Протоиерей Иоанн Иголкин

Главная Публикации Персоналии Протоиерей Иоанн Иголкин

Темы публикаций

Протоиерей Иоанн Иголкин

Будущий старообрядческий пастырь отец Иоанн Георгиевич Иголкин родился в 1860 году. Место рождения Иоанна в настоящее время неизвестно. Однако в некоторых источниках местом рождения о. Иоанна называется город Санкт-Петербург. Информации о рукоположении Иоанна и его служении в сане диакона нет. Известно, что Иоанн Иголкин был учеником будущего епископа Арсения Уральского (Швецова).

 

Служение в Городце

В 1888 году отец Иоанн Иголкин служил в Нижегородской губернии, в селе Городец. Семья его на это время состояла из супруги, сыновей: Василия (1886 г.р.) и Ивана (1887 г.р.), — а также дочери Парасковии (1889 г.р.). В Городце иерей Иоанн открыл церковь, в которой стал проводить богослужения. [1] Самовольное открытие старообрядческой церкви в селе вызвало недовольство у духовенства господствующей церкви. Иголкин был привлечен к ответственности судебным порядком. Суд приговорил отца Иоанна к заключению в тюрьме. Священник обжаловал решение суда и перенес дело в высшую инстанцию, а затем в сенат. [2] Таким образом ему удалось избежать несправедливого наказания.

Старообрядческий храм в Городце называли «австрийским», поскольку богослужения в нем совершало духовенство Белокриницкой иерархии. Известно, что в Городце также проживали и беглопоповцы, не признавшие этой иерархии. В их ведении имелась отдельная часовня. Они обрели беглого попа — священноинока Макария (в миру Михаил Иванов, 1841–1911 гг.), который исполнял требы у местного населения. В начале июня 1890 года священник Иоанн Иголкин составил и отправил Макарию и его пастве обличительное послание, в котором писал, что они совершают тяжкое преступление, не приемля австрийскую иерархию. [3] В августе 1911 года священноинок Макарий принял схиму. Скончался он 24 октября 1911 года после продолжительной болезни в Малиновском старообрядческом скиту Нижегородской губернии. Погребен был священноинок Макарий за алтарем скитского храма.

 

Служение иерея Иоанна в Тверской губернии

С 1891 года отец Иоанн Иголкин служил в городе Торжке Тверской губернии. [4] В этот период к нему частенько наведывались старообрядцы города Ржева Тверской губернии, в частности купцы Григорий и Георгий Поярковы, которые просили иерея Иоанна священствовать во Ржеве. Так и не получив от священника согласия, 4 августа 1894 года они отправили архиепископу Московскому и всея Руси Саватию (в миру Степан Васильевич Левшин; 1824–1898 гг.) письмо с прошением назначить отца Иоанна во Ржев [5]:

«Высокопреосвященному архиепископу Московскому Саватию. Города Ржева старообрядческого общества попечители. По указанию Владыки святаго были лично в городе Торжке у священника Иоанна Егоровича Иголкина. Беседовали с ним и просили его себе в город Ржев священнодействовать. На оное объяснил нам на распоряжение владыки святаго и на что просим Вас общество старообрядцев назначить Иоанна Егоровича Иголкина. На оное просим Вашего извещения немедленно. Григорий Иванович Поярков, Иван Максимович Солоников, Егор Иванович Поярков».

Со времен раскола Русской Православной Церкви во Ржеве большую часть населения составляли старообрядцы, в городе действовало несколько старообрядческих моленных. Две моленные, основанные еще в первой половине XIX века, были захвачены господствующей церковью. [6] Но, несмотря на жестокие гонения, у ржевских староверов появились новые молитвенные дома. В ржевском молитвенном доме во имя Покрова Пресвятой Богородицы служил отец Иоанн Трифонович Тепин. Молитвенный дом находился в 129-м квартале на Князь-Дмитриевской стороне. Датой его основания является 1863 год. [7]

