Главная » К сведению » Погребение и поминовение усопших » Что помогает нашей молитве за усопших

Что помогает нашей молитве за усопших

Поиск

Предстоящие события

    Видеозаписи

    • Освященный Собор 2016 г.
    • Презентация сборника «Русское старообрядчество» в Доме русского зарубежья
    • «Россия и мир». Интервью митрополита Корнилия телеканалу СПАС

    Жития святых приводят многие случаи, когда умерших грешников избавляла от
    муки частная молитва их близких. Но во всех случаях она была связана с
    подвигом, с самоотвержением, соединена с постом, бдением и милостынею. Особую
    благодать молитвы за умерших имели именно те, кто трудил­ся во всех этих
    добродетелях — отцы-пустынники Макарий Великий, Паисий Великий, Павел Препростый,
    Христа ради юродивый Андрей и другие.

    В среде христиан издавна вошло в обычай молиться об избавлении от мук
    умерших без покая­ния преимущественно двум святым — прп. Паисию Великому и св.
    мч. Уару. Их жития содер­жат замечательные примеры истинной молитвы к Богу.
    Преподобный Паисий, всю жизнь трудив­шийся в иноческих подвигах, не желал иметь
    ника­кого воздаяния за них ради того только, чтобы была избавлена от наказания
    душа молодого греш­ника. И Господь милостиво принял бдения и слезы Своего раба,
    явившись ему: О угодниче мой, добро есть,
    любви Моей подобяся, печешися о греш­ных, изволяяи муки прияти за их избавление
    .

    Нам нужно помнить еще об одном необходимом условии. Часто бывает, что усопший
    отошел от жизни во вражде, кого-то не простив или сам будучи не прощен теми,
    кого он обидел. И если пре­грешение это велико и требует исправления делом, то
    до самого исправления могут не принести поль­зы и разрешательные молитвы, и
    приношения за душу покойного. Поэтому близким следует хотя бы теперь смириться
    со всеми врагами, удовлетворить обиженных, простить обидевших. Известно, как
    слезно царь Феодосии Младший просил прощения у гроба св. Иоанна Златоуста — не
    за себя, но за свою мать, царицу Евдоксию, неправедно изгнав­шую святителя.

    Подобно сему и русский царь Алексей Михай­лович перед мощами митрополита
    Филиппа просил прощения от лица виновного в его убийстве царя Иоанна Грозного.

    А вот пример еще более достойный подражания. Когда в IV веке по Рожестве
    Христовом во время языческого мятежа в сирийском г. Апамее был убит епископ
    Маркел, то его родные Христа ради про­стили убийц, уговорив судей не предавать
    их казни.

    О чрезвычайной важности прощения врагов говорит и следующее правило,
    которое Номоканон возводит к самому апостолу Павлу: если два чело­века имеют
    между собою вражду и один из них умирает, то другой на год отлучается от
    причастия Св. Тайн и в качестве епитимии должен сорок дней ходить на могилу
    умершего, говоря: Прости мя, брате, а
    тебя Бог простит
    (Номоканон).
    (Косвенное указание на то, что в 40-й день душа умершего предстанет на частный
    суд пред Богом и если епитимия будет исполнена, то эта душа получит облегчение.)