Что помогает нашей молитве за усопших

Главная К сведению Погребение и поминовение усопших Что помогает нашей молитве за усопших

Что помогает нашей молитве за усопших

пенересено

Жития святых приводят многие случаи, когда умерших грешников избавляла от
муки частная молитва их близких. Но во всех случаях она была связана с
подвигом, с самоотвержением, соединена с постом, бдением и милостынею. Особую
благодать молитвы за умерших имели именно те, кто трудил­ся во всех этих
добродетелях — отцы-пустынники Макарий Великий, Паисий Великий, Павел Препростый,
Христа ради юродивый Андрей и другие.

В среде христиан издавна вошло в обычай молиться об избавлении от мук умерших без покая­ния преимущественно двум святым — прп. Паисию Великому и св. мч. Уару. Их жития содер­жат замечательные примеры истинной молитвы к Богу.
Преподобный Паисий, всю жизнь трудив­шийся в иноческих подвигах, не желал иметь
ника­кого воздаяния за них ради того только, чтобы была избавлена от наказания
душа молодого греш­ника. И Господь милостиво принял бдения и слезы Своего раба,
явившись ему: О угодниче мой, добро есть,
любви Моей подобяся, печешися о греш­ных, изволяяи муки прияти за их избавление
.

Нам нужно помнить еще об одном необходимом условии. Часто бывает, что усопший
отошел от жизни во вражде, кого-то не простив или сам будучи не прощен теми,
кого он обидел. И если пре­грешение это велико и требует исправления делом, то
до самого исправления могут не принести поль­зы и разрешательные молитвы, и
приношения за душу покойного. Поэтому близким следует хотя бы теперь смириться
со всеми врагами, удовлетворить обиженных, простить обидевших. Известно, как
слезно царь Феодосии Младший просил прощения у гроба св. Иоанна Златоуста — не
за себя, но за свою мать, царицу Евдоксию, неправедно изгнав­шую святителя.

Подобно сему и русский царь Алексей Михай­лович перед мощами митрополита
Филиппа просил прощения от лица виновного в его убийстве царя Иоанна Грозного.

А вот пример еще более достойный подражания. Когда в IV веке по Рожестве
Христовом во время языческого мятежа в сирийском г. Апамее был убит епископ
Маркел, то его родные Христа ради про­стили убийц, уговорив судей не предавать
их казни.

О чрезвычайной важности прощения врагов говорит и следующее правило,
которое Номоканон возводит к самому апостолу Павлу: если два чело­века имеют
между собою вражду и один из них умирает, то другой на год отлучается от
причастия Св. Тайн и в качестве епитимии должен сорок дней ходить на могилу
умершего, говоря: Прости мя, брате, а
тебя Бог простит
(Номоканон).
(Косвенное указание на то, что в 40-й день душа умершего предстанет на частный
суд пред Богом и если епитимия будет исполнена, то эта душа получит облегчение.)

Поделиться: