Этико-антропологические основы старообрядческой концепции личности

Главная Публикации История старообрядчества Этико-антропологические основы старообрядческой концепции личности

Темы публикаций

Этико-антропологические основы старообрядческой концепции личности

Поделиться:

В старообрядческой традиции понятие «личность» связывается с библейскими постулатами о сотворении человека по образу и подобию Божиему. Само определение личности было разработано в контексте тринитарных споров IV столетия. «Переплавив язык философов», отцы Восточной Церкви стали различать категории «ипостась» и «сущность», отождествив первое со значением «личность», а второе — со значением «природа».

Приступая к рассмотрению вопроса о понятии личности в старообрядческом мировоззрении, следует учитывать, что еще до появления науки человечество познало высший способ познания, который отличался от научного, рационального, логического познания. Совершенно очевиден тот факт, что реальность духовная, Существо Божественное, Духовное, Святой Дух, не могут быть восприняты материальными органами познания (зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом) и понятийно-логическим разумом. Духовная реальность, Бог, Святой Дух, познается только верой. Когда человек имеет веру, то в познании Бога принимает участие все его существо, включая органы чувств и ум [1, с. 78].

Важной составляющей в развитии и становлении проблемы личности в старообрядчестве стало утверждение о том, что вера исследует, прежде всего, духовный, Божественный мир, а безбожная наука — материальный мир, относительную истину. При этом вера ставится выше науки, и запрещается смешивать истину абсолютную и относительную, Божественное и человеческое. Наука воспринимается как дело рук человека, а ее цели — это цели земные и временные. Вера же, напротив, является делом Божьим, а ее цели — это цели небесные и вечные. «Земное познается земным дарованным нам разумом, тогда как вечное и бесконечное верою» [2, с. 206].

В старообрядчестве утвердилось положение о том, что разум не должен отвергаться человеком, так как он есть дар Божий. Вместе с тем необходимо признать ограниченность его возможностей. Так, науке требуется осознать свои пределы и не претендовать на всесилие.

Еще одним существенным аспектом является признание принадлежности абсолютного знания, или Откровения. Старообрядческое религиозное мировоззрение обладает абсолютным и неизменным основанием, а научное мировоззрение — относительным. В отличие от научного, богословское мировоззрение способно проверить все сверхреальное посредством созерцания, при помощи библейских пророчеств, посредством видимых свидетельств реальности Бога. В процессе развития богословского мировоззрения утвердилось представление о том, что вера и разум являются двумя разными уровнями познания — низшим и высшим.

Обращение к проблеме личности в старообрядчестве требует рассмотрения таких базовых вопросов, как соотношение и взаимосвязь понятий «личность» и «ипостась», «личность» и «природа», «личность» и «индивид», «личность» и «самосознание», «личность» и «образ Божий».

Для того чтобы раскрыть содержание и сущность понятия «личность» в старообрядческой традиции, важно обратиться к святоотеческой терминологии. Здесь понимание личности как несводимости к природе и бытия-в-общении и любви выступает ключевым моментом. Результатом такого понимания стали качества личности, среди которых обладание природой и невыводимость самосознания из природного бытия стоят на переднем плане.

Общим в рамках святоотеческой традиции выступает определение лица, или ипостаси, которое рассматривается в качестве «конкретной индивидуализации общей природы». «Ибо лицо определяют как сущность вместе с привходящими признаками; так что ипостась имеет общее вместе с особенным, а сущность не существует самостоятельно, но усматривается в ипостасях» [3, с. 243]. При этом данная характеристика имеет отношение не только к человеку, но и к животным, неодушевленным предметам, так как свидетельствует о конкретно-реальном способе бытия любой природы.

