Главная » История » Старообрядческий архиепископ Саватий Киевский. (К годовщине со дня упокоения) 

Старообрядческий архиепископ Саватий Киевский. (К годовщине со дня упокоения) 

Поиск

Предстоящие события

    8 июля 2016 года в Кировограде на 74-м году жизни скончался один из видных старообрядческих деятелей современности, подвижник, ценитель украинской и русской народной культуры, настойчивый продолжатель традиций и просто добрейший и замечательный человек архипастырь Киевской и всея Украины епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви архиепископ Саватий (Козка). Отпевание владыки состоялось в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Никольск Светловодского района Кировоградской области.

    Архиепископ Киевский и всея Украины Русской Православной Старообрядческой Церкви Саватий (в миру Степан Петрович Козка) родился 11 сентября 1942 г. в с. Аджамка Аджамского района Кировоградской области в украинской крестьянской семье. Отец архипастыря Петр Маркович Козка родился в 1915 г. в Сибири, мать Полина Викторовна Олейник родилась в 1910 г. в Аджамке. Семья у будущего владыки была большой. Кроме Степана, в семье родилось еще пять детей — братья Петр и Николай, сестры Любовь, Людмила и Алла.

    В 1952 г. семья Козка переехала в с. Бережинку Кировоградского района Кировоградской области. В 1956 г. Степан Козка окончил Бережинскую семилетнюю школу. До службы в армии работал в питомнике, где выращивались саженцы фруктовых и декоративных деревьев, а также на стройке в Кировограде. С 1961 по 1963 гг. служил на Урале в инженерных войсках Вооруженных сил СССР. Еще до армии поступил в Вижницкое художественное училище декоративно-прикладного искусства (г. Вижница Черновицкой области) на специальность «ковроткачество». После окончания службы учился в этом училище. В 1968 г. поступил на работу на Черниговский камвольно-суконный комбинат на должность художника по оформлению печатных тканей.

    После смерти брата Николая вернулся на родину. В 1973 г. в связи с болезнью Степана Петровича его трудовая деятельность на некоторое время прекращается. Во время болезни он стал посещать православный храм в Кировограде, заинтересовался Святым Писанием, начал посещать старообрядческий приход в с.  Клинцы Кировоградского района Кировоградской области и с тех пор духом остался в старообрядчестве.
    В 1975 г. С.П. Козка принял крещение согласно обычаям древнерусской Церкви. По благословению настоятеля Клинцовской старообрядческой общины иерея Иакова Студникова он начал изучать Катехизис, читать Кирилову книгу, Книгу о вере, Цветник аввы Дорофея, жития святых и другую поучительную литературу, которой в советское время очень не хватало. Степан детально изучал церковную службу и устав. В 1978 г. по рекомендации о. Иакова стал уставщиком старообрядческой церкви в с. Клинцы.

    В 1987 г. в Успенском храме г. Киева Московский архиепископ Алимпий (Гусев) рукополагает Степана Петровича в сан диакона, а через день в сан священника. Из-за отсутствия духовенства кроме клинцовского храма иерей Степан одновременно обслуживал старообрядческие приходы с. Зыбкого Онуфриевского района, с. Никольска Светловодского района Кировоградской обл., а также древлеправославную общину г. Харькова.

    В 1993 г. митрополит Алимпий в сослужении епископов Иоанна Костромского и Силуяна Новосибирского возводят о. Степана (после принятия иночества с именем Саватий) в сан епископа на Киевскую епархию. В 2006 г. в Москве владыку Саватия возводят в сан архиепископа Киевского и всея Украины.

    Архиепископ Саватий любил искусство, литературу, музыку и особенно художественную фотографию. Кроме церковной богослужебной и поучительной литературы, владыка интересовался произведениями русской классики, в частности творчеством Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, И. Ильина, произведениями зарубежных писателей, в частности сочинениями Г. Мопассана и Т. Драйзера. Особое место он отводил русской поэзии, стихотворениям А. Пушкина, Ю. Лермонтова, С. Есенина. Еще до пострижения в иночество, владыка интересовался русской и зарубежной классической музыкой, особенно произведениями Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Л. Бетховена. Архиепископ очень хорошо знал украинскую народную песенную культуру, поскольку фольклор знала его мама.

    Основной проблемой современности архиепископ Саватий считал недостаточное количество духовенства в старообрядческой Церкви. Это объяснялось не только низкой заработной платой в староверческих приходах, но и высокими нравственными требованиями к кандидатам в священники при их рукоположении. Заветной мечтой архиепископа было финансирование священников не из средств общин, а из бюджета епархии, как это осуществляется в старообрядческих приходах Румынии. По мнению владыки, это предоставило возможность заметно улучшить дисциплину духовенства. Скудность средств не позволяла регулярно содержать Киевское епархиальное управление, иметь собственного секретаря, поэтому у владыки скапливалось много нерешенных проблем, особенно канцелярских. Несмотря на то что архиепископ любил совершать архиерейские службы, ему часто приходилось разбирать духовные вопросы. Как правило, миссионерской работой он занимался в непринужденной обстановке, часто в пути. У архипастыря бывали случаи, когда в один день приходилось крестить до 30 человек, а само крещение продолжалось около четырех часов (с. Никольск Светловодского района Кировоградской области).

