Главная К сведению Погребение и поминовение усопших О несении усопшего в церковь

О несении усопшего в церковь

На третий день по кончине тело христианина предается земле. Если храм находится недалеко и позволяют другие условия, то за гробом в дом приходят церковнослужи­тели.

В некоторых изданиях Потребника имеется устав провожания тела к церкви.

После приходных поклонов священник делает возглас: Благословен Бог наш, — чтец: Аминь. Трисвятое и по Отче наш. Возглас. И поются тропари Со духи праведными. Затем следует заупокойная ектения, в конце которой священник, как обычно, втай гово­рит молитву: Боже духовом и всякой плоти, отпуст и Вечная память.

Гроб несут к церкви с заупокойным пением мо­литвы Святыи Боже. Если путь не очень близ­кий, то можно делать три остановки, две на пути и последнюю во дворе храма. На каждой такой остановке
священник или диакон кадит гроб и поет­ся ектения.

Пение молитвы Святыи Боже означает то, что умерший скончался в правом исповедании Пресвя­той Троицы и ныне причтен к ангелам, непрестанно поющим трисвятую песнь (она и называется Ангельской песнью). Если погребение происходит на пасхальной седмице, то вместо Трисвятаго поют тропарь Пасхе: Христос воскресе из мерт­вых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова. Во главе шествия несут зажженную свечу, а за нею святой крест или икону.

Если, принеся покойного в церковь, сразу же начинают служить погребение, то гроб ставится посреди церкви. Если же погребение назначено на завтра, то обычно гроб мирянина ставится или в особом помещении — «гробнице», или на паперти. Но и в том и в другом случае желательно ставить по сторонам гроба зажженны светильники. Све­тильников, по обычаю, ставится четыре, и обозначают они божественный непрестающий свет, в кото­рый входят после кончины все истинно любящие Бога.

Если в день погребения в церкви совершается божественная литургия, то гроб вносят в церковь уже к ее началу. Общение с верными христианами в таинстве Евхаристии не прекращается для наших умерших никогда; а в день погребения присутствие в храме почившего собрата является живым свиде­тельством этого святого единения.