Одной из главных проблем в определении ипостаси, или лица, как конкретной природы выступает проблема самосознания. Возникает вопрос: поскольку личность сводится к природе, то чем тогда она является кроме природы, которая не может сама себя осознать и осмыслить? Для решения данного вопроса необходимо показать, что безликая природа не способна сама себя осмысливать. Безусловно, такие качества, как любовь, действие и воля, по своей сути, выступают как природные. Но сознает себя и является изъявителем своей воли только субъект, который своей энергией и действием проявляет свою сущность.

В старообрядческом понимании, Сын Божий является Вторым Лицом в Пресвятой Троице, Который в своем воплощении воспринял человеческую природу, но не человеческую личность. Если самосознание отнести к категории природы, то тогда в Господе Исусе Христе необходимо признавать два самосознания — Божественное и человеческое.
В этом случае следует признать и наличие двух субъектов, что совершенно недопустимо. Поэтому важно принять утверждение о том, что самосознание не относится к категории природы. Схожей точки зрения придерживался В.Н. Лосский, который сформулировал апофатическое, т.е. «отрицательное», определение ипостаси, или личности.

Как известно, субъектное, или личностное, начало неправомерно отождествлять с природой или ее элементами. Но при этом ипостась ничем таким не обладает, что выделяло бы ее из природы. Следовательно, личность невозможно определить другим способом, кроме как несводимость к природе. Об этом верно написал В.Н. Лосский: «Именно несводимость, а не ,,нечто несводимое” или ,,нечто такое, что заставляет человека быть к своей природе несводимым”, потому что не может быть здесь речи о чем-то отличном, об ,,иной природе”, но только о ком-то, кто, содержа в себе свою природу, природу превосходит…» [4, с. 654]. Личность невозможно определять как «нечто несводимое», поскольку тогда утверждается, что в человеке существует нечто кроме природы. Личность — это конкретная природа, конкретный человек в его целостности.

Таким образом, личность и человек обладают только одним высшим онтологическим личностным элементом — это природа человека. Кроме того, личностное начало невозможно найти в каких-либо частях человеческой природы, к примеру в его душе или духе. Личность не является чем-то отличным от природы, иным по отношению к ней.
Одной из важнейших характеристик личного образа бытия выступает «бытие-в-общении» или «бытие-в-любви». По мнению В.Н. Лосского, данное свойство личности выражается путем противопоставления понятий «личность» и «индивид».

Подобные сравнения содержатся в трудах представителей святоотеческой традиции, где понятия «ипостась (лицо)» и «индивид (атом)» выступают как синонимы. Например: «Сущность обозначает вид общий и вмещающий в себе однородные ипостаси, как, например: Бог, человек, — ипостась же обозначает неделимое существо, то есть Отца, Сына, Святого Духа, Петра, Павла» [5, с. 240]. Данное обстоятельство признавалось и В.Н. Лосским, который отмечал: «Таким образом, на языке богословов — и восточных, и западных — термин ,,человеческая личность” совпадает с термином ,,человеческий индивидуум”» [6, с. 650]. При этом он продолжает рассуждать следующим образом: «Но остановиться на этом мы не можем. Если, как мы видели, христианская антропология не придала нового смысла термину ,,ипостась, или личность человеческая”, попытаемся обнаружить другие ее понимания, такое понятие, которое уже не может быть тождественным понятию ,,индивидуум”… но в большинстве случаев служит невыраженным основанием, сокрытым во всех богословских или аскетических вероучениях, относящихся к человеку» [7, с. 651].

Отсюда следует, что противопоставление личности и индивида обусловлено следующими положениями: не существует природы безыпостасной, так как общая природа не может быть сама по себе, но лишь в индивидуализациях, в личностях или ипостасях. Можно утверждать, что вся природа в полной мере состоит из общего числа ее носителей, или индивидов.

Данное утверждение является неверным по отношению к Пресвятой Троице, так как каждая из Божественных Личностей несет в Себе всю Божественную природу. Это означает, что Лица Пресвятой Троицы обладают природой, но не являются индивидами, или носителями какой-то части природы.

