви», в ряд с ико­ной носят и
освященную кутию, чтобы вкусить ее после погребения.

Как выясняется, в разных местах по-разному принято носить крышку гроба — или
впереди гроба, непосредственно за иконой, или, наоборот, сзади всего
погребального шествия. Конечно, в древности, когда крышка и гроб делались из
растесанной по­полам колоды и никак не украшались, носить ее впереди не имело
смысла. Но теперь, когда на крышке гроба нашивают Св. Крест, вполне понят­ным
представляется обычай носить ее впереди гроба. Хотя во избежание соблазна
предпочтение должно быть отдано обычаю, утвердившемуся в местности. По давней
традиции, на пути делается три остановки: во дворе храма, на середине пути и на
самом кладбище. При этом гроб ставят на приготовленные табуреты; икону, которую
несут во главе шествия, разворачивают лицом к провожаю­щим. Священник с кадилом
возглашает сугубую ектению, еще раз призывая помолиться о покое и оставлении грехов умершего. После его возгласа Яко ты еси воскресение… поют Аминь, гроб поднимают и несут дальше с
пением Трисвятого.

На могиле священник возливает на усопшего елей и после того, когда гроб уже
закрыт крышкой, произнеся отпуст, читает разрешительную молитву. Затем закрытый
гроб опускают в могилу, и свя­щенник, взяв лопату, крестообразно посыпает его
землею с уже приведенными словами: Вся от
зем­ли и вся в землю посылаеши, Господи…

Известен неписаный местный обычай — петь над гробом умершего литию перед
преданием его земле или же после этого. Вероятно, в этом обычае отразилось
совмещение похорон с поминовением третьего дня. Так что совершение литии при
окон­чании погребения в третий день (третины) пред­ставляется не лишним, но
даже похвальным.

Во всяком случае, после предания земле прово­жающие читают тропарь Покой, Господи, душу усопшаго раба
Своего…
с 15 поклонами. Затем, совершив исходные поклоны (семь поклонов),
люди еще раз прощаются с умершим и расходятся.

В старину и возвращение погребального шествия было чинным и душеполезным,
утешительным об­рядом. Люди шли по-прежнему вместе, преднеся икону, с протяжным
пением догматиков, как на­пример: Подаждь
утешение Своим рабом, Всенепорочная, утоляющи лютая на ны обстояния. Тя бо
едину твердо и известно основание имамы, и Твое заступление стяжахом, да не
постыдимся, Влады­чице, Тебе призывающе, потщися на молитву Тебе вопиющих: радуися,
Владычице, всем помощнице, радосте и покрове душам нашим
(глас 4-и).