Прошение ржевских старообрядцев в Архиепископию о переводе к ним священника Иоанна Иголкина было не первым. Владыка Саватий советовал им другого пастыря. [8] Однако ржевитяне были непреклонны. Отец Иоанн Тепин беспокоился о неоднократных ходатайствах своих прихожан о переводе священника из Торжка и даже писал владыке Саватию, спрашивая, не были ли у него ржевские старообрядцы и не просили о другом священнике.9

2 августа 1894 года архиепископом Московским и всея Руси Саватием было получено письмо от старообрядцев Торжка, где говорилось следующее [11]:

«Ржевское общество старообрядцев в лице своих попечителей лично приглашали нашего священноиерея отца Иоанна Иголкина, и, как мы слышали, просят и Ваше Высокопреосвященство перевести его к ним в город Ржев. Мы же покорнейше просим Вас, Владыко Святыи, всем нашим приходом, и по личному согласию — желанию и нашего духовного отца Иоанна Иголкина, оставить его у нас священствовать в город Торжок…»10 Владыка Саватий посчитал полезным перевести отца Иоанна на служение во Ржев, считая его достойным пастырем и проповедником: «Священнику Ивану Георгиевичу Иголкину. Сим извещаю тебя, что мы получили от ржевских попечителей прошение, в котором они нас просят, чтобы перевести тебя на постоянное жительство из города Торжка в общество города Ржева. Причем они объясняют о том: что они лично тебя просили к себе и что ты на их приглашение дал такой отзыв, что де на это воля Владыки и прочая… С своей стороны, я признаю возможным перевести тебя туда по той важной причине, что в ржевском обществе при многочисленном населении христиан между ними существует много отделяющихся от единства святоцерковного, где твое присутствие при помощи Божией, соединенное с твоим старанием, могло бы принести великую пользу в обращении заблуждающихся на истинный путь. Прихожане же твои, жители города Торжка, не будут оставлены без нашего внимания, и им немедленно определен будет необходимый священник для совершения богослужения и исправления духовно-христианских треб… Прошу уведомить меня о твоем согласии (или несогласии) на предложение попечителей города Ржева, потому что мы не намерены откладывать их прошение на неопределенное время… И по получении от тебя на сие ответа окончательное решение».

Но сам священник просил оставить его в Торжке, объясняя это настоятельными просьбами его духовных детей. В итоге архиепископ Саватий рекомендовал ржевским старообрядцам подыскивать другого священника [12]:

«Попечителям молитвенного храма Богоспасаемого града Ржева: Григорию Ивановичу Пояркову, Ивану Максимовичу Солоникову, Егору Ивановичу Пояркову. Сим извещаю Вас, что вследствие сделанного мною предложения и Вашей просьбы… Священнику Ивану Георгиевичу Иголкину, чтобы ему оставить общественников города Торжка, а перейти на служение в Ваше христианское ржевское общество, то по поводу сего я, во-первых, получил общественную просьбу христиан жителей города Торжка, которые просили меня, чтобы не переводить от них священника, а потом я и от него получил письмо, в котором он также просит меня, вследствие убедительной просьбы прихожан — его духовных детей, оставить продолжать ему служение в городе Торжке… а потому и вследствие вышеизложенного, сим Вас извещаю, чтобы после сего Вы озаботились приисканием для себя другого кандидата, или же мы для Вас будем приискивать подходящего священника. И тако известив Вас о сем, призываю на Вы мир Божий и посылаю мое архипастырское прощение и благословение».

23 сентября 1894 года к Покровскому молитвенному дому в городе Ржеве был рукоположен в сан диакона Симеон Саввич Савельев (1857 г.р.).13 Родом он был из деревни Михалево Бехтеевской волости Сычевского уезда Смоленской губернии. [14]

10 октября 1894 года в Покровском молитвенном доме ржевские старообрядцы молились о здравии болящего императора Александра III (1845–1894 гг.) [15]:

«C 10 на 11 октября молились Господу Всемилостивейшему Спасу за болящего монарха, Государя царя нашего Александра Александровича. Молящихся был полный молитвенный дом, и просили Господа Бога помочь ему в здравии на многия лета, да исцелит его Господь от всякия болезни…»