Бытие-в-общении не обладает таким признаком, как «добавочная характеристика» личности. Бытие как общение и любовь связывается с несводимостью личного бытия к природному. По отношению к человеческой личности, учитывая сообразность человека его Творцу, можно вывести закономерность: если человек уподобляется Богу, стремится к Нему, тем в большей степени он выступает личностью как господин своей собственной природы. И наоборот: в том случае, когда человек отходит от Бога, проявляет свою самость и эгоизм, он начинает приближаться к ипостасям, не имеющим в себе образа Божия. Тем больше оснований именовать его индивидом, а не личностью.
Центральной проблемой представлений о личности в старообрядческой традиции выступает взаимосвязь понятий «образ Божий» и «человеческая личность». Образ Божий и личность являются взаимосвязанными понятиями, но не тождественными. Об этом в свое время писал святитель Григорий Нисский: «По образу сотворен человек — это всецелое естество…» [8, с. 161]. Можно вполне определенно утверждать, что сам человек в целом как личность творился по образу Божию. Но при этом не следует сразу отождествлять образ Божий в человеке с его личностью.

Важно выделить тот момент, что все определения святых отцов образа Божия даны в категориях природы, а не личности. Так, святой Иоанн Дамаскин в своих трудах отмечал: «В скольких смыслах говорится,,по образу”? В смысле разумном, и мышления, и свободы, и потому что ум рождает умное слово и изводит дух, в смысле начальствования…» [9, с. 108]. Вместе с тем, как показал проведенный анализ исследований о несводимости личности к природе в святоотеческой мысли, личность вполне может быть признана одним из важнейших проявлений образа Божия в человеке.

Основными источниками, на базе которых формировались представления о человеке, являются Священное Писание, святоотеческие свидетельства, выражающие непосредственный опыт пребывания в единстве с Божественными Лицами и человеческими личностями, догматические учения.

Пониманию человека как образа и подобия Божия в системе воззрений старообрядческой антропологии отводится центральное место. Так, под образом Божиим понимается то, что дано человеку и неотделимо от него, а под подобием — то, что человеку задано, чего человек должен достигать путем раскрытия и актуализации образа Божия в своей жизни.
Следует подчеркнуть, что в старообрядческой антропологии человек как образ Божий представлен множеством разных аспектов. Можно выделить такие аспекты:
1. Под образом Божиим в человеке в старообрядчестве подразумеваются некие совершенства человеческой природы, отражающие полноту совершенства единой Божественной природы и выделяющие человека из числа других существ. Прежде всего, речь идет о разумности или духовности. Также к проявлениям образа Божия относятся святость, свободная воля, творческие способности, бессмертие.

2. В богословских произведениях образ Божий в человеке воспринимается в качестве образа всей Пресвятой Троицы. Она выражена в «троичностях» единой человеческой природы. Сюда относятся ум-знание-любовь, память-мышление-воля и др.

3. Образ Пресвятой Троицы в человеке понимается старообрядческим богословием как выраженный не в индивиде, а в различных человеческих объединениях, где участники общаются.

4. Единосущным Отцу и полностью совпадающим с Отцом по природе — образом Отца выступает Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын. Господь Исус Христос являет в воспринятой Им человеческой природе тот же личностно совершенный образ существования, который определяет полноту внутритроичного общения единосущных Божественных Лиц. Этим Он открыл для человека возможность осуществления тварного бытия по образу нетварного бытия Лиц Божественных. В этом заключается актуализация образа Божия, по которому сотворен человек.

В рамках старообрядческой антропологии человек предстает как существо словесное. Словесность выделяет человека среди животных, открывает перед ним возможности познания, является чертой образа Божия и средством выражения личностных отношений в общении человека с Богом и людьми.

Установка на полноту личностного общения придает особый контекст пониманиям образа Божия в качестве совершенства природы человека, ее упорядоченности и согласованности.
Следовательно, понимание образа Божия в человеке как личности включает основные положительные характеристики богословских размышлений об образе Божием. Личностность, в которой выражен образ Божий, есть существенный признак человека.

