О милостыне

О милостыне

Вместе с Божественной Литургией весьма важ­ным средством избавления от муки
грешных душ является милостыня — как из имения покойного, так и от собственных
трудов ближних. Именно как увещание к милостыне святые отцы толкуют из­вестную евангельскую
притчу о рабе-домоправи­теле (Лк. 16, 18).
Господь заключает эту притчу словами: Приобретайте
себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в
вечные обители
, которые блаж. Феофилакт Болгарский объясняет следующим
образом: «Будем приобретать себе друзей в нищих, употребляя на них неправедное
богатство, данное нам от Бога в оружие праведности, но — нами удержанное в свою
пользу и потому превратившееся в непра­ведное. …Будем же сим последним
приобретать себе друзей, дабы, когда умрем и переселимся из здешней жизни…
они приняли нас там в вечные обители». Даже если по ошибке милостыня будет дана
недостойному человеку, ее невидимо прини­мает Христос. Но вообще надобно
стараться давать тому, кто в этом действительно нуждается. Тако­вых среди нас
немало, и внимательный христианин может распознать нуждающихся не только в тех,
кто стоит с протянутой рукой, но и среди тех, кто молча терпит нужду, бедность,
одиночество, болез­ни. Для сего блаженный Симеон советует творить милостыню
через опытных и достойных доверия духовных отцов. «Тогда и дающий не будет
тщесла­виться, и милостыня будет распределена наилучшим образом» (блаж. Симеон).
Древний и всеобщий христианский обы­чай — жертвовать на Божий храмы и
монастыри.

Очень важно, чтобы милостыня творилась от праведных трудов — тогда она
угодна Богу и спаси­тельна. Если же, к великому несчастию для умер­шего,
оставленное им наследство было добыто не­достойным путем (обманом, ростовщичеством,
во­ровством), те, которые стараются об избавлении его от муки, должны не жалеть
и своего собственного, праведного, достояния. Особенно это касается мило­стыни,
даваемой в Церковь. Она должна быть со­вершенно чиста от всякого греховного
прибытка.

Если мытарь Закхей за свою душу до половины имения роздал нищим, а
остальное употребил на то, чтобы четверицею
воздать обиженным, то сколь великая милостыня потребна для того, чтобы
избавить от адского пламени уже
умершего корысто­любца, который сам
уже ничем не может помочь
себе?

Наиболее потребна мылостыня от богатых и за богатых. Святые отцы неустанно
учили этому в своих проповедях, обращенных к сильным мира сего. И старина знает
славные примеры мудрых, милосердных богачей. Некоторые из них жили еще в начале
нынешнего века, сотворив о себе незаб­венную доныне память. Из многих укажем,
напри­мер, Марию Морозову, деньги которой были вло­жены в строительство и
украшение храмов, а также во все приюты, больницы и сиротские дома Моск­вы; или
хлеботорговца Николу Бугрова, щедрого кормильца нижегородских бедняков.

 

Поделиться: