Главная » К сведению » Погребение и поминовение усопших » О древних русских обычаях общественного погребения мертвых

О древних русских обычаях общественного погребения мертвых

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    В старину (особенно в допетровское время) по­следний долг перед мертвым
    ставился вообще очень высоко. Во время войн, эпидемий, мятежей, пожа­ров и иных
    происшествий с большим количеством жертв, воеводам и другим городским
    начальникам строго вменялось в обязанность, чтобы никто из погибших не был
    лишен христианского погребения.

    В некоторых старинных изданиях Потребника имеются указания, как отпевать
    сразу многих без­вестных убиенных. Чин погребения в этом случае в основе своей
    схож с обычным чином мирского погребения, но к нему присовокупляется канон за
    умерших 6-го гласа (в Октае, в субботу на утрени).

    Канон поется после седальна Покой, Спасе наш (как в панихиде). По третьей, по шестой и по
    девятой песни воз­глашаются заупокойные ектении. По возгласе последней екте­нии
    поются стихеры Кая житейская пища и
    прочее, как в обычном мирском погребении (Потребник 4-го лета патр. Иоасафа, л.
    301).

    Указывается, что таких безвестных погребае­мых нужды ради можно хоронить
    без обмывания и савана, и даже без гробов, в имеющихся на них одеждах, но если
    у кого известны родные и близ­кие, то они должны позаботиться о том, чтобы об­рядить
    своего родственника по принятому церков­ному обычаю. Если мы не знаем имен
    погибших, то это не препятствует особо отметить их память в синодиках, т.е.
    поминаниях. Старинные синодики часто содержат записи обо всех павших в том или
    ином сражении или даже в войне, погибших в по­жарах и эпидемиях. Указывалось,
    по возможности, примерное число, место и вид смерти. Да и в ны­нешних поминаниях
    можно встретить записи вроде «игумена Аркадия с братией», «Платониды с сест­рами»,
    говорящие о страдальцах за веру, мучени­ках XX века. Итак, исходя из древней
    традиции, можно сказать, что ничуть не странно, но даже похвально поминать так
    и на панихидах. Тогда и в наших сердцах живее будет память о несказан­ных
    судьбах Божиих, о жертвенном подвиге хри­столюбивых воинов и исповедников
    правой веры и не останутся без поминовения тысячи душ наших отцов и братий.