Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС

    Вместе с Божественной Литургией весьма важ­ным средством избавления от муки
    грешных душ является милостыня — как из имения покойного, так и от собственных
    трудов ближних. Именно как увещание к милостыне святые отцы толкуют из­вестную евангельскую
    притчу о рабе-домоправи­теле (Лк. 16, 18).
    Господь заключает эту притчу словами: Приобретайте
    себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в
    вечные обители
    , которые блаж. Феофилакт Болгарский объясняет следующим
    образом: «Будем приобретать себе друзей в нищих, употребляя на них неправедное
    богатство, данное нам от Бога в оружие праведности, но — нами удержанное в свою
    пользу и потому превратившееся в непра­ведное. …Будем же сим последним
    приобретать себе друзей, дабы, когда умрем и переселимся из здешней жизни…
    они приняли нас там в вечные обители». Даже если по ошибке милостыня будет дана
    недостойному человеку, ее невидимо прини­мает Христос. Но вообще надобно
    стараться давать тому, кто в этом действительно нуждается. Тако­вых среди нас
    немало, и внимательный христианин может распознать нуждающихся не только в тех,
    кто стоит с протянутой рукой, но и среди тех, кто молча терпит нужду, бедность,
    одиночество, болез­ни. Для сего блаженный Симеон советует творить милостыню
    через опытных и достойных доверия духовных отцов. «Тогда и дающий не будет
    тщесла­виться, и милостыня будет распределена наилучшим образом» (блаж. Симеон).
    Древний и всеобщий христианский обы­чай — жертвовать на Божий храмы и
    монастыри.

    Очень важно, чтобы милостыня творилась от праведных трудов — тогда она
    угодна Богу и спаси­тельна. Если же, к великому несчастию для умер­шего,
    оставленное им наследство было добыто не­достойным путем (обманом, ростовщичеством,
    во­ровством), те, которые стараются об избавлении его от муки, должны не жалеть
    и своего собственного, праведного, достояния. Особенно это касается мило­стыни,
    даваемой в Церковь. Она должна быть со­вершенно чиста от всякого греховного
    прибытка.

    Если мытарь Закхей за свою душу до половины имения роздал нищим, а
    остальное употребил на то, чтобы четверицею
    воздать обиженным, то сколь великая милостыня потребна для того, чтобы
    избавить от адского пламени уже
    умершего корысто­любца, который сам
    уже ничем не может помочь
    себе?

    Наиболее потребна мылостыня от богатых и за богатых. Святые отцы неустанно
    учили этому в своих проповедях, обращенных к сильным мира сего. И старина знает
    славные примеры мудрых, милосердных богачей. Некоторые из них жили еще в начале
    нынешнего века, сотворив о себе незаб­венную доныне память. Из многих укажем,
    напри­мер, Марию Морозову, деньги которой были вло­жены в строительство и
    украшение храмов, а также во все приюты, больницы и сиротские дома Моск­вы; или
    хлеботорговца Николу Бугрова, щедрого кормильца нижегородских бедняков.