    По долгу своего служения Господу, владыка часто встречался с людьми разного ранга и уровня, в частности с председателем по делам религий при Кабинете министров Украины, главами украинских областных администраций, послом Российской Федерации в Украине, представителями российского консульства в Одессе и др. Архиепископ Саватий был готов к диалогу со всеми религиозными конфессиями. Он часто говорил: «Бог создал человека по образу и подобию своему, и мы видим образ Божий в любом человеке, независимо от его вероисповедания». Общаться можно со многими, отмечал он, но в молитвословии нужно пребывать только с верными чадами Церкви Христовой. Владыка Саватий считал, что христианин должен неукоснительно придерживаться своей древнеправославной веры. Он особо акцентировал внимание на том, что сегодня, как никогда раньше, надо молиться Богу, поскольку мир переполнен самоубийствами, развратом и срамом.

    Проститься с любимым учителем прибыли старообрядцы и представители других конфессий со всей Украины, из некоторых зарубежных стран, в частности Молдавии, Румынии и России. В богослужении приняло участие свыше 40 священнослужителей, в том числе три архиерея, священники, диаконы и чтецы.
    Отпевание усопшего архиепископа Саватия возглавил Леонтий (Изот) митрополит Белокриницкий и всех древлеправославных христиан (Браила, Румыния), епископы Евмений (Михеев) Кишиневский и всея Молдовы (Кишинев) и Геннадий (Тимофей) Браильский, викарий Белокриницкой митрополии (Браила, Румыния).
    В службе участвовали протоиереи Алексей Комендантов (Киев), Илья Косарев (Одесса), Виктор Костромин (с. Покровка Дондюшанского района, Молдова), Феодор Говоров (Винница), Леонтий Сергеев (Черновцы), иконом Киевской епархии о. Виталий Рекида (с. Пилипы-Хребтиевские Новоушицкого района Хмельницкой области), иереи: о. Никола Кралев (с. Никольск Светловодского района Кировоградской области), о. Сергий Бобков (с. Белая Криница Глыбокского района Черновицкой области), о. Никола Муравьев (Килия Одесской области), о. Андрей Вознюк (Кишинев, Молдова), о. Сергий Лепилов (Балта Одесской области), о. Иоанн Севастьянов (Ростов-на-Дону), о. Михаил Комендантов (с. Приморское Килийского района Одесской области), о. Никола Ковалев (Жмеринка Винницкой области), о. Евгений Брижак (с. Белоусовка Сокирянского района Черновицкой области), о. Владимир Светлогорский (с. Липованы Вижницкого района Черновицкой области), о. Андрей Костромин (Бендеры, Приднестровье), о. Григорий Кизицкий (Кагул, Молдова), о. Виктор Галкин (с. Петраши Виньковецкого района Хмельницкой области), о. Константин Литвяков (г. Хмельницкий), о. Калиник Епифан (п. Брацлав Немировского района Винницкой области), о. Димитрий Бугунов (с. Старая Некрасовка Измаильского района Одесской области), о. Роман Маслов (Симферополь, Автономная Республика Крым), о. Леонид Воликов (Харьков), о. Иоанн Кузьмин (с. Жуковцы Жмеринского района Винницкой области).
    Владыку Саватия также отпевали протодиаконы Никола Тикан (Черновцы) и Павел Четик (с. Сарыкей, Румыния), диаконы Михаил Чучуников (с. Мирное Килийского района Одесской области), Евгений Галкин (с. Петраши Виньковецкого района Хмельницкой области), иподиаконы Павел Греков (Браила, Румыния), Ростислав Нескоровный (с. Белоусовка Сокирянского района Черновицкой области) и Георгий Яровой (Одесса), Иларион Марченков (с. Балки Барского района Винницкой области).

    Обряд погребения помогали вести чтецы Константин Клюев из Балты Одесской области, Никита Кралев из Никольска Светловодского района Кировоградской области, Геннадий Мишурнов из Вилкова Килийского района Одесской области, а также прибывшие из Кишинева Георгий Панко и из Хмельницкого студент Московского старообрядческого училища Иван Марченков. Организация похорон была возложена на настоятеля Никольской старообрядческой общины о. Николу Кралева.
    Песнопения исполнял мужской хор прибывших из разных уголков Украины духовных чад покойного. После совершения воскресной божественной литургии величественное отпевание владыки Саватия проходило несколько часов подряд. Храм Никольска был переполнен сотнями старообрядцев, духовными детьми усопшего, его друзьями и просто людьми, знавшими и любившими архипастыря. По завершении заупокойной службы участники церемонии простились с владыкой. Траурная колонна, насчитывавшая несколько десятков автомобилей и автобусов, двинулась под г. Кировоград, а именно в с. Бережинку, где завещал похоронить себя усопший. По окончании продолжительной службы на кладбище, гроб с телом покойного был опущен в могилу.

    Теплые слова в адрес архиепископа Саватия произнесли правящий архиерей Кишиневской и всея Молдовы епархии владыка Евмений (Михеев) и настоятель Одесской старообрядческой общины протоиерей Илья Косарев. Присутствовавших пригласили на поминальный обед.