Дни поминовения усопших

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС

    Для общецерковного еженедельного поминове­ния усопших в богослужебном уставе
    отводится субботний день. Суббота — седьмой день творения, в который Господь
    почил от дел Своих и назначил его для покоя от суеты мирской и для молитвы, о
    чем боговидец Моисей и записал в ветхозавет­ном законе. Христиане, понимая
    Моисеев закон духовно, молятся в субботы о вечном покое для своих усопших
    вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом, с праотцами, пророками и всеми святыми.

    Преподобный Макарий Великий имел о субботе от­кровение; найдя однажды в
    пустыне человеческий череп, он спросил его о загробной участи: имеет ли душа
    этого умершего и ей подобные некоторую от­раду по смерти. Череп, который
    принадлежал языческому жрецу, ответил на это: «Когда христиане молятся в субботу
    за прежде отшедших христиан и бывает на них свет от вечера пятницы до рассвета
    понедельника, тогда и мы (души неверных) имеем некоторую отраду».

    Вселенские родительские
    субботы

    Особо почитаются в церкви Христовой вселен­ские родительские субботы и дни
    всеобщего поми­новения умерших православных христиан.

    1. Суббота мясопустная бывает за 8 дней до начала Великого поста. Ее
    значение тесно связано со следующим за нею днем — Неделей Мясопуст­ной,
    посвященной воспоминанию Второго пришест­вия и Страшного Суда Божия. Каждый год
    память о нем должна все больше подвигать христиан на молитву о тех, кто уже
    умер и не может предва­рить этот день добрыми делами и покаянием.

    2. В Великий пост поминовению усопших посвя­щаются вторая, третья и
    четвертая субботы. В иные дни этого поста не совершаются ни заупокойные
    литургии, ни поминальные трапезы. Если на эти дни приходятся третины или
    девятины, то поминовение, согласно Уставу, должно быть отложено до бли­жайшей
    субботы (Бол. Устав, л. 937). Впрочем,
    кроме вечера субботы, во все остальные дни Великого поста после вечерни должно
    совершаться краткое моление об усопших — лития.

    Совершение панихиды в сороковой день по пра­вилам не отлагается. Но
    устраивать номинальную трапезу при этом не следует, если в названный день Устав
    предписывает строгий пост или сухоядение. 51-е правило Лаодикийского собора
    ограничивает поминальные обеды в Великий пост субботними днями. В Номоканоне
    это ограничение смягчено: помины не собираются только в 1-ю и последнюю недели
    Великого поста. Но, видя здесь противоре­чие с весьма древним и общецерковно
    признанным правилом, ради блага души умершего, желательно следовать более
    древнему и более строгому правилу.

    3. Следующий и наиболее известный день общего поминовения усопших — Троицкая
    суббота, день перед праздником Пятидесятницы. Воспоминаемое в этот праздник сошествие
    Св. Духа на апостолов облекло их силою
    свыше
    (Лк. 24, 49). Вдохнов­енная этим, Божия Церковь с особой благодатной
    силой дерзает в сей день молиться о праведных и грешных, и даже о еже во аде держимых (Бол. Потребник 5-го лета патр. Иоасафа, л. 92
    об., молитва 3-я) своих несчастных членах.

    Особенные российские дни
    всеобщего поминовения усопших

    1. В России и во всех местах
    жительства православно верующих русских людей молитвенно празднуется наш,
    отечественный, день памяти умерших — суббота перед днем святаго великомученика
    Димитрия. Начало этого обычая восходит к достопамятному Мамаеву побоищу — когда
    великий князь Московский Димитрий, по молитвам своего наставника и богомольца
    преподобного Сергия, игумена Радонежского, и всех святых земли Русской, одержал
    победу над татарской ордой Мамая. Эта по­беда досталась ценой обильно пролитой
    крови, и князь Димитрий, сам чудом уцелевший в жестоком бою, дал обет ежегодно
    творить память о павших соратниках в ближайшую субботу перед днем свое­го
    тезоименитого святого — великомученика Димит­рия Солунского. С тех пор этот
    обычай нерушимо сохраняется в русском христианстве, причем в сей день
    преимущественно поминают воинов, павших за родную землю и правую веру. Правда,
    в отличие от других родительских суббот, Димитриевская суббота может быть
    перенесена на неделю вперед — в случае, если на ближайшую к Димитриеву дню
    субботу прилучается праздник Казанской иконы Пресвятыя Богородицы (Еп. Арсений
    Уральский, Краткий практический устав).

     А там, где празднуют чудотворной
    иконе Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость» в 24-й день октября, помино­вение
    усопших тоже переносится, если праздник Ее приходится на субботу. Димитриевская
    суббота, не­известная в Греции, не могла войти и в принятые у нас греческие
    богослужебные уставы. Поэтому вопрос о характере службы в этот день настоятели
    решают по-разному. Представляется наиболее пра­вильным служить согласно уставу
    «аще суббота за упокой», помещенному в Октае (Еп. Арсений Уральский, Краткий практический устав). Если на эту
    субботу придется шестеричная служба святому, то ее можно поменять местами с
    четверичной или от­ложить, совершая службу без Минеи, по одному Октаю, как некоторые
    и поступают.

    2. Почти повсеместно распространено в России поминовение усопших на второй
    неделе по Пасхе, во вторник Фоминой седмицы (по обычаю некото­рых местностей — в
    понедельник или субботу). В отличие от вселенских родительских суббот, оно
    ограничивается служением заупокойной панихиды, а основная служба совершается
    рядовая.

    Празднично проведя в Божественном хвалении и радости Пасхальную седмицу,
    когда и наши умершие имеют великое утешение, мы в этот день вновь обращаемся к
    молитве за них, очистив чув­ствия
    (канон Пасхе, песнь 1-я), с обновленной верой и надеждой.

    Имеется также благочестивый обычай во дни св. Пасхи христианам посещать
    места погребения, петь канон Пасхе или стихеры со стихами: Да во­скреснет Бог у могил родных, христосуясь с умер­шими, как с
    живыми. Заупокойные литии, совер­шаемые от Фоминой недели до отдания Пасхи,
    предваряются троекратным пением Христос воскресе.

    О том, что такое пасхальное молитвенное поми­новение тоже восходит к
    глубокой древности, есть свидетельство в проповедях св. Иоанна Златоуста: «Для
    чего отцы наши установили, оставив молит­венные храмы в городах, собираться
    сегодня вне города и на сем именно месте?
    — говорит великий святитель. — Для
    того, что сегодня Исус Христос сошел во ад к мертвым, чтобы возвестить победу
    над смертию» (Слово 62-е).

    Киево-Печерский патерик сохранил следующее предание. В 1463 г. начальник пещеры
    Дионисий во время пасхальной заутрени сошел в пещеру пока­дить усопших братий,
    похороненных в ней, и с лю­бовью воскликнул: «Святые отцы и братья! Сегодня
    Великий день, Христос воскресе!» Со всех сторон раздался громогласный ответ:
    «Воистину воскресе!» (Киево-Печерский патерик, сл. 38).

    3. Старинным русским обычаем, который во мно­гих местах сохранялся до
    начала нашего века, но теперь почти забыт, было поминовение в так назы­ваемый
    «семик» — четверг 7-й недели по Пасхе, за два дня до Троицкой родительской
    субботы. В этот день наши предки оказывали свое милосер­дие усопшим не только
    молитвою, но и делом. В этот день они вместе с духовенством, с крестами, с
    божественным пением ходили к так называемым «убогим домам» — открытым братским
    могилам, где с зимы лежали безвестные мертвецы — нищие, бездомные, замерзшие в
    пути. Почти каждый, кто имел возможность, считал своим долгом по-хри­стиански
    похоронить кого-то из этих несчастных за свой счет и часто своими руками. Даже
    русские царевны принимали самое деятельное участие в этом трогательном обряде,
    который поражал ино­странцев, посещавших Россию триста-четыреста лет назад.
    Поскольку «убогие дома» (их другое назва­ние — скудельницы) обычно находились
    близ церквей, то в этих церквах совершалась и заупо­койная служба: накануне, в
    среду — панихида, а в сам четверг — заупокойная литургия. В осталь­ных же
    городских храмах служба шла как обычно.