В начале 1895 года во Ржев был временно определен второй священник — иерей Андрей Васильевич Журавлев. Но спустя некоторое время он был переведен на другой приход. В марте 1895 года отцу Иоанну Тепину было запрещено священнодействовать. В связи со сложившейся ситуацией владыка Саватий дал согласие на перевод отца Иоанна Иголкина во Ржев. [16] Тем временем в семье священника Иоанна Иголкина произошло пополнение: родились две дочери — Мария (1897 г.р.) и Александра, а в 1901 году — сын Федор. Василий Иголкин был старшим ребенком в семье, именно на него ложились многие заботы, связанные с помощью в воспитании младших братьев и сестер. Он с детства любил читать, хорошо знал Священное Писание и другие богодухновенные книги. Василий и Иван помогали отцу в богослужениях, прислуживая в алтаре.

Протоиерей Иоанн Иголкин
Протоиерей Иоанн Иголкин с семьей

23 октября 1903 года в доме Степана Немилова, в присутствии епископа Томского и Иркутского Феодосия (Быков; ум. не ранее 1909 г.), иеродиакона, священноиереев Иоанна Трифоновича Тепина, Иоанна Гергиевича Иголкина, диакона Симеона Саввича Савельева и попечителей, состоялось собрание, на котором было одобрено рукоположение в чтеца Ивана Петровича Долгополова в Покровский молитвенный дом в 129 квартале. [17]

12 апреля 1906 года в молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы города Ржева, в котором в это время служил отец Иоанн Иголкин, был назначен священник Игнатий Червяков. В это время было принято постановление, которое предписывало, что жилье священнослужители должны содержать на свои средства. Отец Иоанн заявил попечителям, что недоволен новым постановлением, поскольку священнику было трудно содержать многочисленное семейство. На праздник Вознесения Господня отец Иоанн отправился служить в келью инокини Маргариты, которая находилась в послушании игуменьи Рогожского кладбища Таисии. [18]

Часть прихожан покинула приход вслед за отцом Иоанном, о чем сообщали попечители архиепископу Иоанну (в миру Иустин Авксентьевич Картушин; 1837–1915 гг.): «…и общество после краткой молитвы разъединилось на два прихода…» [19]

 

Строительство Троицкой церкви

19 июня 1906 года во временном общественном молитвенном помещении, в келье инокини Маргариты, епископом Уральским Арсением в сослужении ржевских священников и причта был отслужен молебен с водоосвящением. Таким образом было положено начало новому приходу в городе Ржеве. Затем был открыт сбор средств на строительство храма. Купец Григорий Иванович Поярков пожертвовал для церкви землю, наличные деньги и строительный материал. Кроме Пояркова община пожертвовала деньги в сумме 12 294 рублей 80 копеек и материал для строительства. [20]

Известные ржевские семьи, такие как Солониковы, Симоновы, Глушковы, Березниковы, Берсеневы, Сазоновы, Нетунахины, Рязановы и другие, жертвовали на строительство новой церкви. Для будущего храма были пожертвованы хоругви, кресты, иконы, киоты, богослужебные книги, священнические облачения, лампады, утварь для совершения треб и многое другое. Купец Иван Иванович Сазонов пожертвовал для храма одиннадцать подсвечников, ящик для свеч, купол, пять колоколов. Мария Карповна Солоникова подарила церкви напрестольное Евангелие в серебряном окладе. Марией Гавриловной Берсеневой были пожертвованы семисвечник и лампада ко кресту. [21]