Одной из существенных характеристик в старообрядческом понимании личности, человека, выступает свобода. Свобода также рай добродетели. Она выражается в личностном устремлении человека к Божественным Лицам и человеческим личностям.

Личность человека в рамках старообрядческой антропологии подразумевает открытость. Данная особенность личности в старообрядческой антропологии характеризуется как «следствие учений о единосущии Лиц Пресвятой Троицы, об особом способе Божественного бытия в нетварных энергиях». При этом открытость человека как личности основывается на личностной обращенности к Богу и людям.

Творческая деятельность является еще одной характеристикой личности. Творческая устремленность личности реализуется в процессе межличностного общения и достигает полного выражения в общении с Божественными Лицами. Реализация творческой установки человеком тесно связана с выражением уникальности.

Уникальность представляет собой следующую особенность понимания человеческой личности в рамках старообрядческой антропологии. Личностная уникальность означает несводимость личности к природе. Она утверждает такие качества личности, как единственность, неповторимость. Предельное выражение личностной неповторимости достигается в отношениях человека с Богом..

Такое качество, как целостность, тесно связано с личностной уникальностью. При этом богословское понимание личностной целостности включает представления об идентичности и неделимости личности. Представления о безусловной целостности личности выражены посредством указания на лицо, или ипостась, как на индивид, то есть — неделимое.
Важной составляющей в старообрядческом понимании личности является положение о непознаваемости личности объективирующими методами. Поскольку понятие личности в старообрядческой антропологии означает образ Божий в человеке, то личность человека является непознаваемой как образ непостижимого Бога.

Проведенный анализ понятия о духовной природе личности в старообрядческой антропологии позволяет сделать вывод о том, что личностное становление человека состоит в процессе перехода от природно-обусловленного к личностному образу бытия. Становление человека как личности выражается актуализацией его существенных характеристик. В богословском понятии человеческой личности ее существенные характеристики показывают различные аспекты «внеприродности» личности. Важными положениями в определении личности, с точки зрения старообрядческой антропологии, выступают следующие:
1) онтологический приоритет личности по отношению к природе;
2) общение, актуализирующее личностность, определяемое личностными отношениями.

Древнерусская литература, по сути своей, является церковной. В связи с этим идеал человека заключен в стремлении соответствовать Образу Самого Бога. Человек является сотворенным по Образу и Подобию Божию. Об этом же написано и в Священном Писании.

Поэтому насущной задачей человека является уподобление Первообразу — Христу в своих мыслях и поступках. Уподобление или подражание выступают в качестве процесса или пути к реализации в себе Образа Божия. По сути, уподобление есть общий принцип изображения человека в древнерусской литературе в первые века христианства. Данный принцип является определяющим способом, при помощи которого древнерусские авторы создавали содержание образа человека-идеала, возникающего по мере чтения текста у читателя в качестве целостного представления о личности.

Главной добродетелью человека, условием борьбы с грехом и победой над смертью признавалось смирение. Отсюда следует, что идеальным образом человека в древнерусской литературе выступает смиренный человек. Кроме того, смирение — это не только черта личности, но и принцип отношения человека к миру.

Можно вполне определенно утверждать, что главная характеристика смиренного человека, образ которого изображен древнерусской литературой, заключается в его особых установках:
1. Отношение человека к Богу. В основе отношения лежит любовь или страх Божий, благодарность и ожидание соединения с Ним в Царствии Небесном. В связи с этим вечность рассматривается как основное ценностное сакральное пространство, а память о смерти как необходимое условие достижения вечной жизни.
2. Отношение к окружающему миру и другим людям. В основе этого отношения положена любовь и жертвенность.
3. Отношение к себе. В основе этого отношения лежит осознание греховности своей воли, и даже отказ от нее. При этом покаяние перед Богом в постоянном предстоянии перед Ним выступает следствием любви к ближнему. Мир вокруг такого человека становится гармоничным, человек находится в гармонии с собой и миром.
Рассматривая развитие понятия о духовных основах личности в истории старообрядческой традиции, следует обратиться к содержанию такого литературного документа XVI в., как «Домострой». Он представляет собой сборник правил, советов, наставлений во всех сферах человеческой жизни. Этот документ состоит из рассмотрения общественных, семейных, хозяйственных и духовных вопросов. Следует обратить внимание на то, что авторами данного документа являлись священнослужители, что наложило свой отпечаток на определение понятия личности в его содержании. Существует три редакции «Домостроя». Первая из них появилась на свет в Великом Новгороде и относится к концу XV — началу XVI вв. Вторая редакция была составлена в середине XVI века в период правления Ивана IV Грозного. Историки полагают, что ее автором является духовник царя Ивана Грозного Сильвестр. Автором третьей редакции «Домостроя» стал иеромонах московского Чудова монастыря Карион Истомин, который жил в XVII в.
Большое значение для развития понятий о личности и человеке, его духовной жизни имеет исследование структуры «Домостроя». Как известно, первая его часть носит название «О духовном строении». Здесь сказано и о том, «како веровати и како царя чтити» [10, с. 35]. Вторая часть документа «О мирском строении» посвящена описанию правил поведения с женой, детьми, слугами: «Како жити с женами, с детьми и с домочадцами (слугами)» [11, с. 35]. В третьей части содержится информация о ведении хозяйства — «О домовном строении».

Необходимо указать на то, что для «Домостроя» характерна традиционная для средневековой эпохи трехчастная структура, воспроизводящая такое построение человека: дух, душа и тело. Кроме того, можно выделить и еще одну трехчастную композицию произведения, такую как небо, государство и дом — олицетворение Бога, царя и главы семьи.
Характеризуя особенности проявления старообрядческой концепции личности в «Домострое», важно выделить такие ее составляющие, как вера и духовная жизнь человека. Так, вера, согласно содержанию «Домостроя», должна пронизывать всю человеческую жизнь. Любое дело должно начинаться с молитвы и заканчиваться молитвой. Также особое внимание уделялось службе, постам, духовному наставнику. При этом считалось, что человек должен служить Богу любыми своими делами, а не просто постом и молитвой. Одним из проявлений духовной жизни личности являлось, по «Домострою», особое отношение к царю. Характерно, что божественное устройство проецировалось на государство и семью. В связи с этим царя, равно как и Бога, принято было почитать, а также нести ему службу верой и правдой, оказывать повиновение, молиться о его здоровье. Автор «Домостроя» утверждает установку на воспитание души, сохранение душевной чистоты, нравственного начала, которое непременно проявляется в поведении и образе жизни человека.
Таким образом, в старообрядчестве под личностью понимается онтологическая основа человека, обладающая целым рядом характеристик: несводимостью к природе, свободой, открытостью, способностью к творчеству, уникальностью, целостностью, непознаваемостью. Старообрядческое понимание духовной сути человека — это свободная и открытая личность, которая призвана вовлекать в межличностное общение весь сотворенный мир, несущая личную ответственность перед Богом и людьми.

Литература

  1. Сто русских философов. Библиографический словарь/ Под ред. А.Д. Сухова. М.: Просвещение, 1995.
  2. Божественное откровение и современная наука. Альманах. М.: Фенилион, 2005.
  3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры// Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002.
  4. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности// Боговидение / Сост. А.С. Филоненко. М.: Юрион, 2003.
  5. Иоанн Дамаскин. Указ. соч.
  6. Лосский В.Н. Указ. соч.
  7. Там же.
  8. Киприан (Керн), архим. Антропология свт. Григория Паламы. М.: Рост, 1996.
  9. Иоанн Дамаскин. Указ. соч.
  10. Домострой/Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова. М.: Сов. Россия, 1990.
  11. Домострой. Указ. соч.
Поделиться: