Дни поминовения усопших

Поиск

Предстоящие события

Для общецерковного еженедельного поминове­ния усопших в богослужебном уставе
отводится субботний день. Суббота — седьмой день творения, в который Господь
почил от дел Своих и назначил его для покоя от суеты мирской и для молитвы, о
чем боговидец Моисей и записал в ветхозавет­ном законе. Христиане, понимая
Моисеев закон духовно, молятся в субботы о вечном покое для своих усопших
вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом, с праотцами, пророками и всеми святыми.

Преподобный Макарий Великий имел о субботе от­кровение; найдя однажды в
пустыне человеческий череп, он спросил его о загробной участи: имеет ли душа
этого умершего и ей подобные некоторую от­раду по смерти. Череп, который
принадлежал языческому жрецу, ответил на это: «Когда христиане молятся в субботу
за прежде отшедших христиан и бывает на них свет от вечера пятницы до рассвета
понедельника, тогда и мы (души неверных) имеем некоторую отраду».

Вселенские родительские
субботы

Особо почитаются в церкви Христовой вселен­ские родительские субботы и дни
всеобщего поми­новения умерших православных христиан.

1. Суббота мясопустная бывает за 8 дней до начала Великого поста. Ее
значение тесно связано со следующим за нею днем — Неделей Мясопуст­ной,
посвященной воспоминанию Второго пришест­вия и Страшного Суда Божия. Каждый год
память о нем должна все больше подвигать христиан на молитву о тех, кто уже
умер и не может предва­рить этот день добрыми делами и покаянием.

2. В Великий пост поминовению усопших посвя­щаются вторая, третья и
четвертая субботы. В иные дни этого поста не совершаются ни заупокойные
литургии, ни поминальные трапезы. Если на эти дни приходятся третины или
девятины, то поминовение, согласно Уставу, должно быть отложено до бли­жайшей
субботы (Бол. Устав, л. 937). Впрочем,
кроме вечера субботы, во все остальные дни Великого поста после вечерни должно
совершаться краткое моление об усопших — лития.

Совершение панихиды в сороковой день по пра­вилам не отлагается. Но
устраивать номинальную трапезу при этом не следует, если в названный день Устав
предписывает строгий пост или сухоядение. 51-е правило Лаодикийского собора
ограничивает поминальные обеды в Великий пост субботними днями. В Номоканоне
это ограничение смягчено: помины не собираются только в 1-ю и последнюю недели
Великого поста. Но, видя здесь противоре­чие с весьма древним и общецерковно
признанным правилом, ради блага души умершего, желательно следовать более
древнему и более строгому правилу.

3. Следующий и наиболее известный день общего поминовения усопших — Троицкая
суббота, день перед праздником Пятидесятницы. Воспоминаемое в этот праздник сошествие
Св. Духа на апостолов облекло их силою
свыше
(Лк. 24, 49). Вдохнов­енная этим, Божия Церковь с особой благодатной
силой дерзает в сей день молиться о праведных и грешных, и даже о еже во аде держимых (Бол. Потребник 5-го лета патр. Иоасафа, л. 92
об., молитва 3-я) своих несчастных членах.

Особенные российские дни
всеобщего поминовения усопших

1. В России и во всех местах
жительства православно верующих русских людей молитвенно празднуется наш,
отечественный, день памяти умерших — суббота перед днем святаго великомученика
Димитрия. Начало этого обычая восходит к достопамятному Мамаеву побоищу — когда
великий князь Московский Димитрий, по молитвам своего наставника и богомольца
преподобного Сергия, игумена Радонежского, и всех святых земли Русской, одержал
победу над татарской ордой Мамая. Эта по­беда досталась ценой обильно пролитой
крови, и князь Димитрий, сам чудом уцелевший в жестоком бою, дал обет ежегодно
творить память о павших соратниках в ближайшую субботу перед днем свое­го
тезоименитого святого — великомученика Димит­рия Солунского. С тех пор этот
обычай нерушимо сохраняется в русском христианстве, причем в сей день
преимущественно поминают воинов, павших за родную землю и правую веру. Правда,
в отличие от других родительских суббот, Димитриевская суббота может быть
перенесена на неделю вперед — в случае, если на ближайшую к Димитриеву дню
субботу прилучается праздник Казанской иконы Пресвятыя Богородицы (Еп. Арсений
Уральский, Краткий практический устав).