При появлении еще одного прихода не обошлось и без споров, которые современному человеку могут показаться немного комичными. Ржевский купец Григорий Поярков жертвовал ризы в Покровский молитвенный храм города, но, как только отец Иоанн Иголкин с частью прихожан покинул этот приход, купец Григорий потребовал вернуть ему ризы, мол, подарил он их не церкви, а определенному священнику. На Нижегородской ярмарке в августе 1906 года ржевские старообрядцы по этому спорному поводу обращались к архиепископу Иоанну. Владыка посоветовал вернуть купцу ризы и потребовать расписку с него, чтобы больше не беспокоил их. В общине проходили собрания с целью разрешения вопроса. При обсуждении явились три человека по поручению Григория Пояркова и потребовали уже не две ризы, а пять облачений. Такое заявление вызвало негодование в общине, которая ничего не захотела возвращать купцу Пояркову. [22] Собрание повторилось в октябре, но община решила, несмотря на совет владыки, не отдавать облачения Пояркову. Купец, требуя облачения, ссылался на то, что они нужны отцу Иоанну Иголкину, однако сам священник не просил вернуть облачения. [23]

5 октября 1906 года, в четверг, во Ржеве состоялась закладка нового молитвенного храма во имя Святой Живоначальной Троицы. Торжественное богослужение и закладку церкви возглавил отец Иоанн Иголкин, ему сослужили отец Игнатий Червяков, диакон Симеон Савельев, стихарный Иоанн Долгополов и ржевитяне старообрядцы. [24] Об этом событии отец Иоанн Иголкин сообщал владыке Иоанну, указав и о попечителях будущего храма [25]:

«Строителями церкви у нас состоят Григорий Иванович Поярков, Иван Иванович Сазонов и Михаил Иванович Солоников, и все они дети мои духовныя и в обществе очень уважаемые. Помолись, владыка святый, да Бог подаст нам свое поспешение довершить начатое доброе дело — строение новой церкви имени Святыя и Живоначальныя Троицы. Грешный богомолец иерей Иоанн Георгиевич Иголкин. Ржев, 1906 года, октября 6 дня».

23 декабря 1906 года было совершено малое освящение Троицкого храма, о чем накануне отец Иоанн Иголкин сообщал архиепископу Иоанну [26]:

«…С Вашего благословения Божиим поспешением мы открываем богослужение в новом молитвенном храме. Завтра, в субботу, сего 23 декабря, мы совершим освящение нашего нового молитвенного храма малым освящением… От гражданского начальства разрешение получено. Помолись, владыка святый, да ниспослет Господь Бог благодать Свою на наш новый молитвенный освящаемый храм. Иерей Иоанн Георгиевич Иолкин. Ржев, 1906 года, декабря 22 дня».

Была построена деревянная одноглавая церковь. 14 ноября 1909 года старообрядческий епископ Кирил (в миру Козьма Григорьевич Политов; 1855–1927 гг.), временно управляющий Петроградской и Тверской епархией, совершил освящение церкви. Каменная ярусная колокольня была заложена в 1910 году, тогда же был надстроен восьмерик с куполом над основным объемом храма. Позже был построен придел во имя Архистратига Михаила, освящение которого состоялось в 1912 году. На звоннице было семь колоколов. В Троицком храме служили отец Иоанн Иголкин, диакон Феодот Федорович Тихомиров (1876 (1881, по другим данным27) – 1964 гг.) и иподиакон Григорий Гаврилович (ум. 1928 г.). [28]

Протоиерей Иоанн Иголкин
Троицкий храм во Ржеве

Однако землю и соответственно церковное здание купец Поярков в пользование новой общине не передал. Община была уверена, что согласно своему обещанию купец передаст ей во владение храм. Но этого не происходило. Спустя время Григорий Иванович заявил, что составит духовное завещание, по которому церковь перейдет во владение общине только после его смерти. [29]

Троицкий храм располагался на Предтеческой улице (ныне ул. Смольная) на Князь-Дмитриевской (ныне Красноармейская сторона) стороне Ржева. Улица была застроена деревянными домами. Здесь проживали в большинстве старообрядцы, как купцы, так и мещане. Среди них Кудряевы, Глушковы, Немиловы, Поганкины и другие. Отец Иоанн Иголкин с семьей проживал в доме Ивана Николаевича Ваулина, в третьем участке. Родители Ивана были мещане Николай Павлович и Елизавета Ивановна Ваулины. [30]

15 декабря 1909 года от чахотки скончалась дочь о. Иоанна Иголкина — Парасковия. Чин погребения совершил ее духовный отец настоятель храмов Рогожского кладбища в Москве священник Прокопий Георгиевич Сорокин (1852–1932 гг.). [31]

Дети священника Иоанна Иголкина неоднократно становились крестными родителями ржевских, смоленских и рязанских старообрядцев. Так, Иван и Александра Иголкины в 1910 году стали крестными родителями Михаилу Титову. Родители младенца Михаила — уроженцы деревни Новопоселки Маливской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии. Сына они привезли крестить во Ржев, в Троицкий старообрядческий храм.32 В 1909 году Василий Иголкин стал крестным отцом Александры — дочери Кирилла и Иустины Петровых, проживавших в городе Сычевке Смоленской губернии. [33]

В 1911 году председателем Троицкой общины являлся Иван Иванович Сазонов. В этом же году в Санкт-Петербурге состоялся Епархиальный съезд. На нем присутствовали делегаты от Троицкой общины: отец Иоанн Иголкин, председатель Иван Иванович Сазонов и член совета общины Михаил Васильевич Мясников. [34]

В 1911 году старообрядцы Сергиевского прихода в деревне Матюково Новоторжского уезда отправили в Архиепископию прошение о возведении отца Иоанна Иголкина в сан протоиерея [35]:

«Этот почтеннейший пастырь Церкви Христовой вполне заслуживает за свое деятельное служение Церкви Христовой этого звания… Тверская епархия имеет восемь приходов, а старейшего священника не имеется, который иногда и мог бы некоторые приходы осмотреть, в каком порядке они находятся… 24 июля 1911 года. Товарищ председатель Сергиевской общины в деревне Матюково Иван Ларионов. Члены совета Александр Максимов, Филипп Иванов, Никифор Петров».

Вероятно, спустя некоторое время отец Иоанн Иголкин был возведен в достоинство протоиерея.

23 апреля 1908 года состоялась закладка храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Смоленской (ныне ул. Калинина). Проект выполнил знаменитый архитектор Николай Георгиевич Мартьянов (1873–1943 гг.). На закладке церкви присутствовали священники Игнатий Червяков, Иоанн Иголкин, Иоанн Тепин, диакон Симеон Савельев, а также священство из других городов Тверской губернии и Санкт-Петербурга.

28 марта 1910 года храм освятил преосвященный Кирил, епископ Одесский и Балтский и временно Петербургский и Тверской. На колокольню были подняты 8 колоколов. При храме появилась богадельня, а с 1908 года — школа, где обучалось до 60 человек. Первым настоятелем храма стал отец Игнатий Червяков. Вторым священником в Покровском храме служил иерей Григорий Трифонович Ширяев, ранее служивший в Вышнем Волочке. Диаконом в церкви служил Симеон Савельев. В новопостроенном храме диакон Симеон прослужил недолго. 12 августа 1913 года он скончался. [36]

Дети отца Иоанна Иголкина получили хорошее образование. Они окончили гимназии. После окончания гимназии Василий Иголкин прошел обучение на бухгалтерских курсах. Василий Иголкин в 1924 году женился на Татьяне. Работал на предприятиях Ржева. В семье Василия и Татьяны в 1932 году родилась дочь. Второй сын священника Иоанна Иголкина — Иван женился на Александре Андреевне (в девичестве Гончуковой). В семье Ивана и Александры родились дочери — Тамара (1919 г.р.) и Емилия (прим. 1924 г.р.). Емилия умерла в 4 года. О судьбе младшей дочери священника — Александры сведений нет. Сестра Василия и Ивана Иголкиных Мария окончила гимназию во Ржеве. Вышла замуж за военного Петра Иосифовича Стефановича и уехала с мужем в Москву. Детей у них не было. Младший из детей священника Федор Иголкин был женат на Марии Федоровне (в девичестве Карасевой).