 А там, где празднуют чудотворной
иконе Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим Радость» в 24-й день октября, помино­вение
усопших тоже переносится, если праздник Ее приходится на субботу. Димитриевская
суббота, не­известная в Греции, не могла войти и в принятые у нас греческие
богослужебные уставы. Поэтому вопрос о характере службы в этот день настоятели
решают по-разному. Представляется наиболее пра­вильным служить согласно уставу
«аще суббота за упокой», помещенному в Октае (Еп. Арсений Уральский, Краткий практический устав). Если на эту
субботу придется шестеричная служба святому, то ее можно поменять местами с
четверичной или от­ложить, совершая службу без Минеи, по одному Октаю, как некоторые
и поступают.

2. Почти повсеместно распространено в России поминовение усопших на второй
неделе по Пасхе, во вторник Фоминой седмицы (по обычаю некото­рых местностей — в
понедельник или субботу). В отличие от вселенских родительских суббот, оно
ограничивается служением заупокойной панихиды, а основная служба совершается
рядовая.

Празднично проведя в Божественном хвалении и радости Пасхальную седмицу,
когда и наши умершие имеют великое утешение, мы в этот день вновь обращаемся к
молитве за них, очистив чув­ствия
(канон Пасхе, песнь 1-я), с обновленной верой и надеждой.

Имеется также благочестивый обычай во дни св. Пасхи христианам посещать
места погребения, петь канон Пасхе или стихеры со стихами: Да во­скреснет Бог у могил родных, христосуясь с умер­шими, как с
живыми. Заупокойные литии, совер­шаемые от Фоминой недели до отдания Пасхи,
предваряются троекратным пением Христос воскресе.

О том, что такое пасхальное молитвенное поми­новение тоже восходит к
глубокой древности, есть свидетельство в проповедях св. Иоанна Златоуста: «Для
чего отцы наши установили, оставив молит­венные храмы в городах, собираться
сегодня вне города и на сем именно месте?
— говорит великий святитель. — Для
того, что сегодня Исус Христос сошел во ад к мертвым, чтобы возвестить победу
над смертию» (Слово 62-е).

Киево-Печерский патерик сохранил следующее предание. В 1463 г. начальник пещеры
Дионисий во время пасхальной заутрени сошел в пещеру пока­дить усопших братий,
похороненных в ней, и с лю­бовью воскликнул: «Святые отцы и братья! Сегодня
Великий день, Христос воскресе!» Со всех сторон раздался громогласный ответ:
«Воистину воскресе!» (Киево-Печерский патерик, сл. 38).

3. Старинным русским обычаем, который во мно­гих местах сохранялся до
начала нашего века, но теперь почти забыт, было поминовение в так назы­ваемый
«семик» — четверг 7-й недели по Пасхе, за два дня до Троицкой родительской
субботы. В этот день наши предки оказывали свое милосер­дие усопшим не только
молитвою, но и делом. В этот день они вместе с духовенством, с крестами, с
божественным пением ходили к так называемым «убогим домам» — открытым братским
могилам, где с зимы лежали безвестные мертвецы — нищие, бездомные, замерзшие в
пути. Почти каждый, кто имел возможность, считал своим долгом по-хри­стиански
похоронить кого-то из этих несчастных за свой счет и часто своими руками. Даже
русские царевны принимали самое деятельное участие в этом трогательном обряде,
который поражал ино­странцев, посещавших Россию триста-четыреста лет назад.
Поскольку «убогие дома» (их другое назва­ние — скудельницы) обычно находились
близ церквей, то в этих церквах совершалась и заупо­койная служба: накануне, в
среду — панихида, а в сам четверг — заупокойная литургия. В осталь­ных же
городских храмах служба шла как обычно.