 

Проповедническая деятельность священника

О. Иоанн Иголкин публиковался в журналах «Церковь», «Слово Церкви». Он писал о жизни старообрядческих общин Ржева, был талантливым проповедником и оратором. Протоиерей Иоанн собирал сведения для книги об истории старообрядчества Тверского края. Имел огромную библиотеку духовных книг, часть которой сейчас находится в Ржевской Покровской Церкви.

 

Преставление протоиерея Иоанна Иголкина. Дальнейшая судьба Троицкой церкви

Протоиерей Иоанн Иголкин умер в 1928 году. Похоронен на ржевском старообрядческом кладбище, основанном в 1894 году. Смерть настоятеля, положившего свою жизнь на создание старообрядческой церкви во Ржеве, очень переживали прихожане Троицкого храма. Около трех месяцев в церкви служил священник Иаков Кузьмич Хромов, который впоследствии был поставлен на служение к Сергиевскому старообрядческому храму в селе Дмитрово Погорельского района Западной области. Затем в Троицком храме служил отец Никифор. [37]

Протоиерей Иоанн Иголкин
Остов каменной колокольни Троицкого храма во Ржеве

В октябре 1934 года состоялось изъятие имущества Троицкого храма. Диакону Феодоту удалось перенести из Троицкого храма иконы из основного комплекта иконостаса, предметы убранства, книги, утварь в старообрядческий Первый Покровский храм. Спустя время местная власть постановила переоборудовать Троицкий храм в клуб. Здание Троицкого храма было разрушено во время Великой Отечественной войны. После войны часть храмовой территории была отобрана под строительство жилого дома. В настоящее время на территории бывшего Троицкого храма стоит остов каменной колокольни. Иконы и предметы убранства Троицкого храма пережили военное лихолетье в Покровской церкви. Сейчас часть иконостаса Троицкой церкви находится в старообрядческом храме во имя преподобного Сергия Радонежского в городе Сычевке Смоленской области.

 

Источники

1 ФГБУ РГБ. Иголкин Иван Егорович. Обличительное послание раскольнического попа австрийского поставления к раскольническому беглому попу. М., 1890. Л. 2.
2 Там же.
3 Там же.
4 РГАДА. Ф. 1475. Д. 644. Л. 101.
5 РГАДА. Ф. 1475. Д. 064. Л. 39.
6 ГАТО. Ф.56. Оп. 1. Д. 5831. С. 54.
7 РГАДА. Ф. 1475. Д. 139. Л. 64.
8 РГАДА. Ф. 1475. Д. 064. Л. 66.
9 РГАДА. Ф. 1475. Д. 062. Л. 220.
10 РГАДА. Ф. 1475. Д. 064. Л. 37.
11 РГАДА. Ф. 1475. Д. 339. Л. 22.
12 Там же. Л. 44.
13 Там же. Л. 102.
14 ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 1270.
15 РГАДА. Ф. 1475. Д. 338. Л. 303.
16 РГАДА. Ф. 1475. Д. 340. Л. 466, 467.
17 РГАДА. Ф. 1475. Д. 139. Л. 65.
18 РГАДА. Ф. 1475. Д. 137. Л. 56, 57.
19 Там же. Л. 68.
20 РГАДА. Ф. 1475. Д. 139. Л. 28.
21 Там же. Л. 31.
22 РГАДА. Ф. 1475. Д. 137. Л. 89, 90.
23 Там же. Л. 127.
24 Там же. Л. 98.
25 Там же. Л. 97.
26 Там же. Л. 99.
27 РГАДА. Ф. 1475. Д. 442. Л. 62.
28 Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 51, 52.
29 РГАДА. Ф. 1475. Д. 139. Л. 28, 29, 30.
30 ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 1263. Л. 2.
31 ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 1259. Л. 13, 14.
32 ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 1263. Л. 2, 3.
33 ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 1258. Л. 5.
34 РГАДА. Ф. 1475. Д. 145. Л. 254.
35 РГАДА. Ф.1475. Д. 143. Л. 271, 272.
36 ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 1270.
37 Архив УФСБ по ТО. Д. 20726с. Л. 51, 52.

Поделиться: